Все три исследуемые препарата – амитриптилин, миансерин и тразодон обладают выраженным антидепрессивным эффектом.
Если обратить внимание на определенные пункты HRS-D, существенных различий между препаратами не отмечали, за исключением либидо. Расхождение во времени в плане улучшения по шкале HRS-D по сравнению с изменениями по GDS можно объяснить, рассмотрев некоторые пункты HRS-D: специфические симптомы депрессии имеют тенденцию регрессировать после третьей недели лечения. С другой стороны, тревога, которая часто сочетается с депрессией у лиц пожилого возраста, снижается после первой недели лечения в связи с анксиолитическими свойствами данных препаратов [1]. Иными словами, показатели GDS, вероятно, отражают изменения специфических биологических симптомов депрессии, в то время как HRS-D – как специфических, так и неспецифических. Таким образом, GDS представляется более надежным инструментом для выявления изменений основных биологических симптомов депрессии у пациентов пожилого возраста по сравнению с HRS-D, и использование этой шкалы в клинических испытаниях является предпочтительным. Тем не менее, в отношении таких симптомов, как подавленность и заторможенность (снижение физической и умственной активности), амитриптилин был более эффективен, чем миансерин и тразодон.
Переносимость, как уже отмечалось ранее, является одним из факторов, который косвенно влияет на клинический исход. Поэтому выбор антидепрессанта для лечения пожилых пациентов должен фокусироваться на таких препаратах, которые не усугубляют уже существующие функциональные мозговые и экстрацеребральные нарушения. По результатам ранее опубликованных исследований, при применении тразодона не отмечалось антихолинергических и сердечно-сосудистых побочных эффектов [15]. Более того, некоторые авторы сообщают, что тразодон, в отличие от амитриптилина, не имеет отрицательного влияния на когнитивные функции и трудоспособность [16].
В данном исследовании ни у одного пациента не отмечали нарушений со стороны системы крови, хотя ранее высказывали предостережения по поводу агранулоцитоза и других нарушений, ассоциированных с приемом миансерина [23]. Ввиду клинических особенностей депрессии у лиц пожилого возраста, необходимы специальные диагностические инструменты. С другой стороны, данные об эффективности и переносимости у пожилых нельзя экстраполировать из исследований с участием больных других возрастных групп, ввиду того что клинические и токсикологические особенности психотропных веществ зависят от возраста.
Таким образом, учитывая соотношение эффективность/переносимость, целесообразно рекомендовать применение атипических антидепрессантов (SARI) вместо трициклических у пожилых пациентов с депрессией, в частности у тех, у кого следует избегать появления антихолинергических и/или сердечно-сосудистых побочных эффектов.
Список литературы находится в редакции.
Подготовила Татьяна Ильницкая
Clinical Neuropharmacology. – 1989. – Vol. 12, Suppl 1.