За последние годы на фармацевтическом рынке появляется все больше генерических препаратов, многие из которых пользуются большим спросом не только в связи с ценовой доступностью, но также благодаря особенностям переносимости. Среди многочисленных генериков рисперидона следует отметить риссет®, который, согласно данным литературы, по фармакологическим свойствам не уступает другим подобным лекарственным средствам и относится к генерическим препаратам 1-го ряда [1, 2]. По результатам исследований, биоэквивалентность риссета по отношению к оригинальному рисперидону составляет 90% [2, 3].
Рецепторный профиль действующего вещества риссета рисперидона характеризуется блокадой 5HT
2- и D
2-рецепторов, причем сродство к 5HT
2/2A-рецепторам на порядок превосходит таковое к D
2. Помимо этого препарат связывается с a
1- и a
2-адренергическими и гистаминовыми рецепторами, но с гораздо меньшей степенью сродства. Диссоциация препарата с 5HT
2- и H1-рецепторами происходит медленно, однако он быстро освобождает D
2- и a-адренорецепторы. С другими рецепторами и нейромедиаторными системами, включая холинергическую, рисперидон взаимодействует слабо или не взаимодействует вовсе. Функциональные эксперименты показывают, что рисперидон выборочно блокирует А-подтип a
1-адренергических рецепторов, но не блокирует рецепторы подтипа B. Блокирование a
1-/b-адренергических рецепторов существенно влияет на снижение экстрапирамидных эффектов при терапии рисперидоном. Как подтверждено многочисленными исследованиями и клинической практикой, рисперидон отличается эффективностью не только в отношении манифестной шизофренической симптоматики, но главным образом способствует нивелированию негативных и когнитивных расстройств, что связано с мощным антагонистическим действием на 5HT
2-рецепторы [3-8].
Материалы и методы исследования
В отделе по изучению пограничной психической патологии и психосоматических расстройств (руководитель – академик РАМН А.Б. Смулевич) НЦПЗ РАМН (директор – академик РАМН А.С. Тиганов) проведено обобщение результатов применения препарата риссет® во врачебной практике. Для анализа были отобраны истории болезни 31 пациента: 23 с верифицированным диагнозом шизофрении и 8 – шизотипического расстройства (по МКБ-10). В анализируемой выборке был один случай отмены лечения в связи с нежелательными явлениями, представленными ниже. В итоге выборка составила 30 пациентов (15 мужчин, 15 женщин) в возрасте от 18 до 55 лет (средний возраст – 34 ± 17,5 года), проходивших стационарное лечение и полностью завершивших курс терапии риссетом.
В клинической картине на момент начала лечения у всех пациентов доминировали когнитивные (расстройства мышления – резонерство, соскальзывание, шперрунги, ощущение пустоты в голове, наплывы мыслей) и негативные изменения (притупленный аффект, социальная отгороженность, волевые нарушения). У 4 больных на фоне негативных изменений наблюдалась позитивная процессуальная симптоматика (сенситивные идеи отношения, резидуальные параноидные и галлюцинаторные феномены, бредоподобное фантазирование, сенестопатии). Наряду с этим у всех пациентов отмечались расстройства других, более легких психопатологических регистров: аффективные – 20 (67%); тревожные – 13 (43%); невротические (раздражительность, соматоформные расстройства, астения, обсессивные феномены) – 10 (30%) (рис. 1).
|
Лечение риссетом проводилось в дозе от 3 до 12 мг/сут в течение 4 недель. Средняя стартовая доза составила 4 мг/сут. Максимальные дозы среди больных изученной выборки распределялись следующим образом: 12 мг – 1 больной, 9 мг – 1, 8 мг – 6, 6 мг – 7, 5 мг – 2, 4 мг – 7, 3 мг – 6. Таким образом, у большинства пациентов среднесуточная доза препарата составила 6 мг.
Наряду c нейролептической терапией для коррекции психопатологических расстройств при необходимости назначали антидепрессанты, транквилизаторы и гипнотики. Причем гипнотики отменяли после нормализации сна, остальные препараты были включены в схему постоянного лечения. Монотерапию риссетом проводили 10 (30%) пациентам.
Оценку соматического состояния больных (физикальный осмотр, измерение артериального давления, частота сердечных сокращений) выполняли на каждом визите, а лабораторных и инструментальных данных (общий и биохимический анализы крови, анализ мочи, электрокардиографии) – в начале и по окончании периода наблюдения.
Эффективность и переносимость оценивали с помощью шкалы общего клинического впечатления (CGI), шкалы позитивных и негативных симптомов шизофрении (PANSS), а также шкалы для оценки нежелательных явлений (UKU) для антипсихотиков.
Титрование доз препарата риссет® проводили в гибком режиме в зависимости от психического состояния, эффективности и возникновения побочных реакций. Так, 8 пациентов исследуемой выборки по завершении курса продолжили прием риссета в качестве поддерживающей терапии после выписки из стационара.
Характеристика выборки
Данные таблицы 1 наглядно демонстрируют низкие показатели профессиональной и семейной адаптации. Из 9 работающих пациентов только 2 успешно справлялись с профессиональной деятельностью.
|
Результаты исследования
Терапию в период наблюдения полностью прошли все 30 пациентов, из них 20 (67%) соответствовали пунктам «улучшение» и «значительное улучшение» по шкале CGI (рис. 2). Динамика состояния больных изученной выборки представлена на рисунке 3. Таким образом, отчетливое улучшение в целом наступало к концу 2-й недели лечения и прогрессировало с каждым визитом.
|
|
Эффективность риссета в настоящем исследовании проявлялась в первую очередь в отношении расстройств в когнитивной сфере (более структурированное мышление без соскальзываний и шперрунгов, минимизация резонерских сентенций). Полученные результаты совпадают с данными о благоприятном влиянии препарата в отношении когнитивных расстройств у больных шизофренией, представленными в публикациях других авторов [3].
Положительные сдвиги отмечены также в волевой сфере. Следствием наблюдавшихся в рассмотренных случаях улучшений побудительных функций и мотивации было повышение потребности в деятельности и восстановление социальной активности. Наряду с этим редуцировались симптомокомплексы позитивного психопатологического ряда: идеи отношения, обманы восприятия, раздражительность, аффективные и соматоформные расстройства.
При оценке переносимости и безопасности терапии риссетом были выявлены нежелательные явления (табл. 2). Среди наиболее частых побочных реакций выделена сухость во рту; значительно реже возникали ощущение физической слабости, жалобы на запоры и нечеткость зрения, регистрируемые преимущественно на 1-й неделе терапии. Остальные нежелательные явления отмечались лишь в единичных наблюдениях. Следует отметить, что часть побочных эффектов, обозначенных как нежелательные, были слабо выражены и носили субъективный характер. Нейролептические явления (тремор, акатизия) купировались назначением корректоров (бипериден по 2-8 мг, амантадин до 300 мг/сут).
|
Существенных изменений клинических показателей крови и мочи при лечении риссетом не отмечено. Лишь в трех случаях по окончании периода исследования было зарегистрировано повышение уровня трансаминаз (максимально аланинаминотрансфераза до 46 ммоль/л, аспартатаминотрансфераза до 82 ммоль/л) на фоне приема 3-5 мг риссета. Один пациент из первоначальной выборки (31 наблюдение) был исключен из исследования на 2-й неделе лечения в связи с резким повышением уровня пролактина до 2275 мЕд/л (при норме 73-407 мЕд/л).
Анализ динамики показателей электрокардиографии в период терапии риссетом позволил заключить, что отрицательных изменений на фоне 8-недельного приема препарата не зарегистрировано.
Увеличение массы тела за 4 недели терапии риссетом наблюдалось у половины пациентов и в среднем составило 2,1 кг, причем носило преимущественно алиментарный характер (за счет повышения аппетита) и не зависело от дозы препарата. Такая динамика изменения показателей массы тела как одного из наиболее распространенных нежелательных явлений (наряду с гиперпролактинемией), выявленных при применении рисперидона, отмечлась и в других исследованиях [9].
Выводы
Таким образом, препарат риссет®, относящийся к классу атипичных антипсихотиков, демонстрирует достаточно высокий клинический психофармакологический эффект при психических расстройствах шизофренического спектра.
Положительные результаты применения препарата риссет® в рамках настоящего наблюдения наиболее очевидны у больных негативной шизофренией, клиническая картина которой определяется дефицитарной симптоматикой и когнитивными расстройствами. Нежелательные явления незначительны и не препятствуют широкому применению препарата в психиатрической практике как в стационаре, так и в амбулаторных условиях.
Литература
1. Дороженок И.Ю. Распространенность и клиническая характеристика психических расстройств в общесоматической сети. Психотропные средства в психосоматике на модели психодерматологии. Психич. расстройства в общей медицине. – 2011. – 1. –
С. 46-51.
2. Сюняков Т.С. Применение Риссета (рисперидона) в психиатрической практике (обзор литературы) // Психиатр. и психофармакотер. – 2009. – 11 (6). – С. 49-52.
3. Шаповалов Д.Л., Полозова Т.М. Применение препарата Риссет и его комбинации с реополиглюкином для коррекции негативных симптомов и нейрокогнитивного дефицита у больных шизофренией (сравнительное исследование) // Психиатр. и психофармакотер. – 2011. – 13 (1). – С. 40-44.
4. Csernansky J.G., Mahmoud R., Renner R.B. A comparison of risperidone and haloperidol for the prevention of relapse in patients with schizophrenia // N Engl J Med. – 2002. – 346. – С. 16-22.
5. Curtis V.A., Kerwin R.W. At risk-benefit assessment of risperidone in schizophrenia // Drug Safety. – 1995. – 12. – С. 139-145.
6. Marder S.R., Glynn S.M., Wirshing W.C. et al. Maintenance treatment of schizophrenia with risperidone or haloperidol: 2-year outcomes // Am J Psychiat. – 2003. – 160. – С. 1405-1412.
7. McEvoy J., Lieberman J.A., Perkins D.O. et al. Efficacy and tolerability of olanzapine, quetiapine, and risperidone in the treatment of early psychosis: a randomized, double-blind 52-week comparison // Am J Psychiat. – 2007. – 164 (7). – 1050-1060.
8. Peuskens J. Risperidone in the treatment of patients with chronic schizophrenia: a multi-national, multi-centre, double-blind, parallel-group study versus haloperidol // Brit J Psychiat. – 1995. – 166. – С. 712-26.
9. Umbricht D., Kane J.M. Risperidone: efficacy and safety // Schizophrenia Bull. – 1995. – 21 (4). – С. 593-606.
Психические расстройства в общей медицине. – 2012. – № 2. – С. 28-31.