сховати меню
Розділи: Практика

Применение риссета в терапии шизофрении: оценка эффективности, безопасности и переносимости

Н.А. Ильина, К.В. Смирнова, Г.А. Смагина, ФГБУ Научный центр психического здоровья РАМН, г. Москва
За последние годы на фармацевтическом рынке появляется все больше генерических препаратов, многие из которых пользуются большим спросом не только в связи с ценовой доступностью, но также благодаря особенностям переносимости. Среди многочисленных генериков рисперидона следует отметить риссет®, который, согласно данным литературы, по фармакологическим свойствам не уступает другим подобным лекарственным средствам и относится к генерическим препаратам 1-го ряда [1, 2]. По результатам исследований, биоэквивалентность риссета по отношению к оригинальному рисперидону составляет 90% [2, 3].
Рецепторный профиль действующего вещества риссета рисперидона характеризуется блокадой 5HT2- и D2-рецепторов, причем сродство к 5HT2/2A-рецепторам на порядок превосходит таковое к D2. Помимо этого препарат связывается с a1- и a2-адренергическими и гистаминовыми рецепторами, но с гораздо меньшей степенью сродства. Диссоциация препарата с 5HT2- и H1-рецепторами происходит медленно, однако он быстро освобождает D2- и a-адренорецепторы. С другими рецепторами и нейромедиаторными системами, включая холинергическую, рисперидон взаимодействует слабо или не взаимодействует вовсе. Функциональные эксперименты показывают, что рисперидон выборочно блокирует А-подтип a1-адренергических рецепторов, но не блокирует рецепторы подтипа B. Блокирование a1-/b-адренергических рецепторов существенно влияет на снижение экстрапирамидных эффектов при терапии рисперидоном. Как подтверждено многочисленными исследованиями и клинической практикой, рисперидон отличается эффективностью не только в отношении манифестной шизофренической симптоматики, но главным образом способствует нивелированию негативных и когнитивных расстройств, что связано с мощным антагонистическим действием на 5HT2-рецепторы [3-8].

Материалы и методы исследования
В отделе по изучению пограничной психической патологии и психосоматических расстройств (руководитель – академик РАМН А.Б. Смулевич) НЦПЗ РАМН (директор – академик РАМН А.С. Тиганов) проведено обобщение результатов применения препарата риссет® во врачебной практике. Для анализа были отобраны истории болезни 31 пациента: 23 с верифицированным диагнозом шизофрении и 8 – шизотипического расстройства (по МКБ-10). В анализируемой выборке был один случай отмены лечения в связи с нежелательными явлениями, представленными ниже. В итоге выборка составила 30 пациентов (15 мужчин, 15 женщин) в возрасте от 18 до 55 лет (средний возраст – 34 ± 17,5 года), проходивших стационарное лечение и полностью завершивших курс терапии риссетом.
В клинической картине на момент начала лечения у всех пациентов доминировали когнитивные (расстройства мышления – резонерство, соскальзывание, шперрунги, ощущение пустоты в голове, наплывы мыслей) и негативные изменения (притупленный аффект, социальная отгороженность, волевые нарушения). У 4 больных на фоне негативных изменений наблюдалась позитивная процессуальная симптоматика (сенситивные идеи отношения, резидуальные параноидные и галлюцинаторные феномены, бредоподобное фантазирование, сенестопатии). Наряду с этим у всех пациентов отмечались расстройства других, более легких психопатологических регистров: аффективные – 20 (67%); тревожные – 13 (43%); невротические (раздражительность, соматоформные расстройства, астения, обсессивные феномены) – 10 (30%) (рис. 1).

primenenierisseta1.jpg

Лечение риссетом проводилось в дозе от 3 до 12 мг/сут в течение 4 недель. Средняя стартовая доза составила 4 мг/сут. Максимальные дозы среди больных изученной выборки распределялись следующим образом: 12 мг – 1 больной, 9 мг – 1, 8 мг – 6, 6 мг – 7, 5 мг – 2, 4 мг – 7, 3 мг – 6. Таким образом, у большинства пациентов среднесуточная доза препарата составила 6 мг.
Наряду c нейролептической терапией для коррекции психопатологических расстройств при необходимости назначали антидепрессанты, транквилизаторы и гипнотики. Причем гипнотики отменяли после нормализации сна, остальные препараты были включены в схему постоянного лечения. Монотерапию риссетом проводили 10 (30%) пациентам.
Оценку соматического состояния больных (физикальный осмотр, измерение артериального давления, частота сердечных сокращений) выполняли на каждом визите, а лабораторных и инструментальных данных (общий и биохимический анализы крови, анализ мочи, электрокардиографии) – в начале и по окончании периода наблюдения.
Эффективность и переносимость оценивали с помощью шкалы общего клинического впечатления (CGI), шкалы позитивных и негативных симптомов шизофрении (PANSS), а также шкалы для оценки нежелательных явлений (UKU) для антипсихотиков.
Титрование доз препарата риссет® проводили в гибком режиме в зависимости от психического состояния, эффективности и возникновения побочных реакций. Так, 8 пациентов исследуемой выборки по завершении курса продолжили прием риссета в качестве поддерживающей терапии после выписки из стационара.

Характеристика выборки
Данные таблицы 1 наглядно демонстрируют низкие показатели профессиональной и семейной адаптации. Из 9 работающих пациентов только 2 успешно справлялись с профессиональной деятельностью.

primenenierisseta2.jpg

Результаты исследования
Терапию в период наблюдения полностью прошли все 30 пациентов, из них 20 (67%) соответствовали пунктам «улучшение» и «значительное улучшение» по шкале CGI (рис. 2). Динамика состояния больных изученной выборки представлена на рисунке 3. Таким образом, отчетливое улучшение в целом наступало к концу 2-й недели лечения и прогрессировало с каждым визитом.

primenenierisseta3.jpg

primenenierisseta4.jpg

Эффективность риссета в настоящем исследовании проявлялась в первую очередь в отношении расстройств в когнитивной сфере (более структурированное мышление без соскальзываний и шперрунгов, минимизация резонерских сентенций). Полученные результаты совпадают с данными о благоприятном влиянии препарата в отношении когнитивных расстройств у больных шизофренией, представленными в публикациях других авторов [3].
Положительные сдвиги отмечены также в волевой сфере. Следствием наблюдавшихся в рассмотренных случаях улучшений побудительных функций и мотивации было повышение потребности в деятельности и восстановление социальной активности. Наряду с этим редуцировались симптомокомплексы позитивного психопатологического ряда: идеи отношения, обманы восприятия, раздражительность, аффективные и соматоформные расстройства.
При оценке переносимости и безопасности терапии риссетом были выявлены нежелательные явления (табл. 2). Среди наиболее частых побочных реакций выделена сухость во рту; значительно реже возникали ощущение физической слабости, жалобы на запоры и нечеткость зрения, регистрируемые преимущественно на 1-й неделе терапии. Остальные нежелательные явления отмечались лишь в единичных наблюдениях. Следует отметить, что часть побочных эффектов, обозначенных как нежелательные, были слабо выражены и носили субъективный характер. Нейролептические явления (тремор, акатизия) купировались назначением корректоров (бипериден по 2-8 мг, амантадин до 300 мг/сут).

primenenierisseta5.jpg

Существенных изменений клинических показателей крови и мочи при лечении риссетом не отмечено. Лишь в трех случаях по окончании периода исследования было зарегистрировано повышение уровня трансаминаз (максимально аланинаминотрансфераза до 46 ммоль/л, аспартатаминотрансфераза до 82 ммоль/л) на фоне приема 3-5 мг риссета. Один пациент из первоначальной выборки (31 наблюдение) был исключен из исследования на 2-й неделе лечения в связи с резким повышением уровня пролактина до 2275 мЕд/л (при норме 73-407 мЕд/л).
Анализ динамики показателей электрокардиографии в период терапии риссетом позволил заключить, что отрицательных изменений на фоне 8-недельного приема препарата не зарегистрировано.
Увеличение массы тела за 4 недели терапии риссетом наблюдалось у половины пациентов и в среднем составило 2,1 кг, причем носило преимущественно алиментарный характер (за счет повышения аппетита) и не зависело от дозы препарата. Такая динамика изменения показателей массы тела как одного из наиболее распространенных нежелательных явлений (наряду с гиперпролактинемией), выявленных при применении рисперидона, отмечлась и в других исследованиях [9].

Выводы
Таким образом, препарат риссет®, относящийся к классу атипичных антипсихотиков, демонстрирует достаточно высокий клинический психофармакологический эффект при психических расстройствах шизофренического спектра.
Положительные результаты применения препарата риссет® в рамках настоящего наблюдения наиболее очевидны у больных негативной шизофренией, клиническая картина которой определяется дефицитарной симптоматикой и когнитивными расстройствами. Нежелательные явления незначительны и не препятствуют широкому применению препарата в психиатрической практике как в стационаре, так и в амбулаторных условиях.

Литература
1. Дороженок И.Ю. Распространенность и клиническая характеристика психических расстройств в общесоматической сети. Психотропные средства в психосоматике на модели психодерматологии. Психич. расстройства в общей медицине. – 2011. – 1. – С. 46-51.
2. Сюняков Т.С. Применение Риссета (рисперидона) в психиатрической практике (обзор литературы) // Психиатр. и психофармакотер. – 2009. – 11 (6). – С. 49-52.
3. Шаповалов Д.Л., Полозова Т.М. Применение препарата Риссет и его комбинации с реополиглюкином для коррекции негативных симптомов и нейрокогнитивного дефицита у больных шизофренией (сравнительное исследование) // Психиатр. и психофармакотер. – 2011. – 13 (1). – С. 40-44.
4. Csernansky J.G., Mahmoud R., Renner R.B. A comparison of risperidone and haloperidol for the prevention of relapse in patients with schizophrenia // N Engl J Med. – 2002. – 346. – С. 16-22.
5. Curtis V.A., Kerwin R.W. At risk-benefit assessment of risperidone in schizophrenia // Drug Safety. – 1995. – 12. – С. 139-145.
6. Marder S.R., Glynn S.M., Wirshing W.C. et al. Maintenance treatment of schizophrenia with risperidone or haloperidol: 2-year outcomes // Am J Psychiat. – 2003. – 160. – С. 1405-1412.
7. McEvoy J., Lieberman J.A., Perkins D.O. et al. Efficacy and tolerability of olanzapine, quetiapine, and risperidone in the treatment of early psychosis: a randomized, double-blind 52-week comparison // Am J Psychiat. – 2007. – 164 (7). – 1050-1060.
8. Peuskens J. Risperidone in the treatment of patients with chronic schizophrenia: a multi-national, multi-centre, double-blind, parallel-group study versus haloperidol // Brit J Psychiat. – 1995. – 166. – С. 712-26.
9. Umbricht D., Kane J.M. Risperidone: efficacy and safety // Schizophrenia Bull. – 1995. – 21 (4). – С. 593-606.

Психические расстройства в общей медицине. – 2012. – № 2. – С. 28-31.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2012 Рік

Зміст випуску 6-2, 2012

Зміст випуску 2-1, 2012

Зміст випуску 10 (45), 2012

Зміст випуску 8 (43), 2012

Зміст випуску 7 (42), 2012

Зміст випуску 6 (41), 2012

Зміст випуску 5 (40), 2012

Зміст випуску 4 (39), 2012

Зміст випуску 3 (38), 2012

  1. М. Мартинес

Зміст випуску 2 (37), 2012

Випуски поточного року