Meta Pixel

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися
  1. Джин Шук: «Пациенты с пограничным расстройством личности больше не относятся к числу безнадежных, как было принято считать раньше»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Анальгетическое направление при лечении нейромышечной патологии

  5. Анксиолитические препараты в комплексной терапии тревожных расстройств при психосоматических заболеваниях

  6. Препарат неокардил в лечении больных с кардиоваскулярным риском

  7. Применение Леветирацетама в детской эпилептологии: опыт и надежды

  8. Несколько слов об аутизме, детской психиатрии и инклюзии

  9. Карбамазепин в лечении пациентов с биполярным расстройством

  10. Рекомендации по лечению болезни Альцгеймера и других видов деменции

  11. Рекомендации по медикаментозному лечению шизофрении

  12. Рекомендации по медикаментозному лечению шизофрении (окончание)

  13. Эффективность и переносимость венлафаксина длительного высвобождения у пациентов с большим депрессивным расстройством

  14. Раненный целитель. <br> Обзор жизни и научного наследия Виктора Хрисанфовича Кандинского

Джин Шук: «Пациенты с пограничным расстройством личности больше не относятся к числу безнадежных, как было принято считать раньше»

dzinshuk1.jpg
Популяция больных, страдающих пограничными расстройствами личности, считается в США одной из самых тяжелых в психиатрической практике, характеризуется высоким риском суицидов, конфликтностью, манипулированием окружающими людьми. Среди таких пациентов многие получили тяжелую психологическую травму в детском возрасте, выросли в условиях отсутствия родительской заботы, эмоциональных и физических издевательств, подвергались сексуальному насилию и домогательствам. Несмотря на последствия пережитой тяжелой психологической травмы, препятствующей успешной социальной адаптации больных на протяжении всей последующей жизни, среди них есть такие, которые заканчивают колледжи и университеты, успешно работают, создают семьи. Многие пациенты обладают невероятно большим личностным потенциалом, раскрыть который является одной из задач проводимой терапии. О том, как можно повысить эффективность жизни лиц с пограничными расстройствами личности, мы обратились за комментарием к преподавателю кафедры психиатрии, руководителю отделения диалектической терапии психиатрической поликлиники Сиракузского государственного медицинского университета штата Нью-Йорк Джин Шук (Jean Shook).

– Джин, каковы основные клинические проявления пограничного расстройства личности?
– Первазивный паттерн нестабильных межличностных отношений, нестабильность собственного имиджа и аффекта, выраженная импульсивность, присутствующая в множественных контекстах, составляют клиническую сущность пограничного расстройства личности. Для диагностики данного заболевания необходимо наличие у пациента пяти симптомов из девяти нижеприведенных.
1. Желание избежать вероятности быть брошенным.
2. Паттерн нестабильных и напряженных взаимоотношений с окружающими и близкими людьми, характеризующийся сменой полярных экстимов, таких как идеализация и обесценивание.
3. Нарушение восприятия собственной личности: значительная и хроническая нестабильность собственной индивидуальности и оценки собственного имиджа.
4. Саморазрушительный паттерн поведения с беспорядочными сексуальными связями, употреблением наркотиков, рискованным вождением машины, расстройс-твами питания по типу импульсивного переедания.
5. Повторное суицидальное и самоповреждающее поведение, многочисленные попытки и угрозы суицидов.
6. Аффективная нестабильность из-за значительной реактивной лабильности настроения.
7. Хроническое ощущение пустоты.
8. Неприемлемая, интенсивная злость и трудности контроля агрессивных эмоций.
9. Транзиторные, связанные со стрессом параноидные мысли или тяжелые диссоциативные симптомы.
Больные, страдающие пограничным расстройством личности, не в состоянии регулировать аффект и поведение, они обладают повышенной импульсивностью, категорически полярным «черно-белым» мышлением и восприятием окружающей действительности, приводящими к хаотичности жизни. Многие люди с пограничным нарушением личности имеют биологическую предрасположенность к этому заболеванию, но формирование его в большей степени связано с влиянием дисфункциональной семьи и окружающей среды. У большинства пациентов можно описать индивидуальные истории психологических травм, вызванных эмоциональными, физическими и сексуальными издевательствами.
Марша Линехан, создавшая диалектическую поведенческую терапию (ДПТ) в 90-х гг. ХХ ст., считает, что такие индивидуумы рождены эмоционально сенситивными, слишком быстро реагируют на эмоции, их эмоции более интенсивны, и им требуется больше времени, чтобы успокоиться. Такая биологическая предрасположенность в сочетании с неблагоприятными условиями среды способствует формированию пограничного расстройства личности.

Первазивный паттерн нестабильных межличностных отношений, нестабильность собственного имиджа и аффекта, выраженная импульсивность, присутствующая в множественных контекстах, составляют клиническую сущность пограничного расстройства личности.

– То есть, при наличии благоприятной среды проживания и поддержке можно избежать развития пограничного расстройства личности? Каким образом?
– Скорее всего, пациенты, у которых сформировалось пограничное расстройство личности, в детском возрасте не имели возможности обучиться навыкам регуляции эмоциональной лабильности и сенситивности. Ведь в мире много эмоционально сенситивных людей, но у значительной их части в детстве были родители, которые могли их поддержать, поэтому они смогли научиться, как бороться с эмоциональным стрессом и модулировать свои эмоции.
Приведу один из примеров того, как родители не оказывают надлежащей поддержки ребенку. Ребенок пришел расстроенный, так как его дразнили в школе, он плачет. Родители говорят: хватит быть плаксой, нюней, это смешно. Ребенок думает, что родители не переживают за него, он испытывает чувство обиды и злости. Так дети получают неправильную информацию от взрослых, перестают доверять собственным чувствам, себе в частности. Получив такой опыт, они не умеют регулировать свои эмоции. Родители, поддерживающие своего ребенка, учат его говорить о переживаниях и чувствах: «это так обидно и досадно, когда тебя дразнят», «как думаешь, что можешь сделать в такой ситуации?», «можешь ли ты сказать учителю?», «есть ли в школе ребята, с кем бы хотел подружиться?» и т. д. Именно так происходит обучение на-выкам регуляции эмоций и проблемно-решающего поведения в ситуации фрустрации. Таким образом ребенок учится находить свое место в обществе ровесников.

Больные, страдающие пограничным расстройством личности, не в состоянии регулировать аффект и поведение, они обладают повышенной импульсивностью, категорически полярным «черно­белым» мышлением и восприятием окружающей действительности, приводящими к хаотичности жизни.

– Некоторые специалисты настаивают на патогенетической близости пограничного расстройства личности и шизофрении. Часто у таких пациентов определяют признаки латентной или резидуальной шизофрении. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Я даже не могла предположить, что пациентов с пограничным расстройством личности могут называть латентными шизофрениками. Диагноз шизофрении включает в себя позитивные симптомы, такие как галлюцинации и бред, у людей с пограничным расстройством личности их нет. У таких пациентов нет и негативных симптомов, среди которых уплощение аффекта, трудности построения взаимоотношений с другими людьми, характерных для шизофрении. Больные пограничным расстройством личности стремятся к установлению позитивных отношений, социальной жизни, но они не могут поддерживать конструктивные длительные взаимоотношения. Лица, страдающие шизофренией, не испытывают потребности в эмоциональной синтонности, близости с людьми, тогда как пациенты с пограничным расстройством личности в значительной степени нуждаются в общении. Дагностические критерии пограничного расстройства личности содержат микропсихотические проявления, которые транзиторны и, как правило, развиваются при стрессе. Больные могут жаловаться на то, что «слышат голоса», но они отличаются от слуховых галлюцинаций при шизофрении. Такие «голоса» хорошо описаны в учебниках, они зачастую зависят от настроения, имеют негативную, самоосуждающую направленность. Еще одной особенностью является то, что лица с пограничным расстройством личности постоянно стремятся в общество, ищут отношений, но не умеют их строить и поддерживать, в отличие от больных шизофренией, которые комфортно чувствуют себя в одиночестве. Пациенты с пограничным нарушением личности могут иметь параноидные включения, но, опять-таки, отсутствует ощущение их странности и вычурности. Их параноидность направлена на взаимоотношения с другими людьми и обществом.
Для купирования таких проявлений для стабилизации настроения при микропсихотических эпизодах иногда используются небольшие дозы атипичных антипсихотиков. Однако сразу отмечу, что фармакологические методы лечения являются вспомогательными, основной должна быть психотерапия.

…лица с пограничным расстройством личности постоянно вращаются в обществе, ищут отношений, но не умеют их строить и поддерживать...

– Одной из частых причин такого расстройства является сексуальная травма, перенесенная в детском возрасте. Как такая травма влияет на развитие пограничного расстройства личности?
– В моей практике 85-90% женщин с пограничным расстройством личности подвергались сексуальному насилию в детском и подростковом возрасте, что, безусловно, способствует развитию данного заболевания.
Рассмотрим несколько аспектов. Сексуальный контакт при насилии в детском возрасте происходит, как правило, с людьми, которых дети очень хорошо знают, слушаются, доверяют им, дорожат отношениями с ними, хотят им понравиться, например, с отцом, отчимом, братом, дядей, соседом, учителем, тренером и т. д. Когда сексуальное домогательство или контакт имеют место, ребенок понимает, что случилось что-то неправильное, оно болезненно как психологически, так и физиологически. Но этот хорошо знакомый ему человек говорит, что произошедшее – это нормально, что так люди показывают любовь друг к другу, и ребенок хорошо делает, доказывая таким образом свою любовь. Совершивший сексуальное насилие взрослый может запретить ребенку рассказывать о случившемся родителям, пригрозив сделать что-то плохое с ним, его семьей и т. д. Также он может сказать: «тебе никто не поверит», «ты сама этого хочешь», «ты ведешь себя сексуально», «я вижу, что тебе это нравится», «ты сама виновата, ты очень красивая» и пр. Внутренние проживания ребенка полностью игнорируются и отвергаются взрослым, происходит диссонанс между тем, что ребенок чувствует, и тем, что взрослый говорит.
И поскольку дети научены тому, что старших надо слушаться и старшим надо верить, они перестают доверять своим чувствам, теряют свое «я».
Такие дети разъединяют свои чувства и ощущения с когнитивным значением происходящего, учатся диссоциировать. Диссоциация является защитным механизмом и затем часто используется во взрослом возрасте при стрессовых ситуациях или сексуальном опыте. Дети обучаются не доверять своим чувствам, мгновенно подстраиваться под настроение окружающих и реагируют в соответствии с ожиданиями взрослых. Со временем дети начинают думать, что доверять взрослым нельзя, потому что они могут сексуально домогаться или эмоционально издеваться над ними, либо игнорируют потребности детей, не проявляют необходимой заботы.
К сожалению, чаще всего, когда родители узнают о сексуальном домогательстве, они в это не верят и отрицают услышанное, обвиняя ребенка во лжи. Это, в свою очередь, наносит ему дополнительную травму.
Если ребенок говорит, что у него был сексуальный контакт, это почти всегда правда. Насколько катастрофической ни была бы такая новость, семья должна поверить ребенку, разделить его переживания и обеспечить безопасность.
Следует отметить, что дети, подвергшиеся сексуальному насилию, совсем не обязательно приобретут расстройство такого типа. Одна из целей лечения заключается в том, чтобы помочь тем, кто пережил травму, поделиться своими переживаниями, негативными эмоциями, справиться с чувством вины.
После того как пациенты понимают, что не несут ответственность за то, что случилось, происходит повторное переживание травматического опыта, постепенно он становится частью их истории, их прошлым и более не несет интенсивной эмоциональной нагрузки. Таким людям необходимо помогать жить настоящим, научить их не зацикливаться на прошлом, которое уже нельзя изменить, и на переживаниях и волнении о будущем, которое невозможно предсказать. Это очень важно, поскольку поможет в дальнейшем избежать таких нежелательных последствий, как суицид.

Таким людям необходимо помогать жить настоящим, научить их не зацикливаться на прошлом, которое уже нельзя изменить, и на переживаниях и волнении о будущем, которое невозможно предсказать.

– Насколько часто лица с пограничным расстройс-твом личности совершают суицид, и как этого избежать? Каковы юридические аспекты ведения таких пациентов?
– Импульсивное суицидальное поведение – одно из типичных проявлений пограничного расстройства личности, оно включено в перечень его диагностических критериев. Частота совершения суицидальных попыток самоповреждающего поведения у таких пациентов всегда высока, что является причиной частых и длительных госпитализаций.
Многие из моих пациентов на самом деле не хотят себя убить, но вовлечены в хроническое импульсивное саморазрушающее поведение, часто приводящее к случайному суициду. Речь идет о поведении, включающем совершение демонстративных кожных порезов, нанесение на кожу ожогов с помощью спичек, сигарет и зажигалок, передозировку медикаментов.
Правовые аспекты работы с лицами, страдающими пограничным расстройством личности, такие же, как и при всех других психических заболеваниях. Главное – четко следовать стандартам лечения и правильно вести документацию. По определению, пациенты с пограничным нарушением личности импульсивные, и их терапия, среди прочего, направлена на приобретение навыков по регуляции импульсивного поведения. Обучение таким навыкам позволяет обеспечить безопасность больных. Доктор, проводя терапию, всегда записывает, какие знания по предупреждению парасуицидального поведения приобрел пациент. И если этот больной совершил суицид, но у терапевта все задокументировано – о том, что проводилась еженедельная оценка риска суицидального поведения, был выработан план действий на случай кризиса, который он обсуждал с клиентом, у него не будет юридических проблем.
К сожалению, мы не можем со стопроцентной вероятностью предотвратить суицидальное и парасуицидальное поведение, в конце концов, пациент сам контролирует свою жизнь. Поэтому важно не только предоставить стандартную помощь такому больному, но и правильно ее задокументировать.
– Расскажите, пожалуйста, о коморбидных состояниях при пограничном расстройстве личности.
– Как правило, пациентам с такими нарушениями выставляются диагнозы нескольких коморбидных расстройств. У них могут быть диагностированы депрессивное, тревожное, посттравматическое стрессовое расстройства, нарушения питания, наркологические зависимости. Из-за частых смен настроения и раздражительности у больных часто ошибочно диагностируется биполярное расстройство II типа. Мы учим своих резидентов различать биполярное и пограничное расстройства личности. Почти 80% пациентам с пограничным расстройс-твом личности был ошибочно поставлен диагноз би- полярного аффективного расстройства и назначено соответствующее лечение. Однако при беседе с лицами, страдающими пограничным расстройством личности, можно обнаружить, что цикличность их настроения всегда зависит от ситуации. Они, как правило, описывают интенсивные эмоциональные взрывы как ответы на повторяющиеся, нередко по несколько раз в день, фрустрирующие ситуации. Эти колебания настроения не являются быстрой цикличностью биполярного расстройства, у таких больных нет грандиозности, быстрого течения мыслей, их полета, они могут плохо спать, но при этом испытывают усталость и потребность во сне, в отличие от лиц с биполярным аффективным расстройс-твом, у которых потребность во сне снижается.

Импульсивное суицидальное поведение – одно из типичных проявлений пограничного расстройства личности, оно включено в перечень его диагностических критериев.

– Каков дальнейший прогноз для таких пациентов? Как можно повысить их социальную адаптацию?
– В настоящее время прогноз для пограничного нарушения личности в США достаточно благоприятен, что связано с развитием специальной терапии для таких пациентов. Одной из методик является ДПТ, которая посвящена обучению навыкам регуляции аффекта и импульсивного поведения, а также продуктивному функционированию в обществе. Позитивные результаты демонстрирует и методика деконструктивной динамической терапии доктора Роберта Грегори, разработанная в начале 2000-х гг. В Канаде три года назад была создана методика интенсивной индивидуальной психотерапии, комбинируемой с еженедельными группами поддержки, в которых используются техники, предложенные доктором Грегори.
У пациентов, прошедших курс ДПТ, значительно реже отмечается самоповреждающее и парасуицидальное поведение, уменьшается количество госпитализаций и дней, проведенных в клинике. По окончании годичной терапии большинство наших пациентов чувствуют себя значительно лучше и приобретают устойчивые навыки поведения в ситуациях фрустрации. Пациенты с пограничным расстройством личности больше не относятся к числу безнадежных, как было принято считать раньше.

У пациентов, прошедших курс ДПТ, значительно реже отмечается самоповреждающее и парасуицидальное поведение, уменьшается количество госпитализаций и дней, проведенных в клинике.

– Джин, расскажите подробнее о ДПТ. Как организована эта форма психотерапии в Вашей клинике?
– Как отмечалось ранее, ДПТ разработана Маршей Линехан в 90-х гг. «Диалектическая» означает «оппозиционная», на разных концах спектра. Марша, начав работать с молодыми женщинами, которые занимались самоистязанием и самоповреждением, обнаружила, что большинство из них страдают пограничным расстройством личности.
Доктор Линехан считает, что боль нельзя предотвратить, а страдания – можно. Страдания возникают тогда, когда мы пытаемся отрицать боль. ДПТ помогает приобрести навыки, позволяющие преодолеть боль, которая всегда есть в нашей жизни. Однако люди не должны годами проходить терапию для преодоления таких проблем, достаточно приобрести навыки того, как вести себя в подобных ситуациях, и использовать их в дальнейшем. Мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить отношение к нему и наше поведение в будущем. Мы можем выработать новый паттерн поведения и использовать его для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией в следующий раз.
ДПТ направлено на приобретение навыков регулирования эмоций и включает в себя три компонента: индивидуальную терапию, группу навыков и телефонный тренинг.
Во время индивидуальной терапии по методике ДПТ мы помогаем своим пациентам осознать, что с ними происходит в момент кризиса, следим за процессом формирования их эмоций и мышления, составляем функциональный анализ поведения. Обязательным является выполнение домашнего задания, включающего в себя ежедневное заполнение специального дневника, куда наши больные заносят свои импульсивные желания, на- правленные на самоповреждение, желание использовать наркотические вещес-тва или передозировать таблетки, использовать легкодоступные аптечные средства и т. д. Пациенты также отмечают в дневнике действия в ответ на фрустрирующие события. Далее ежедневно мониторируется количество и интенсивность негативных и позитивных эмоций. Также мы смотрим, использовали ли пациенты навыки в каждом конкретном кризисном случае, если да, то какие, были ли они эффективны или нет, если да, то насколько и в какой ситуации. Со временем полученные навыки становятся неотъемлемой частью поведения наших больных, и они начинают пользоваться ими автоматически. Таким образом, ведение дневника выполняет несколько функций.
Индивидуальная терапия, как правило, длится 2-3 года. Период между сессиями постепенно увеличивается.
С самого начала терапии пациент знает, что она когда-нибудь закончится, и конечно, плохие вещи будут случаться в жизни, но теперь он будет знать, как их преодолевать.
Наряду с индивидуальной терапией наши пациенты посещают группу навыков ДПТ, разделенную на 4 модуля.
Первый модуль называется mindfulness (состояние осознания или медитации). Мы обучаем пациентов идентифицировать состояния своего мышления. Существует три возможных состояния: сбалансированное (wise mind), эмоциональное (emotional mind) и логическое (reasonable mind). В сбалансированном состоянии больные могут принимать сбалансированное решение. В эмоциональном состоянии пациенты описывают себя как торнадо и ураган, когда эмоции захлестывают душу. В логическом состоянии человек напоминает холодного расчетливого злого робота.
С помощью осознания пациенты могут определить, в каком состоянии они находятся, могут ли они контролировать его, какие эмоции испытывают, какой они интенсивности, ощущают ли они бурю эмоций или наоборот, отключили все и используют только логику. Осознание – один из самых важных навыков в ДПТ, это умение ощутить и описать все, что с вами происходит в данный момент, без оценки. В дальнейшем навык осознания помогает пациенту определить, какая эмоция им владеет в настоящее время и какой навык он может применить.
Второй модуль называется интерперсональной эффективностью. Навыки этого мо- дуля позволяют увеличить возможность получения желаемого в конструктивном виде, сохраняя ценности и отношения, и как принимать тот факт, что иногда мы не можем изменить ситуацию и добиться желаемого. Мы помогаем нашим пациентам увидеть варианты ответов, учим их отвечать и принимать «да» и «нет», просим фиксировать интенсивность эмоций, сопровождающих эти ответы и т. д. Иногда наши больные впервые сталкиваются с опытом, когда они могут сказать «нет» кому-то и при этом сохранить взаимоотношения. Например, как родители мы иногда говорим «нет» нашим детям, когда их желания превосходят наши возможности, и при этом сохраняем хорошие отношения. Это один из самых тяжелых модулей, поскольку лицам с пограничным расстройством личности тяжело приобрести такие навыки, обучиться балансу, как эффективно говорить «нет», спрашивать, просить, настаивать и пр.
Следующий модуль посвящен регулированию эмоций. Это самый тяжелый модуль для преподавания. Для эмоционально сенситивных людей тяжело начинать смотреть на эмоции с когнитивной точки зрения. Мы учим пациента идентифицировать эмоцию и определять, какую функцию она обеспечивает. Например, когда человек чувствует себя тоскливо, он уединяется. Функция грусти и тоски заключается в том, что у человека есть потребность, чтобы его кто-то пожалел, обеспечил ему комфортные условия.
В такой ситуации нужно не прятаться от людей, а общаться с ними, или делать то, что приносит удовольствие.
Последний модуль направлен на выработку навыков толерантности к стрессу. Этим навыкам пациенты обучаются быстро и больше всего любят их использовать. Мы учим, как человек может перенести ситуацию, если не может ее изменить.
Группы обучения рассчитаны на 6 месяцев, и все больные проходят обучение дважды, иногда трижды, то есть в течение 12-18 месяцев. По окончании пациенты получают диплом.
В случае кризиса больные могут обратиться к терапевту за экстренной помощью. Это называется телефонный тренинг. В ситуации кризиса пациент имеет возможность позвонить терапевту в нерабочее время, он должен помочь ему выбрать наиболее эффективный навык для данной ситуации. Обычно больным ставится условие не звонить после десяти вечера и ранее семи утра, а также звонить не чаще, чем два раза в неделю, иначе терапевт не будет эмоционально доступным для больного. Такой телефонный разговор может длиться не более 10 минут, и речь идет только о навыках. Я спрашиваю, какие навыки пациент уже использовал, и какие еще может применить? Все наши больные знают, что существует несколько телефонных линий поддержки, которые работают 24 часа ежедневно. Пациент в любое время суток может позвонить на горячую линию, но не мне, и обсудить свои суицидальные мысли или кризисную ситуацию. Больные всегда могут прийти за помощью в больницу скорой помощи в период кризиса.
Я знаю, что для многих молодых терапевтов, работающих по модели ДПТ, телефонный тренинг является самой трудной частью, так как существует опасение, что пациенты будут звонить постоянно, и вы будете часами проводить терапию по телефону в нерабочее время. Это не так. Необходимо заранее оговорить с больным цели телефонного тренинга, правила и лимиты для данной практики. Пациенты придерживаются правил, в результате я получаю всего 1-2 звонка в неделю, в основном в начале терапии.

ДПТ направлено на приобретение навыков регулирования эмоций и включает в себя три компонента: индивидуальную терапию, группу навыков и телефонный тренинг.

– Всегда ли достаточно использование лишь психотерапевтических методик? Применяете ли Вы фармакологические препараты?
– Конечно, не во всех случаях можно ограничиться исключительно психотерапевтическими вмешательствами. Фармакологическое лечение является вспомогательным, но в ряде случаев очень важным для достижения конечного позитивного результата. Чаще оно используется для купирования коморбидных симптомов и расстройств. Мы назначаем стандартные препараты для лечения депрессии и тревоги, но не бензодиазепины, поскольку наши больные импульсивны и могут передозировать данные средства, отравиться или принять гораздо больше, чем прописано, не с суицидальной целью, а для облегчения своего состояния. Кроме того, многие пациенты с пограничным расстройством личности страдают наркотической зависимостью, а бензодиазепины могут ее усугубить. Кроме того, эти препараты снижают когнитивное функционирование, что затрудняет терапевтический процесс.
Для лечения депрессий и тревоги мы также широко используем селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), бупропион и т. д. Трици-клические антидепрессанты не назначаются, потому что больные с импульсивным поведением могут допустить передозировку с суицидальной целью. Иногда мы применяем маленькие дозы атипичных антипсихотиков для устранения лабильности настроения и раздражительности. С этой же целью используются тимостабилизаторы – соли вальпроевой кислоты, карбамазепин. Часто ко мне обращаются больные с давно установленным диагнозом биполярного расстройства, которые принимали в течение своей жизни всевозможные комбинации препаратов, но без особого улучшения. Как правило, сначала проводится тщательная диагностика, и если устанавливается диагноз пограничного расстройства личности, отменяется большинство психотропных средств и назначается лечение по модели ДПТ.

Цель ДПТ у подростков и их родителей – помочь им приобрести навыки по регуляции настроения, импульсивного поведения, научить их разрешать конфликты и предотвратить формирование пограничного расстройства личности во взрослом возрасте.

– Существуют ли особенности течения пограничных расстройств личности, диагностики и терапии у подростков?
– Ранее считалось, что диагностировать любое пограничное расстройство личности до 18 лет невозможно.
В настоящее время мы начали ставить такой диагноз в подростковом возрасте. На нашей кафедре разработана и проводится специальная модификация ДПТ для подростков и их родителей. Критерии постановки диагноза у подростков такие же, как и у взрослых.
При работе с подростками необходимо помнить, что вы имеете дело с детьми, которые живут в состоянии постоянного стресса и незащищенности. Они, как правило, импульсивны, характеризуются высоким уровнем агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих. Такие подростки отличаются проблемным поведением в школе, являются центром сплетен и конфликтов. Часто они наносят на свое тело татуировки, увлекаются пирсингом. Характерны конфликты в семье, с родителями и сиблингами. Почти все дети, страдающие пограничным расстройством личности, известные мне, живут в условиях эмоционального, физического издевательства, часто являются жертвами сексуального насилия. Очень часто мои пациенты рассказывают о том, какими ужасными были их детство и подростковые годы, насколько их родители не могли обеспечить поддержку, защиту, постоянство и предсказуемость.
При терапии подростков мы стараемся, чтобы родители приобрели навыки, позволяющие эффективно помогать своим детям. В нашей клинике групповое занятие проводится в течение двух часов еженедельно и включает в себя терапию как родителей, так и детей. Групповые занятия обычно проходят вместе с котерапевтом.
Цель ДПТ у подростков и их родителей – помочь им приобрести навыки по регуляции настроения, импульсивного поведения, научить их разрешать конфликты и предотвратить формирование пограничного расстройс-тва личности во взрослом возрасте.

Подготовила Марина Нестеренко

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2012 Рік

Зміст випуску 6-2, 2012

  1. Денис Угрин: «Раннє втручання може мати величезний вплив на траєкторію розвитку багатьох психічних захворювань»

  2. Мозг, разум и развитие

  3. Актуальные вопросы детской психиатрии

  4. Наркотическая зависимость у подростков: от осознания проблемы к созданию модели помощи

  5. Терапевтичне батьківство: роль прийомних батьків у зціленні дітей з розладами прив’язаності

  6. Чим міряти інтелект?

  7. Изменения в диагностике и терапии эпилепсий у детей

  8. Великі проблеми мінімальної мозкової дисфункції, або що ми знаємо про моторну незграбність?

  9. Эффективность кортексина в терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по данным ЭЭГ-исследования

  10. Сучасні підходи до лікування неорганічного енурезу у дітей та підлітків

  11. Поширеність розладів зі спектру аутизму в Україні: погляд на проблему очима дитячого невролога

  12. Шизофренія у дітей та підлітків: особливості діагностики, лікування та реабілітації

  13. Шизофренія у дітей та підлітків: особливості діагностики, лікування та реабілітації (закінчення)

Зміст випуску 2-1, 2012

  1. Національні клінічні настанови щодо лікування хвороби Паркінсона: принципи, завдання, структура

  2. Нарушения ходьбы и равновесия в пожилом и старческом возрасте: клиническая диагностика и ведение пациентов

  3. Купирование клинических проявлений депрессии у пациентов пожилого возраста

  4. Особенности проявления психосоматических расстройств у лиц пожилого возраста

  5. Лечение тревоги у лиц пожилого возраста: клиническая эффективность афобазола

  6. Распространенность депрессии среди лиц пожилого возраста в Украине

  7. Эффективность церебролизина в сочетании с рисперидоном у пациентов с шизофренией и преимущественно негативными симптомами

  8. Подходы к лечению психологических и поведенческих симптомов при деменции

  9. Центральная постинсультная боль: актуальные вопросы

  10. Методы терапии доброкачественного пароксизмального позиционного головокружения

  11. Влияние милдроната на двигательные расстройства при дисциркуляторной энцефалопатии

  12. Танакан при лечении легких и умеренных когнитивных расстройств сосудистого генеза

  13. Лечение эссенциального тремора

  14. Применение препарата габагамма в комплексной терапии хронических вертеброгенных радикулопатий

  15. Роль нейропротекции в терапии гипертонической энцефалопатии

  16. Трифлузал в лечении острых и хронических форм цереброваскулярных нарушений и ассоциированной кардиальной патологии

  17. Коррекция вестибулярных нарушений у больных пожилого возраста, перенесших ишемический инсульт

Зміст випуску 10 (45), 2012

  1. Организация психиатрической помощи во Франции

  2. Актуальные темы ECNP-2012

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Оценка переносимости и эффективности противоэпилептических препаратов нового поколения

  6. Доказательные исследования в психиатрии: анализ практической значимости

  7. Применение риссета в терапии шизофрении: оценка эффективности, безопасности и переносимости

  8. Тразодон пролонгированного действия в лечении большого депрессивного расстройства

  9. Психокоррекционная помощь детям с нарушениями аутистического спектра

  10. Эволюция взглядов на проблему фибромиалгии

  11. Методичні рекомендації для медичних працівників закладів охорони здоров’я з надання лікувально-профілактичної допомоги особам, які бажають позбутися залежності від тютюну

  12. Пациент Адольф Гитлер: в поиске клинических оснований зла (продолжение)

Зміст випуску 8 (43), 2012

  1. Джин Шук: «Пациенты с пограничным расстройством личности больше не относятся к числу безнадежных, как было принято считать раньше»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Анальгетическое направление при лечении нейромышечной патологии

  5. Анксиолитические препараты в комплексной терапии тревожных расстройств при психосоматических заболеваниях

  6. Препарат неокардил в лечении больных с кардиоваскулярным риском

  7. Применение Леветирацетама в детской эпилептологии: опыт и надежды

  8. Несколько слов об аутизме, детской психиатрии и инклюзии

  9. Карбамазепин в лечении пациентов с биполярным расстройством

  10. Рекомендации по лечению болезни Альцгеймера и других видов деменции

  11. Рекомендации по медикаментозному лечению шизофрении

  12. Рекомендации по медикаментозному лечению шизофрении (окончание)

  13. Эффективность и переносимость венлафаксина длительного высвобождения у пациентов с большим депрессивным расстройством

  14. Раненный целитель. <br> Обзор жизни и научного наследия Виктора Хрисанфовича Кандинского

Зміст випуску 7 (42), 2012

  1. Тина Берадзе: «Очень важно не пропустить момент, когда человек «кричит» о помощи»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Патогенез и современные подходы к лечению хронической боли

  5. Оценка эффективности и безопасности леветирацетама в качестве дополнительной терапии у детей с резистентными фокальными эпилепсиями

  6. Место эсциталопрама в лечении депрессивных и тревожных расстройств

  7. Применение церебролизина у пациентов с болезнью Альцгеймера

  8. Антидепресанти подвійної дії у лікуванні депресивних розладів: клінічні особливості та мішені терапії

  9. Поражения периферической нервной системы: структурно-функциональные особенности

  10. Рекомендации по лечению пациентов с аффективными расстройствами и коморбидными соматическими состояниями

  11. Руководство по профилактическому лечению эпизодической мигрени у взрослых

  12. Афобазол в лечении стрессовых и тревожных расстройств

  13. Положительный эффект применения милдроната в ранней реабилитации неврологических больных

  14. Эффективность и переносимость тразодона, миансерина и амитриптилина у пожилых пациентов с депрессией

  15. Ведення пацієнтів із когнітивними розладами на фоні дисциркуляторної енцефалопатії

  16. Применение препарата гамалате В<sub>6</sub> в лечении головных болей напряжения

  17. Императивы жизненного пути кенигсбергского философа. <br> Заметки о клиническом случае Иммануила Канта

Зміст випуску 6 (41), 2012

  1. Надія Долішня: «Лікування депресії – це не позбавлення симптомів, а лікування кожної хворої людини зокрема»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Ежегодная встреча Японского общества психиатров

  5. Генетика и эпигенетика шизофрении

  6. Лечение посттравматического головокружения

  7. Применение церебролизина у пациентов с сосудистой деменцией

  8. Ородисперсный золмитриптан в лечении больных мигренью

  9. Сигма-рецепторы и механизмы действия антидепрессантов: клинико-фармакологические аспекты

  10. Досвід лікування хронічного маячного розладу у пацієнтки із розумовою відсталістю

  11. Руководство по фармакотерапии ажитации

  12. Эффективность и переносимость леветирацетама в качестве монотерапии при лечении парциальной эпилепсии у пациентов молодого возраста

  13. Терапия рисперидоном у детей с раздражительностью при аутистическом расстройстве

  14. Послеполуденный отдых Фавна. <br> Балет и болезнь Вацлава Нижинского

Зміст випуску 5 (40), 2012

  1. Всемирный день без табака

  2. Проект Концепції вдосконалення психіатричної допомоги дітям

  3. Что нового в диагностике и лечении эпилепсии у взрослых?<br> Краткий анализ рекомендаций по диагностике и лечению эпилепсии у детей и взрослых (N ICE, 2012)

  4. Новое в эпилептологии

  5. Новое в психиатрии

  6. Применение ботулинического токсина типа А в лечении и комплексной реабилитации пациентов, перенесших инсульт

  7. Зипразидон в лечении шизофрении

  8. Диагностические критерии болезни Альцгеймера и умеренных когнитивных нарушений

  9. Дополнительная терапия леветирацетамом у пациентов с резистентной эпилепсией

  10. Современные достижения в вопросах терапии курения

  11. Сравнительное исследование тразодона замедленного высвобождения и сертралина при большом депрессивном расстройстве

  12. Антиоксидантная терапия у лиц с дисциркуляторной энцефалопатией, отягощенной сахарным диабетом 2-го типа

  13. Тайная жизнь миллиардера-затворника.<br> Болезнь Говарда Хьюза

Зміст випуску 4 (39), 2012

  1. Ангедония как клиническая основа депрессивного расстройства

  2. Новое в эпилептологии

  3. Новое в психиатрии

  4. Боль в спине: мифы и реальность

  5. Хроническая боль в спине: современные представления о механизмах развития и лечении

  6. Применение неокардила в лечении вегетососудистой дистонии

  7. Нейропсихологический аспект Четвертой мировой войны

  8. Синдром Кандинского - Клерамбо в проекции проблемы «Другой - Чужой»

  9. Когнітивно-поведінкова терапія тривожних розладів: модель розуміння, терапії та емпіричні докази ефективності

  10. Руководство по диагностике и лечению эпилепсий у детей и взрослых

  11. Рекомендации по ведению пациентов с генерализованным тревожным расстройством

  12. Эффективность современных антипсихотиков при биполярной депрессии

  13. Клиническая эффективность и безопасность оксапина при лечении детей с эпилепсией

  14. Болезни Императора Европы

Зміст випуску 3 (38), 2012

  1. Интернет-форум «Шизофрения – лечение общением»

  2. Расстройства из спектра аутизма: факторы риска и профилактика

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Роль церебролизина в лечении болезни Альцгеймера: обзор доказательных исследований

  6. Специфический механизм действия амисульприда при шизофрении

  7. Ведение пациентов с биполярной депрессией

  8. Синдром Кандинского – Клерамбо в проекции проблемы «Другой – Чужой»

  9. Майндфулнес-орієнтована КПТ - новий ефективний метод попередження рецидиву депресії

  10. Новые подходы в лечении пациентов с диабетической полинейропатией

  11. Топирамат в лечении фармакорезистентной эпилепсии у детей

  12. Гамалате B6 в лечении тревожных состояний

  13. Влияние милдроната на когнитивные функции пациентов с кардиоцеребральной патологией

  14. Роль та місце психосоціальної реабілітації в системі психіатричної допомоги

  15. Духовные поиски великого писателя. <br> Загадки болезни Николая Гоголя

Зміст випуску 2 (37), 2012

  1. «Как врач и как человек вижу потенциальную угрозу в том, что все больше людей предпочитают виртуальные отношения»

  2. Сучасні принципи нутрітивної підтримки неповносправних дітей та їх реалізація в Україні

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Обсесивно-компульсивний розлад, синдром і особистість

  6. Велаксин в лечении хронических болевых синдромов

  7. Захворювання периферичної нервової системи: оптимізація лікування

  8. Биполярное расстройство – акцент на депрессии

  9. Терапия депрессии в амбулаторной психиатрической практике: клиническое наблюдение

  10. Комментарий

  11. СИНДРОМ КАНДИНСКОГО – КЛЕРАМБО в проекции проблемы «Другой – Чужой»

  12. Схема-терапія пограничного розладу особистості

  13. Рисперидон в лечении детей дошкольного возраста с кондуктивным расстройством

  14. Прегабалин в лечении нейропатической боли различного происхождения

  15. Нейрорецепторные механизмы действия афобазола

  16. ИГРЫ РАЗУМА Джона Форбса Нэша

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Зміст випуску 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Архів рекомендацій