Наполеон был крайне чувствителен и обидчив, он считал все нападки на правительство лично направленными против него, поэтому не терпел авторитетов и никогда не церемонился с теми, кто смел перечить его мнению. «Меня можно убить, но нельзя оскорблять», – признавался сам Бонапарт, отправляя в ссылку или на виселицу недоброжелателей и оппозиционеров. Вспыльчивость и импульсивность порывов уживались в нем со стремлением к славе и помпезности. Так, известно, что Наполеон окружил себя многочисленными придворными художниками, которые дошли в своих стараниях до абсурда –
на огромном количестве полотен, в аллегорической форме изображавших жизнь Наполеона при власти, ни одна фигура не имела точного сходства с самим императором, более того, они все были не похожи друг на друга. Он часто допускал и самовосхваляющие высказывания, например – «Я римский император. Я принадлежу к наилучшим из цезарей» и далее – «В моем мизинце больше знаний, чем в головах всех моих подданных».
Одним из первых психиатров, описавшим симптоматику эпилепсии у Наполеона, был Чезаре Ломброзо. Опираясь на популярное в XIX в. учение о психическом вырождении, он считал, что болезнь императора подтверждалась неуклюжестью его конституции (физические признаки дегенерации) и неблагоприятной наследственностью по линии отца, который якобы страдал алкоголизмом. Однако ни сам Наполеон, ни его ближайшее окружение не давали описаний классических эпилептических приступов, а родственники и вовсе отвергали заявления о болезни полководца, считая эту информацию ложной. Вполне вероятно, что наличие судорожных приступов скрывалось по указанию самого Наполеона (сохранилось несколько свидетельств о них, например, приступ в постели придворной проститутки по имени Жорж или обморок при нерадушном приеме в парламенте). Первое описание приступа, напоминавшего генерализированный судорожный припадок, можно найти в мемуарах Талейрана, который стал его свидетелем в 1805 г.,
при путешествии Наполеона в Страсбург: «Наполеон встал из-за стола и направился к покоям императрицы, но вскоре быстро возвратился в свою комнату, позвав меня с собою, вместе с нами в комнату вошел и камердинер. Наполеон успел приказать запереть дверь комнаты и повалился на пол без чувств. При этом были судороги, и изо рта выделялась пена. Спустя минут 15 Наполеон пришел в себя и начал сам одеваться. Во время припадка Наполеон стонал и задыхался, но рвоты не было. Наполеон запретил рассказывать о происшедшем. Вскоре он скакал на коне вдоль рядов армии».
|
Многие считают, что приступы гнева, которые случались с Наполеоном в периоды сильного психологического напряжения и иногда заканчивались 15-минутным качанием по полу, не более чем психогенные пароксизмы в структуре истероидного нарушения личности. Что кажется похожим на правду, учитывая то, что Наполеон до конца дней сохранял ясность мыслей, блестящую память и интеллект. Высокая эмоциональная лабильность полководца, возбудимость, гипертрофированные эмоциональные реакции в ответ на малейшую критику сопровождались обширной соматизацией психологического неблагополучия, причем интенсивность и частота психосоматических реакций усиливались в стрессовых ситуациях. Так, известна высокая метеочувствительность Наполеона, частые мигрени и приступы общей физической слабости, тремор икроножных мышц, правого плеча и губ в периоды психоэмоционального напряжения. Бонапарт был очень чувствительным к холоду – известна его любовь к горячим ваннам, в которых он просиживал по нескольку часов кряду. Желание принять ванну могло посетить его в любое время суток, поэтому слуга всегда держал натопленную воду. По одной из версий, причиной такой любви к горячим ваннам была недостаточная функция потовых желез, ангидроз, который сыграл роль дополнительного фактора в развитии у Наполеона нейродермита. Известно, что с 1793 г. в моменты психического напряжения у императора возникали приступы кожного зуда. В моменты напряженного боя он часто расчесывал кожу вокруг шрама от штыкового ранения, и только после появления крови ощущал облегчение.
Можно предположить, что наряду с проявлениями истероэпилепсии у Наполеона случались и генерализированные тонико-клонические судороги. Единственной возможной их причиной могла быть уремия, вызванная почечной недостаточностью, развившаяся на фоне гонореи, которой заразила Наполеона жена Жозефина. Факт вполне вероятный, учитывая вольный образ жизни Жозефины и непроходимость уретры, которая начала допекать Наполеона к 1812 г. – тогда же, когда развились симптомы общей слабости, отеков ног, острого зуда. Возможно также и то, что дизурия не была связана с гонореей и имела психосоматическое происхождение, поскольку проявлялась в периоды психических нагрузок (военные походы) или же была связана с шистозоматозом, которым мог заразиться Бонапарт во время египетской кампании.
Еще одну версию этиологии судорожных припадков Наполеона предложил шотландский врач Гутрие, который предположил, что с 1810-х гг. у Наполеона начала развиваться доброкачественная опухоль гипофиза, которая стала причиной не только самих пароксизмов, но и расстройств обменных процессов в его организме, приведших к ожирению. Основными признаками адипозо-
генитальной дистрофии, развившейся у императора к 40 годам, были: частое мочеиспускание небольшими порциями, урежение частоты пульса, снижение температуры тела и уровня обменных процессов, головные боли, приступы эпилептических припадков, появление ожирения по женскому типу – на бедрах и животе, а также гипогонадизм. Нейроэндокринный синдром, сопровождавший последнее десятилетие жизни полководца, был связан с некоторыми изменениями психики Наполеона – замедление речи, потеря живости в движениях, снижение памяти, апатия. Кроме того, у Бонапарта развился «синдром Пиквика» – начали появляться приступы сонливости, которые заставали его в самых неожиданных местах – например, он лег спать в своей палатке прямо во время битвы при Ватерлоо.
После проигрыша в российской кампании психосоматические и эмоциональные проблемы Наполеона усилились, участились эпизоды подавленного настроения. Повторяющиеся военные неудачи привели к тому, что в 1814 г. император был вынужден отречься от престола, что повлекло за собой попытку самоубийства, однако яд, приготовленный придворным медиком из смеси экстрактов красавки, дурмана и опиума, не подействовал. Срок годности яда, который всегда носил с собой Наполеон в специальном мешочке, давно истек и выпит он был практически на глазах у камердинера, поэтому попытку суицида можно квалифицировать как демонстративную. После второго отречения и ссылки на остров Святой Елены Бонапарт оказался в ситуации наиболее стрессовой и уязвимой для личностей демонстративного склада – лишенный внимания, низверженный с пьедестала почета и славы, отверженный собственным народом, преданный большинством генералов, в конце концов, забытый женой Марией-Луизой, которая повторно вышла замуж. Еще более способствовало дезадаптации отношение к Наполеону англичан в лице коменданта острова – Хадсона Лоу, который всячески ограничивал свободу Бонапарта и отказывался называть его императором.
|
Многие вопросы остаются открытыми в посмертном эпикризе Наполеона. Так, официальная и наиболее признанная версия – император умер от рака желудка (так же как и его отец, и два брата).
Британцы, в плену у которых находился Бонапарт, были заинтересованы в том, чтобы его смерть не имела экзогенных причин, связанных с вредными условиями заключения или климатом острова, поэтому настаивали на диагнозе карциномы желудка, французы же, наоборот, стремились возложить вину за смерть Наполеона на англичан. Поэтому протоколы вскрытия тела, проведенного на острове, разнятся в зависимости от описаний нескольких врачей, которые присутствовали при процедуре.
Находясь в ссылке на острове Святой Елены, в 1816 г., Наполеон перенес амебную дизентерию, приведшую к развитию хронического гепатита, эндемически встречающегося на острове. С этого времени начинают прогрессировать соматические симптомы – астенизация, прибавление в весе, приступы рвоты и боли в эпигастрии, давно мучавшие Наполеона, из-за которых он часто принимал специфическую позу – с прижатием руки к верхней части живота. Вплоть до смерти в 1821 г. физическое состояние ухудшалось, перемежевываясь с кратковременными улучшениями. По мнению некоторых исследователей, отсутствие метастатических новообразований, потери веса и сохранный аппетит Наполеона исключают диагноз рака желудка. А протоколы вскрытия французских врачей позволяют заподозрить перфорацию желудка вследствие прорыва в полость желудка абсцесса печени. Мнение же современных патологоанатомов сводится к тому, что смерть полководца наступила вследствие развития коллезной формы язвенной болезни желудка, которая во времена Наполеона еще не была описана медиками.
Некоторые особенности личности Наполеона могут расцениваться как факторы предрасположенности к возникновению язвенной болезни желудка. Язва желудка, так же как и карцинома желудка – часто встречающийся диагноз в роду Бонапартов. Периодические боли в желудке Наполеон начал испытывать еще во время египетской кампании, а с 1802 г. он уже постоянно жаловался на боли, возникавшие после приемов пищи. Профиль личности людей с психосоматическими заболеваниями, к которым можно отнести и язвенную болезнь желудка, включает черты честолюбия и усердия, такие люди имеют организаторский талант, отличаются трудоголизмом и настойчивостью в достижении целей. Особенно характерны для них низкий порог фрустрации, чувствительность к критике, которая сочетается с эгоизмом и высокомерием.
Существует еще одна версия смерти Наполеона, связанная с обнаруженным при исследовании его волос повышенным количеством мышьяка. Оценивалась вероятность заговора династии Бурбонов с целью отравления императора, подозрения в котором падали на ближайшее окружение Наполеона, например на графа де Монтолона, который сопровождал полководца в ссылке. Однако последние исследования показали, что количество мышьяка, обнаруженного в волосах Наполеона, превышает норму лишь незначительно, кроме того, это могло быть следствием применения мышьяка в лечебных целях.
Блестящий и стремительный взлет славы Наполеона Бонапарта и столь же стремительное ее падение могут быть объяснены не только и не сколько историческими событиями, разыгрывавшимися на карте Европы, но и психологическим и физическим здоровьем самого императора. Периодически повторяющиеся реактивные депрессии, психосоматические реакции и ухудшение соматического состояния, в частности развитие язвенной болезни и нейроэндокринного синдрома, привели к тому, что Наполеон проигрывал ключевые сражения, начиная с 1812 г. Болезнь была той ценой, которую он заплатил за власть над миром.
Что почитать:
|
«Диктаторы в зеркале медицины», Антон Ноймайр.
Австрийский профессор медицины, врач-терапевт Антон Ноймайр известен своей серией психологических портретов музыкантов, художников, политиков. В этой книге личность Наполеона рассматривается в ряду с такими политиками, как Сталин и Гитлер. Особенно детально Ноймайр описывает общее соматическое состояние полководца, анализирует протоколы вскрытия, проведенного комиссией врачей после его смерти.
|
«Психиатрические эскизы
из истории» (Т. 2), П.И. Ковалевский.
Известный психиатр и публицист конца XIX - начала XX в.
П.И. Ковалевский посвятил Наполеону один из очерков в своей книге. Он настаивал, что в картине болезни полководца наблюдались как истинные эпилептические припадки, так и эпилептиформные истерические реакции.
В последние годы жизни Наполеон трудился над своими мемуарами, которые могут быть ценным источником информации о личности автора.
|
|
|
«Максимы и мысли узника Святой Елены», Наполеон Бонапарт.
Сборник, составленный на основе рукописи, найденной среди бумаг спутников Бонапарта в его изгнании, содержит высказывания Наполеона, касающиеся политической истории и современности, литературы, философии.
|
Что посмотреть:
«Наполеон» (режиссер Абель Ганс).
Историческая киноэпопея снята в далеком 1927 г., она давно стала классикой кинематографа. Уникальная на то время по манерам съемки, декорациям, количеству актеров массовки, задействованных в батальных сценах, и продолжительности (целых четыре часа), картина включена в список величайших фильмов всех времен, составленный в Ватикане к столетию кинематографа.
|
|
|
«Наполеон» (режиссер Ив Симоно, 2002).
В подробной биографической картине снялись всемирно известные актеры Кристиан Клавье, Изабелла Росселлини, Джон Малкович, Жерар Депардье, Анук Эмме. Фильм снят по роману Макса Галло. Картина представляет собой подробную историю императораполководца, рассказывающую о его военных деяниях, о его окружении, о женщинах, которые были ему близки, о его силе и слабости, о взлетах и падениях, о его последних днях жизни на острове Святой Елены.
|
«Наполеон и Жозефина. История любви» (режиссер Ричард Т. Хеффрон).
В исторической мелодраме рассказывается о непростых взаимоотношениях императора и его жены Жозефины де Богарне. В главных ролях – Арманд Ассанте, Жаклин Биссет.
|
|
Что посетить:
|
Как полководцу и правителю, Бонапарту приходилось жить во многих местах, соответственно, существует целый ряд музеев, достойных посещения почитателями таланта военачальника. В самой Франции с десяток экспозиций, посвященных полководцу – от родового дома и музея Бонапартов в Корсиканском Аяччо, где родился и прожил детство Наполеон, до Дома Инвалидов в Париже, где находится Музей Армии, гробница Наполеона, куда перевезли его тело спустя почти двадцать лет после смерти на острове Св. Елены, и экспозиция его личных вещей.
Интересен также Наполеоновский музей в Риме, экспозиция которого посвящена истории клана Бонапартов, ведь после ссылки Наполеона его семья получила политическое убежище именно в этом городе.
|
Подготовила Ольга Устименко