сховати меню
Розділи: Огляд

Новое в эпилептологии

haritonov.jpg
Ведущий рубрики: Владимир Игоревич Харитонов — невролог-эпилептолог Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины, действительный член Европейской академии эпилептологии (EUREPA) и Международной ассоциации детских неврологов (ICNA)

Адрес для корреспонденции:

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию обзор международной литературы по эпилептологии за июнь 2012 г.
В первую очередь хотелось бы остановиться на статье S.R. Haut «Клинические черты преикталного состояния: изменение настроения и премониторные симптомы», опубликованной в журнале Epilepsy & Behavior (2012; 23 (4): 415-421).
Пациент с эпилепсией может находиться в четырех состояниях. Большую часть времени он пребывает в межприступном (интер­иктальном) состоянии, до начала припадка возможен переход в преиктальное или продромальное. ЭЭГ-особенности преиктального периода описаны, но не были определены для большинства пациентов и форм эпилепсий. Если процесс продолжает развиваться, он переходит в иктальную фазу или клинический припадок, за которой часто следует постиктальная фаза. Преиктальная фаза наименее изучена из всех вышеперечисленных.
В случае если преиктальная фаза не определена, приступы часто оцениваются как непредсказуемые. Если удается достоверно выявлять преиктальную фазу, это помогает предсказывать появление припадков и проводить предупредительные мероприятия.
В последнее время предпринимались попытки понять механизм перехода из одной стадии в другую в основном с использованием вживленных интракраниальных электродов. Однако все больше становится ясно, что преиктальную фазу можно зарегистрировать с помощью оценки клинических вариативных показателей, что помогает выявлять состояния, которые сопровождаются высоким риском развития припадков, а также проводить превентивную терапию.
Ранее проведенные исследования указывают на существование факторов, поддающихся измерению, которые могут спровоцировать приступы, таких как изменения настроения, стрессы. Так, 90% лиц с эпилепсией описывают, как минимум, один фактор, вызывающий припадки, чаще это стресс. Премониторные симптомы, субъективные ощущения, предшествующие эпилептическому припадку, наблюдают у 6-47% пациентов с эпилепсией.
Идеальным методом выявления преиктальных состояний будет использование электронных дневников с маркировкой временем всех данных, несколькими точками сбора информации и ее обработкой на протяжении дня. Сочетанный анализ данных отдельных пациентов с обобщенными сведениями о всех больных может улучшить возможность предсказания. Автор статьи провел исследование, в котором 19 пациентов с локализационно-зависимыми эпилепсиями вели электронные дневники на протяже нии 12-14 недель с зарегистрированными 244 эпилептическими припадками. В ходе наблюдения было выявлено, что десять премониторных факторов сочетались с повышенным риском эпилептических приступов. Для настроения характерны шесть составляющих: счастье, тоска, расслабление, нервозность, оживление, скука. Улучшение настроения на 10 пунктов по шкале, разработанной в исследовании, сочеталось со снижением риска появления эпилептических припадков на 25%. Из премониторных симптомов были определены 10 с наиболее высокой вероятностью возникновения приступов в течение 12 часов: головокружение, проблемы концентрации внимания, чувствительность к звукам, голод и жажда. Один премониторный симптом – размытое зрение – сочетался с 6-кратным повышением риска появления припадков на протяжении 12 часов. Также анализ результатов исследования показал интересную особенность: при внесении всех премониторных симптомов в дневник в начале наблюдения появление каждого нового симптома сочеталось с 25% увеличением риска возникновения приступов в течение 12 часов. Интересен и тот факт, что уровень стресса не вызывал повышения риска возникновения припадков.

· · ·

Следующая статья, которую хотелось бы проанализировать, автора H. Masuda под названием «Клинические паттерны и патофизиология гипермоторных припадков: иктальное исследование ОФЭКТ», опубликованная в журнале Epileptic Disorders (2012; 14 (1): 32-40). Гипермоторные припадки могут включать различные формы гипермоторного поведения вследствие вовлечения различных механизмов в появление этого иктального автоматизма. Несмотря на различную локализацию начала припадков, вероятно, сущес­твуют подобные семиологические черты. Однофотонно-эмиссионная томография (ОФЭКТ), по всей вероятности, показывает не только зону появления приступа, но и его распространение на прилегающие зоны. Учитывая этот важный момент, было проведено преоперативное ОФЭКТ-обследование 13 пациентов. Радиоизотоп 99mTc-ECD вводили всем обследуемым на протяжении пяти секунд после начала припадка. Впоследствии был проведен групповой анализ со стати­стическим параметрическим картированием пар иктально-интериктальных ОФЭКТ-обследований с целью определения зон значительной иктальной гиперперфузии. При помощи данного обследования и вследствие вживленных субдуральных электродов удалось установить точную локализацию эпилептического очага у 12 из 13 пациентов. Также исследование позволило выявить два паттерна гипермоторных припадков: с выраженным и легким возбуждением. Иктальная гиперперфузия была обнаружена в передней цингулярной коре, орбитофронтальной извилине, чечевицеобразном ядре, среднем мозге и мосте. Эти зоны гиперперфузии представляют симптоматогенную зону, которая отличается от эпилептогенной, как это было установлено и подтверждено хорошими исходами после хирургического лечения. Полученные данные предполагают наличие сети, которая включает лобные структуры, ствол мозга и лимбические структуры, ответственной за развитие гипермоторных припадков.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2012 Рік

Зміст випуску 6-2, 2012

Зміст випуску 2-1, 2012

Зміст випуску 10 (45), 2012

Зміст випуску 8 (43), 2012

Зміст випуску 7 (42), 2012

Зміст випуску 6 (41), 2012

Зміст випуску 5 (40), 2012

Зміст випуску 4 (39), 2012

Зміст випуску 3 (38), 2012

  1. М. Мартинес

Зміст випуску 2 (37), 2012

Випуски поточного року