В 1928 г. на съемках «Ангелов ада» самолет, которым управлял миллионер, разбился и Хьюз получил первую черепно-мозговую травму, ударившись лбом и лицом о приборную панель самолета. Это была не единственная авиакатастрофа, в которой пострадал Хьюз –
в нем уживались противоречия – склонность к риску, авантюрам с одной стороны (чего столько стоят его рекорды скорости и кругосветные авиаперелеты) и болезненный страх микробов, грязи – с другой. В 1935 г.
Говард совершил аварийную посадку гоночного самолета собственной разработки «Серебряная пуля», после чего с ним было записано интервью. В снятом сюжете заметны первые изменения поведения – Хьюз совершает навязчивые, обирающие движения рук, да и само интервью по просьбе авиатора было переснято несколько раз. Еще одну черепно-мозговую травму он получил в 1943 г. при неудачной посадке гидроплана, но самые тяжелые повреждения были получены в 1946 г.,
когда пилотируемый им самолет-разведчик вошел в пике и разбился в окрестностях Беверли-Хиллз. Самолет упал на жилой дом, хозяйка которого погибла, а самому Говарду чудом удалось выжить. Из полученных травм, помимо очередной черепно-мозговой, –
перелом трех шейных позвонков и всех ребер, ожоги третьей степени. Установлено, что после этой катастрофы болезненные симптомы Хьюза стали нарастать, и всю оставшуюся жизнь он страдал от хронического болевого синдрома и лекарственной зависимости от различных болеутоляющих препаратов, преимущественно кодеина. Если отдельные симптомы, например, навязчивое мытье рук и повторение фраз, сверхподробные и детализированные инструкции подчиненным, стремление составлять планы и создавать многочисленные записи, по многу раз переделывать работу – переснимать фильмы,перестраивать самолеты и бесконечное множество раз менять их дизайн (выполняя правительственный заказ на конструирование самого большого летающего судна – знаменитого «Елового Гуся», Хьюз превысил все мыслимые сроки – заказ был получен в 1942 г., а выполнен только в 1947-м) существовали и ранее, то к пятидесятым годам болезненные проявления приобрели гротескный оттенок. Миллиардер, мучимый болезненными идеями, решил больше никогда не появляться на публике. Раньше, говоря о постановке диагноза, можно было утверждать, что Хьюз болен обсессивно-компульсивным расстройством, но с момента его отшельничества степень выраженности достигла психотической. В 1957 г. миллиардер заявляет о своем желании снять несколько кинофильмов. Он на четыре месяца запирается в темном кинопроекционном зале и устраивает своеобразный «киномарафон» – один за другим смотрит фильмы. Хьюз ни разу не выходил из зала, не мылся и не брился, сидел в кресле обнаженным, питался только шоколадом, мороженным и молоком, при этом все свои дела решал по телефону, а к предметам прикасался только с помощью слоя из 10 салфеток, коробки с которыми беспрестанно переставлял с места на место. Поведение Хьюза становилось все менее логичным – панически боясь микробов, сам он отказывался мыться месяцами. Интерес ФБР к персоне Хьюза, а также многочисленные судебные иски и доставания журналистов укрепили идеи преследования и страх заразиться от людей каким-то смертельным недугом, поэтому в течение последующих 20 лет он практически прекратил связь с миром, однако продолжал успешно вести дела своей финансовой империи. Хьюз несколько раз переезжал, каждый раз в условиях строжайшей секретности, одним из своих последних пристанищ он выбрал Лас-Вегас, расположенный посреди пустыни. По его мнению, условия сухого и жаркого климата его лучше защищали от различных микроорганизмов, и миллиардер сначала купил отель, в котором проживал, а потом постепенно начал приобретать недвижимость и компании города – практически весь Лас-Вегас принадлежал ему. Куда бы он ни переезжал, для него везде создавалась так называемая «безмикробная зона» или, по словам самого Говарда, «свободное пространство для одного белого человека»,– это могла быть и барокамера, и просто часть комнаты, огороженная скотчем. Мылся он пять раз в год, менял одежду три раза в год, боялся пользоваться туалетом, поэтому испражнялся на газеты и мочился в бутылки из-под выпитого молока. Единственным средством связи с миром был телефон и подробные инструкции, которыми он снабжал своих приближенных, круг которых все более сокращался. Так, к концу жизни непосредственный доступ к нему имела лишь группа нескольких человек из секты мормонов – Хьюз выбрал их, благодаря их закрытости и верности, преступить которую им мешали строгие моральные принципы их веры. Следуя инструкции миллиардера, прежде чем войти к нему, они должны были «вымыться четыре отдельных раза, каждый раз используя большое количество пены от нового куска мыла» и надеть резиновые перчатки, кроме того, они не имели права к нему обращаться. Сам же Говард разговаривал через носовой платок, а предметы передавал только через толстый слой гигиенических салфеток. Последнее двадцатилетие из жизни Хьюза покрыто тайнами, ведь очевидцев его существования фактически не было. Некоторые считают, что мормоны ускорили его смерть, усугубив его лекарственную зависимость и лишив возможности получить квалифицированную медицинскую помощь. За год до смерти Хьюз неудачно упал и сломал шейку бедра, что лишило его возможности двигаться. Когда помощники решили доставить его в больницу, было уже поздно – Говард Хьюз умер в возрасте 70 лет, пролетая в самолете над родным Техасом. Пожалуй, смерть в небе – единственная из тех, что смогла бы устроить этого талантливого авиатора. Официальной причиной смерти назвали хроническую почечную недостаточность, развившуюся вследствие длительного злоупотребления болеутоляющими. Однако во время процедуры аутопсии было констатировано общее запущенное состояние тела – миллиардер был истощен и обезвожен, весил всего 42 килограмма, все тело было в пролежнях и рубцах, а под кожей рук были найдены обломки инъекционных игл – Хьюз сам себе делал уколы обезболивающего.
|
История болезни Говарда Хьюза остается такой же неясной и полной вопросов, как и вся его жизнь. Скорее всего, навязчивости Хьюза имели не невротическую, а личностную природу (отсутствовала психологическая травма). Исходя из степени выраженности и содержания симптомов, нельзя утверждать, как большинство американских исследователей, что единственным диагнозом миллиардера была тяжелая форма обсессивно-компульсивного расстройства.
В конце жизни на первый план в картине болезни выступили бредовые идеи, сочетающиеся с длительной зависимостью от кодеина. В то же время, отшельнику Хьюзу удавалось успешно руководить огромными денежными средствами и многократно приумножать свой капитал вплоть до самой смерти. У него не было, по сведениям немногочисленных очевидцев, эмоционального уплощения или структурных расстройств мышления, в той или иной степени он осознавал свою болезнь, но очень боялся врачей и больниц, упорно отказывался от медицинской помощи. Поэтому следует исключить диагноз шизофрении. Кроме того, начало именно психоза (а не поведенческих расстройств) следует отнести к возрасту 50 лет, после, как минимум, трех перенесенных черепно-мозговых травм.
С большей вероятностью можно предполагать, что Хьюз страдал органическим бредовым (шизофреноподобным) расстройством, что соответствует шифру F-06.2 по МКБ-10.
Что посмотреть:
«Ангелы ада» (режиссер Говард Хьюз, США, 1930 г. В ролях – Бен Лион, Джеймс Холл, Джин Харлоу).
Самый известный и дорогостоящий из кинопроектов Хьюза, посвященный пилотам Первой мировой войны. Из-за свойственного молодому миллионеру перфекционизма и стремления к совершенству операторам приходилось переснимать сцены полетов множество десятков раз, в конце концов, Хьюз решил сам освоить пилотирование самолета, чтобы задуманная сцена удалась. На съемках погибло несколько летчиков, и сам режиссер чудом не разбился. К тому периоду, когда фильм был отснят, оказалось, что на сцену вышло звуковое кино и немые фильмы уже не столь привлекают зрителя, поэтому Хьюз принял решение…переснять фильм со звуком, на что было потрачено еще 2 млн отцовского капитала. Фильм пользовался популярностью, но так и не окупился в прокате.
|
|
|
«Авиатор» (режиссер Мартин Скорсезе, США, 2004 г. В ролях – Леонардо ДиКаприо, Кейт Бланшетт, Кейт Бекинсейл, Джон Си Райли, Алек Бол-дуин, Иэн Холм, Гвен Стефани, Джуд Лоу).
Биографическая драма, получившая пять премий «Оскар», рассказывает о двадцатилетнем периоде из жизни Говарда Хьюза, предшествовавшем затворничеству, – начиная с «Голливудской эпохи», через запойное увлечение авиацией и пережитые авиакатастрофы, с последующим разворачиванием картины болезни.
|
«Мистификация» (режиссер Ласе Халльстрем, США, 2006 г. В ролях – Ричард Гир, Альфред Молина, Марша Гэй Харден).
Фильм основан на реальных событиях одного из скандалов, связанных с попыткой приоткрыть завесу тайны существования Говарда Хьюза. В 70-х гг.
американский репортер и писатель Клиффорд Ирвинг предпринял авантюрную затею – издать книгу о Говарде Хьюзе под видом автобиографии. Книгу ждали как сенсацию – сам миллионер-затворник решил обратиться к общественности! И Хьюз таки заговорил – более чем за двадцать лет молчания – он лично связался с журналистами по телефону и сделал официальное заявление, о том, что никогда не писал автобиографии и даже лично не знаком с Ирвингом – это был первый и последний раз за многие годы, когда его голос был услышан. Неудачливому писателю пришлось отсидеть несколько лет в тюрьме за фальсификацию, несмотря на то что содержание книги было вполне правдоподобным.
|
|
Подготовила Ольга Устименко