сховати меню
Розділи: Огляд

Новое в эпилептологии

haritonov.jpg
Ведущий рубрики: Владимир Игоревич Харитонов — невролог-эпилептолог Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины, действительный член Европейской академии эпилептологии (EUREPA) и Международной ассоциации детских неврологов (ICNA)

Адрес для корреспонденции:

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию интересную и важную концептуальную статью руководителей Международной противоэпилептической лиги Д. Аванзини и соавт. (Giuliano Avanzini et al.) «Системные эпилепсии: патофизиологическая ги­-потеза», опубликованную в журнале Epilepsia (2012; 53 (5): 771-778).
В своей статье авторы предлагают гипотезу, согласно которой некоторые типы эпилепсий, а именно «системные» эпилепсии (СЭ), развиваются вследствие иктогенеза в определенных нейрональных системах и зонах головного мозга, их содружественная активность лежит в основе нормального функционирования. Кроме того, при СЭ отмечают феномены, которые нельзя объяснить патологической активностью в пределах одной независимой структуры. Феноменология, связанная с конкретной СЭ, определяется вовлечением отдельных структур, и потому о ней можно судить в зависимости от функциональной специализации вовлеченных систем. Эти особенности отличают СЭ от эпилепсий, которые возникают вследствие распространения разряда из более или менее ограниченной зоны (границы которой не обязательно совпадают с границами функциональных зон) и затем расходятся по одной или нескольким нейрональным сетям в другие области головного мозга. Концепция эпилепсий, возникающих в результате вовлечения систем головного мозга, вызвала ожесточенные дискуссии и диспуты в комиссии по классификации и терминологии Международной противоэпилептической лиги.
Согласно обсуждаемой гипотезе, СЭ характеризуются устойчивой склонностью к генерации припадков при некоторых формах эпилепсий вследствие специфической предрасположенности системы в целом. Кроме того, можно выявить некоторые триггерные зоны внутри системы. Нейрональную систему, «ответственную» за возникновение СЭ, определяют на основании клинических и ЭЭГ-данных. Говоря о понятии «система», подразумевают все элементы, дейс­твие которых в совокупности приводит к определенному результату, который невозможно получить при использовании элементов системы по отдельности. Иными словами, динамическое взаимодействие между компонентами позволяет получить новое качество – поведение, обусловленное этим взаимодействием, когда все компоненты системы работают совместно (к примеру, как часы, собранные из отдельных деталей). Также следует остановиться на понятиях простой и сложной системы. Простые системы имеют меньшее количество компонентов, которые действуют по определенному правилу. Примером такой системы может служить распространение стимула по нервно-мышечным синапсам и спинальной сенсомоторной рефлекторной дуге. Сложные системы, в отличие от простых, состоят из большого количества компонентов, взаимодействующих друг с другом таким образом, что их поведение, возни­кающее вследствие взаимосвязи подсистем, не может быть объяснено простой суммацией действий компонентов. Сложная система характеризуется нелинейностью компонентов и их взаимодействий между собой, и «небольшие» изменения параметров могут привести к значительным изменениям поведения системы.
Принимая во внимание вышесказанное, многие нейрональные системы можно рассматривать как состоящие из синаптически взаимосвязанных зон; скоординированная деятельность последних приводит к функциональным результатам, которые не могут быть получены за счет деятельности отдельных элементов. Любопытным примером может служить ЭЭГ, при которой разные ритмы являются результатом взаимодействия различных нейрональных сетей. В частности, осцилляторная активность головного мозга, по всей вероятности, является ключевым механизмом обработки и сохранения информации в различных специализированных зонах головного мозга. Интеграция, происходящая в головном мозге на основе процессов синхронизации, получила название «функциональной связи». Она указывает на взаимодействие, поток информации, распространяющейся между зонами мозга. Этот феномен был хорошо изучен на основе системы зрения, куда входит большое количество компонентов и структур, специализирующихся на обработке определенного аспекта сцены, например формы, движения, цвета. Экспе­рименты на животных показали, что благодаря синхронизации нейрональной активности зрительной коры происходит объединение различных зрительных ощущений, и зрительный образ воспринимается целостно. В эксперименте во время выполнения зрительно-моторных заданий наблюдали синхронизацию между зрительной и теменной корой, теменной и моторной корой, что поддерживает эти соображения. Таким образом, определение феномена синхронизации осцилляторной активности в различных зонах головного мозга является удобным инструментом выявления всех компонентов системы и пациентов с СЭ.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2012 Рік

Зміст випуску 6-2, 2012

Зміст випуску 2-1, 2012

Зміст випуску 10 (45), 2012

Зміст випуску 8 (43), 2012

Зміст випуску 7 (42), 2012

Зміст випуску 6 (41), 2012

Зміст випуску 5 (40), 2012

Зміст випуску 4 (39), 2012

Зміст випуску 3 (38), 2012

  1. М. Мартинес

Зміст випуску 2 (37), 2012