Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Женщины и депрессия

tinaberadze_4.jpg
Ведущая рубрики:
Тина Игоревна Берадзе – психиатр, психотерапевт, член правления, директор по международным связям Ассоциации психиатров Украины, член Ассоциации выпускников Медицинской школы Гарвардского Университета (США), член Всемирной федерации биологической психиатрии (WFSBP)

Адрес для корреспонденции:

Понятие «гендерное различие» часто используется в политике и экономике с целью дифференцировать женщин и мужчин в плане заработков, карьерных возможностей избирательных прав и по другим причинам. Но я хочу обратить внимание на различие между полами, которое встречается в рамках психических нарушений, а именно при депрессии.
В многочисленных исследованиях сообщается о том, что женщин, страдающих депрессивными расстройствами, в два раза больше, чем мужчин. Также среди них чаще отмечаются более высокие уровни дистимии, сезонных аффективных расстройств и депрессивные симптомы при биполярном расстройстве.
Опустив известные симптомы депрессии, хотелось бы остановиться на проблемах социального характера, связанных с данным заболеванием, которые включают изоляцию от общества, ухудшение качества жизни, отторжение, ассоциированное со стигмой. Депрессивное состояние может лишить базовых радостей жизни и создавать постоянное ощущение подавленности. Не следует забывать и о таких физических симптомах, как слабость, боль, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Остается неизвестным, почему существуют столь выраженные половые различия между людьми, страдающими депрессивными расстройствами. К со-жалению, нет достоверных данных о том, почему женщины подвержены этому расстройс-тву больше, чем мужчины. Некоторые эксперты считают, что оба пола страдают им одинаково, но женщины обращаются за помощью чаще, поскольку мужчины реже обсуждают свои эмоции и признаются в наличии таких жалоб, чтобы не проявлять слабость. Вторая причина может быть банальнее – мужчины охотнее «лечат» себя алкоголем или наркотиками или выплескивают эмоции через насилие. Также существует точка зрения о том, что женщины менее устойчивы к социальным проблемам, стрессам и другим внешним жизненным факторам.
Генетическая предрасположенность, гормональный фон, внешние стрессы являются факторами развития депрессии как у мужчин, так и у женщин. Успехи в определении генетических факторов, которые могли бы объяснить большую предрасположенность женского пола к депрессии, крайне ограниченны.
Исследования, в которых изучали однояйцевых близнецов, показали, что только 40% риска возникновения депрессии связано с наследственностью. Но определенные генетические мутации, приводящие к тяжелым формам депрессии, проявляются только у женщин.
Гендерное различие при депрессиях отмечается уже в подростковый период (с 11-12 лет) – у девочек с этого возраста симптомы депрессии отмечаются чаще, чем у мальчиков. Гормональные изменения, связанные с месячным циклом, могут вызывать перемены в настроении, сходные с депрессией. Подобным образом, некоторые женщины с возрастом проявляют предрасположенность к эмоциональным расстройствам в связи с переходом в менопаузу или после родов – это два этапа в жизни, когда гормональный фон резко меняется. В свете сказанного возникает мысль о том, что уровень эстрогена может быть подоплекой развития депрессии. В этом направлении проводились многочисленные исследования, но прямых доказательств того, что гормональные колебания являются основной причиной развития депрессивных симптомов, не найдено. В связи с этим, гормональные причины должны рассматриваться только в совокупности с другими факторами.
Социальные исследования свидетельствуют о том, что женщины чаще отмечают влияние стрессовых факторов, чем мужчины. При этом они тяжелее переносят жизненно важные отрицательные события, чем мужчины. Травматичные события, особенно в молодости, могут иметь стойкое воздействие на нервную систему. Женщинам также чаще приходится ухаживать за больными родственниками, испытывать сексуальное и эмоциональное насилие. Стрессовым фактором могут считаться материальные проблемы, особенно у матерей-одиночек. Такой стресс расценивается как хронический и может приводить к развитию депрессии.
В некоторых исследованиях сообщается, что женщины острее реагируют на отрицательные жизненные обстоятельства, чем представители сильного пола. Тревога, неправильный образ жизни, особенно отсутствие физической нагрузки, также способствуют проявлению депрессивной симптоматики. Физические уп-ражнения приводят к улучшению настроения у лиц, страдающих депрессией, но этот фактор имеет особенно важное значение для женщин.
Депрессия в до- и послеродовой период также является актуальным вопросом. В частности, практически все психотропные лекарственные средства проникают через плаценту и воздействуют на зародыш. Поэтому мамам, которые нуждаются в таком лечении, обязательно необходимо объяснять все факторы риска. Также следует помнить, что иногда недолеченая депрессия опаснее для здоровья мамы и малыша, чем риск, связанный с назначением препаратов. Американские ассоциации гинекологов и психиатров пришли к соглашению о том, что лечить депрессии в таких случаях следует с помощью психотерапии, а к медикаментозному лечению прибегать лишь в особо тяжелых случаях. Применение препаратов считается сравнительно безопасным в течение первого триместра беременности. В исследованиях был показан повышенный риск развития врожденных пороков сердца у новорожденных при назначении ингибиторов обратного захвата серотонина в последнем триместре беременности.
Около 10-15% матерей в течение 3-6 месяцев после родов страдают послеродовой депрессией, что обусловлено нехваткой сна, резким изменением жизненного уклада и стрессами, связанными с материнством и гормональными изменениями. Лечение в этом случае может кардинально улучшить качество жизни, и, безусловно, является необходимым. В целом подходы к лечению депрессии у мужчин и женщин принципиально не отличаются. Клиницисты подразделяют терапию на три фазы:
• в острой фазе, которая продолжается обычно от 6 до 12 месяцев, основная задача – облегчение симптомов; применяется медикаментозное лечение в комбинации с психотерапией;
• в текущей фазе, которая может продолжаться еще несколько месяцев, проводят коррекцию дозы препаратов и при необходимости модифицируют терапию; активно применяется психотерапия;
• в стадии закрепления результата основной целью является профилактика рецидива заболевания; снижается дозировка препаратов и увеличивается роль психотерапии.
Уникальные отличия в жизненном опыте, темпераменте, биохимии и физиологии делают процесс лечения очень сложным. Не существует одного метода лечения, который подходил бы для всех. Но исследования доказывают, что сочетание медикаментозного лечения с психотерапией дает наилучшие результаты.
По последним данным, более 10% женщин принимают антидепрессанты, но достичь полной ремиссии очень сложно. Безусловно, на фоне достижений современной психофармакологии подбор адекватной терапии не должен быть проблемным. Антидепрессанты одинаково эффективны у мужчин и женщин. Выбор лекарства редко зависит от пола пациента. Важно учитывать индивидуальные особенности больного и возможные побочные эффекты. Мужчины и женщины, страдающие депрессией, одинаково хорошо реагируют на психотерапию, направленную на облегчение симптомов заболевания и закрепление долгосрочных результатов.
Хочу обратить внимание на методы психотерапии, которые являются наиболее эффективными в лечении депрессии при их сочетании с медикаментозным лечением.
Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает пациенту разобраться с негативны- ми мыслями и поведением. Пациент учится распознавать самоуничтожающие мысли, справляться с внутренними конфликтами и отличать события вне его контроля.
Интерперсональная (межличностная) психотерапия направлена на проблемы с существующими взаимоотношениями, на выработку умения справляться с конфликтами. Как правило, цель заключается в том, чтобы разобраться в четырех аспектах – социальной изоляции, драматическом изменении в жизни, переживаниями в связи утратой близких людей и распределением ролей в социуме.
Психодинамическая психотерапия фокусируется на том, как жизненные события в прошлом и настоящем воздействуют на ощущения и процесс принятия решений. Она позволяет помочь пациенту отличать бессознательные защитные механизмы от болезненных мыслей. К примеру, у пациента, имеющего в прошлом опыт доминирующих родителей, могут быть большие трудности с социальной адаптацией. С помощью терапии пациент может преодолеть эти препятствия.
Частью плана по лечению депрессии могут быть групповая или семейная терапия.
В этих практиках человеческие взаимодействия используются для получения поддержки и облегчения. Главная задача состоит в определении деструктивных паттернов. Эти способы терапии помогают выявить скрытые проблемы и восстановить социальные связи.
По опыту, в большинстве случаев наилучший результат достигается сочетанием и взаимозамещением разных методов психотерапии и правильным применением медикаментозного лечения.

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2011 Год

Содержание выпуска 5-3, 2011

  1. Чи буде в Україні надаватися послуга «раннє втручання»?

  2. Актуальные вопросы детской психиатрии

  3. Применение <font face="GreekMathSymbols">a</font>-агонистов в детской психиатрической практике

  4. Терапия аутизма с точки зрения доказательной медицины и клинического опыта

  5. Опыт применения риссета (рисперидона) при лечении шизофрении у подростков

  6. Коморбідна Патологія та супутні проблеми при гіперактивному розладі з дефіцитом уваги

  7. Сучасний протокол допомоги дітям та підліткам з депресією: перспективи його реалізації в Україні

  8. Лечение расстройств пищевого поведения у подростков: прогресс и проблемы

  9. Проблемы детской неврологии

  10. Ботулотоксин типа А (диспорт) в лечении детского церебрального паралича

  11. Руководство по диагностике и терапии эпилепсии

  12. Катамнез дітей, що перенесли судоми в неонатальному періоді

  13. Альфа-липоевая кислота в лечении диабетической нейропатии

  14. Дети-саванты. Ключи к пониманию природы гениальности

Содержание выпуска 2-1, 2011

  1. «… явные признаки интеграции нейронаук могут напоминать возврат к истокам психиатрии и неврологии, но уже на новом, более высоком методологическом уровне»

  2. Синдром неспокійних ніг в осіб старшого та похилого віку: недооцінений та недолікований «тіньовий» феномен

  3. Болезнь Альцгеймера

  4. Псевдодеменція і деменція: проблеми діагностики та лікування

  5. Расстройства настроения после инсульта: факторы риска развития депрессии

  6. Сосудистая деменция

  7. Влияние церебролизина на когнитивные функции и замедление кЭЭГ у лиц с сосудистой деменцией

  8. Современные представления о болезни Паркинсона: пять новшеств

  9. Леводопа и леводопофобия

  10. Оценка степени выраженности когнитивного дефицита у пациентов с болезнью Паркинсона

  11. Эпилепсия в пожилом возрасте

  12. Психодинамічно орієнтована психотерапія пацієнтів з інволюційними психозами

  13. Вегетативные и депрессивные расстройства у лиц с синдромом вегетативной дисфункции

  14. Место растительных природных препаратов при лечении депрессии: эффективность и безопасность

  15. Феномен Антоненко

Содержание выпуска 8 (35), 2011

  1. С юбилеем, «НейроNEWS»!

  2. Всемирный день психического здоровья

  3. Психическое здоровье: усиление борьбы с психическими расстройствами

  4. Мнение эксперта:<br> Психотерапия – важный компонент в лечении психических расстройств

  5. Новое в психиатрии

  6. Новое в эпилептологии

  7. Биполярное аффективное расстройство: диагностика, терапия, профилактика

  8. Нейропсихологія болю

  9. Розлади харчової поведінки у дітей<br> Організація надання кваліфікованої психіатричної допомоги в педіатричному медичному закладі

  10. Когнітивно-поведінкова модель розуміння та терапії обсесивно-компульсивного розладу

  11. Диагностика и медикаментозное лечение болезни Паркинсона

  12. Диагностика и медикаментозное лечение болезни Паркинсона (окончание)

  13. Комментарий

  14. РУКОВОДСТВО по диагностике и лечению болезни Альцгеймера

  15. Распространенность и характеристики недиагностированного БПР у больных с депрессивным эпизодом

  16. Безумец на троне. <br> Штрихи к психопатическому портрету Ивана Грозного

Содержание выпуска 7 (34), 2011

  1. «КПТ не вчить людей «позитивно» думати, вона спрямована на об’єктивне сприйняття реальності, звільнення від ілюзій, помилкових суджень та переконань»

  2. Новое в психиатрии

  3. Современное лечение эпилепсии: сфера применения и эффективность леветирацетама

  4. Новое в эпилептологии

  5. Современные представления о патогенезе болезни Паркинсона

  6. Cтимуляция пластичности и функционального восстановления после инсульта

  7. Рапимиг – «золотой стандарт» триптанов II поколения в терапии мигрени

  8. Расстройства пищевого поведения: психодинамическая концептуализация заболевания

  9. Руководство по диагностике и лечению первичной дистонии

  10. Диагностика и медикаментозное лечение болезни Паркинсона

  11. Альфа-липоевая кислота в лечении нейропатической боли у больных сахарным диабетом

  12. Тяжелая депрессия и трудные для лечения больные депрессией в стационаре: новые возможности терапии

  13. Влияние нейропептидов на функциональное состояние мозга у лиц с церебральной сосудистой патологией

  14. Сумерки идолов.<br> Заметки о клиническом случае Фридриха Ницше

Содержание выпуска 6 (33), 2011

  1. Джон Мэнринг: «Очевидно, что умению проводить эффективные психотерапевтические сессии нельзя научиться исключительно по учебникам…»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Влияние на систему хронобиологии: новые перспективы в терапии депрессии

  5. Новые молекулы в лечении шизофрении

  6. Современные принципы терапии биполярного расстройства

  7. Леветирацетам в лечении эпилепсии

  8. Расстройства пищевого поведения в детском и юношеском возрасте: фокус внимания на соматических последствиях

  9. Ламотриджин и вальпроат в лечении ювенильной миоклонической эпилепсии

  10. Применение венлафаксина у пациенток с большим депрессивным эпизодом в климактерический период

  11. Рекомендации по фармакологическому лечению нейропатической боли

  12. Воздействие гидросмина на слуховые нарушения вследствие вертебробазилярной недостаточности

  13. Место метаболической терапии в лечении кардионеврологических больных

  14. Роль статинов в комплексной терапии хронической ишемии головного мозга

  15. Аторвакор® и вестинорм® в терапии лиц с ишемическим инсультом в вертебробазилярном бассейне

  16. Аутизм изнутри. История Темпл Грэндин.

Содержание выпуска 1 (28), 2011

  1. Уважаемые коллеги!

  2. «Чем раньше будет проведена интервенция, тем больше шансов, что ребенок с аутизмом максимально приблизится к нормальной траектории психического развития»

  3. Мнение эксперта

  4. Терапевтические возможности лечения рассеянного склероза: новые подходы

  5. Новое в психиатрии

  6. Новое в эпилептологии

  7. Тригеминальная невралгия

  8. Мильгамма композитум в лечении диабетической полинейропатии

  9. Секрети леводопної терапії хвороби Паркінсона

  10. Практические рекомендации по ведению пациентов с депрессией

  11. Фармакотерапия обсессивно-компульсивного расстройства: современные тенденции

  12. Эффективность кветиапина XR в качестве монотерапии депрессии при биполярном аффективном расстройстве

  13. Анонс

  14. Эдгар По. Тоска по смерти

  15. Коротка інструкція для медичного застосування препарату Концерта® Concerta®

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Содержание выпуска 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Архив рекомендаций