скрыть меню
Разделы: Интересно

Сумерки идолов.<br> Заметки о клиническом случае Фридриха Ницше

sumerkiidolov1.png «Для мук раскаянья мне дайте преступленья,
Иль я умру от грозной пустоты...
В груди моей темно, как в капище сомненья,
Где язва – мысль и жадный червь – мечты.
Не осуждай меня, мои порывы злости:
Я раб страстей и грозный бич ума...
Душа моя сгнила, и вместо тела – кости...
Не осуждай! Свобода есть тюрьма.
Для мук раскаянья мне дайте преступленья
Иль я умру при свете темных туч...
В моей крови кипит безумство озлобленья,
Дыханьем жжет коварный демон­луч».

«Из дневника», Фридрих Ницше

Фридрих Ницше – фигура, оказавшая колоссальное влияние на становление фундамента мировой культуры и философии XX ст. Философ-бунтарь, первым проявивший смелость в переоценке моральных ценностей своего века и радикально провозглашавший свои пугающие буржуазное общество истины в афористичной манере: «Бог умер», «женщина – вторая ошибка Бога», «одиночество – бегство от больных» и др., прожил короткую и не очень счастливую жизнь. Ницше умер в 55 лет, последние 10 из которых провел в пучине безумия – психозе, перешедшем в деменцию. Официально установленным диагнозом Фридриха Ницше был «прогрессивный паралич», то есть нейросифилис, однако клиническая картина течения болезни во многом не соответствовала типичной, поэтому вопрос постановки диагноза до сих пор открыт.
Идеи Ницше жестко критиковались современниками, признание, пришедшее в конце жизни, в искаженной трактовке взяли на вооружение национал-социалисты, и Гитлер провозгласил его идеологом Третьего Рейха с подачи сестры философа – Элизабет Ферстер-Ницше, которая была ярой антисемиткой, хотя учение мыслителя не имело ничего общего с фашизмом. Весьма поверхностна трактовка Ницше как имморалиста и вырожденца, на самом деле его учение охватывает широкий круг вопросов, призывая не отказываться от морали вообще, но прийти к морали индивидуальной, которую необходимо воспитать в себе «свободным умам», отвергнув мнимую мораль, навязанную обществом и религией. Философ выступает за самосовершенствование и самореализацию человека, к которой способны лишь немногие, отсюда – его идеи о «сверхчеловеке», который стремится своими волеизъявлениями к истине и власти. Философские труды Ницше и по сей день вызывают много споров, они не поддаются однозначной трактовке, так как изложены в неакадемичной манере, по своей форме имеют мало общего с работами классических немецких философов Канта, Гегеля, пестрят метафорами, афоризмами, поэтическими вставками. Даже в ранних работах Ницше, не омраченных надвигающимся безумием, присутствует некоторая фрагментарность, невразумительность изложения, что требует особенно вдумчивого чтения. Художественности и необычности языка мыслителя во многом способствовало классическое филологическое образование Ницше, но в последних работах ярко виден и отпечаток, который наложила болезнь на авторский стиль.
Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 г. в семье лютеранского пастора, кроме Фридриха, родители воспитывали еще двое детей. Ранние годы будущего философа прошли в атмосфере глубокой религиозности, при этом каких-то ярких особенностей, отличающих его от других детей, маленький Ницше не обнаруживал. Фридрих рос крепким ребенком, на четвертом году жизни умел читать и писать, в десять лет написал свои первые стихотворения, с детских лет играл на рояле и сочинял музыкальные произведения.
Изучая семейную наследственность, можно обнаружить ряд фактов, которые могут свидетельствовать о наличии неблагоприятного органического фона всей семьи Ницше. Так, мигренью, которой Фридрих страдал с юношеских лет, болели отец и сестра философа, у всех троих была выраженная миопия, также у самого Фридриха в детстве была обнаружена анизокория. Анамнез был отягощен возможными психическими заболеваниями и по линии матери. Вероятно, две тетки философа страдали психическими заболеваниями, одна из них закончила жизнь самоубийством, а дядя умер в психиатрической больнице от неустановленного заболевания (известно лишь, что психические проблемы у него начались после 60 лет).

sumerkiidolov2.png

В 1848 г. в 35-летнем возрасте умирает отец Фридриха Ницше. Причиной смерти стало органическое поражение головного мозга – либо опухоль, либо череда инсультов. За неделю до смерти он предъявлял неспеци­фические жалобы на состояние здоровья, включая головные боли, далее последовали внезапные потери равновесия, после которых развились неврологическая симптоматика и слепота. В скором времени умирает двухлетний брат Ницше, вероятно, после серии эпилептических приступов.
Довольно часто в литературе можно встретить психоаналитические изыскания относительно жизни и творчества Ницше, однако объективность их остается под вопросом. К примеру, упорство, с которым борется философ с христианской моралью, наталкивает на мысль о бессознательном соперничестве с идеалами отца- священника. Кроме того, существует мнение о том, что «женское» воспитание (Ницше воспитывался матерью, сестрой, бабушкой и двумя тетками) породило кризис самоидентификации и комплекс мужской неполноценности у философа. Соматизацией невротических переживаний психоаналитики объясняют мучившие писателя с 1862 г. симптомы мигрени, тошноты, временной потери зрения. Мигренозные боли сопровождались фортификационной аурой и могли длиться несколько дней. Нельзя не отметить одну патологическую черту Ницше, проявлявшуюся в комплексе садомазохистских переживаний – если в своих трудах он мог довольно гневно и уничижительно высказываться в адрес «маленьких людей», «отбросов общества», то в жизни он был склонен к необоснованному альтруизму, ища, казалось бы, страданий во всем. Так, его сестра рассказывала следующий случай – во время рассказа о Муцие Сцеволе маленький Фридрих, подражая поступку римского героя, поджег у себя на руке коробку спичек и сильно обжегся. А во время Франко-прусской войны в 1970-1971 гг. Ницше добровольно ушел на фронт в качестве санитара и так самоотверженно ухаживал за больными дифтерией и дизентерией, что в конце концов заразился сам.
Будучи блестящим студентом, Ницше в возрасте 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. Проработав в нем около 10 лет, в 1879 г. Ницше был вынужден уволиться по состоянию здоровья (мигрень, снижение зрения, неспецифические симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта лишали его возможности плодотворно работать в качестве преподавателя). В 1879-1889 гг. он вел образ жизни независимого философа и писателя, переезжал из города в город, проводя лето в Швейцарии, а зиму в Италии. Доходы Ницше были минимальными – пенсия по инвалидности от Базельского университета, скудные гонорары от произведений и нерегулярная финансовая помощь друзей.
Ницше был глубоко одиноким человеком – у него не было ни семьи, ни дома, но путь затворничества он избрал сам. Отношения со значимыми людьми он строил по типу «идеализации – обесценивания». Восхваляя своих кумиров, спустя некоторое время он непременно в них разочаровывался и низвергал с воображаемого пьедестала – так он поступал со своим идейным учителем Шопенгауэром, другом Вагнером и любимой женщиной Лу Саломе.

sumerkiidolov3.png

Довольно сложные отношения связывали Ницше со всеми женщинами в его жизни. Согласно биографическим данным, к большинству из них Ницше испытывал лишь платонические чувства – так было с женой композитора Вагнера, Козимой Вагнер, и с иконой века Лу Андреас Саломе. По предположениям некоторых исследователей, Ницше не имел половых отношений с женщинами, однако это противоречит диагнозу нейросифилиса, так что большинство находит вероятным, что в молодости философ мог посещать публичные дома. С юной аристократкой Лу Саломе, уроженкой России немецкого происхождения, Ницше познакомился в 1882 г., и с первых дней знакомства между ними возникла крепкая дружба. Вместе с Полем Ре, еще одним приятелем, они собирались основать философскую коммуну под названьем «Святая Троица» и жить вместе. Лу была роковой женщиной, воплощением ума и свободомыслия, в нее влюблялись все мужчины, в том числе и Ре с Ницше, предложения руки и сердца которых она незамедлительно отвергла. После этого Ницше окончательно разочаровался в женщинах, чему в значительной степени поспособствовала властная сестра философа Элизабет, изначально настраивавшая брата против Лу. Саломе продолжала вращаться в интеллектуальных кругах Европы, стала талантливым психоаналитиком, дружила с Фрейдом, покровительствовала Рильке.
Выраженные симптомы психотического расстройства появились у Ницше в 1889 г. Но уже промежуток 1882-1885 гг. можно считать началом продромального периода, когда возросла раздражительность, появилась переоценка собственной личности. Первое произведение, на создание которого накладывается отпечаток болезни Ницше, – «Так говорил Заратустра» – своеобразная символическая поэма-квинтэссенция всей философии Ницше. Слова в ней часто нагромождены, формы слишком пышны, орнамент заслоняет собой мысль, а темп предложений становится быстрее, возбужденнее. Особенно эти проявления заметны в четвертой части «Заратустры», написанной в состоянии гипоманиакального возбуждения – учащаются бессмысленные восклицания, яснее выступают идеи величия, Ницше часто пишет о смехе, танцах, летании, представления о которых часто возникают при эйфории: «Я мог бы поверить в существование только такого Бога, который умел бы танцевать... Поистине Заратустра – не порывистый круговой ветер, и если он и танцор, то не танцует тарантеллу... И хотелось бы мне дожить до того времени, когда я буду так танцевать, как я еще никогда не танцевал: пронесусь, танцуя, над всеми небесами... Только танцуя, я в своей речи умею возвыситься до того, что есть наивысшее для человека... Небо надо мною, ты, непорочное, высокое! В этом и заключается твоя непорочность... что ты служишь мне танцевальной залой для божественных случайностей... Человеческая речь – прекрасное шутовство: пользуясь ею, человек все обращает в пляску...» и т. д. Часто Ницше теряет нить своих соображений, забывает, к чему клонится его речь, и заканчивает очередное предложение какой-нибудь остротой, не имеющей никакого отношения к делу. Ощущения его обостряются, появляются гиперестезии: «Ах, лед окружает меня, он жжет мне руку... Меня томил жар солнца моей любви, Заратустра жарился в собственном соку... Я кинулся в самую холодную воду, погружая в нее и голову, и сердце... И вот я сижу... и жажду круглого девичьего рта, но еще более девичьих, как лед холодных, как снег белых, острых, кусающих зубов...
Я – свет... Но в этом и заключается мое одиночество, что я опоясан светом. Я живу в моем собственном свете и сам поглощаю пламя, которое из меня вырывается... Их мудрость часто издает запах, как будто она – порождение болота... Ах, зачем я так долго жил в их шуме и зловонном дыхании... О, блаженный покой, меня теперь окружающий, о, чистые запахи... Блаженными ноздрями я вдыхаю опять свободу гор. Наконец-то мой нос освобожден от запаха всякого человеческого существа. Смрадный воздух, смрадный воздух!.. Я должен вдыхать запах внутренностей неудавшейся души...» и т. д. Ницше частично осознает происходящие в нем болезненные процессы и постоянно намекает на головокружительное ускорение собственных мыслей: «Мы мыслим слишком быстро... словно у нас в голове беспрерывно вертящаяся машина... Нетерпеливые умы наслаждаются помешательством, потому что помешательству свойствен веселый темп... Речь мне кажется слишком медленной... Я вскакиваю в твою колесницу, буря!.. Теперь иногда случается, что мягкий, умеренный, сдержанный человек вдруг становится бешеным, бьет тарелки, опрокидывает столы, орет, буйствует, оскорбляет весь мир и потом уходит, пристыженный, негодуя на себя. (Конечно, это иногда случается, и не только теперь, но случалось всегда, однако только с буйными помешанными...) Где же безумие, которое вам надо привить? Видите ли, я вам указываю сверхчеловека, а сверхчеловек... и есть это безумие... Моя рука – рука шута. Горе всем столам и стенам, горе всему, где есть место для арабесок и маранья шута!».
В 1887 г. проявляются первые неврологические симптомы – расстройства речи и походки. Почерк Ницше стал грубее, крупнее и менее разборчив, хотя и не содержит описок и грамматических ошибок, появление которых характерно на ранних стадиях деменции. Несмотря на это, 1887-1888 гг. чрезвычайно плодотворны – за 8 месяцев Ницше создал 6 произведений, извлекая пользу из своего болезненно-возбужденного состояния. В «Сумерках идолов», которые выходят в конце 1888 г., идеи величия высказываются чаще, а в автобиографии, законченной как раз перед обострением состояния, он и вовсе приписывает себе знатное происхождение.

sumerkiidolov4.png

В начале января 1889 г. наступает переломный момент в болезни Ницше. Выходя из своей квартиры в Турине, он увидел извозчика, избивавшего лошадь, Фридрих с криками набросился на него и тут же потерял сознание. Вследствие вероятного нарушения мозгового кровообращения, Ницше два дня пребывал в состоянии оцепенения, не мог стоять и говорить. После этого проявились симптомы психоза – он громко пел, постоянно играл на фортепиано, потерял представление о ценности денег, исписал несколько листов странными фантазиями, ему началось казаться, что друзья и близкие стали его врагами. Также он отправил письма невразумительного содержания с подписью «Дионис» или «Распятый» своим приятелям, некоторые из них были адресованы Шопенгауэру и Бисмарку. Друзья поняли, что с Ницше происходит что-то неладное и большими усилиями перевезли философа из Турина в Базель. Он не хотел ехать, но приставленный к нему человек заявил, что в честь него готовится большое торжество, и только тогда Ницше позволил увезти себя. На вокзале он бросался всех обнимать. В Базельской больнице констатировали: правый зрачок шире левого, оба вяло реагируют на свет, правая носогубная складка сглажена, коленные рефлексы очень живые. Следующие дни Ницше провел в маниакальном возбуждении – с криками, пением, болтливостью, стойкой бессонницей. Считал себя то герцогом Кумберлендским, то императором, мочился в собственные ботинки и ел свои испражнения.
Состояние, в котором он поступил в клинику в Иене, описано в отчете врача за 19 января (1889): «Больной проследовал за нами в свою палату со множеством учтивых поклонов. Он вышагивал по комнате величавой поступью, глядя в потолок, и благодарил нас за «грандиозный прием». Он не осознает, где находится. Иногда он полагает, что в Наумбурге, иногда – в Турине... Он постоянно жестикулирует и изъясняется восторженным тоном и напыщенными выражениями... Во время разговора он все время гримасничает. Также и по ночам почти беспрерывно продолжается его бессвязная болтовня».
Из записей в истории болезни:
20 февраля. Забыл начало своей последней книги.
23 февраля. «В последний раз я был Фридрихом-Вильгельмом IV».
27 марта. «Это моя жена Козима Вагнер привела меня сюда».
27 апреля. Частые приступы гнева.
18 мая. Довольно часто испускает нечленораздельные звуки.
14 июня. Принимает привратника за Бисмарка.
4 июля. Разбивает стакан, чтобы забаррикадировать вход в комнату осколками стекла.
9 июля. Прыгает по-козлиному, гримасничает и выпячивает левое плечо.
4 сентября. Очень ясно воспринимает происходящее вокруг. Время от времени ясное осознание своей болезни.
7 сентября. Почти всегда спит на полу у постели.
Галлюцинаторно-параноидный синдром продолжался около года, все это время Ницше находился в психиатрических лечебницах Базеля и Иены. С 1890 г. философ жил на попечении собственной матери, а после ее смерти – сестры. По свидетельствам очевидцев, Ницше со временем стал апатичным, практически все время сидел в кресле, смотря в одну точку, перенес несколько инсультов. Прогрессировали расстройства памяти, периодически случались с ним и периоды просветления, когда он узнавал родных и мог с ними общаться, которые сменялись периодами психомоторного возбуждения, доходящего до рычания и крика. Последние годы жизни Ницше были медленным угасанием. В конце августа 1900 г. он простудился, заболел воспалением легких и умер 25 августа этого же года.
Диагноз, поставленный Ницше базельскими и иенскими врачами, звучал так: «атипичный прогрессивный паралич». Однако уже приставка «атипичный» позволяет усомниться в данном выводе, ведь реакцию Вассермана ввели только в 1906 г., уже после смерти философа. Во-первых, домысел о том, что Ницше заразился сифилисом в студенческие годы, посещая публичные дома, не находит однозначного подтверждения – нет ни свидетелей, ни информации о том, что философ когда-либо лечился от сифилиса на более ранних стадиях. Во-вторых, беспрецедентна продолжительность течения болезни – 8 лет продромального периода и 11 лет слабоумия, притом что обычно прогрессивный паралич наступает после 5-15 лет болезни и протекает в среднем 3-4 года, слабоумие же, сопровождающееся многочисленной неврологической симптоматикой, наступает довольно быстро, чего мы не видим в случае с Ницше. Действительно, после продолжительного периода маниакального возбуждения переход к слабоумию у Ницше возник незамедлительно, но не стоит забывать о длительном продромальном периоде, в котором он сохранял ясность ума и писал цельные произведения.
Существуют альтернативные версии болезни Ницше – в одной из них предполагается, что с 1881 г. философ страдал легкой формой биполярного расстройства, а прогрессивный паралич начал развиваться с 1888 г., за два года до поступления Ницше в психиатрическую больницу. По другой версии, у Ницше была медленно растущая опухоль головного мозга (менингиома). Скандинавские исследователи считают, что Ницше был болен лобно-височной деменцией (болезнью Пика), которая обычно проявляется постепенным началом, длительностью течения от 3 до 20 лет, эйфоричным настроением, бредовыми расстройствами, нарушениями влечений (пищевого, сексуального), рядом симптомов поражения лобных долей. Среди последних – присущая Ницше нарастающая пассивность со сменой периодов психомоторного притупления и расторможенности.
У философов-последователей Ницше свой взгляд на причины психической болезни мыслителя, корни которого следует искать в понятиях «творческая болезнь» и «коллективное бессознательное». Философ Мишель Фуко высказал предположение, что безумие Ницше – это не просто психическая болезнь, а зашифрованное послание, которое мы пока не в силах разгадать. Он считал, что Ницше переживал «опыт безумия», который содержательно приближался к абсолютному знанию трансцендентных переживаний. А Жорж Батай как-то заметил, что Ницше сошел с ума гениально и вместо нас, тем самым, подразумевая, что кризис, который переживало общество в осевое время, на стыке веков, был слишком глубоким, чтобы его можно было осознать и прожить без потерь для индивидуального разума отдельной личности.
И вправду, знакомясь с наследием Ницше, трудно избавиться от ощущения некой связи между его философией и его болезнью. В соответствии с намерением, высказанным мыслителем в работе «Воля к власти», он строил свое творчество «с расчетом на конечную катастрофу». В конце концов, творчество одолело верх над жизнью, приведши к реальной жизненной катастрофе самого автора и исполнив пророчество Ницше из его книги «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»...

Что почитать:

sumerkiidolov5.png
Карл Ясперс «Ницше. Введение в понимание его философствования».
Влияние творческого и научного наследия Фридриха Ницше на становление философии XX ст. огромно. Практически все значимые фигуры постмодернизма, экзистенциализма создали труды, посвященные анализу жизни и творчества философа – Батай, Делез, Хайдеггер, Шестов. Немецкий психиатр и философ­экзистенциалист Карл Ясперс, опираясь на содержание всех произведений Ницше, среди прочих изложил свой взгляд на его личностное и научное развитие – от анализа биографических данных до трактовок его отдельных работ.

В.Ф. Чиж «Ницше как моралист».
Русский психиатр рубежа веков, профессор Владимир Федорович Чиж, стоявший у истоков создания «Клинического архива гениальности и одаренности», излагает свою точку зрения на этическую составляющую учения Ницше, анализируя, как болезнь отразилась на его творчестве.

sumerkiidolov6.png
sumerkiidolov7.png
Ирвин Ялом «Когда Ницше плакал».
Известный американский психотерапевт в своей книге, написанной в жанре альтернативной истории, с художественным изяществом компилирует факты биографии Фридриха Ницше. В своем «психоаналитическом детективе» Ирвин Ялом стремится передать атмосферу эпохи и показать влияние Ницше на создание психоанализа, сталкивая своего героя с учителем Фрейда Й. Брейером, у которого философ проходит своеобразное психотерапевтическое лечение от мигрени.

Что посмотреть:

«Когда Ницше плакал» (США, 2007;
режиссер – Пинчас Перри; в главной роли – Арманд Ассанте)
Экранизация одноименного романа Ирвина Ялома, описывающая взаимоотношения Ницше с Лу Саломе и другими представителями венской интеллигенции конца XIX века в контексте вымышленных событий.
sumerkiidolov8.png

Что посетить:

sumerkiidolov9.png
Немецкие города Реккен, Наумбург, Веймар. В Рек­кене Ницше родился и провел первые годы жизни, а в Наумбурге, куда переехала семья Фридриха после смерти кормильца, прошло его детство и юность, в Веймаре философ умер. В каждом из городов находятся мемориальные музеи Ницше, сохранились дома, в которых он жил. Также в Веймаре расположен Архив Ницше – основное хранилище творческого наследия философа.

Подготовила Ольга Устименко

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2011 Год

Содержание выпуска 5-3, 2011

Содержание выпуска 2-1, 2011

Содержание выпуска 8 (35), 2011

Содержание выпуска 7 (34), 2011

Содержание выпуска 6 (33), 2011

Содержание выпуска 1 (28), 2011

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,