В данном исследовании было сделано предположение о том, что при титрации дозы до достижения ответа средние дозы вальпроата и ламотриджина могут быть одинаково эффективны в лечении ЮМЭ на основании отсутствия приступов в течение 12-недельного поддерживающего периода. Однако ламотриджин и вальпроат имели различные побочные действия. В дозах, оказывающих аналогичное терапевтическое действие, при приеме вальпроата наблюдались более тяжелые побочные эффекты, которые оценивали с помощью шкалы токсичности.
В ходе испытания оценка эффективности основывалась на данных о приступах, отмеченных пациентом или членами его семьи (уменьшение частоты приступов по сравнению с исходной). Несмотря на это, проводилось много открытых исследований эффективности вальпроевой кислоты при ЮМЭ. На основании результатов открытых серий было показано, что добиться полного отсутствия судорог на фоне монотерапии вальпроатом или как средства дополнительного лечения удавалось в 41-88% случаев (Atakli et al., 1998; Kleveland & Engelsen, 1998). Тематические исследования также показали, что при терапии вальпроатом в низкой одноразовой суточной дозе (500 мг) можно успешно контролировать ЮМЭ и избавить пациента от приступов на период до 2 лет (Panagariya et al., 2001; Karlovassitou-Koriari et al., 2002). Новые испытания, в которых изучали эффективность ламотриджина и вальпроата в лечении ЮМЭ, продемонстрировали, что последний был более эффективен (Prasad et al., 2003; Nicolson et al., 2004; Mohanraj & Brodie, 2005).
Частота побочных явлений, которые наблюдались во время монотерапии ламотриджином и вальпроатом, соответствовала таковой, о которой сообщалось в других исследованиях (Faught et al., 2004; Saetre et al., 2007). Наиболее частыми, связанными с приемом препарата, побочными реакциями в группе вальпроата были увеличение массы тела, тошнота и усталость, а в группе ламотриджина – головная боль, сыпь, сонливость и головокружение. Одновременное применение ламотриджина и вальпроата связано с повышенным риском развития сыпи (Faught et al., 2004). Частота появления незначительной сыпи вследствие приема препаратов (13%) не противоречила данным других испытаний, в которых была назначена монотерапия ламотриджином (12%) (Faught et al., 2004). Ранее ламотриджин уже показал свою эффективность и хорошую переносимость как средство монотерапии у пациентов с эпилепсией, переведенных с монотерапии карбомазепином или фенитоином (Panayiotopoulos, 2000).
Противосудорожное средство первого поколения, такое как вальпроат, имеет повышенный потенциал взаимодействия с другими препаратами и риск развития побочных эффектов из-за ферментативного действия и/или ингибирования. В дополнение к нарушению когнитивных или эндокринных функций его длительное применение может привести к изменениям в костной (остеопороз) и соединительной (гиперплазия десен, контрактура Дюпюитрена, гипертрихоз) тканях или к развитию гормонально-метаболических нарушений, приводящих к сексуальной дисфункции (Herzog et al., 2003; Pack et al., 2003).
Coppola et al. (2004) в ходе оценки эффективности ламотриджина в качестве средства монотерапии абсансов наблюдали 100% контроль над приступами у 55% больных, а также снижение частоты приступов более чем на 50% у 25% пациентов.
Еще в одном исследовании, проведенном Holmes et al. (2008), при участии пациентов с детской и ювенильной абсансной епилепсией было показано избавление от припадков в 71% случаев. Представленные результаты не сходны с результатами двух описанных выше исследований, подтверждающих эффективность ламотриджина при миоклонических приступах и
тонико-клонической эпилепсии.
Хотя ламотриджин и вальпроат обычно используются для лечения абсансной эпилепсии у детей и подростков, Posner et al. (2005) в ходе исследования получили доказательства того, что ламотриджин оказывает влияние на судороги. Однако данное испытание не было проведено с целью отразить существующую клиническую практику или разработать рекомендации. Исследователи также показали, что при сравнении ламотриджина и вальпроата статистическая сила недостаточна для того, чтобы показать различия в эффективности этих двух препаратов. Результаты проведенного наблюдения подтверждают недостаточную эффективность ламотриджина и вальпроата при лечении абсансной эпилепсии.
В нескольких исследованиях при участии взрослых и подростков ламотриджин оказывал положительное
действие при локальных и генерализованных приступах, и его эффективность была аналогичной или превосходила вальпроат и карбамазепин (Gamble et al., 2006; Karceski et al., 2005; Steinhoff et al., 2005). В ретроспективном испытании Prasad et al. (2003) проанализировали 22 отобранных произвольным образом подростков с ЮМЭ, которые принимали ламотриджин и вальпроат. Они выявили, что исходы у пациентов, которые получали вальпроат или ламотриджин в виде монотерапии, не отличались. Таким образом, было показано, что ламотриджин может быть эффективной альтернативой вальпроату в лечении ЮМЭ. Auvin (2008) изучая медикаментозное лечение ЮМЭ, отметил, что следует отдавать предпочтение ламотриджину, поскольку терапия вальпроатом связана с большей терратогенностью и повышенной частотой побочных эффектов.
Выводы
Хотя рекомендации относительно дозирования при переходе на монотерапию ламотриджином уже установлены (Choi & Morrell, 2003), использование такого режима лечения при приеме вальпроата на сегодняшний день ограничено из-за отсутствия информации о стратегии дозирования при замене препарата. Результаты данного исследования демонстрируют, что ламотриджин доказал свою эффективность в качестве средства монотерапии при переходе с вальпроата. Можно сделать вывод о том, что оба препарата были эффективны как средства, снижающие месячную частоту приступов, и существенной разницы между ними не отмечено. Результаты исследования показывают, что ламотриджин в виде монотерапии может выступать как альтернатива вальпроату у лиц с ЮМЭ, у которых отмечаются побочные эффекты или недостаточный контроль над приступами при применении вальпроевой кислоты. Ламотриджин является хорошим вариантом в качестве монотерапии первой линии у детей и подростков с различными типами эпилепсии и эпилептических синдромов.
Подготовила Татьяна Ильницкая
* * *