Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Особенности гормонального статуса у девочек с симптоматической эпилепсией

Эпилепсия – хроническое полиэтиологическое заболевание мозга, которое характеризуется повторными, неспровоцированными какими-либо причинами, эпилептическими приступами, стойкой предрасположенностью к возникновению припадков, а также нейробиологическими, когнитивными, психологическими и социальными последствиями этого состояния. Проблема лечения эпилепсии остается одной из самых важных проблем детской неврологии, а главной целью терапии является достижение ремиссии и улучшение качества жизни, особенно в пубертатном возрасте, что в большей степени касается девочек. Один из пиков заболеваемости эпилепсией у девочек приходится на 10-14 лет.
Пубертатный пик объясняется многими факторами:
• биологическими (бурный рост организма, сопровождающийся сопутствующей вегетативной дистонией пубертатного периода);
• психологическими (юношеский максимализм, отрицание авторитетов – врача и старших родственников, недоверие к проводимой терапии);
• гормональными (мощными циклические ежемесячные воздействия стероидных женских половых гормонов на организм при недостаточности гомеостатических механизмов и противоэпилептической системы);
• сменой стиля жизни (депривация сна, посещение дискотек и т. д.)
С наступлением пубертатного периода эпилептические приступы часто приобретают циклический характер, усложняется тип припадка, и они сопровождаются выраженными психопатическими и поведенческими реакциями. Это в значительной степени является следствием влияния половых гормонов на мозг, в частности на структуры лобных долей.
В современных условиях Международная противоэпилептическая лига (ILAE) рекомендует проводить выбор противоэпилептических препаратов (ПЭП) с позиций доказательной медицины, учитывая основные факторы, влияющие на принятие решения, такие как:
• форма эпилепсии или эпилептического синдрома;
• типы приступов;
• частота приступов;
• распределение приступов в циркадном ритме;
• возраст;
• пол;
• соматическое состояние.
Актуальность вопросов терапии эпилепсии у девочек обусловлена комплексными особенностями заболевания и влиянием применяемых для его лечения препаратов (ПЭП) на гипоталамо-гипофизарно-половую систему. Это приводит к тому, что частота патологии женских половых органов при эпилепсии оказывается существенно более высокой по сравнению с аналогичным показателем в общей популяции. Соответственно существует проблема выявления данной патологии и необходимости ее адекватной коррекции.

Материалы и методы исследования
Было проведено исследование, цель которого – изучение особенностей изменений клинической картины, биоэлектрической активности головного мозга и гормонального статуса у девочек с симптоматической эпилепсией.
Под наблюдением находилось 76 девочек в возрасте от 12 до 18 лет с диагнозом симптоматической эпилепсии. Все пациентки были разделены на две группы, идентичные по возрасту, этиологии и давности заболевания: 1-я группа, состоявшая из 38 человек (50%), в качестве ПЭП получала эпимил, 2-я группа – 38 человек (50%) – производные вальпроевой кислоты. Контрольную группу составили 38 девочек в возрасте от 12 до 18 лет, которых консультировали детский эндокринолог и детский гинеколог.
Всем пациентам проводились: сбор анамнеза и клинический осмотр, стандартная электроэнцефалограмма (ЭЭГ), длительный ЭЭГ-мониторинг в состоянии бодрствования и сна, магнитно-резонансная томография (МРТ) головы.
По этиологии симптоматической эпилепсии пациенток распределили следующим образом: врожденные аномалии развития – 17 больных (22%), черепно-мозговая травма – 34 (45%), нейроинфекции – 25 (33%). Длительность заболевания составила от 4 до 12 лет. На основании данных анамнеза выделены следующие типы приступов: парциальные (простые и сложные) – 62 человека (81%), с вторичной генерализацией – 26 (34%) первично генерализованные – 14 (19%). При записи стандартной ЭЭГ были зарегистрированы эпилептиформные изменения (в интериктальный период) в 61% случаев. Замедление основного ритма ЭЭГ отмечалось у 39,5% больных. Фокальные замедления в q - и/или d -ритме зафиксированы у 23% пациентов в височной области, в лобной – у 9,1%, в затылочной – у 1,9%, в теменной – у 2,8%. При пролонгированной записи ЭЭГ эпилептиформные изменения зарегистрированы в 86% случаев. Наиболее распространенным паттерном были комплексы острая – медленная волна, разряды комплексов полипик, диффузные разряды полиспайков, диффузные разряды быстрой активности частотой от 10 до 30 Гц.
В 1-й группе эпимил был эффективен в виде монотерапии: у 68% пациентов отмечался полный контроль приступов в течении 6 месяцев, а у 24% – частичное (до 75%) купирование симптоматики. Длительность приема эпимила составила 2-5 лет. Во 2-й группе препараты вальпроевой кислоты были эффективны в виде монотерапии, полное сокращение частоты припадков наблюдалось у 65% пациентов в течение 6 месяцев, а у 26% отмечено частичное купирование симптоматики (до 75%). Длительность приема препарата – 3-6 лет.
Для выявления гормональных нарушений пациенткам проводили: клинический осмотр детского эндокринолога и детского гинеколога, определение гирсутного числа, индекса массы тела, соотношения талия/живот, УЗИ органов малого таза с вычислением яичниково- маточного индекса, гормонального статуса.
Клинически выявляли гиперандрогенное состояние: гирсутизм, жирная кожа, угри в 82% случаев.
Для определения степени выраженности гирсутизма рассчитывали гирсутное число по шкале Ferriman – Gallwey. В норме у 96% здоровых женщин гирсутное число не превышает 7 баллов. В исследовании гирсутное число до 7 баллов в 1-й группе было отмечено в 79% случаев, более 7 баллов – в 21%, во 2-й группе – в 56 и 44% случаев соответственно, в контрольной группе – в 80 и 20% случаев соответственно.
Для оценки ожирения определяли индекс массы тела по Bray по формуле: I = m/h2, где m – масса тела в килограммах, а h – рост в метрах. В норме индекс массы тела равен 19-25 В 1-й группе индекс массы тела до 25 определялся у 90% пациенток, более 25 – у 10%, во 2-й группе – у 63 и 47% соответственно, в контрольной группе – у 92 и 8% соответственно.
Отложение жира по центральному типу не зависело от индекса массы тела. Более значимым было увеличение соотношения талия/живот, которое отражает отложение жира в области живота: в 1-й группе – в 2% случаев, во 2-й – в 41%, в контрольной – в 7%.
Нарушение менструального цикла по типу олигоменореи (интервал между менструациями – от 40 до 150 дней), ациклические маточные кровотечения, вторичная аменорея (отсутствие менструаций 6 месяцев и более) отмечались в 1-й группе у 17% пациенток, во 2-й – у 21%, в контрольной – у 9%.
В ходе ультрасонографического исследования определяли следующие признаки: яичниково-маточный индекс, увеличение объема яичников, наличие кистозных фолликулов.
Яичниково-маточный индекс (отношение объема яичников к толщине тела матки) в норме не превышает 3,5. Увеличение данного индекса отмечалось в 1-й группе в 7% случаев, во 2-й группе – в 13%, в контрольной группе – в 4%. При исследовании яичников выясняли их размеры и объем, который вычисляли по формуле длина x толщина x ширина x 0,5 см3. Увеличение объема яичников в 1-й группе было выявлено у 5% пациенток, во 2-й – у 14%, в контрольной – у 4%. Капсула яичников определялась как гиперэхогенное образование. Утолщенной считали капсулу толщиной более 5 мм, что было отмечено у 4% пациенток 1-й группы и 11% – второй; в контрольной группе показатель составил 4%.
Гормональный статус определялся на основании следующих показателей:
• концентрация прогестерона;
• концентрация лютеинизирующего (ЛГ) и фолликулостимулирующего (ФСГ) гормонов в фолликулярную фазу цикла, индекс ЛГ/ФСГ;
• уровень тестостерона;
• уровень экскреции 17-кетостероидов с мочой.
Концентрация прогестерона, отвечающая показателям, характерным для ановуляторного цикла, определялась в 1-й группе у 4% пациенток, во 2-й группе – у 15%, в контрольной группе – у 4%. Повышенный индекс ЛГ/ФСГ (более 2,5) имел место в 4% случаев в 1-й группе, в 11% – во 2-й, в 4% – в контрольной. Повышенный уровень тестостерона в 1-й группе был отмечен у 13% пациенток, во 2-й группе – у 43%, в контрольной – у 19%. Уровень экскреции 17-кетостероидов с мочой не превышал границы нормы в 87% наблюдений.
На основании гиперандрогении, повышения веса, нарушения менструального цикла, морфологических изменений яичников по данным ультразвукового исследования органов малого таза (увеличение яичниково-маточного индекса, утолщение стромы, увеличение объема яичников, наличие атретичных фолликулов), изменений горманального статуса у 4% пациенток 1-й группы и у 11% – второй был установлен формирующийся синдром поликистозных яичников (поскольку нельзя говорить о сформированном данном синдроме у девочек в пубертате); в контрольной группе его частота составила 4%.

Результаты исследования
Таким образом, у девочек, страдающих эпилепсией и получающих вальпроаты, чаще встречаются увеличение массы тела, гиперандрогения, аменорея, олигоменорея, ановуляторные циклы и поликистозные изменения в яичниках. Девочкам пубертатного возраста, получающим вальпроаты, необходимо регулярно проводить исследование гормонального профиля и ультразвуковое исследование яичников. Синдром поликистозных яичников при эпилепсии является гетерогенным по своей природе и клиническим проявлениям. Эпилептолог должен иметь представление об этом синдроме и связанных с ним патологических состояниях. Синдром необходимо своевременно диагностировать и наблюдать совместно с гинекологом-эндокринологом. Значение противосудорожной терапии как основного фактора развития синдрома поликистозных яичников в настоящее время не доказано, однако вероятность влияния ПЭП следует учитывать. Необходимо иметь в виду предрасположенность к данному состоянию, которая клинические выражается в исходно высоком индексе массы тела, гирсутизме, акне, нарушениях менструального цикла и других преморбидных отклонениях в акушерско-гинекологическом и соматическом статусах. При наличии генетической предрасположенности к синдрому поликистозных яичников, а также к избыточной массе тела следует избегать назначения ПЭП, вызывающих увеличение веса и, наоборот, прибегать к препаратам, способствующим ее уменьшению. Необходимо проявлять определенную осторожность при назначении препаратов вальпроевой кислоты и иметь в виду альтернативные лекарственные средства, такие как эпимил.

Выводы
На фоне рациональной противоэпилептической терапии достигается максимальная эффективность лечения (снижение частоты приступов), и во многих случаях удается избежать возникновения побочных явлений. Такой подход к ведению больного благоприятно сказывается на здоровье пациента, а следовательно, и на качестве его жизни.

* * *

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2011 Год

Содержание выпуска 5-3, 2011

  1. Чи буде в Україні надаватися послуга «раннє втручання»?

  2. Актуальные вопросы детской психиатрии

  3. Применение <font face="GreekMathSymbols">a</font>-агонистов в детской психиатрической практике

  4. Терапия аутизма с точки зрения доказательной медицины и клинического опыта

  5. Опыт применения риссета (рисперидона) при лечении шизофрении у подростков

  6. Коморбідна Патологія та супутні проблеми при гіперактивному розладі з дефіцитом уваги

  7. Сучасний протокол допомоги дітям та підліткам з депресією: перспективи його реалізації в Україні

  8. Лечение расстройств пищевого поведения у подростков: прогресс и проблемы

  9. Проблемы детской неврологии

  10. Ботулотоксин типа А (диспорт) в лечении детского церебрального паралича

  11. Руководство по диагностике и терапии эпилепсии

  12. Катамнез дітей, що перенесли судоми в неонатальному періоді

  13. Альфа-липоевая кислота в лечении диабетической нейропатии

  14. Дети-саванты. Ключи к пониманию природы гениальности

Содержание выпуска 2-1, 2011

  1. «… явные признаки интеграции нейронаук могут напоминать возврат к истокам психиатрии и неврологии, но уже на новом, более высоком методологическом уровне»

  2. Синдром неспокійних ніг в осіб старшого та похилого віку: недооцінений та недолікований «тіньовий» феномен

  3. Болезнь Альцгеймера

  4. Псевдодеменція і деменція: проблеми діагностики та лікування

  5. Расстройства настроения после инсульта: факторы риска развития депрессии

  6. Сосудистая деменция

  7. Влияние церебролизина на когнитивные функции и замедление кЭЭГ у лиц с сосудистой деменцией

  8. Современные представления о болезни Паркинсона: пять новшеств

  9. Леводопа и леводопофобия

  10. Оценка степени выраженности когнитивного дефицита у пациентов с болезнью Паркинсона

  11. Эпилепсия в пожилом возрасте

  12. Психодинамічно орієнтована психотерапія пацієнтів з інволюційними психозами

  13. Вегетативные и депрессивные расстройства у лиц с синдромом вегетативной дисфункции

  14. Место растительных природных препаратов при лечении депрессии: эффективность и безопасность

  15. Феномен Антоненко

Содержание выпуска 8 (35), 2011

  1. С юбилеем, «НейроNEWS»!

  2. Всемирный день психического здоровья

  3. Психическое здоровье: усиление борьбы с психическими расстройствами

  4. Мнение эксперта:<br> Психотерапия – важный компонент в лечении психических расстройств

  5. Новое в психиатрии

  6. Новое в эпилептологии

  7. Биполярное аффективное расстройство: диагностика, терапия, профилактика

  8. Нейропсихологія болю

  9. Розлади харчової поведінки у дітей<br> Організація надання кваліфікованої психіатричної допомоги в педіатричному медичному закладі

  10. Когнітивно-поведінкова модель розуміння та терапії обсесивно-компульсивного розладу

  11. Диагностика и медикаментозное лечение болезни Паркинсона

  12. Диагностика и медикаментозное лечение болезни Паркинсона (окончание)

  13. Комментарий

  14. РУКОВОДСТВО по диагностике и лечению болезни Альцгеймера

  15. Распространенность и характеристики недиагностированного БПР у больных с депрессивным эпизодом

  16. Безумец на троне. <br> Штрихи к психопатическому портрету Ивана Грозного

Содержание выпуска 7 (34), 2011

  1. «КПТ не вчить людей «позитивно» думати, вона спрямована на об’єктивне сприйняття реальності, звільнення від ілюзій, помилкових суджень та переконань»

  2. Новое в психиатрии

  3. Современное лечение эпилепсии: сфера применения и эффективность леветирацетама

  4. Новое в эпилептологии

  5. Современные представления о патогенезе болезни Паркинсона

  6. Cтимуляция пластичности и функционального восстановления после инсульта

  7. Рапимиг – «золотой стандарт» триптанов II поколения в терапии мигрени

  8. Расстройства пищевого поведения: психодинамическая концептуализация заболевания

  9. Руководство по диагностике и лечению первичной дистонии

  10. Диагностика и медикаментозное лечение болезни Паркинсона

  11. Альфа-липоевая кислота в лечении нейропатической боли у больных сахарным диабетом

  12. Тяжелая депрессия и трудные для лечения больные депрессией в стационаре: новые возможности терапии

  13. Влияние нейропептидов на функциональное состояние мозга у лиц с церебральной сосудистой патологией

  14. Сумерки идолов.<br> Заметки о клиническом случае Фридриха Ницше

Содержание выпуска 6 (33), 2011

  1. Джон Мэнринг: «Очевидно, что умению проводить эффективные психотерапевтические сессии нельзя научиться исключительно по учебникам…»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Влияние на систему хронобиологии: новые перспективы в терапии депрессии

  5. Новые молекулы в лечении шизофрении

  6. Современные принципы терапии биполярного расстройства

  7. Леветирацетам в лечении эпилепсии

  8. Расстройства пищевого поведения в детском и юношеском возрасте: фокус внимания на соматических последствиях

  9. Ламотриджин и вальпроат в лечении ювенильной миоклонической эпилепсии

  10. Применение венлафаксина у пациенток с большим депрессивным эпизодом в климактерический период

  11. Рекомендации по фармакологическому лечению нейропатической боли

  12. Воздействие гидросмина на слуховые нарушения вследствие вертебробазилярной недостаточности

  13. Место метаболической терапии в лечении кардионеврологических больных

  14. Роль статинов в комплексной терапии хронической ишемии головного мозга

  15. Аторвакор® и вестинорм® в терапии лиц с ишемическим инсультом в вертебробазилярном бассейне

  16. Аутизм изнутри. История Темпл Грэндин.

Содержание выпуска 1 (28), 2011

  1. Уважаемые коллеги!

  2. «Чем раньше будет проведена интервенция, тем больше шансов, что ребенок с аутизмом максимально приблизится к нормальной траектории психического развития»

  3. Мнение эксперта

  4. Терапевтические возможности лечения рассеянного склероза: новые подходы

  5. Новое в психиатрии

  6. Новое в эпилептологии

  7. Тригеминальная невралгия

  8. Мильгамма композитум в лечении диабетической полинейропатии

  9. Секрети леводопної терапії хвороби Паркінсона

  10. Практические рекомендации по ведению пациентов с депрессией

  11. Фармакотерапия обсессивно-компульсивного расстройства: современные тенденции

  12. Эффективность кветиапина XR в качестве монотерапии депрессии при биполярном аффективном расстройстве

  13. Анонс

  14. Эдгар По. Тоска по смерти

  15. Коротка інструкція для медичного застосування препарату Концерта® Concerta®

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Содержание выпуска 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Архив рекомендаций