Несмотря на то что для многих больных, особенно на поддерживающем этапе терапии депрессии, сексуальное функционирование может являться одним из критериев выхода из болезненного состояния, не следует ждать, что пациент сам расскажет врачу о своей проблеме, если его активно об этом не расспрашивать. Именно поэтому врачпсихиатр должен хорошо понимать, о чем именно следует спрашивать такого больного, какого ответа можно от него ждать и как следует интерпретировать полученные данные.
Ведя беседу с пациентом о проблемах такого рода, прежде всего, следует помнить о том, что сексуальная дисфункция является составляющей частью собственно депрессивного страдания. Ведь сексуальное функционирование – это не только факт эрекции или эякуляции. Сексуальное функционирование начинается с влечения. А одним из основных признаков депрессии, заложенных в классификации, помимо подавленного настроения является такой симптом, как утрата интереса ко всем видам деятельности, в первую очередь тем, которые ранее представляли наибольший интерес. Очевидно, что человек, испытывающий дефицит влечения по многим векторам, будет также испытывать недостаток сексуального влечения. Вместе с тем, являясь лишь одним из проявлений депрессии, нарушение сексуального функционирования редко вербализируется больными как основная жалоба, но практически всегда выявляется при активном расспросе.
Другая значительная часть сексуального функционирования – это испытание возбуждения, и, как следствие, оргазма. Опять же, в соответствии с классификацией, равнозначным симптомом депрессии, наряду с подавленным настроением и утратой интереса, является утрата энергичности и удовлетворения от привычных занятий.
Это могут быть как снижение трудоспособности, так и утрата полноты удовлетворения от сексуального функционирования. Подтверждением этого служит и тот факт, что к сексопатологам нередко обращаются лица с депрессией, которые не придают значения сниженному настроению, а как основную жалобу отмечают именно сексуальную дисфункцию.
Однако, рассматривая проявления сексуальной дисфункции как неотъемлемую часть депрессии, следует помнить, что длительная терапия антидепрессантами, в частности, влияющими на некоторые постсинаптические серотонинергические рецепторы, способна самостоятельно вызывать изменения сексуального функционирования, проявляющиеся как в снижении влечения, так и в отсрочке эякуляции. Несомненно, новое поколение антидепрессантов более безопасное, чем трициклические антидепрессанты или ингибиторы моноаминоксидазы, и терапия ими значительно лучше переносится пациентами. Это позволяет достичь максимального комплайенса и приверженности пациента лечению, готовности следовать режиму лечения.
Так, при приеме трициклических антидепрессантов крайне сложно говорить о профилактике в силу того, что больные отказываются от применения медикаментов сразу после окончания периода активного лечения изза выраженных побочных эффектов. С появлением СИОЗС они стали препаратами первого выбора, позволяющими длительный профилактический прием в течение нескольких лет, а при некоторых состояниях и пожизненно. Однако практический опыт показывает, что далеко не всегда больные, принимающие СИОЗС, готовы соблюдать режим лечения так долго, как это рекомендует врач. Самыми важными аргументами для отказа от применения медикаментов являются отдаленная прибавка в весе (особенно актуально для женщин) и нарушение сексуального функционирования, актуальное для всех больных, независимо от пола.
Таким образом, проблема сексуальных дисфункций – это проблема, прежде всего, поддерживающего этапа лечения. Именно на этом этапе, сопровождающемся значительным улучшением во всех сферах, за исключением сексуальной, этот вопрос приобретает особую актуальность для пациента и требует коррекции. Кроме того, необходимо знать, какие именно аспекты сексуального функционирования страдают и каким образом, чтобы максимально подробно расспросить об этом пациента и оказать
ему максимально эффективную помощь (таблица).
|
Сложность данной проблемы для практического врачапсихиатра заключается в том, что крайне сложно дифференцировать, где заканчиваются проявления эмоционального расстройства, находящие свое естественное отражение в сексуальной дисфункции, а где начинается побочное действие медикаментов. Однако не вызывает сомнения необходимость не стесняясь спрашивать больного об этой проблеме. Обсуждая с пациентом перспективу длительного приема медикаментов для профилактики последующих эпизодов депрессии, необходимо помнить о том, что сексуальное функционирование может оказаться зеркалом, отражающим эффективность и переносимость лечения и существенно влияющим на проблему приверженности терапии и готовности соблюдать рекомендованный режим лечения в течение длительного времени.
Подготовила Мария Добрянская