. Валериана может применяться в лечении бессонницы, также может использоваться как вспомогательное средство во время перерывов при хроническим приеме бензодиазепинов. В некоторых исследованиях сообщается, что механизм ее действия осуществляется через ГАМК-ергическую систему. Действие валерианы может быть связано и с другими медиаторными системами, например рецепторами МТ
(мелатонина), и некоторыми подвидами 5-НТ-рецепторов.
Бензодиазепины. Эти препараты неспецифически взаимодействуют с a
1- и a
2-подтипами постсинаптических рецепторов ГАМК
А и со всеми подвидами рецепторов g-типа. Бензодиазепины повышают сродство постсинаптических ГАМК
А-рецепторов к эндогенной ГАМК, таким образом повышая глубину и продолжительность ингибирующих эффектов посредством увеличения количества хлоридных каналов. Тропность к a
1-рецепторам обусловливает снотворное действие и когнитивные эффекты этих средств, тогда как взаимодействие с a
2-рецепторами выражается в анксиолитическом, противосудорожном и миорелаксирующем действии. После отмены бензодиазепинов бессонница может возобновиться либо проявится эффект рикошета с усугублением симптоматики по сравнению с той, что была до лечения. Появление тревоги и углубление нарушений сна зависят от личности пациента. Поэтому следует постепенно снижать дозу бензодиазепинов, сочетая этот процесс с психологической поддержкой. Развитие абстинентного синдрома при отмене данных средств зависит от различных факторов.
Злоупотребление препаратами чаще развивается при длительном приеме. Толерантность отражается в прогрессивном увеличении дозы бензодиазепинов и зависит от определенных факторов. Однако у некоторых пациентов не развивается толерантность на фоне длительного приема этих препаратов. Существуют исследования, продемонстрировавшие наличие корреляции между длительным приемом бензодиазепинов и повышением риска смерти. Увеличение случаев обструктивных нарушений во время сна, седация, менее внимательное отношение к себе, падения, спутанность, амнезия и другие, связанные с приемом препарата, эффекты могут объяснить повышение смертности. Бензодиазепины не рекомендованы к применению у пациентов, злоупотребляющих алкоголем и страдающих алкогольной зависимостью. Особенно внимательно следует применять эти препараты у лиц пожилого возраста, пациентов с почечной, печеночной и легочной недостаточностью, а также с психической патологией. Бензодиазепины усугубляют обструктивные нарушения во время сна, противопоказаны во время беременности, а также пациентам, деятельность которых требует внезапных ночных пробуждений и принятия быстрых решений. Из бензодиазепинов можно применять клоназепам, мидазолам и эстазолам. Остальные препараты не рекомендуются.
Агонисты мелатониновых рецепторов. Рамелтеон – новое снотворное средство, которое применяют при лечении хронической инсомнии. Это – высокоселективный агонист МТ
1- и МТ
2-рецепторов. Рекомендованная доза составляет 8 мг, препарат быстро абсорбируется (0,75-0,94 часа), период полувыведения – 1,3 часа.
В связи с коротким периодом полувыведения рамелтеон назначают при инициальной бессоннице. Он не эффективен как средство поддержания сна. Рамелтеон безопасен в отношении влияния на когнитивные процессы на следующий день после приема и вызывает рикошетную бессонницу после окончания длительного использования. Препарат также не вызывает развития зависимости.
Агомелатин – антидепрессант, который является агонистом рецепторов МТ
1 и МТ
2 и антагонистом серотониновых 5-НТ2С-рецепторов. В связи с мелатониновой активностью агомелатин может быть потенциальным регулятором циркадных ритмов у пациентов с депрессией, внося таким образом свой вклад в лечение депрессивной симптоматики. Препарат в дозировках 25-50 мг эффективно улучшает качество сна, уменьшает период засыпания и увеличивает фазу медленного сна.
Другие фармакологические средства и новые перспективы. Возможно также применение антигистаминных препаратов. В лечении бессонницы не желательно применять антипсихотики. Новые ГАМК-ергические препараты, такие как тиагабин и габоксадол, до сих пор не зарегистрированы в некоторых странах и не были одобрены для лечения инсомний. Эти вещества ингибируют обратный захват ГАМК и являются новыми перспективными средствами терапии инсомний.
Инсомнии в детском возрасте
Бессонница в детском возрасте подразделяется на поведенческую, психофизиологическую, инсомнию в особых популяциях, связанную с определенными заболеваниями бессонницу и инсомнию, вызванную употреблением медикаментов.
Наиболее распространенные клинические состояния, приводящие к бессоннице в детском возрасте, следующие: болевой синдром либо судороги, отиты, рефлюкс, медикаменты (стимуляторы или кортикостероиды), ночные приступы астмы либо ларингоспазма. Во время первичного обращения к специалисту необходимо четко установить возможные причины бессонницы у детей. Основной тип бессонницы у детей поведенческий, но это диагноз исключения.
Поведенческая детская бессонница
Поведенческая детская бессонница возникает у 10-30% детей дошкольного возраста. Согласно Международной классификации нарушений сна (ICSD, 2005), основной ее характеристикой считаются различные сложности при засыпании и поддержании сна у детей. Эта проблема может быть связана с определенными поведенческими стереотипами детей либо их родителей. Поведенческую детскую бессонницу подразделяют на два типа: расстройства ассоциаций и недостаток сдерживающих механизмов.
Расстройства ассоциаций
Существует определенное количество условий, связанных с процессом засыпания, наличие которых обязательно, для того что бы ребенок заснул либо вернулся назад в постель после ночного пробуждения. Позитивные ассоциации ребенок может формировать самостоятельно (соска, погремушка либо мягкая игрушка), тогда как негативные ассоциации требуют посторонней помощи (бутылочка для кормления либо укачивание). Негативные стимулы также включают в себя внешние раздражители (телевизор и игрушки) и различные ситуации (нахождение в кровати родителей либо езда в машине). Когда связанные со сном условия присутствуют, ребенок засыпает быстро. Однако, когда их нет, дети часто просыпаются и потом долго не могут снова уснуть.
Диагностические критерии расстройств ассоциаций состоят в выявлении тех стимулов, которые замедляют процесс засыпания, а также связанных с засыпанием, что само по себе очень проблематично и требует значительных усилий. Когда ассоциативные элементы отсутствуют, начало сна существенно откладывается, а сон имеет фрагментарный характер. Ночные пробуждения требуют вмешательств, для того что бы ребенок снова заснул.
Недостаток сдерживающих механизмов
Недостаток сдерживающих механизмов может проявляться отказом ложиться в кровать в установленное для этого время. Коме того, откладывание отхода ко сну может осуществляться через определенные просьбы (ощущения жажды, необходимость принять ванну или получить еще один поцелуй перед сном) либо дополнительную активность (посмотреть телевизор, прочесть еще одну историю). Когда такие дети засыпают, качество сна у них нормальное, всего с несколькими пробуждениями. Однако дети с недостатком сдерживающих механизмов обычно имеют меньшую продолжительность сна (на 30-60 минут).
Диагностические критерии данного вида бессонницы следующие: трудности при засыпании либо поддержании сна; откладывание/отказ ложиться в постель в нужное время либо отказ возвращаться в кровать во время ночных пробуждений; неспособность родителей выработать подходящее поведение детей относительно отхождения ко сну; невозможность объяснить нарушения сна какими-то другими причинами, клиническими состояниями, неврологическими и психиатрическими нарушениями либо приемом медикаментов.
Бессонница, связанная с неврологической и психической патологией
Большинство заболеваний ЦНС могут проявляться различными вариантами нарушений сна.
Диагностика
Основные вопросы, которые следует изучить при проблемах со сном в педиатрической практике, включают в себя общую продолжительность сна, процедуру отхождения ко сну, факторы, связанные со сном, дневное поведение ребенка, послушание ребенка и когнитивные функции. Также крайне необходимо выявить значимые события в жизни ребенка, например развод родителей, переезд в другой дом или смена школы, рождение в семье других детей. Дневник сна за недельный либо 2-недельный период очень важен для обнаружения ритуалов, связанных со сном, и соблюдения их на протяжении данного времени. Родителей просят подробно записывать время, когда ребенок лег в постель, как долго он пытался заснуть, частоту и длительность ночных пробуждений, количество и длительность периодов дневного сна, время пробуждения утром и общую продолжительность сна.
Полисомнография также может использоваться для диагностики и лечения инсомнии у детей. Однако ее желательно применять только при необходимости.
Выводы
Дети с недостаточной длительностью сна сонливы и раздражительны днем. Это может провоцировать негативные эмоции у родителей, и таким образом, с целью уменьшения фрустрации, они сами откладывают процедуру засыпания, из-за чего ребенок засыпает позже, поддерживая порочный круг.
Так, следует обратить внимание на коррекцию поведения (стандарт). Время ложиться в постель (для детей от младшего до дошкольного возраста) – между 7 и 8:30 вечера. Если это происходит позже, ребенок очень устает, становится раздражительным и у него возникают трудности при засыпании. Время сна не должно отличаться в выходные и будние дни. Детям необходим дневной сон. Необходимость в последнем пропадает в возрасте 3-6 лет.
Рассматривая процедуру засыпания, следует обратить внимание, что для детской жизни очень важна выработка определенного ритуала. Его следует начинать формировать в возрасте 3 месяцев, с установления определенного времени засыпания. Все электронные устройства должны быть перед этим выключены.
Что касается самостоятельного засыпания, то дети с бессонницей не способны уснуть самостоятельно, без участия родителей либо кормления или укачивания. Когда у ребенка появляется сонливость, но он еще не спит, его следует отнести в колыбель, и потом он должен заснуть самостоятельно.
На протяжении ночи визиты к ребенку должны быть короткими и формальными, без включения света, разговоров и прикосновений к ребенку.
Постепенное уменьшение материнского присутствия состоит из инициальной фазы, на протяжении которой физический контакт уменьшается во время нахождения в кровати. Матери, которые кормят своих детей во время сна, должны делать это как можно раньше и в другой комнате и только укачивать ребенка, до тех пор пока он не заснет. После того как данная стратегия окажется успешной, ребенка укладывают в колыбель, и мать придерживает головку либо ручку ребенка, пока он не уснет. На втором этапе время присутствия матери в спальне ребенка следует уменьшить. Третий этап направлен на увеличение времени между визитами. Целью является создание положительной и приятной обстановки не только для ребенка, но и его родителей.
Фармакологическое лечение (вариант выбора) необходимо применять в последнюю очередь. Большинство препаратов, назначаемых взрослым при бессоннице, не рекомендуются для детей. Но в особых случаях, когда обнаружены лежащие в основе бессонницы неврологические или психиатрические заболевания, можно применять бензодиазепины (клонозепам, мидазолам и диазепам), золпидем, зопиклон, хлоралгидрат, левомепромазин, прометазин, карбамазепин, клонидин, рисперидон и мелатонин, с учетом возраста ребенка и в ситуациях, когда преимущества связанные с применением препарата превышают потенциальный риск.
Подготовила Елена Тараненко
Статья печатается в сокращении