скрыть меню
Разделы: Обзор

Новое в неврологии

haritonov.jpg
Ведущий рубрики: Владимир Игоревич Харитонов — невролог-эпилептолог Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины, действительный член Европейской академии эпилептологии (EUREPA) и Международной ассоциации детских неврологов (ICNA)

Адрес для корреспонденции:

В журнале Journal of Neurology (2010; 257 (9): 1432-1437) опубликована интересная статья Даниэля Ливорси (Daniel Livorsi), посвященная описанию случая стволового энцефалита, вызванного вирусом герпеса. Давно известна предрасположенность вируса герпеса к височной и лобной долям, но иногда он поражает ствол головного мозга. У пациента, описанного в статье, энцефалит вызвал развитие тетрапареза. Также автор провел ретроспективную оценку опубликованных в базе данных MedLine 24 случаев герпетического стволового энцефалита. В 79% случаев причиной заболевания стал вирус герпеса 1-го типа, в 21% – 2-го типа. У 29% лиц инфекционный процесс был ограничен стволом головного мозга, у 71% он был мультифокальным, включая и ствол головного мозга. Клиническая картина состояла из нейроофтальмологических симптомов (81%), дефицита краниальных нервов (69%), а также лихорадки (69%). Тетрапарез был редким явлением и наблюдался всего в 19% случаев. Уровень смертности при стволовом герпетическом энцефалите составил 41%. При внутривенном введении ацикловира наблюдалось значительное снижение уровня смертности. Автор утверждает, что стволовой герпетический энцефалит является отдельной формой герпетической инфекции. Кроме того, он предполагает, что более широкое использование метода полимеразной цепной реакции даст возможность лучше диагностировать данное заболевание, а также проводить более эффективное лечение и улучшать прогноз.

· · ·
Реиджи Код (Reiji Kode) в журнале Journal of Neuro-Oncology (2010; 81 (1): 71-74) представил описание случая, при котором были выделены EFA6A-подобные антитела при паранеопластическом энцефалите вследствие действия незрелой тератомы яичника. Автор описывает 19-летнюю пациентку, у которой развился паранеопластический энцефалит как результат действия незрелой тератомы яичника. Заболевание проявилось появлением психиатрических симптомов, длительным нарушением сознания, рефрактерным эпилептическим статусом, центральной гиповентиляцией, а также различными патологическими непроизвольными движениями. Иммунологические характеристики сыворотки больной и цереброспинальной жидкости показали наличие аутоантител, колонизированных EFA6A, – специфическим протеином, характерным для вещества головного мозга, регулирующим развитие дендритов гиппокампальных нейронов. Несмотря на тяжесть клинических проявлений заболевания, у пациентки наблюдалось значительное улучшение состояния после хирургического удаления опухоли и последующей химиотерапии. Этот случай в очередной раз подчеркивает, что доктор должен исключить рак яичников у молодых девушек с энцефалитом с подострым началом и психиатрическими симптомами, а антитела, колонизированные белком EFA6A, являются достоверным маркером для ранней диагностики паранеопластического энцефалита, связанного с раком яичников.

· · ·
В журнале Journal of Pediatric Neurology опубликована статья Сринивасарао Бандару (Srini­vasarao Bandaru) (2010; 8 (4)), посвященная роли Chlamydia pneumoniae в механизме возникновения ишемического инсульта у детей. Результаты множественных исследований при участии взрослых показали, что данный микроорганизм усиливает атеротромбоз посредством влияния на систему цитокинов, что повышает риск церебральной ишемии. В детской популяции подобные исследования не проводились, хотя определить влияние данной бактерии на развитие инсульта у детей хотелось многим специалистам. С этой целью автор статьи вместе с группой коллег провели испытание, длившееся 2 года, в котором искали присутствие Chlamydia pneumoniae у детей в возрасте до 18 лет, перенесших ишемический инсульт. У всех пациентов осуществляли нейровизуализационное исследование. В дополнение к рутинным исследованиям крови проводили панель гиперкоагуляции, а также оценивали профиль липидов (натощак). Кроме этого измеряли уровень антител IgG и IgA к Chlamydia pneumoniae при помощи микроиммунофлюоресцентного анализа. Всего в исследовании приняли участие 42 ребенка. Средний возраст участников составил 15,2 года, соотношение мальчики/девочки составило 5 : 2. Факторы риска инсульта были определены в 33 из 42 (80%) случаев. Серо­позитивность к Chlamydia pneumoniae (IgG) выявили у 14 из 42 (33,3%) пациентов. После оценки серопозитивных больных было выявлено: изменение толщины медиальной интимы, повышенный уровень общего холестерола и холестерола низкой плотности был в значительной степени связан с возникновением ишемического инсульта у детей. В заключение статьи автор сделал вывод, что у детей с острым ишемическим инсультом инфицированность Chlamydia pneumoniae связана с изменением липидного профиля.
Наиболее, на мой взгляд, интересная статья размещена в журнале Journal of Neuro­develop­mental Disorders (2010; 2: 165-173). Автор Лин Пол (Lynn K. Paul) задался вопросом, а правда ли, что двустороннее поражение амигдал у людей приводит к появлению аутистических симптомов?
Ведущая неврологическая гипотеза аутизма указывает на дисфункцию амигдал как причинный фактор данного состояния. Эта гипотеза имеет серьезную поддержку со стороны анатомических и нейровизуализационных исследований. Пациенты с двусторонним поражением амигдал проявляют некоторые нарушения социальной когниции, которые несут в себе интригующее сходство с теми, которые наблюдаются у лиц с аутизмом, такие как нарушение понимания эмоций на лице окружающих, фиксации глаз на лицах, а также сложности с регулировкой пространственной дистанции с другими людьми. Однако до сих пор подобные случаи не были оценены с целью определения соответствия критериям заболеваний аутистического спектра. Данное исследование было посвящено именно этому вопросу. В испытании приняли участие два пациента с редкими врожденными двухсторонними нарушениями в обеих амигдалах. Они прошли обширное клиническое обследование, и были оценены при помощи диагностической шкалы аутизма, социальной шкалы оперативности, а также нескольких других опросников. Полученные результаты сравнили с показателями нормы и таковыми лиц с аутизмом. Они оказались интригующими. Ни у кого из участников ни в одном обследовании не были выявлены аутистические черты. Стало очевидно, что изолированное двустороннее поражение амигдал недостаточно для воспроизведения симптомов аутизма. Автор предполагает, что, вероятно, нарушение связей между амигдалой и другими структурами на уровне сетей является причиной появления аутистизма.

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2010 Год

Содержание выпуска 5-2, 2010

Содержание выпуска 2-1, 2010

Содержание выпуска 8 (27), 2010

Содержание выпуска 7 (26), 2010

Содержание выпуска 6 (25), 2010

Содержание выпуска 5 (24), 2010

Содержание выпуска 4 (23), 2010

Содержание выпуска 3 (22), 2010

Содержание выпуска 2 (21), 2010

Содержание выпуска 1 (20), 2010