-
-
Медико-социальная помощь лицам пожилого возраста с психическими расстройствами
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Медико-социальная помощь лицам пожилого возраста с психическими расстройствами
И.Я. Пинчук,
Городская психоневрологическая больница № 2, г. Донецк
На современном этапе в Украине отмечается выраженное постарение населения. Отрицательный естественный прирост населения сделал реальными прогнозы демографов о том, что в начале ХХI века каждый пятый житель Украины будет пожилым человеком.
На сегодняшний день в Украине организационная структура по оказанию медицинской помощи пожилым людям с психическими расстройствами не является образцовой, а необходимые социальные услуги отсутствует вообще. Отсутствуют навыки социальной работы с этим контингентом пациентов, впрочем, как и вообще с лицами с психическими расстройствами, с наркозависимыми, ВИЧинфицированными, онкологическими больными и людьми, страдающими хроническими заболеваниями. Кто может обеспечить этих людей правовой консультацией, добиться их социальной защиты и получения ими соответствующих льгот? До сих пор подобной службы не существует, однако возникла острая необходимость ее организации.
В перспективе значительную роль в оказании медицинской помощи лицам пожилого возраста вообще и психиатрической помощи в частности следует отводить интегральной медицине, высшей формой которой является семейная медицина. Семейный врач должен стать главной фигурой в процессе ведения гериатрических больных, так как он первым контактирует с лицами пожилого и старческого возраста и определяет дальнейшую тактику их ведения. В практике семейных врачей люди старше 60 лет составляют четвертую часть всех пациентов. Среди посещаемых на дому 90% составляют лица пожилого возраста. В возрасте 6069 лет помощью на дому пользуется каждый десятый больной, а в возрасте 80 лет и старше – каждый второй.
Медицинская помощь должна быть максимально приближена к населению старшего возраста, что может быть достигнуто путем совершенствования и развития амбулаторнополиклинических учреждений, организацией геронтопсихиатрических кабинетов при городских консультативных и территориальных поликлиниках. Рациональным видится введение в состав кадров поликлиник специально подготовленных социальных работников, которые действовали бы под наблюдением и контролем со стороны семейных врачей. Важное место в оказании медикосоциальной помощи населению пожилого возраста с психическими расстройствами должна занимать также и психологическая помощь. Сегодня для оказания медикосоциальной помощи пожилым людям с психическими расстройствами необходимо участие всех заинтересованных министерств и ведомств: систем здравоохранения и социального обеспечения, пенсионного фонда, фонда социальной защиты населения, общества Красного Креста, волонтеров и других организаций.
Лица пожилого возраста вообще и пожилые пациенты с психическими расстройствами в частности в большей степени подвержены резким изменениям окружающей среды, чем молодые. Эти люди более чувствительны к холоду, чаще живут в худших жилищных условиях, с неадекватным отоплением, получают медицинскую помощь более низкого качества. В связи с резким уменьшением реального материального дохода пенсионеров престарелые люди реже стали посещать лечебные учреждения, расположенные в других населенных пунктах (изза подорожания стоимости проезда, сокращения транспорта хозяйств и т. д.). Резкое подорожание лекарственных средств делает их малодоступными для большинства сельского населения пожилого возраста. Более половины выписанных рецептов так и не поступает в аптеки... Поликлиникам не выгодны пожилые люди, так как они чаще, чем молодые, требуют госпитализации и скорой помощи, за что расплачиваются поликлиники. Стационарам престарелые пациенты тоже в тягость, поскольку экономический эффект достигается при росте оборота коек, а госпитализация больных пожилого возраста приводит к увеличению средней длительности пребывания на больничной койке и сокращению ее оборота.
Организация ухода за престарелыми людьми затрагивает более широкий круг работников, чем даже уход за детьми. В каждой стране должно быть принято решение, кто будет нести ответственность за удовлетворение потребностей в оказании медицинской помощи и решении социальных нужд лиц пожилого возраста с психическими расстройствами: родственники на собственные средства, государство на общественные средства или и те и другие. У пожилых людей повышается необходимость в медицинской помощи, социальном обслуживании и альтернативных вариантах решения жилищного вопроса, основными причинами чего является то, что у лиц старше 75 лет уровень ограничений дееспособности возрастает, что приводит к снижению их способности к активной деятельности в повседневной жизни и уменьшению независимости.
Для успешного решения разнообразных практических задач по удовлетворению специфических физических и духовных нужд людей старческого возраста с психическими расстройствами потребуется, очевидно, значительное усиление специальной подготовки медицинских и социальных работников, призванных обеспечить эти нужды.
В настоящее время идет поиск универсальной модели организации оказания первичной медикосоциальной помощи пожилым пациентам с психическими расстройствами. Одной из причин отсутствия такой модели являются недостаточное знание содержания, потребности и объема помощи этой части населения, а также ограниченные возможности их удовлетворения при ухудшающихся условиях жизни общества в целом.
Социальная работа имеет пять аспектов, которые, хотя и могут анализироваться отдельно, составляют часть одного целого.
1.Географический аспект: вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона.
2.Политический аспект: каждая страна имеет свою политическую систему, которая определяет условия осуществления практической деятельности, независимо от того, является она либеральной или репрессивной, социалистической, социалдемократической или капиталистической.
3.Социальноэкономический аспект: основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и образования и, по возможности, к системам социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
4.Культурный аспект: традиции, убеждения, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран должны уважаться, хотя и без ущерба развитию определенных традиций и убеждений. Без этого будет сохраняться дискриминация, наносящая разрушительный ущерб обществу.
5.Духовный аспект: в любом обществе, где проводится социальная работа, существует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы, работы с человеком, а также для развития системы ценностей самих социальных работников, чрезвычайно важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем работают социальные работники.
Учет географических, политических, социальноэкономических, культурных и духовных аспектов обеспечивает целенаправленность социальной работы и ее неразрывную связь с правами человека. Особенно это важно, когда речь идет о лицах пожилого возраста с психическими расстройствами. Этот контингент является самым незащищенным в нашем обществе, именно этим людям сегодня часто приходится сталкиваться с нарушением их прав.
Права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какойлибо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какоголибо лица или группы могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
Тот факт, что основной задачей социальных работников является удовлетворение потребностей человека, лишний раз свидетельствует о том, что фундаментальный характер этих потребностей требует, чтобы их удовлетворение было не второстепенным вопросом, а обязательным элементом обеспечения самой элементарной справедливости. Таким образом, обеспечение защиты прав человека является еще одним организационным принципом социальной работы. Переход от определения потребностей к подтверждению прав был необходим для обеспечения удовлетворения реальных базовых потребностей. Базовой потребности соответствует позитивное эквивалентное право, реализацию которого можно требовать от государства.
Социальная работа связана с защитой интересов отдельных лиц и групп. Зачастую социальные работники вынуждены выступать в качестве посредников между людьми и государством или другими органами, отстаивать справедливость и обеспечивать защиту в случаях, когда принятые государством меры в интересах всего общества угрожают правам и свободам отдельных лиц или групп. Например, при помещении пациентов пожилого возраста с психическими расстройствами в соответствующие учреждения, решении вопроса об их дееспособности, или при решении различных жилищных конфликтов, которые часто возникают у пожилых лиц.
Будучи своего рода посредниками, работники социальной сферы должны иметь четкое представление о своей роли и обладать большими знаниями, причем не только в области прав человека, что необходимо для урегулирования многих конфликтных ситуаций, с которыми они сталкиваются в своей практике. С одной стороны, деятельность социальных работников может способствовать осуществлению прав лиц, которым они оказывают услуги, а ошибочное суждение может привести к ограничению этих прав. Знание глобальных вопросов в области прав человека служит большим подспорьем в социальной работе, обеспечивая тем самым чувство единства и солидарности и не позволяя упускать из виду местные условия и потребности, с учетом которых должны работать социальные работники.
В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос о развитии геронтопсихиатрической службы, где весомую роль будут иметь социальные работники. Как никому другому, пожилому человеку с психическими расстройствами, именно в наших социальных и экономических условиях, необходима социальная помощь и защита. Поскольку с увеличением возраста резко обостряются физические, психологические и, особенно, социальные аспекты ухода за лицами пожилого возраста с психическими расстройствами, требуется более многосторонний и интенсивный уход за ними. Вследствие чего необходимо создание модели организации первичной медицинской помощи с обязательным взаимодействием с учреждениями социальной защиты населения.
На сегодняшний день традиционно сложились три основных направления деятельности органов социальной защиты населения по обеспечению социальной защищенности пожилых людей: пенсионное обеспечение, предоставление льгот и преимуществ, социальное обслуживание в стационарных и нестационарных условиях. В приоритетном порядке социальная помощь должна оказываться гражданам пожилого возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации, характеризующейся их неспособностью к самообслуживанию в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья (возрастные изменения, болезнь, инвалидность), усугубляемой одиночеством и малой обеспеченностью.
Исходя из вышесказанного, необходимо провести полный учет лиц пожилого возраста с психическими расстройствами и определить их потребности в медикосоциальных услугах, на основе чего организовать адекватную помощь, не нарушая и не ущемляя права и свободы этих людей. Важно также определить затраты правительства на содержание в стационарах пациентов пожилого возраста с психическими расстройствами и сравнить эти показатели с затратами при оказании помощи в амбулаторных условиях и на дому. Все это сможет способствовать реорганизации оказания медикосоциальной помощи пожилым людям с психическими расстройствами в виде создания геронтопсихиатрических служб на дому, в амбулаторных условиях, а также специальных домов сестринского ухода.