Несмотря на то что обсессивно-компульсивное расстройство – самое частое психопатологическое заболевание у данного контингента больных, на снижение качества их жизни значительно влияют тревожно-панические нарушения, нередко связанные со злоупотреблением наркотическими веществами. Эта проблема достаточно серьезна, поскольку употребление опиатов увеличивает выраженность тиков.
Для того чтобы определить влияние тиков на психопатологический коморбидный фон, обследовали 66 больных; 65,2% из них принимали нейролептики, 50% – селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, 7,6% – плацебо. Спектр нарушений включал: обсессивно-компульсивное (у 31,8% лиц – тяжелое, у 62,1% – умеренно выраженное), тревожно-паническое (у 28% – умеренное, 12,1% – пограничное), биполярное расстройства (12,1%), депрессию (16,7%), пониженное настроение (12,1%), аффективные нарушения (4,5%), синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (33,3%) и взрослых (18,2%), употребление наркотических веществ (22,7%), психотические эпизоды и синдром беспокойных ног (1 субъект на каждые 1,5% пациента).
Полученные в ходе исследования данные стали основанием для вывода о том, что выраженность тика – клинически переменная, наиболее близко коррелировавшая с общей функциональной неспособностью, при этом наличие моторных тиков отражалось более негативно, чем вокальных.
Проблему дисфункции тазового дна у лиц с БП изучали специалисты медицинского центра при университете Тохо (Токио, Япония), рассматривая влияние терапии леводопой на частоту констипации и эпизодов парадоксального сокращения сфинктера при ректальной эвакуации. В ходе исследования при помощи количественного автономного теста для нижних отделов кишечника установлено, что у лиц с впервые выявленной БП (средняя продолжительность болезни – 2,2 года), получавших леводопу в дозе 200 мг/сут и карбидопу по 20 мг/сут в течение 3 месяцев, сокращалось время ректальной эвакуации за счет усиления сокращения сфинктера и ослабления его парадоксального сокращения, наряду с уменьшением амплитуды напряжения мышц. Эти данные противоречат мнению специалистов об отсутствии прямого влияния дофамина на функцию кишечника, не исключая роль центрального механизма ее регуляции.
Подготовила Евгения Соловьева