Для оценки поведенческих проблем у детей в возрасте 1415 месяцев использовали USQ. Ответы оценивали по трехзначной шкале Ликерта (012). Суммарный балл был прямо пропорционален наличию поведенческих проблем.
Поведенческие проблемы у пациентов в возрасте 3 лет определяли с помощью датской версии CBCL 1,55. Интерпретацию полученных результатов проводили с применением коэффициента Кохена для оценки величины эффекта (значения d 0,20, 0,50 и 0,80 свидетельствовали о малом, среднем и высоком эффекте). После обработки результатов CBCL 1,55 с применением одномерного анализа были выявлены существенные межгрупповые различия не только в суммарных оценках – общего числа проблем (da = 0,79, db = 0,69), внутренних/субъективных (da = 0,63, db = 0,60) и внешних/объективных проблем (da = 0,79, db = 0,62), но и по таким эмпирическим шкалам, как «эмоциональная реактивность» (da = 0,71, db = 0,55), «тревожность/депрессия» (da = 0,61, db = 0,56), «отчужденность» (db = 0,69), «нарушение внимания» (da = 0,50), «агрессивное поведение» (da = 0,72, db = 0,60) и «другие проблемы» (da = 0,86, db = 0,72).
С учетом поправки Бонферрони был сделан вывод о более высоком уровне поведенческих проблем у детей в группе набравших высокий балл по ESAT в сравнении с таковыми других групп.
Оценка когнитивных способностей
Уровень невербального интеллекта у детей в возрасте 45 лет определяли с помощью теста SONR 2,57, который позволяет оценить развитие творческих и логических способностей.
Развитие речевых навыков у пациентов 45 лет оценивали при помощи двух датских языковых тестов – RTB для определения пассивного речевого восприятия и STP для оценки активного воспроизведения речи.
После обработки результатов SONR 2,57 с применением одномерного анализа не зафиксированы межгрупповые различия величин суммарного балла и таковые по шкалам творческого и логического мышления. Однако были выявлены существенные различия по результатам прохождения подтеста на ситуативное мышление. Так, дети с большим общим количеством баллов по ESAT, испытывали значительные затруднения в интерпретации ситуации и набирали меньше баллов по сравнению с участниками других групп.
С учетом поправки Бонферрони выявлено, что после прохождения RTB общий балл у детей с высоким суммарным баллом по ESAT был гораздо меньше, чем у пациентов других групп (da = 0,59, db = 0,78). Относительно результатов STP, общий балл у детей в группе с высоким баллом по ESAT был намного ниже, чем у пациентов в группе с низким по ESAT (db = 0,87). То же было справедливо и для суммы баллов по подтестам на «составление слов» (db = 0,76) и «составление предложений» (db = 0,86). Таким образом, можно говорить о более высокой частоте развития проблем по восприятию и воспроизведению речи у детей, набравших высокий общий балл по ESAT.
Клиническая значимость результатов
Клинические исходы определяли путем анализа полученных результатов по трем показателям: наличию признаков аутизма и поведенческих проблем, уровню когнитивных способностей.
Согласно результатам оценивания по ADIR и ADOSG, никто из детей не набрал сумму баллов, соответствующую диагнозу РАС. В общей сложности клинически значимых величин по одному и более показателям достигли 20 из 103 детей (19,4%); большинство из них (n = 15) набрали необходимую сумму баллов по одному показателю, некоторые (n = 5) – по двум. Никто из детей не достиг клинически значимых величин по всем трем показателям одновременно. Что касается межгруппового разделения, клинически значимых результатов достигли 14 из 26 детей (53,8%), входивших в группу с высокой суммой баллов по ESAT, 5 из 36 (13,9%) – со средней и 1 из 41 (2,4%) – с низкой; статистическую обработку результатов проводили с применением критерия хиквадрат (c2 = 27,953, df = 2; p < 0,001).
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Показано, что затруднение в выражении эмоций в возрасте 1415 месяцев может свидетельствовать о наличии поведенческих проблем в трехлетнем возрасте, а трудности в установлении зрительного контакта в 1415 месяцев – о задержке речевого развития в возрасте 45 лет.
2. Не выявлена гомотипическая корреляция СПА в возрасте 1415 месяцев с развитием РАС в 45 лет.
3. Определена гетеротипическая корреляция СПА с развитием внешних и внутренних поведенческих проблем в старшем возрасте. Следовательно, СПА можно рассматривать в качестве предшественников развития серьезных поведенческих проблем в старшем возрасте.
4. Показана корреляция наличия СПА в возрасте 1415 месяцев со снижением когнитивных способностей и речевых навыков в 45 лет. Поскольку тестирование по ESAT не содержит в себе вопросов, позволяющих оценить речевое развитие ребенка, подобная корреляция отображает тесную взаимосвязь между ранними социальными и коммуникативными навыками и развитием речевых и когнитивных способностей.
Подготовила Екатерина Андрианова