Препаратом первого выбора для детей попрежнему остаются вальпроаты и топирамат. При парциальных припадках: первая линия лечения – вальпроат и карбамазепин, вторая – ламотриджин, леветирацетам; при ювенильной миоклонической эпилепсии: первая линия терапии – вальпроат и ламотриджин, вторая – топирамат, карбамазепин не рекомендован. Аналогичная ситуация – и при абсансах, синдроме Леннокса – Гасто и фебрильных судорогах. Исключение составляют только судороги новорожденных (в этом случае прерогатива отдается фенобарбиталу и бензодиазепину), а также эпистатус, при котором целесообразно внутривенное введение бензодиазепинов, вальпроатов и барбитуратов.
Относительно юношеской миоклонической эпилепсии, несмотря на превалирующее большинство мнений о первом выборе ВПК, некоторые рекомендации наравне с вальпроатами содержат предложения по поводу использования у женщин топирамата и ламотриджина, ссылаясь, в частности, на то, что последние обладают меньшим тератогенным эффектом [19, 20]. Между тем релевантные данные по сравнительной оценке тератогенеза для топирамата на сегодняшний день отсутствуют, а касательно ламотриджина отчасти пересмотрены [21, 22]. В отношении ВПК есть убедительные данные, что при дозах не более 1000 мг/сут частота тератогенеза не отличается от средней популяционной. Юношеская миоклоническая эпилепсия чрезвычайно чувствительна к вальпроату. В большинстве случаев суточная доза 500 мг, принимаемая на ночь, достаточна для контроля всех типов припадков [24]. Существует многолетнее наблюдение за контролем припадков при дозе 300 мг/сут. Применение низких дозировок в монотерапии сводит риск возможных неблагоприятных гендерных эффектов к средней частоте в общей популяции. По данным большинства авторов, вальпроаты вызывают ремиссию при юношеской миоклонической эпилепсии в 8590% случаев [25, 26]. Альтернативные препараты нового поколения – леветирацетам, топирамат и ламотриджин – в начальной терапии, по данным исследований, дают ремиссию в 3080% [19, 27]. Сочетание большей стоимости, меньшей в сравнении с вальпроатом частотой ремиссии и задержки достижения лечебного эффекта, а также большего сравнительного риска побочных явлений при назначении топирамата и ламотриджина (последний может также аггравировать юношескую миоклоническую эпилепсию [7]) делает нецелесообразным их использование в качестве средств первого выбора.
Возможно, широта терапевтического спектра вальпроата натрия обусловлена множественными механизмами действия ВПК. По словам E. Perucca, ВПК должна считаться не только ГАМКергическим препаратом, но и веществом с разными и сложными механизмами действия [ 23]. E. Perucca перечисляет следующие механизмы действия ВПК:
• увеличивает синтез и выделение ГАМК, тем самым потенцируя ГАМКергическую передачу в отдельных зонах головного мозга;
• уменьшает выделение возбуждающих аминокислот, гидроксимасляной кислоты и ослабляет возбуждение нейронов, обусловленное активацией NметилDаспартатных рецепторов глутамата;
• оказывает прямое влияние на возбуждение мембран, включая блокаду вольтажзависимых натриевых каналов;
• модулирует дофамин и серотонинергическую передачу (этот механизм используется для обеспечения эффективности препарата при психиатрических расстройствах и других неврологических нарушениях, помимо эпилепсии).
Результаты проведенного метаанализа всех публикаций в базах данных MedLine, Current Contents и Cochrain за 19402005 гг. в отношении генерализованных тоникоклонических припадков определяют вальпроаты как препараты выбора у детей и взрослых. Хотя карбамазепин, фенитоин и окскарбазепин упоминаются также как лекарственные средства для возможной начальной терапии у взрослых, указывается, что они могут вызывать утяжеление приступов, так что их применение требует осторожности. При абсансах препаратами выбора признаются ВПК, этосуксимид и ламотриджин. Однако последние два уступают вальпроату по скорости достижения терапевтического эффекта, поэтому приоритет при абсансах остается за вальпроатом.
Нерекомендуемыми медикаментами изза возможности аггравации припадков указаны карбамазепин, фенитоин, фенобарбитал, тиагабин, вигабатрин и окскарбазепин (табл. 3) [10].
Таблица 3. ПЭП, потенцирующие аггравацию [12] |
|
Неопределенность выводов о том, с какого препарата начинать лечение эпилепсии с генерализованными припадками, стимулировала проведение крупномасштабного независимого (не спонсированного фирмамипроизводителями) мультицентрового рандомизированного контролируемого исследования SANAD. В проспективном испытании 716 пациентов с первично генерализованными припадками или неустановленным типом приступов, разделенных на три равные группы, каждая из которых получала монотерапию вальпроатом, ламотриджином или топираматом, вальпроат в лечении любых типов припадков оказался значительно лучше как по переносимости, чем топирамат, так и по эффективности, чем ламотриджин. По результатам исследования, можно сделать однозначный вывод, что вальпроат является препаратом первого выбора для генерализованной и неклассифицированной эпилепсии [18].
В Украинском медицинском центре реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины (Т.П. Ярмолюк, В.Ю. Мартынюк, А.Н. Надоненко) проанализированы 230 историй болезни детей с эпилепсией, из которых 116 принимали препараты вальпроевой кислоты (депакин), 96 – топирамат, остальные 18 – ламотриджин, бензодиазепины, вигабатрин и др.
В качестве монотерапии вальпроат использовали у 56% детей, в сочетании с топираматом – у 18%, ламотриджином – у 8%, карбамазепином – у 11%, в других комбинациях – у 7%. Вальпроаты чаще применяли при генерализованных припадках (57%), при этом общая эффективность лечения достигала 76%, при фокальных формах (37%) она составила 52%.
Таким образом, золотым стандартом в лечении эпилепсии у детей при всех типах припадков являются препараты вальпроевой кислоты. В детском возрасте отдается предпочтение применению брендового препарата (депакин).
Список литературы находится в редакции.
Подготовил Константин Кремец
* * *