В экспериментах использовали 20миллимолярный гиперкалиевый раствор, который незначительно смещает мембранный потенциал. Заметных изменений в кальциевых транзиентах, соответствующих данному уровню деполяризации, замечено не было. Этот результат указывает на то, что Ттип кальциевых каналов не является мишенью для габагаммы. Таким образом, наиболее вероятный кандидат для взаимодействия с препаратом габагамма® – Nтип кальциевых каналов [9]. Этот тип характерен для нервной ткани, что согласуется с фактом низких побочных эффектов, однако эти каналы представлены как в средних, так и в малых нейронах ДКГ. Слабый эффект габагаммы на нейронах малого размера может быть результатом особенностей экспрессии каналообразующих и вспомогательных субъединиц кальциевых каналов в разных нейронах ДКГ. Важным результатом данного исследования считается тот факт, что габагамма® проявляет специфическое действие на ноцицептивные нейроны, что делает препарат весьма перспективным для дальнейшего использования в медицинских целях.
Развитие полинейропатического болевого синдрома – одно из сопутствующих осложнений при диабете [10]. Для выяснения эффективности действия препарата габагамма® на нейроны ДКГ при нейропатических нарушениях в периферических нервах проведена серия опытов на крысах со стрептозотоцининдуцированным сахарным диабетом. Протокол опытов был аналогичен протоколу для здоровых животных. Результаты продемонстрировали, что изменение амплитуды кальциевого транзиента под действием габагаммы по сравнению с контрольным транзиентом для малых нейронов составило 7,8% уменьшения. Значения длительности транзиента, а также его длительности на уровне половины амплитуды уменьшились на 7,5 и 27,6% соответственно по сравнению с контрольными значениями, что было сходно с данными, полученными у здоровых животных. Следует отметить, что наибольшие изменения наблюдались в длительности транзиента на уровне половины амплитуды. Это факт примечателен тем, что в условиях развития диабета в нейронах ДКГ наблюдается характерное затягивание временной протяженности транзиента. В группе средних нейронов изменение величины амплитуды составило 20% уменьшения, для длительности – 1,5% и для длительности на уровне половины амплитуды – 8,1%. В сравнении с эффектом действия габагаммы на нейроны ДКГ здоровых животных эффективность действия препарата оказалась пониженной. Более детальный анализ данных и разделение животных с сахарным диабетом по типу нейропатического расстройства показали, что в случае развития гипералгезии у животных влияние габагаммы намного больше, чем у здоровых животных. Для группы больших нейронов аналогичные изменения амплитуды, полной длительности и длительности на уровне половины амплитуды составили 35,9, 70 и 22,3% уменьшения соответственно. Этот результат, в отличие от предыдущих двух, не аналогичен для больших нейронов ДКГ здоровых крыс. Несмотря на это, он согласуется с результатами других исследований, показавших, что в условиях развития стрептозотоцининдуцированного сахарного диабета большие нейроны ДКГ приобретают способность к аномальной сигнальной активности и могут принимать участие в формировании нейропатических болевых ощущений [11, 12]. Одной из причин таких аномальностей считается изменение характера экспрессии трансмембранных белковых структур, что, в свою очередь, становится причиной эффективного действия препарата габагамма® на больших нейронах ДКГ у животных с сахарным диабетом.
На основе проведенных исследований можно заключить, что габагамма® имеет высокую специфичность к первичным ноцицептивним нейронам с миелинизироваными волокнами как в нормальных условиях, так и в условиях нейропатических расстройств при сахарном диабете. Изменения временных характеристик кальциевых транзиентов диабетических животных под действием габагаммы указывают на нормализирующий эффект этого агента на кальциевую динамику в нейронах ДКГ. Таким образом, препарат эффективен для обезболивания при острых болевых ощущениях, его можно использовать при развивающейся болевой гиперчувствительности у больных диабетом. Отличительным свойством габагаммы является отсутствие влияния на нейроны, не принимающие участия в формировании болевых ощущений, в результате чего препарат имеет минимум побочных эффектов по сравнению с другими блокаторами кальциевых каналов, что дает возможность применять его длительное время в широком диапазоне дозирования.
Статья печатается в сокращении.
Наука та інновації. – 2009. – Т. 5, № 6. – С. 6469.
Литература
1. Cheng J.K., Chio L.C.. Mechanisms of the Anti nociceptive Action of Gabapentin // J Pharmacol Sci. – 2006. – № 10. – P. 471486.
2. Shimoyama N., Shimoyama M., Davis A.M. Spinal gaba pentin is antinociceptive in the rat formalin test // Neu rosci Lett. – 1997. – № 1 (222). – P. 6567.
3. Романенко С.В., Костюк П.Г., Костюк Е.П. Вплив габапентіну на кальцієві транзієнти в нейронах дорсаль нокорінцевих гангліїв щурів // Нейрофизиология. – 2008. – № 4 (40). – C. 281287.
4. Ганонг В.Ф. Фізіологія людини. – Львів: БаК, 2002. – 784 с.
5. Guyton A., Hall J. Medical physiology. – Elsever, 2006. – P. 1116.
6. Scroggs R.S., Fox A.P. Calcium current variation between acutely isolated adult rat dorsal root ganglion neurons of different size // The J Physiology. – 1992. – № 1 (442). – P. 639658.
7. Sutton K.G., Martin D.J., Pinnock R.D. Gabapentin inhibits high threshold calcium channel currents in cultured rat dorsal root ganglion neurons // British J Pharm. – 2002. – № 1 (135). – P. 257265.
8. Marais E., Klugbauer N., Hofmann F. Calcium channel subunits structure and gabapentin binding // Mol Pha rmacol. – 2001. – № 5 (59). – P. 12431248.
9. Luo Z.D., Chaplan S.R., Yaksh T.N. Upregulation of dorsal root ganglion calcium channel subunit and its correlation with allodynia in spinal nerve injured rats // J Neurosci. – 2001. – № 6 (21). – P. 18681875.
10. Костюк П.Г., Костюк О.П., Лук’янець О.О. Іони кальцію у функції мозку – від фізіології до патології. – К.: Наук. думка, 2005. – 198 c.
11. Hong S., Wiley J.W. Early painful diabetic neuropathy is associated with differential changes in expression and function of vanilloid receptor 1 // J Biol Chem. – 2005. – № 1 (280). – P. 618627.
12. Hong S., Agresta L., Guo C. The TRPV1 is associated with peripheral stress in large dorsal root ganglion neurons in early diabetic sensory neuropathy // J Neurochem. – 2008. – № 4 (105). – P. 12121222.