У большинства лиц с дискогенной радикулопатией на фоне консервативной терапии удается достичь существенного ослабления и регресса болевого синдрома. Основой консервативного лечения радикулопатии, как и других вариантов боли в спине, являются нестероидные противовоспалительные препараты, которые должны применяться с первых часов развития заболевания, предпочтительнее их парентеральное введение. При интенсивных болях возможно применение трамадола в дозе до 300 мг/сут. Облигатным компонентом лечения должен быть короткий (714 дней) курс миорелаксантов (например тизанидина или толперазона) [15, 25].
Кортикостероиды – наиболее эффективное средство подавления воспалительной реакции, при этом предпочтительнее их эпидуральное введение, создающее более высокую локальную концентрацию. Введение кортикостероидов вызывает существенное ослабление болевого синдрома, хотя, повидимому, не влияет на отдаленный исход радикулопатии. Эффективность кортикостероидов выше при длительности обострения менее 3 месяцев. Вводить их можно на уровне пораженного сегмента (трансламинарным или трансфораминальным способом) либо через крестцовокопчиковое или I крестцовое отверстие. Трансламинарный доступ, при котором иглу вводят через паравертебральные мышцы (при парамедианном доступе) или межостистую связку (при срединном доступе), более безопасен, чем трасфораминальный доступ, когда иглу вводят через межпозвонковое отверстие. Эпидурально лучше вводить кортикостероиды, образующие депо в месте введения, к примеру суспензию гидрокортизона (100 мг), пролонгированный препарат метилпреднизолона (40 мг) или дипроспан. Кортикостероид вводят в одном шприце с местным анестетиком (например, с 0,5% раствором новокаина). Объем раствора, вводимого интерламинарно, составляет до 10 мл, трансфораминально – до 4 мл, в крестцовокопчиковое и I крестцовое отверстие – до 20 мл. В зависимости от эффективности повторные инъекции проводят с интервалом в несколько дней или недель [12]. Важное значение могут иметь блокада болезненных точек и инактивация триггерных точек при наличии сопутствующего миофасциального синдрома. Так, при вертеброгенной радикулопатии нет достаточных оснований для применения диуретиков или вазоактивных препаратов. Тем не менее возможно применение пентоксифиллина, учитывая его способность оказывать тормозящее действие на продукцию фактора некроза опухоли [19].
Учитывая смешанный характер болевого синдрома, представляется перспективным воздействие не только на ноцицептивный, но и на нейропатический компонент боли [18]. До сих пор эффективность средств, традиционно применяемых при нейропатической боли, прежде всего, антидепрессантов и антиконвульсантов, остается недостаточно доказанной. Лишь в единичных небольших исследованиях показан положительный эффект габапентина, топирамата и ламотриджина [21, 26, 32, 33]. Условием эффективности этих средств может быть раннее начало их применения. Положительный эффект получают и при местном применении пластин с лидокаином.
Постельный режим часто неизбежен в острый период, но по возможности должен быть сведен к минимуму. При радикулопатии, как и при других вариантах боли в спине, более быстрое возвращение к повседневной активности может быть фактором, предупреждающим хронизацию боли [38]. При улучшении состояния добавляют лечебную гимнастику, физиотерапевтические процедуры и приемы щадящей мануальной терапии, направленные на мобилизацию и релаксацию мышц, что может способствовать увеличению подвижности в позвоночнике. Традиционно применявшаяся популярная тракция поясничного отдела оказалась неэффективной в контролируемых исследованиях [15]. В ряде случаев она провоцирует ухудшение, поскольку вызывает растяжение не пораженного заблокированного сегмента (и декомпрессию корешка), а сегментов, расположенных выше и ниже.
Абсолютными показаниями к оперативному лечению является сдавление корешков конского хвоста с парезом стопы, анестезией аногенитальной области, нарушением функций тазовых органов. Показанием к операции может быть также нарастание неврологических симптомов, например слабости мышц. Что касается других случаев, вопросы о целесообразности, оптимальных времени и методе оперативного лечения остаются предметом дискуссии.
Недавние масштабные исследования показали, что хотя раннее оперативное лечение, несомненно, приводит к более быстрому ослаблению боли, спустя полгода, год и два оно не имеет преимуществ по основным показателям болевого синдрома и степени инвалидизации перед консервативной терапией и не снижает риск хронизации боли [30, 40]. Выяснилось, что сроки проведения оперативного вмешательства в целом не влияют на его эффективность. В связи с этим в неосложненных случаях вертеброгенной радикулопатии решение вопроса об оперативном лечении может быть отсрочено на 68 недель, в течение которых должна проводиться адекватная (!) консервативная терапия. Сохранение интенсивного корешкового болевого синдрома, резкое ограничение подвижности, резистентность к консервативным мероприятиям в эти сроки могут быть показаниями к оперативному вмешательству.
В последние годы наряду с традиционной дискэктомией применяют более щадящие методики оперативного вмешательства: микродискэктомию, лазерную декомпрессию (вапоризацию) межпозвонкового диска, высокочастотную аблацию диска и т. д. [9, 34, 42]. К примеру, лазерная вапоризация потенциально эффективна при радикулопатии, связанной с грыжей межпозвонкового диска при сохранении целостности фиброзного кольца, выбуханием его не более чем на треть сагиттального размера позвоночного канала (около 6 мм) и при отсутствии у пациента двигательных расстройств или симптомов компрессии корешков конского хвоста. Малоинвазивность вмешательства расширяет круг показаний к нему. Тем не менее, остается неизменным принцип: оперативному вмешательству должна предшествовать оптимальная консервативная терапия в течение не менее 6 недель.
Применение комплекса высоких доз витаминов группы В в лечении ПКР
Один из потенциальных резервов повышения эффективности консервативной терапии радикулопатии – применение высоких (терапевтических) доз витаминов группы В, антиноцицептивный и противовоспалительный эффекты которых подтверждены экспериментально на моделях химически и термически индуцируемой боли [22]. Витамин В1 самостоятельно или в комбинации с витаминами В6 и В12 способен тормозить прохождение болевой импульсации на уровне задних рогов и таламуса [23]. Экспериментально обнаружено, что комплекс витаминов группы В усиливает действие норадреналина и серотонина – главных антиноцицептивных нейромедиаторов. Кроме того, за счет повышения синтеза протеинов под действием витаминов данной группы могут создаваться условия для более успешной регенерации нервных волокон [39]. Выдвинуто предположение, что антиноцицептивный эффект комбинированного витаминного комплекса может быть обусловлен ингибированием синтеза и/или блокированием действия воспалительных медиаторов. На лабораторных моделях боли показано, что витамины группы В способны потенцировать эффекты анальгетиков, что снижает необходимые для адекватного обезболивания дозы и длительность введения нестероидных противовоспалительных препаратов и делает лечение более безопасным [14].
Результаты клинических испытаний витаминов В при вертеброгенных болевых синдромах противоречивы. В одних исследованиях получен несомненный положительный эффект, выражавшийся в более быстром купировании боли и усилении обезболивающего эффекта НПВП [3, 17]. В других же достоверных подтверждений эффективности витаминов В не получено [20]. Одним из факторов, объясняющих противоречивость результатов, является гетерогенность групп, на которых испытывался препарат: в них включали пациентов с разными вариантами боли в спине. Другой недостаток проведенных исследований – их кратковременность, что оставляет нерешенным вопрос, способно ли применение витаминов влиять на долгосрочный исход радикулопатии.
В связи с этим было проведено исследование эффективности комплекса витаминов группы В в форме препарата мильгамма (Верваг Фарма, Германия) у относительно гомогенной группы пациентов с дискогенной ПКР [6]. Группа была выбрана исходя из наличия нейропатического компонента боли, при котором витамины В, как свидетельствуют экспериментальные данные, могут быть особенно эффективными [14, 17]. Исследование носило проспективный характер и позволяло оценить как краткосрочный, так и долгосрочный эффекты препарата.
В исследование включали 38 пациентов с умеренной или выраженной болью (оценка по 10балльной визуальной аналоговой шкале была не менее 4 баллов) с длительностью обострения не менее 1 месяца. Они были разделены на две группы: в одной препарат мильгамма назначали в комбинации с нестероидными противовоспалительными средствами (диклофенаком), в другой проводили лишь терапию диклофенаком. Между группами не наблюдалось достоверных различий по возрасту, полу, длительности заболевания и обострения, интенсивности болевого синдрома. В 1й группе препарат мильгамма в течение 10 дней применяли внутримышечно, по 1 ампуле в сутки (в 1 ампуле содержится 100 мг тиамина гидрохлорида, 100 мг пиридоксина гидрохлорида, 1000 мкг цианокобаламина и 20 мг лидокаина), далее назначали внутрь по 1 драже (1 драже мильгамма композитум содержит 100 мг бенфотиамина и 100 мг пиридоксина) трижды в сутки в течение 14 дней. В Украине мильгамма представлена в таблетированной форме, содержащей 100 мг бенфотиамина и 100 мг пиридоксина – витамина В6 (прим. ред.). Важно отметить, что иньекция препарата мильгамма за счет наличия в составе лидокаина и малого объема ампулы практически безболезненна, а драже покрыто гладкой оболочкой для более комфортного приема. Одновременно у пациентов применяли диклофенак, который в первые 10 дней вводили внутримышечно в фиксированной дозе (75 мг/сут), а затем назначали внутрь по потребности.
Во 2й группе лечение ограничивалось применением диклофенака, который в первые 10 дней также вводили внутримышечно в фиксированной дозе (75 мг/сут), далее – внутрь по потребности. Физиотерапевтические методы, рефлексотерапию, массаж или мануальную терапию в первые 24 дня исследования не назначали. Состояние пациентов оценивали с помощью шкалы общего клинического впечатления, шкалы боли в спине, шкалы вертебрального синдрома, шкалы нейропатической боли – на 10й и 24й дни. Через 3 и 6 месяцев состояние определяли при помощи разработанного опросника по телефону.
К концу 1й фазы исследования (24й день) отмечены достоверные различия в пользу комбинации мильгаммы с диклофенаком: снижение суммарной оценки по шкале боли в спине по сравнению с исходным уровнем при комбинированной терапии составило 49 против 43% в группе сравнения, в которой вводили только диклофенак. На фоне комбинированного лечения, включавшего препарат мильгамма, отмечено более быстрое снижение по следующим пунктам шкалы боли в спине: спонтанная боль в ногах, ограничение способности к передвижению и повседневная активность. Было показано, что только на фоне комбинированной терапии достоверно уменьшились по сравнению с исходным уровнем такие характеристики боли, как интенсивность, острота, переносимость. Кроме того, отмечено значительное увеличение угла подъема выпрямленной ноги, а также способности удерживать на весу обе ноги.
По данным шкалы общего клинического впечатления, на фоне применения комбинированной терапии, включающей мильгамму, значительный эффект отмечен у 25% пациентов (против 10% в группе сравнения), удовлетворительный (умеренный эффект) – у 41% (против 24%), минимальное улучшение – у 17% (против 41%), отсутствие улучшения – у 17% (против 25%). На эффективность терапии не влияли возраст, исходная интенсивность и длительность боли, наличие симптомов выпадения, выраженность вертебрального синдрома.
Как показало телефонное интервью, спустя 3 месяца болевой синдром в пояснице и/или ноге отсутствовал или был минимальным у 63% больных, у которых проводили комбинированное лечение, и лишь у 50% группы сравнения. У 19% пациентов 1й и 36% таковых 2й сохранялись выраженный болевой синдром и ограничение двигательной активности. У трех больных 1й и двух 2й группы в связи со стойким интенсивным болевым синдромом проведено оперативное вмешательство. Опрос пациентов через 6 месяцев не выявил достоверных различий между группами ни по частоте, ни по средней интенсивности основных клинических проявлений радикулопатии. В ходе исследования отмечена высокая безопасность препарата мильгамма.
Полученные результаты свидетельствуют, что комплекс высоких доз витаминов группы В (в составе препарата мильгамма) может потенцировать обезболивающее действие нестероидных противовоспалительных средств и способствовать более быстрому регрессу болевого синдрома при вертеброгенной радикулопатии, эффективно воздействуя на нейропатический компонент боли. При этом добавление к 10дневному курсу внутримышечного введения препарата мильгамма 14дневного курса перорального приема драже мильгамма композитум может способствовать более полному проявлению терапевтического потенциала медикамента не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Таким образом, включение комплекса высоких доз витаминов группы В в виде препарата мильгамма способно повышать эффективность консервативной терапии радикулопатии.
Литература
1. Бразис П.У., Мэсдью Д.К., Биллер Х. Топическая диагностика в клинической неврологии / Пер. с англ. – М.: Медпрессинформ, 2009.
2. Веселовский В.П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия. – Рига, 1991. – С. 30145.
3. Данилов А.Б. Применение витаминов группы В при болях в спине: новые анальгетики? // Рус. мед. журн. – 2008. – 16. – С. 3539.
4. Левин О.С. Диагностика и лечение неврологических проявлений остеохондроза позвоночника // Consilium Medicum. – 2004. – 6. – С. 547554.
5. Левин О.С. Современные подходы к диагностике и лечению боли в спине. – М., 2006.
6. Левин О.С., Мосейкин И.А. Комплекс витаминов группы В в лечении дискогенной поясничнокрестцовой радикулопатии // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова, 2009.
7. Подчуфарова Е.В. Боль в поясничнокрестцовой области: диагностика и лечение // Рус. мед. журн. – 2004. – 10. – С. 581584.
8. Осна А.И.,. Путинцева Л.С., Атучина С.И. Аутоиммунные реакции в патогенезе остеохондроза позвоночника // Журн. невропатол. и психиатр. – 1970. – 11. – С. 16211625.
9. Певзнер К.Б., Гельфенбейн М.С., Васильев С.А. Микродискэктомия в лечении дискогенного радикулита // Нейрохирургия. – 1999. – 3. – С. 5964.
10. Попелянский Я.Ю., Штульман Д.Р. Боли в шее, спине и конечностях. Болезни нервной системы / Под ред. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульман. – М.: Медицина, 2001. – С. 293316.
11. Попелянский Я.Ю. //Ортопедическая неврология. – Казань, 1997. – Т. 1, 2.
12. Armon C., Argoff C., Samuels J. Use of epidural steroid injections to treat radicular lumbosacral pain // Neurology. – 2007. – 68. – Р. 723729.
13. Baron R., Binder A. How neuropathic is sciatica? The mixed pain concept // Orthopade. – 2004. – 33. – Р. 568575.
14. Bartoszyk G.D., Wild A. Bvitamins potentiate the antinociceptive effect of diclofenac in carrageenininduced hyperalgesia in the rat tail pressure test // Neurosci Lett. – 1989. – 101. – Р. 95100.
15. Bogduk N., McGuirk B. Medical management of acute and chronic low back pain. –Amsterdam: Elswvier, 2002.
16. Brisby H., Olmarker K., Rosengren L. et al. Markers of nerve tissue injury in the cerebrospinal fluid in patients with lumbar disc herniation and sciatica // Spine. – 1999. – 24. – Р. 742746.
17. Bromm K., Herrmann W.M., Schulz H. Do the Bvitamins exhibit antinociceptive efficacy in men? Results of a placebocontrolled study // Neuropsychobiology. – 1995. – 31. – Р. 156165.
18. Chang V., Gonzalez P., Akuthota V. Evidenceinformed management of chronic low back pain with adjunctive analgetics // The Spine J. – 2008. – 8. – Р. 2127.
19. Cohen P., Wenzell D., Hurley R. et al. A doubleblind, placebocontrolled, doseresponse pilot study evaluating intradiscal etanercept in patients with chronic discogenic low back pain or lumbosacral radiculopathy // Anesthesiology. – 2007. – 107 (1). – Р. 99.
20. Dordain G., Aumaitre O., Eschalier A., Decamps A. Vitamin B12, an analgesic vitamin? Critical examination of the literature // Acta Neurol Belg. – 1984. – 84. – Р. 511.
21. Eisenberg E., Damunni G., Hoffer E. et al Lamotrigine for intractable sciatica: correlation between dose, plasma concentration and analgesia // Eur J Pain. – 2003. – 7 (6). – Р. 485491.
22. Franca D.S., Souza A.L., Almeida K.R. et al. B vitamins induce an antinociceptive effect in the acetic acid and formaldehyde models of nociception in mice // Eur J Pharmacol. – 2001. – 421. – Р. 157164.
23. Fu Q.G., Carstens E., Stelzer B., Zimmermann M. B vitamins suppress spinal dorsal horn nociceptive neurons in the cat // Neurosci Lett. – 1988. – 95. – Р. 192197.
24. Johnson E., Fletcher F.R. Lumbosacral radiculopathy: review of 100 consecutive cases // Arch Phys Med Rehabil. – 1981. – 62. – Р. 321323.
25. Khan T.A., Ahmad A., Haider I.Z. Treatment of acute lumbago; low dose diclofenac sodium with vitaminB complex compared with diclofenac alone // Professional Med J. – 2008. – 15. – Р. 440444.
26. Khoromi S., Patsalides A., Parada S. еt al. Topiramate in chronic lumbar radicular pain // J Pain. – 2005. – 6 (12). – Р. 829836.
27. Levin K.H. Electrodiagnostic approach to the patient with suspected radiculopathy // Neurol Clin. – 2002. – 20 (2). – Р 397421.
28. Myers R., Olmarker K. Pathogenesis of sciatic pain: role of herniated nucleus pulposus and deformation of spinal nerve root and dorsal root ganglion // Pain. – 1998. – 78. – Р. 99105.
29. Nygaard O.P., Mellgren S.I., Osterud B. The inflammatory properties of contained and noncontained lumbar disc herniation // Spine. – 1997. – 22. – Р. 24842488.
30. Peul W.C., van den Hout W.B., Brand R. et al. Prolonged conservative care versus early surgery in patients with sciatica caused by lumbar disc herniation: two year results of a randomised controlled trial // BMJ. – 2008. – 336. – Р. 13551358.
31. Rathwell J. Rational use of interventional modalities for the treatment of pain of spinal origin. Pain 2008Updated review. – Seattle: IASP press, 2008. – Р. 329338.
32. Rosenberg J.M., Harrell C., Ristic H. The Effect of Gabapentin on Neuropathic Pain // The Clinical Journal of Pain. – 1997. – 13. – Р. 251255.
33. Saal J.A. Natural history and nonoperative treatment of lumbar disc herniation // Spine. – 1996. – 21 (24S). – Р. 29.
34. Samartzis D., Shen F.H., PerezCruet M.J. Minimally Invasive Spine Surgery: A Historical Perspective // Orthop Clin North Am. – 2007. – 38 (3). – Р. 305326.
35. Stafford M.A., Peng P., Hill D.A. Sciatica: a review of history, epidemiology, pathogenesis, and the role of epidural steroid injection in management // British Journal of Anaesthesia. – 2007. – 99 (4). – Р. 461473.
Список литературы, включающий 42 пункта, находится в редакции.
Неврология. – 2009. – № 2. – С. 5963.