К. Ясперс (1923) утверждал о существовании трех основных групп психических расстройств, таких как соматические заболевания с психотическими нарушениями, основные психозы, которые составляют нозологические единицы, а также, в дополнение к ним, психопатии, или расстройства личности, в число которых входят неврозы. В отношении последней группы заболеваний Ясперс утверждал, что провести границу между нормой и патологией так же сложно, как выделить конкретный тип личности, поэтому зачастую ставят типологический многокомпонентный диагноз без точного определения типа личности (Jaspers, 1963).
Теория Ясперса представляется наиболее правильной. Психологи долгое время находили выход из ситуации, используя для описания тревожных состояний такие комбинации терминов, как «агарофобия с паническим синдромом», «генерализованная тревожность, сочетанная с социальной фобией», «специфическая фобия с тревожным синдромом». Психиатры долгое время не признавали подобных диагнозов, поскольку отдельные составляющие сочетанных диагнозов, таких как «тревожная депрессия», «тревожный синдром с соматическими проявлениями», «депрессия с приступами паники», «соматоформное расстройство с болевым синдромом», относятся к разным группам заболеваний. В таком случае можно сделать вывод об одновременном наличии у пациента нескольких различных психических патологий. В результате, учитывая основные проявления психического расстройства у определенного пациента, удается установить симптомы, которые относятся к различным группам психических заболеваний. К примеру, Lоwe et al. (2008) сообщают о том, что у 6,6% из 2091 пациента, обратившегося к первичным диагностам, был установлен предварительный диагноз депрессии согласно опроснику здоровья пациента PHQ9, но только у 25,7% из них определяли незначительные симптомы истинной депрессии, у остальных же – проявления общей тревожности и соматических расстройств.
Рекомендации, приведенные в данной статье, указывают, что разные на первый взгляд психические нарушения могут быть сходны по этиологии и предполагают одинаковую лечебную тактику. Это вовсе не означает отсутствие «чистых» заболеваний без сопутствующих симптомов других расстройств. Готовность признать, что совокупность всех симптомов пациента может выходить за пределы конкретного заболевания, позволяет шире оценить возможности терапевтической коррекции.
Подготовила Ирина Федорова