скрыть меню

«Мало кто в нашей стране осознает важность психического здоровья для продуктивной, полноценной и счастливой жизни человека»

Тина Берадзе
beradze510.jpg
По прогнозам ВОЗ к 2015 г. депрессии станут самой распространенной причиной нетрудоспособности после сердечно­сосудистых заболеваний, что неизбежно влечет за собой рост обращаемости к врачам­психиатрам. Между тем в Украине многие обыватели по сей день верят в существование смирительных рубашек и лоботомии как методов лечения психических расстройств, а слово «психиатр» появляется в СМИ преимущественно в связи со скандалами политического плана и носит едва ли не оскорбительный характер. Тина Берадзе – психиатр, психотерапевт, член правления и директор по международным связям Ассоциации психиатров Украины, член Ассоциации выпускников Медицинской школы Гарвардского университета (США), учредитель и глава Наблюдательного совета международной благотворительной организации «Инициатива за психическое здоровье», которая вот уже два года активно занимается благотворительной и общественной деятельностью по пропаганде психического здоровья и обеспечению помощи в предотвращении психических заболеваний. Каковы основные направления деятельности «Инициативы за психическое здоровье»? Каких результатов уже удалось добиться? Какие проблемы еще существуют и каковы пути их решения? На вопросы нашего корреспондента отвечает доктор Тина Берадзе.

–Тина Игоревна, что стало причиной создания в Украине «Инициативы за психическое здоровье»? Каковы ее цели и задачи?
–Инициатива –международная благотворительная организация, в которой задействованы практические врачи, специалисты в области психического здоровья, представители деловых, научных, общес­твенных и политических кругов. Это –люди, которым небезразличны ухудшающееся состояние медицинской помощи и профилактической работы в Украине, низкий уровень заботы о психическом здоровье и отсутствие эффективной государственной политики в этой сфере.
Увы, мало кто в нашей стране осознает важность психического здоровья для продуктивной, полноценной и счастливой жизни человека. Инициатива была создана для того, чтобы пропагандировать психогигиену, поднимать уровень психообразования среди населения.
Наша организация ориентирована на международные методы и стандарты. К сожалению, на сегодняшний день в Украине большинство благотворительных организаций, так называемых фондов, используются для отмывания денег и финансовых махинаций. Сейчас власти пытаются навести порядок в этой сфере, идут проверки, на время которых деятельность всех благотворительных организаций приостановлена, в том числе и нашей. Но мы не опускаем руки, существует много видов деятельности, не связанных с денежными транзакциями. У нас на сайте есть интерактивное общение, с помощью которого мы практически заменили горячую линию. К нам каждый день приходит множество писем. Люди нуждаются в помощи и ищут ее. Безусловно, всем мы помочь не можем. Есть состояния, которые требуют стационарного лечения. Но мы делаем то, что в наших силах. К счастью, эту деятельность приостановить никто не может.

–Каковы основные направления вашей деятельности?
–Вся наша деятельность направлена на популяризацию психического здоровья среди населения. На сегодняшний день это три основных направления: антистигма, послеродовая депрессия, а также детский и подростковый суицид. Сложно переоценить важность каждого из этих направлений. Ведь по прогнозам ВОЗ к 2015 г. расстройства психики станут второй самой распространенной причиной инвалидности и потери трудоспособности после сердечно­сосудистых заболеваний. Скажу вам больше, они уже стали. И это в условиях стигматизации не только самих людей, имевших психиатрический опыт, но и врачей­психиатров, назначаемых ими препаратов и психиатрических больниц. Это приводит к тому, что люди не обращаются за помощью. А если обращаются, то, в лучшем случае, к врачам общего профиля, а зачастую, и к шарлатанам. Когда такое «лечение» не имеет эффекта, многие прибегают к деструктивному поведению, начинают злоупотреблять алкоголем, наркотиками… К этому неизбежно присоединяются социальная дезадаптация, потеря работы и невозможность полноценного функционирования в обществе. И все это только для того, чтобы не получить клеймо «псих», обратившись к психиатру. Согласитесь, это нездоровая ситуация.

Человек должен знать, как распознать проблему и что с ней делать. Ведь есть множество состояний, которые можно увидеть, просто внимательнее присмотревшись к себе или своим близким. И далеко не всегда нужно сразу обращаться к специалисту – существуют способы помочь себе самостоятельно. Но кто­то должен об этом рассказать, научить.

–Какими методами на это можно повлиять?
–Прежде всего, с помощью социальной рекламы. Ролики на телевидении, статьи в газетах, Интернет. Человек должен знать, как распознать проблему и что с ней делать. Ведь есть множество состояний, которые можно увидеть, просто внимательнее присмотревшись к себе или своим близким. И далеко не всегда нужно сразу обращаться к специалисту –существуют способы помочь себе самостоятельно. Но кто­то должен об этом рассказать, научить. К примеру, на американском телевидении каждая вторая реклама –социальная. У нас на это нет денег –все ушли на выборы. Я пыталась донести до людей, что мы воспитываем нездоровое поколение. К сожалению, безрезультатно. Поэтому я перестала жаловаться и начала делать что­то сама. Я стараюсь максимально часто появляться в СМИ. Не только в узкоспециализированных изданиях для врачей, а больше даже в популярных изданиях, которые читают обычные люди. Это и «Комсомольская правда», и «Женский журнал».

–Одно из направлений вашей просветительской деятельности –подростковый суицид. Насколько остро эта проблема стоит в Украине?
–Этого не знает никто. Нет реальной статистики. Есть официальная статистика Министерства здравоохранения, которая совершенно не соответствует действительности. Мы делали совместный проект с газетой «Комсомольская правда». Ко мне пришла репортер с целой стопкой материалов по подростковым суицидам, собранных в разных уголках страны. Картина удручающая. Чтобы что­то изменить, необходимо информировать население о том, каковы предвестники подросткового суицида. В Америке, когда я туда впервые попала в 1989 г., в каждом учебном заведении лежали буклеты, в которых доступным языком были описаны признаки депрессии, обнаружив которые следует обратиться к врачу. В Украине люди абсолютно безграмотны в этом вопросе. А между тем наши дети убивают себя. Почему? Подростковая беременность, зависимости от алкоголя и наркотиков, переходный возраст и т. д. Им некуда обратиться. Закрыли единственную линию телефона доверия.
Вот был случай: 13­летняя девочка забеременела, и они вместе с 15­летним мальчиком спрыгнули с крыши. Побоялись сказать родителям. Очень важно рассказывать об этом людям, учить их общаться со своими детьми. Ведь для того чтобы распознать предвесники суицида, нужно быть в тесном контакте с ребенком, знать, что происходит в его жизни на данном этапе, иначе невозможно заметить изменения в его поведении.

… для того чтобы распознать предвесники суицида, нужно быть в тесном контакте с ребенком, знать, что происходит в его жизни на данном этапе, иначе невозможно заметить изменения в его поведении.

–Каких подростков можно отнести к группе риска совершения суицида?
–Очень сложно об этом говорить, не имея на руках реальных статистических данных. Известно, что чаще попытки самоубийства совершают девочки, но завершенных суицидов больше среди мальчиков. Для девочек при выборе способа сведения счетов с жизнью больше важна эстетическая сторона. Поэтому их чаще удается спасти. Мальчики же делают все надежно.
Наша организация планирует всеукраинскую благотворительную акцию, в результате которой мы надеемся воссоздать реальную статистическую картину по этой проблеме. У нас уже готовы опросники, которые нужно будет распространить в учебных учреждениях, а потом собрать. Полученные данные будут обработаны специалистами, что позволит выделить группу риска и понять, где прежде всего требуется помощь.

–Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших планах.
–Кроме уже названного, мы планируем еще один крупный проект –создание центра для людей, подвергшихся физическому или психическому насилию в семьях, в котором они могли бы получить психологическую поддержку. Но это довольно сложно технически. Если первый проект вполне реален, то со вторым нас ждет масса трудностей. На то есть несколько причин. Во­первых, это очень дорого. Во­вторых, в нашей стране крайне сложно получить разрешение на деятельность такого рода, так как она не предусмотрена законодательством. Мы создаем прецедент. В Украине вообще нет института социальных служб как такового. В цивильном социуме даже оказание чисто психиатрической помощи предполагает работу психиатра, психолога и социального работника. Зачастую без устранения социальной проблемы все лечение теряет смысл.

Мы сегодня говорим уже не о психиатрии как таковой, а о психическом здоровье. Колоссальная распространенность депрессии и доказанная ее связь со многими соматическими заболеваниями влекут за собой неизбежную интеграцию психиатрии и общей медицины.

–Вы часто приводите в качестве примера опыт более развитых стран. На какие процессы в мировой психиатрии Украине следовало бы обратить внимание?
–Не секрет, что во всем мире, а особенно на постсоветском пространстве, психиатры всегда стояли обособленно от всех остальных врачей. В последние годы вся мировая психиатрия оставляет «клановость» и выходит «в народ». Мы сегодня говорим уже не о психиатрии как таковой, а о психическом здоровье. Колоссальная распространенность депрессии и доказанная ее связь со многими соматическими заболеваниями влекут за собой неизбежную интеграцию психиатрии и общей медицины. Ведь организм человека –целостная саморегулирующаяся система. Если из строя выходит какая­то функция, например, у человека развивается депрессия, это влечет за собой изменения и в других органах и системах –иммунной, сердечно­сосудистой, репродуктивной. Лечение таких состояний должно быть комплексным, поскольку это параллельные процессы. В англоязычной литературе такой подход называется «two­way street». Например, на сегодняшний день доказано, что 98% бесплодия имеют психологическую этиологию. Ведь когда у женщины развивается депрессия, падение уровня серотонина влечет за собой нарушение продукции эстрогена и прогестерона –выходит из строя детородная функция. Женщина не может забеременеть, что, в свою очередь, создает постоянный стресс и усугубляет депрессию. Все тесно взаимосвязано, в этом суть.

–Какие пути решения существующих проблем вы могли бы предложить?
–В первую очередь нужны образованные специалисты. Кроме того, очень важно снять с психиатров клеймо. Я же печатаюсь в «Женском журнале» не для того, чтобы стать популярной, а чтобы снять стигму. Интересно, что в рубрике, которую я веду, перечислены все мои регалии, но не написано, что я психиатр. Редакция журнала всерьез полагает, что если люди узнают о том, что я психиатр, они перестанут меня читать. Это смешно. И печально. Но я благодарна любой возможности донести до людей информацию, которую считаю нужным донести. Я рассказываю о послеродовой депрессии, о детском суициде. Люди должны это знать.
Вот так мы работаем уже два года. Делаем то, что можем. Строим планы, разрабатываем проекты, выполнение которых сейчас кажется фантастическим. Но еще совсем недавно то, что мы уже реально сделали, тоже казалось фантастическим. Так что мы движемся. Маленькими шажками, но только вперед.

… организм человека – целостная саморегулирующаяся система. Если из строя выходит какая­то функция, например, у человека развивается депрессия, это влечет за собой изменения и в других органах и системах – иммунной, сердечно­сосудистой, репродуктивной. Лечение таких состояний должно быть комплексным, ведь это параллельные процессы.

Подготовила Мария Добрянская

Более полную информацию о проекте «Инициатива за психическое здоровье» можно получить на сайте http://www.formentalhealth.org

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2010 Год

Содержание выпуска 5-2, 2010

Содержание выпуска 2-1, 2010

Содержание выпуска 8 (27), 2010

Содержание выпуска 7 (26), 2010

Содержание выпуска 6 (25), 2010

Содержание выпуска 5 (24), 2010

Содержание выпуска 4 (23), 2010

Содержание выпуска 3 (22), 2010

Содержание выпуска 2 (21), 2010

Содержание выпуска 1 (20), 2010