сховати меню

Прогностическая ценность субклинических признаков аутизма у детей

Расстройства аутистического спектра (РАС) – заболевания, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся значительными сложностями в социальном взаимодействии и невербальной коммуникации, а также ограниченными, повторяющимися и стереотипными моделями поведения, интересов и действий. Помимо симптоматики РАС, у пациентов могут проявляться субклинические признаки аутизма (СПА), к которым относятся симптомы, сходные с аутизмом, хотя и с меньшей выраженностью и/или численностью, что не позволяет поставить диагноз РАС. Статья E. Moricke и S.H.N. Swinkels et al. «Predictive value of subclinical autistic traits at age 14­15 months for behavioural and cognitive problems at age 3­5 years», опубликованная в журнале European Child and Adolescent Psychiatry (2010; 19 (8): 659­668), посвящена изучению взаимосвязи между ранними СПА у детей в возрасте 14­15 месяцев и наличием поведенческих и когнитивных нарушений у таковых в 3­5 лет.

Методы и результаты исследования
Дизайн и методология испытания
СПА в общей популяции детей в возрасте 14­15 месяцев оценивали с помощью опросника раннего скрининга аутистических черт (ESAT). Признаки аутизма, наличие когнитивных и поведенческих проблем определяли при использовании ESAT, опросника социальной коммуникации (SCQ), скринингового опросника Утрехта (USQ), адаптированного варианта опросника для диагностики аутизма (ADI­R), стандартной шкалы наблюдения для диагностики аутизма (ADOS­G), регистрационного листа детского поведения 1,5­5 лет (CBCL 1,5­5), невербального теста интеллекта Снайдерса­Оомена для детей в возрасте 2,5­7 лет (SON­R 2,5­7), тестов языкового восприятия Рейнелла (RTB) и воспроизведения речи Шлихтинга (STP).

Участники исследования
Суммарное количество детей, включенных в исследование, составило 103 человека: 39,8% пациентов, набравших низкую сумму баллов по ESAT (n = 41, из них 26 мальчиков и 15 девочек), 35,0% – среднюю (n = 36, из них 20 мальчиков и 16 девочек), 25,2% – высокую (n = 26, из них 15 мальчиков и 11 девочек).
Возраст участников в начале исследования составил 14­15 месяцев (средний возраст – 14,5 месяца, стандартное отклонение – 1,9 ме­сяца). В последующем обследовали детей в возрасте 3 лет (средний возраст – 37,8 месяца, стандартное отклонение – 3,5 месяца) и 4­5 лет (средний возраст – 53,0 месяца, стандартное отклонение – 5,0 месяца).
Средний общий балл детей всех групп по USQ, включая группу набравших высокую сумму баллов по ESAT, составил 33,42 балла, без учета результатов данной группы – 29,46.

Определение признаков и симптомов аутизма
При оценивании корреляции суммы баллов по ESAT в возрасте 14­15 месяцев с общим по SCQ в 4­5 лет на межгрупповом уровне были зафиксированы низкие значения коэффициента корреляции Пирсона (r = 0,21). Однако выявлена закономерность, согласно которой дети, набравшие большое общее количество баллов по ESAT, испытывали более серьезные затруднения в установлении зрительного контакта (коэффициент Кохена: da = 0,78, db = 0,78) и чаще проявляли необычные сенсорные реакции (db = 0,78) при сравнении с таковыми с низкой суммой баллов.

Определение поведенческих проблем
Для оценки поведенческих проблем у детей в возрасте 14­15 месяцев использовали USQ. Ответы оценивали по трехзначной шкале Ликерта (0­1­2). Суммарный балл был прямо пропорционален наличию поведенческих проблем.
Поведенческие проблемы у пациентов в возрасте 3 лет определяли с помощью датской версии CBCL 1,5­5. Интерпретацию полученных результатов проводили с применением коэффициента Кохена для оценки величины эффекта (значения d 0,20, 0,50 и 0,80 свидетельствовали о малом, среднем и высоком эффекте). После обработки результатов CBCL 1,5­5 с применением одномерного анализа были выявлены сущес­твенные межгрупповые различия не только в суммарных оценках – общего числа проблем (da = 0,79, db = 0,69), внутренних/субъективных (da = 0,63, db = 0,60) и внешних/объективных проблем (da = 0,79, db = 0,62), но и по таким эмпирическим шкалам, как «эмоциональная реактивность» (da = 0,71, db = 0,55), «тревожность/депрессия» (da = 0,61, db = 0,56), «отчужденность» (db = 0,69), «нарушение внимания» (da = 0,50), «агрессивное поведение» (da = 0,72, db = 0,60) и «другие проблемы» (da = 0,86, db = 0,72).
С учетом поправки Бонферрони был сделан вывод о более высоком уровне поведенческих проблем у детей в группе набравших высокий балл по ESAT в сравнении с таковыми других групп.

Оценка когнитивных способностей
Уровень невербального интеллекта у детей в возрасте 4­5 лет определяли с помощью теста SON­R 2,5­7, который позволяет оценить развитие творческих и логических способностей.
Развитие речевых навыков у пациентов 4­5 лет оценивали при помощи двух датских языковых тестов – RTB для определения пассивного речевого восприятия и STP для оценки активного воспроизведения речи.
После обработки результатов SON­R 2,5­7 с применением одномерного анализа не зафиксированы межгрупповые различия величин суммарного балла и таковые по шкалам творческого и логического мышления. Однако были выявлены существенные различия по результатам прохождения подтеста на ситуативное мышление. Так, дети с большим общим количеством баллов по ESAT, испытывали значительные затруднения в интерпретации ситуации и набирали меньше баллов по сравнению с участниками других групп.
С учетом поправки Бонферрони выявлено, что после прохождения RTB общий балл у детей с высоким суммарным баллом по ESAT был гораздо меньше, чем у пациентов других групп (da = ­0,59, db = ­0,78). Относительно результатов STP, общий балл у детей в группе с высоким баллом по ESAT был намного ниже, чем у пациентов в группе с низким по ESAT (db = ­0,87). То же было справедливо и для суммы баллов по подтестам на «составление слов» (db = ­0,76) и «составление предложений» (db = ­0,86). Таким образом, можно говорить о более высокой частоте развития проблем по восприятию и воспроизведению речи у детей, набравших высокий общий балл по ESAT.

Клиническая значимость результатов
Клинические исходы определяли путем анализа полученных результатов по трем показателям: наличию признаков аутизма и поведенческих проблем, уровню когнитивных способностей.
Согласно результатам оценивания по ADI­R и ADOS­G, никто из детей не набрал сумму баллов, соответствующую диагнозу РАС. В общей сложности клинически значимых величин по одному и более показателям достигли 20 из 103 детей (19,4%); большинство из них (n = 15) набрали необходимую сумму баллов по одному показателю, некоторые (n = 5) – по двум. Никто из детей не достиг клинически значимых величин по всем трем показателям одновременно. Что касается межгруппового разделения, клинически значимых результатов достигли 14 из 26 детей (53,8%), входивших в группу с высокой суммой баллов по ESAT, 5 из 36 (13,9%) – со средней и 1 из 41 (2,4%) – с низкой; статистическую обработку результатов проводили с применением критерия хи­квадрат (c2 = 27,953, df = 2; p < 0,001).

Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Показано, что затруднение в выражении эмоций в возрасте 14­15 месяцев может свидетельствовать о наличии поведенческих проблем в трехлетнем возрасте, а трудности в установлении зрительного контакта в 14­15 месяцев – о задержке речевого развития в возрасте 4­5 лет.
2. Не выявлена гомотипическая корреляция СПА в возрасте 14­15 месяцев с развитием РАС в 4­5 лет.
3. Определена гетеротипическая корреляция СПА с развитием внешних и внутренних поведенческих проблем в старшем возрасте. Следовательно, СПА можно рассматривать в качестве предшественников развития серьезных поведенческих проблем в старшем возрасте.
4. Показана корреляция наличия СПА в возрасте 14­15 месяцев со снижением когнитивных способностей и речевых навыков в 4­5 лет. Поскольку тестирование по ESAT не содержит в себе вопросов, позволяющих оценить речевое развитие ребенка, подобная корреляция отображает тесную взаимосвязь между ранними социальными и коммуникативными навыками и развитием речевых и когнитивных способностей.

Подготовила Екатерина Андрианова

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2010 Рік

Зміст випуску 5-2, 2010

Зміст випуску 2-1, 2010

Зміст випуску 8 (27), 2010

Зміст випуску 7 (26), 2010

Зміст випуску 6 (25), 2010

Зміст випуску 5 (24), 2010

Зміст випуску 4 (23), 2010

Зміст випуску 3 (22), 2010

Зміст випуску 2 (21), 2010

Зміст випуску 1 (20), 2010

Випуски поточного року

Зміст випуску 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,