Раненный целитель. <br> Обзор жизни и научного наследия Виктора Хрисанфовича Кандинского
Родственные связи. Василий Васильевич Кандинский
Троюродным братом Виктора Хрисанфовича Кандинского по отцовской линии является русский живописец и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма Василий Васильевич Кандинский (родными братьями были их деды).
О Василии Кандинском (1866-1944), наиболее известном представителе рода Кандинских, имеется несравненно больше сведений биографического характера. Неугасающее внимание к личности и творчеству великого художника, в свою очередь, позволяет прояснить некоторые детали психопатологии Виктора Хрисанфовича. Л.Л. Рохлин в своем исследовании жизни В.Х. Кандинского предположил, что художественная одаренность, столь часто встречающаяся среди представителей рода Кандинских, получила в какой-то мере отражение в преобладании чувственно-образной психопатологической продукции во время приступов психоза у Кандинского – красочности, отчетливости в деталях и цветном характере испытываемых им псевдогаллюцинаций. Здесь также идет речь об удивительной зрительной памяти, выявившейся при описании собственных галлюцинаторных переживаний.
Много разговоров велось и о психическом состоянии Василия Васильевича Кандинского. Все новое вызывает опасливое отторжение. Не стало исключением и предложенное В.В. Кандинским новое виденье искусства – так называемая абстрактная, или, как ее еще называл сам художник, «беспредметная» живопись. Отметим лишь характеристику, данную ему А.В. Луначарским, который полагал, что В.В. Кандинский находился «в последнем градусе психического разложения». Стоит отметить, что, несмотря на некоторые его личностные особенности, речь в первую очередь идет об оценке его искусства. Ярлыки «дегенеративности» остались давно позади. Сам художник, судя по имеющимся данным, не страдал никаким психическим недугом. Можно отметить лишь обширнейшие синестезии, ставшие одним из краеугольных камней его творчества. Они проявляются как в самих живописных работах – картинах «Контрастные звуки», «Радостная структура», «Тихий розовый», «Темная свежесть», «Мягкое давление», «Нежное восхождение», «Движение I», «Вибрация» и др., так и в сценической композиции на музыку Ф.А. Гартмана «Желтый звук» и изобразительном сопровождении «Кар-тинок к выставке» Мусоргского, и даже написанных В.В. Кандинским стихах. Цвет рассматривался им в прямом отношении со звуком, и даже живописная композиция характеризовалась как «мелодическая» или «симфоническая», в зависимости от сложности набора форм. Вместе с тем, некоторые отмечают и определенную пикторальную семантику его живописи, в том смысле, что цвет у Кандинского уподобляется различным психическим состояниям.
В свое время ученик и соратник Фрейда, швейцарский психиатр и родоначальник аналитической психологии К.Г. Юнг, выдвигал собственные гипотезы объяснения истоков «необъектного искусства». Изучив рисунки своих больных, он выделил две типологические группы. Группа пациентов с невротическими расстройствами «…ри-
сует картины синтетического характера, с глубоким и отчетливым чувственным настроем. Когда же они совершенно абстрактны, и, вследствие этого, лишены чувственного элемента, они, как минимум, явно симметричны или выражают вполне определенный смысл». Группа пациентов-психотиков с диагнозом шизофрении «…создает произведения, моментально выдающие их отстраненность от чувств. Во всех случаях они не выражают единого и гармоничного чувственного настроя, а, скорее, представляют диссонанс чувств или же их полное отсутствие.
С чисто формальной точки зрения, одной из основных характеристик является фрагментарность, находящая выражение в так называемых линейных фракциях, сериях психических разломов (в геологическом смыс-
ле), которые пересекают картину. Произведение оставляет зрителя безучастным или волнует его парадоксальностью, бесчувственностью и гротескной неуверенностью».
Естественно, не стоит примерять творчество каждого живописца-абстракциониста к этому дихотомическому континууму. Но, все же, если и попытаться
это сделать относительно творчества В.В. Кандинского, следует отметить смешение тенденций – яркая чувственность и эмоциональность его «колористических оркестровок» и вместе с тем – фрагментарность, разорванность, расщепленность и нецелостность многих образов. Кроме того, нельзя оставить без внимания и то, что искусствоведы отмечают определенные этапы творческого развития Василия Кандинского – начинал он писать картины в реалистичной манере, выработав новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи уже в зрелом возрасте, к концу же его творческого пути цветовая палитра картин упростилась, а используемые образы стали гораздо менее эмоциональными.
|
Сплетенье судеб. Гаэтан Гатиан де Клерамбо
Двойной термин «синдром Кандин-ского – Клерамбо» появился благодаря предложению психиатра А.Л. Эпштейна, который, выступая на заседании ленинградского общества психиатров в 1927 г., в докладе на данную тему обозначил равный вклад двух ученых в изучение проблемы психического автоматизма – русского и француза. Если Кандинский в своей монографии
«О псевдогаллюцинациях» (1855) первым полностью описал симптоматологию и провел феноменологический анализ данного симптомокомплекса, то Клерамбо в своих статьях за период с 1909 по 1930 гг. ввел понятие и дал определение термину «психический автоматизм», сформулировал его основные составляющие (идеаторный, сенсорный, моторный).
Удивительно трагическое переплетение жизней двух психиатров. Гаэтан Гатиан де Клерамбо (1872-1934) почти всю свою жизнь посвятил судебной психиатрии, работая в специальной больнице префектуры полиции в Париже. Он был единственным, кто удостоился быть названным своим учителем Жаком Лаканом, в те годы еще молодым психиатром, а впоследствии ведущим французским психо-аналитиком. Аристократ по происхождению, Клерамбо был необычайно одаренным человеком – свободно владел пятью языками, профессионально занимался живописью и художественной фотографией, создал более 30 тыс. сохранившихся в музеях снимков, некоторые из которых выставлялись после его смерти в Центре Помпиду в Париже. В последние годы своей жизни Клерамбо страдал сильными болями в позвоночнике, испытывал проблемы со зрением. После неудачной операции по удалению катаракты у него развилась депрессия с бредом вины. Не справившись с болезненными переживаниями, он покончил с собой, выстрелив в голову из винтовки.
|
В.Х. Кандинский «О псевдогаллюцинациях».
Труд В.Х. Кандинского «О псевдогаллюцинациях» – основная работа его недолгой творческой жизни. Она относится к разряду классических произведений психиатрической мысли, и ее содержание наполнено гораздо более широким кругом тем, чем одно только описание феномена псевдогаллюцинаций. Книга содержит яркие, не утратившие своей актуальности, клинические описания различных психопатологических состояний, многие из которых были сделаны автором на основании наблюдений за собственными болезненными состояниями. Свою историю болезни, к выдержкам из которой Кандинский постоянно апеллировал в работе, он описал под именем вымышленного персонажа, военного врача Долинина. Книгу ожидала такая же непростая судьба, как и ее автора. В 1885 г. она была удостоена премии имени врача Филиппова СанктПетербургского общества психиатров, но не была напечатана «за отсутствием средств», хотя удалось опубликовать ее на немецком языке в Берлине. Только стараниями супруги психиатра, Е.К. Кандинской, монография была издана посмертно, в 1890 г. Лишь 60 лет спустя, в 1952 г., увидело свет второе издание книги, однако ее содержание было в значительной степени искажено редактором, исключившим из книги те места, в которых Кандинский высказывал лояльность взглядам западных философов и психиатров. И снова понадобилось ждать 50 лет, чтобы была переиздана книга – увидевшее свет в 2001 г. последнее издание уже было избавлено от излишних редакторских правок.
|
|
Л.Л. Рохлин «Жизнь и творчество выдающегося русского психиатра
В.Х. Кандинского (18491889)».
В монографии известного учено
го, историка психиатрии Леона Лазаревича Рохлина, который в 1930
1937 гг. являлся президентом Украинской психоневрологической академии в Харькове, проведен глубокий анализ биографии и творческого наследия В.Х. Кандинского. Принимая во внимание скудность информации о жизни последнего, автор много лет проводил поисковые исследования, изучая архивы и общаясь с потомками и лицами, близкими к семье Кандинских.
|