ИГРЫ РАЗУМА Джона Форбса Нэша
История жизни и болезни американского ученого-математика Джона Форбса Нэша привлекла к себе внимание мирового сообщества после выхода кассового голливудского фильма «Игры разума». История эта действительно уникальна – ведь после более чем 30-летнего течения шизофрении Джон Нэш был удостоен Нобелевской премии в области экономики. |
Научные достижения Джона Нэша. Теория игр
Джон Нэш получил Нобелевскую премию по экономике в 1994 г. «за фундаментальный анализ равновесия в теории некооперативных игр» в возрасте 66 лет. Торжественную речь он так и не произнес – это было коллегиальным решением Нобелевского комитета и самого ученого, который опасался за состояние собственного здоровья. Было бы ошибкой предполагать, что шизофренический процесс не отразился на творческой продуктивности ученого.
В период с 1966 по 1996 гг. Джон Нэш не опубликовал ни одной научной работы. На самом деле, премию присудили Нэшу за его диссертацию, написанную до дебюта болезни, в далеком 1949 г. Работа 21-летнего диссертанта насчитывала всего лишь 27 страниц. Тогда диссертация Нэша осталась недооцененной, а уже в 70-х теория игр стала одной из основ современной экспериментальной экономики.
Теория игр – один из разделов прикладной математики, изучающий оптимальные стратегии в играх, то есть в процессах, в которых учувствуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Теория игр нашла широкое применение в экономике и других общественных науках, в изучениях социоэкономических,
социально-политических взаимодействий. Отличие так называемых кооперативных и некооперативных игр в том, что в кооперативных играх игроки могут объединять свои усилия, а в процессе некооперативных они не могут формировать коалиции и координировать свои действия. Некооперативная теория игр изучает то, как должны действовать игроки, чтобы прийти к тому или иному результату, а кооперативная – вопрос о том, какие исходы достижимы и каковы условия достижения этих исходов. Выведенная формула равновесия Нэша, наибольшее открытие ученого, описывает стратегию игры, в которой ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свое решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения. Примером такой игры, например, может быть митинг рабочих, требующих повышения социальных льгот. Эта ситуация может завершиться либо путчем, в которой пострадают обе стороны, либо достижением взаимовыгодного соглашения. Обе стороны вынуждены использовать идеальную стратегию, что и приводит к созданию устойчивого равновесия, так как любое изменение только ухудшит их положение. Таким образом, Джон Нэш предложил математическое обоснование понятий конкуренции, сочетания личной и коллективной выгоды. Кроме того, ученый развил «теорию торгов» –
математическую модель взаимодействия участников, обладающих изначально неравными знаниями, а значит, способными по-разному строить стратегии поведения. В дальнейшем, «теория торгов» легла в основу современных стратегий проведения аукционов и прочих сделок подобного типа. Творческий путь Джона Нэша отнюдь не остановился после исследований в области теории игр, просто ученые считают, что все труды, написанные математиком после своего первого открытия, настолько сложны, что недоступны пониманию даже в научной среде. |
Сильвия Назар. «Прекрасный ум: жизнь математического гения и нобелевского лауреата Джона Нэша». Благодаря произведению Сильвии Назар весь мир узнал удивительную историю жизни Джона Нэша. Книга американского экономиста и журналиста в 1998 г. была признана американской гильдией литературных критиков лучшим биографическим произведением, а сама автор номинировалась на престижную Пулитцеровскую премию. |
«Игры разума» (режиссер Рон Ховард, США, 2001 г.; в ролях – Расселл Кроу, Дженнифер Коннелли, Пол Беттани, Эд Харрис). Хотя сценарий фильма «Игры разума» и написан по мотивам биографической книги Сильвии Назар, кинематографическая версия биографии Джона Нэша слишком опоэтизирована и лишена достоверности. Например, фундаментальное разногласие, а одновременно и ошибка с точки зрения психопатологии, которую допустили создатели фильма, – наличие у ученого зрительных, истинных галлюцинаций, в то время как в клинической картине шизофрении Нэша ожидаемо наблюдались лишь слуховые псевдогаллюцинации. Сам ученый довольно благосклонно отзывался об экранизации, несмотря на неточности: «Я люблю этот фильм и рад, что его сняли, но все же вряд ли эту картину можно считать истиной в последней инстанции, поскольку уж очень хорошим я в ней получился!». Фильм получил четыре «Оскара», в частности, за лучшую мужскую роль, и был отмечен наградами еще нескольких престижных кинофестивалей. |
Кадры из фильма |