-
-
-
-
Наркотическая зависимость у подростков:
от осознания проблемы к созданию модели помощи
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Наркотическая зависимость у подростков:
от осознания проблемы к созданию модели помощи
И.И. Марценковская,
Украинский научно-исследовательский институт социальной, судебной психиатрии и наркологии, г. Киев
По материалам II Международной конференции Группы Помпиду Совета Европы (Сербия, Белград, 1415 июня 2012 г.)
Борьба с наркотиками обеспечивается органами государственной власти. Разные страны имеют отличающиеся стратегии и национальные планы действий. Различия политик в сфере оборота наркотиков отражают культуральные и политические расхождения между странами, разную распространенность и особенности употребления психоактивных веществ (ПАВ).
Для того чтобы разнообразить национальные стратегии, повысить их эффективность, целесообразно изучить и принять во внимание опыт других стран. Количество исследований в области терапии зависимостей, пособий и практических руководств в странах региона велико. Тем не менее, обмену опытом препятствуют языковые барьеры, поскольку многие документы не переведены.
Так, значительное количество международноправовых и политических документов также должны быть приняты во внимание при разработке и реализации национальных планов действий и стратегий. Существуют различные инструменты, разработанные международными правительственными и неправительственными организациями. Квалифицированные обзоры должны позволить политикам быстро отобрать инструментарии, которые могут быть использованы в каждой стране, сформировать представления об ожидаемой эффективности их применения. Количество доступных ресурсов выросло до такой степени, что уделить им должное внимание становится невозможным. Кроме того, большая часть материала нацелена на специалистов и редко на тех, кто участвует в принятии политических решений.
Работа экспертов, по мнению Группы Помпиду Совета Европы, должна сформировать необходимую базу данных и подготовить квалифицированные предложения для национальных правительств.
Употребление наркотиков детьми и подростками, отсутствие эффективных систем помощи при зависимостях в возрасте до 18 лет являются острыми проблемами для всех стран региона. На конференции Группы Помпиду в 2011 г. в Любляне было инициировано сотрудничество экспертов стран региона с целью выработки общей стратегии для решения проблемы подростковых наркоманий.
В Институте здравоохранения Сербии (Белград) 14-15 июня 2012 г. состоялась II Международная конференция Группы Помпиду Совета Европы, посвященная сотрудничеству в области наркополитики в странах Юго-Восточной Европы и Балкан.
Целями конференции были:
• обзор ситуации в Юго-Восточной Европе и на Балканах по употреблению наркотиков подростками в возрасте до 18 лет;
• обмен опытом, знаниями и результатами исследований по их терапии и социальной поддержке;
• поддержка разработки минимальных стандартов для лечения наркозависимых подростков, обеспечивающих достижение ощутимых результатов.
В работе конференции приняли участие эксперты Сербии, Хорватии, Черногории, Румынии, Македонии, Венгрии, Греции, Словении, Болгарии и Украины, эксперты Группы Помпиду Совета Европы.
Посредством социальной политики правительства стремятся заботиться о здоровье, безопасности и благосостоянии своих граждан. Употребление ПАВ и формирование наркотической зависимости взаимосвязаны с соматическими и психическими расстройствами, которые, в свою очередь, также влияют на физическое и психическое здоровье.
Описанный феномен не является исключительной проблемой здравоохранения. Употребление ПАВ социально детерминировано и связано с личностью их потребителей, их ожиданиями и мотивациями как пользователей, социальным окружением, возможностью получить социальную поддержку в семье и социуме. Очевидны аспекты, которые связывают преступления, связанные с наркотиками, общественный порядок и безопасность, а также возникающие при употреблении наркотиков финансовые и экономические последствия. Все это позволяет говорить о ПАВ как о проблеме общественного здоровья.
Ранние вмешательства и первичная профилактика имеют решающее значение при поиске средств для уменьшения воздействия факторов риска и усиления защиты человека, который является уязвимым и/или рискует начать употреблять наркотики. Речь идет как о предшествующей, так и о ранней стадии употребления наркотиков, случаях, когда потенциальные проблемы только формируются.
Раннее вмешательство предполагает выявление и оказание специфической помощи в решении проблемы на такой стадии, что проблема исчезает или уменьшается благодаря этому ограниченному вмешательству. Возможными целевыми группами для целенаправленных вмешательств являются не только дети и молодые люди, а все, кто могут считаться уязвимыми и/или подверженными риску.
При планировании помощи подросткам с зависимостью от ПАВ необходимо учитывать взаимодействие факторов риска и защитных факторов. Во внимание необходимо принимать этап физического и эмоционального развития потребителя наркотиков, специфику текущего этапа его жизни – отрыв от семьи и независимое существование, беспризорность и криминальное окружение, наличие привязанностей и появление социальных обязательств перед другими людьми. В качестве факторов риска у молодых людей должны рассматриваться: отсутствие работы и постоянного места жительства, исключение из школы, наличие доступа к наркотикам, принадлежность к субкультурам, в которых употребление наркотиков является социально декретируемым, наличие травматического опыта в детстве, пристрастие родителей к наркотикам или алкоголю. К числу защитных факторов принято относить семейную поддержку, высокий образовательный и социально-культурный статус, наличие организованного досуга и значимых отношений.
В зависимости от того, имеют они положительный или отрицательный характер влияния, психосоциальные факторы могут стать факторами риска и наоборот. Вид предоставляемой помощи употребляющим наркотические вещества подросткам может варьировать в зависимости от потребностей и целей от целенаправленного профилактического вмешательства на ранних стадиях и преодоления зависимости до заместительной терапии и применения программ снижения вреда. Возможными целями лечения и/или психосоциального вмешательства являются: профессиональная и социальная интеграция, стабилизация и минимизация употребления, улучшение соматического и психического здоровья, изменение социальной среды и взаимодействия с ней, эмоциональное развитие (созревание).
Ряд методов и терапевтических стратегий подходят для достижения указанных целей в зависимости от тяжести зависимости и социальной ситуации. Цели могут постоянно меняться или подвергаться модификации в ходе вмешательства. Они должны формулироваться в соответствии с возможностями реципиента помощи, и в значительной степени зависят от наличия у него ресурсов, текущей социальной ситуации и доступности услуг. Следовательно, во внимание должны приниматься как субъективные, так и объективные потребности и возможности их удовлетворения.
Для того чтобы помощь наркозависимым подросткам была эффективной, необходимо четкое распределение ролей между органами власти, четкие межсекторальные взаимодействия, достаточная квалификация вовлеченных в оказание помощи социальных работников.
Универсальными требованиями при построении модели медицинской и психосоциальной помощи подросткам-потребителям наркотических веществ в любой стране являются:
• создание сети из учителей, воспитателей, социальных и медицинских работников как лиц для первых контактов с проблемной молодежью;
• включение в эту сеть всех имеющихся ресурсов для поддержки решения проблемы на различных уровнях (групп сверстников, семьи и/или ближайших родственников, церкви, пенитенциарной системы, детских адвокатов, представителей общественных организаций, которые заботятся о проблемных молодых людях и группах);
• определение и учет при построении стратегии зависимостей, имеющихся культуральных предпочтений (употребления алкоголя, курения марихуаны, аптечной наркомании, использования инъекционных наркотиков, растворителей).
Очень важным при организации системы помощи наркозависимым подросткам является создание площадок для коммуникации и межсекторального взаимодействия, например проведение круглых столов, инициативных групп. Они предоставляют дополнительные возможности для развития и поиска альтернативы уголовному преследованию.