сховати меню
Розділи: Огляд

Новое в эпилептологии

haritonov.jpg
Ведущий рубрики: Владимир Игоревич Харитонов — невролог-эпилептолог Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины, действительный член Европейской академии эпилептологии (EUREPA) и Международной ассоциации детских неврологов (ICNA)

Адрес для корреспонденции:

Уважаемые коллеги, вашему вниманию хотелось бы представить наиболее интересные статьи, опубликованные в новом году.
Так, в журнале Epilepsia (2011; 52 (1): 7-12) вышла статья А. Берг (A.T. Berg) «Эпилепсия, познавательная функция и поведение: клиническая картина». Следует отметить, что это – великолепно подготовленный литературный обзор на заданную тему. На самом деле, уже давно было замечено, что течение эпилепсии тесно связано со спектром таких коморбидных состояний, как поведенческие, психиатрические, когнитивные нарушения и синдром внезапной смерти. Основные причины возникновения вышеуказанных состояний представлены ниже.
1. Влияние структурного поражения головного мозга, которое может нарушать функции зон, вовлеченных в поражение. Тип поражения варьирует в зависимости от возраста. Так, в детском возрасте доминируют препе-ринатальные гипоксически-ишемические поражения, метаболико-генетические энцефалопатии и мальформации кортикального развития; во взрослом – инсульт, опухоли и травма.
2. Эффект эпилептической активности, которая может начинать свое влияние до появления клинических припадков, а также сохраняться после исчезновения припадков. В этом смысле кратковременные интериктальные разряды эпилептиформной активности наиболее показательны. Ранее они считались безвредными, не требующими коррекции, однако недавние исследования показали, что они имеют серьезное влияние на качество текущей когнитивной активности. Вследствие этих наблюдений также стало известно, что называемая ранее «интериктальная эпилептиформная активность» в действительности была активностью, сочетавшейся с субклиническими эпилептическими припадками. Постиктальное нарушение поведения – хорошо известный феномен. Исследования Badaway et al. (2009) продемонстрировали, что у людей, как и у животных, за 24 часа до припадка повышается возбуждение (excitability) моторной коры. После приступа, на протяжении 24 часов, наблюдалось снижение возбуждения, угнетение моторной коры. Этот феномен имел место у пациентов с моторными припадками; его наличие дает возможность предполагать, что подобный феномен возникает при любом виде приступов с различной локализацией фокуса, а также возможном влиянии данного феномена на функционирование когниции.
3. Прогрессирующее течение эпилепсии четко было показано у лиц с мезотемпоральной эпилепсией. Небольшое, постепенное утончение неокортекса имело место у пациентов с данной формой эпилепсии. Этот фено-- мен объясняет прогрессивное снижение когнитивных функций, особенно памяти, так часто наблюдаемых при этой форме эпилепсии.
4. Энцефалопатическое течение наиболее показательно у детей с синдромами Веста, Драве, Леннокса – Гасто. Около 3/4 детей с этими синдромами имеют задержку интеллектуального развития. Также у этих детей высокий риск развития аутизма. Эпилепсия, задержка интеллектуального развития и аутизм формируют «треугольник энцефалопатии», характерный для данных форм эпилепсии. Однако эпилептическая энцефалопатия не ограничивается только этими электро-клиническими синдромами. Изменения можно наблюдать практически при любой форме эпилепсии в определенные периоды развития, и чем моложе возраст, тем больше эти изменения. Исследование, проведенное Vasconcellos (2001), показало четкую корреляцию между началом эпилепсии и снижением IQ, чем раньше было начало, тем ниже был показатель.
Кроме того, автор отмечает, что при эпилепсии часто наблюдаются те же механизмы развития, что и при прочих расстройствах. Эпидемиологические и клинические исследования показали повышенный риск развития когнитивных, психиатрических и поведенческих нарушений не только во время течения эпилепсии, но и до ее начала. Они также могут сохраняться и после излечения эпилепсии. Все приведенные выше данные поддерживают идею, которая представляет эпилепсию как часть спектра расстройств головного мозга, а также отвергают мысль, что даже хорошо контролируемая эпилепсия априори должна считаться доброкачественной.

· · ·
Вторая, не менее интересная, статья А. Рике (A. Riquet), посвященная оценке эффективности ЭЭГ-видеомониторинга у детей, была размещена в журнале Seizure (2011; 20: 18-22). ЭЭГ-видеомониторинг – метод исследования, который первоначально использовался только для оценки эпилепсии при прехирургическом обследовании. Сейчас он широко применяется, в том числе и для определения природы пароксизмального состояния либо выявления эпилептических синдромов. Важным представляется определение диагностической ценности этого дорогостоящего и занимающего много времени диагностического метода. В литературе очень мало данных на эту тему. В проведенном исследовании автор оценил эффективность данного метода и выявил факторы, проводящие к успеху в диагностике у детей. Ретроспективно было рассмотрено 380 записей, сделанных у 320 детей. Частота выявления событий составила 59%. Припадки наблюдались в 40% случаев (150 детей), неэпилептические состояния – в 19% (73 ребенка), сочетание припадков и неэпилептических пароксизмов – в 3% (11 детей). Только у 9% пациентов не был определен диагноз по окончании исследования. При проведении анализа факторов, способствующих выявлению природы пароксизмальных состояний, оказалось, что только частота повторяемости пароксизмальных эпизодов являлась тем фактором, который обеспечил успех исследования. ЭЭГ-видеомониторинг подтвердил диагноз «эпилепсия» у 43% пациентов и исключил у 25%. У детей с эпилепсией мониторинг помог установить эпилептический синдром в 30%, а также улучшить клиническое описание или определить эпилептический очаг (30%). После проведенного исследования лечение было изменено в 66% случаев. По итогам приведенных выше данных автор делает выводы, что ЭЭГ-видеомониторинг является эффективным и крайне необходимым методом в диагностике и лечении эпилепсии и неэпилептических пароксизмальных состояний у детей.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2011 Рік

Зміст випуску 5-3, 2011

Зміст випуску 2-1, 2011

Зміст випуску 8 (35), 2011

Зміст випуску 7 (34), 2011

Зміст випуску 6 (33), 2011