Если ребенок очень редко набирает баллы, необходимые для получения поощрения, планку баллов следует понизить, что позволит повысить его мотивацию и самооценку. Учитель не должен знать, какой балл вы выбрали для ребенка в качестве порогового для получения от родителей поощрения, иначе учительские оценки могут стать необъективными.
Для учителей, которые работают с детьми, страдающими РДВГ, в средней и старшей школе, мы рекомендуем коммуникацию с родителями по электронной почте 2-3 раза в неделю. Коммуникацию следует поддерживать не только, когда учителя имеют определенные жалобы, но также, действуя проективно, помогая структурировать длительные проекты, большие домашние задания типа сочинения, чтения книги или большого набора математических заданий, которые выполняются в течение нескольких дней. Родители должны помогать детям в организации выполнения домашних заданий и проверять их выполнение. Учителя устанавливают даты, родители помогают организовать выполнение заданий к этим датам. Это позволяет ребенку спланировать учебную нагрузку, равномерно распределить ее в течение рабочей недели и не откладывать выполнение задания на потом. Часто, особенно в начале терапии, существует необходимость в том, чтобы родители сидели рядом с ребенком, выполняющим домашнее задание, и использовали поощрения, закрепляя успешные формы поведения.
Конечно, существуют учителя и родители, которые не верят в РДВГ и думают, что такой ребенок просто ленивый, немотивированный, что у него недоразвиты моральные качества. Однако РДВГ – это заболевание, которое может приводить к серьезному нарушению функционирования.
В начале 20-х гг. РДВГ не диагностировалось, а соответствующие психические нарушения у ребенка трактовались в качестве дефекта морального контроля. С такой точкой зрения не соглашаются большинство современных специалистов и осознают реальность РДВГ, несмотря на то что у некоторых детей со временем выполняются диагностические критерии кондуктивного поведенческого расстройства. Мы рассматриваем кондуктивное расстройство поведения как вторично возникающее в условиях дисфункциональной семьи, как осложнение нелеченого РДВГ. Я провожу психообразовательную работу как с учителями, так и с родителями, стараюсь объяснить им, что такое РДВГ, и помогаю им разработать план помощи такому ребенку.
Подготовила Марина Нестеренко