В исследовании Schachter et al. окскарбазепин сравнивали с плацебо при назначении после отмены предшес-твующей терапии в связи с обследованием на предмет возможного хирургического лечения. Несмотря на краткость наблюдения, обусловленную методикой, полученные данные вполне очевидны в пользу монотерапии окскарбазепином [18]. Данные об эффективности окскарбазепина в монотерапии резистентной эпилепсии были получены и в других контролируемых исследованиях. Было показано, что при лечении фокальных эпилепсий его эффективность сравнима с карбамазепином и фенитоином, однако неполное совпадение фармакодинамики и фармакокинетики данных препаратов обеспечивает эффективность окскарбазепина в случаях резистентности к карбамазепину и фенитоину [6, 10, 11, 17, 19-24].
В 2000 г. Barcs et al. провели большое исследование I класса доказательности с участием 694 пациентов в возрасте от 15 до 65 лет, в котором сравнивали эффективность окскарбазепина (600, 1200 и 2400 мг/сут) при лечении взрослых с рефрактерной парциальной эпилепсией в качестве дополнительной терапии с плацебо в режиме комбинированной терапии. Частота 50% ответа на лечение зарегистрирована у 12,7% пациентов на фоне приема плацебо по сравнению с 26,8% больных, получавших окскарбазепин в дозе 600 мг/сут, у 41,2% – 1200 мг/сут и у 50% – 2400 мг/сут. Среднее снижение частоты приступов составило 6,8, 22, 40 и 50% соответственно. Частота отмены терапии составила 8,7% среди пациентов группы плацебо, 11,9% – среди больных, получавших 600 мг/сут, 36,2% – 1200 мг/сут и 66,7% – 2400 мг/сут. Наиболее часто встречающиеся побочные эффекты включали: сонливость, головокружение, головную боль, атаксию, тошноту и рвоту. Кроме того, были обнаружены побочные действия в виде диплопии, нарушения зрения, головокружения, тремора и гипонатриемии.
В исследовании Beydoun et al. проводили сравнительную оценку эффективности применения окскарбазепина в моно- и комбинированной терапии при рефрактерной фокальной эпилепсии у взрослых в дозе 600-2400 мг/сут. Среди 42 больных, получавших монотерапию окскарбазепином, и 34 пациентов, находившихся на комбинированном лечении, результаты распределились следующим образом. Среди пациентов группы монотерапии ремиссия приступов достигнута в 9,5% случаев, а снижение частоты приступов ≥ 50% – в 57,1%; общее уменьшение частоты приступов – в 59,7% случаев. Среди больных группы комбинированной терапии полная ремиссия была достигнута в 2,9% случаев, снижение частоты приступов ≥ 50% – в 32,4%; общее уменьшение частоты приступов – в 28%. Таким образом, была продемонстрирована эффективность окскарбазепина как в качестве монотерапии, так и в комбинации с другими ПЭП при рефрактерных тяжелых формах симптоматической фокальной эпилепсии.
Для сравнения эффективности и безопасности новых ПЭП и традиционных препаратов было проведено многоцентровое исследование SANAD (Standard and New Antiepileptic Drug), во время которого изучали эффективность контроля припадков, переносимость, качество жизни и фармакоэкономические показатели. Это было открытое рандомизированное исследование, состоявшее из двух ветвей, в нем сравнивали эффективность и безопасность карбамазепина, габапентина, ламотриджина, окскарбазепина и топирамата у больных, у которых карбамазепин может быть первой линией терапии (пациенты с парциальными припадками).
Анализ окскарбазепина и карбамазепина показал, что эти препараты имеют примерно одинаковую эффективность, но окскарбазепин обладает более высоким профилем переносимости, а тяжелые побочные эффекты встречались реже, чем у карбамазепина.
При оценке времени достижения 12-месячной ремиссии припадков были получены следующие данные. Для изучаемых препаратов время достижения 12-месячной ремиссии статистически отличалось. Наиболее низкий этот показатель был у габапентина и топирамата, а значительно выше – у карбамазепина, ламотриджина и окскарбазепина.
Большое значение имеют специальные исследования времени удержания препарата, отражающие, во-первых, его переносимость и, во-вторых, отсутствие развития толерантности к нему. Согласно данным Rainesalo et al., получены достаточно хорошие результаты по удержанию на окскарбазепине в течение 1 года от начала лечения [23]. В течение 1 года в группе пациентов, изначально получавших окскарбазепин, продолжили его прием 91% больных, а в группе переведенных с других препаратов – 77%.
Из-за побочных эффектов вместо окскарбазепина стали принимать другой медикамент всего 3% пациентов 1-й группы и 14% – 2-й, из-за неэф-фективности препарат отменен всего у 2% пациентов 1-й группы и у 8% – 2-й. В обеих группах показаны достаточно хорошие результаты, но явные преимущества характерны для группы, где окскарбазепин был назначен в качестве препарата первой линии, что свидетельс-твует о целесообразности его назначения при вновь диагностированной эпилепсии.
Вышеприведенные исследования, также как и множество других многоцентровых испытаний, обосновывают целесообразность применения окскарбазепина при фокальной эпилепсии как в качестве монотерапии, так и в комбинации с другими ПЭП.
На основании анализа данных клинических исследований, согласно консенсусу Американской академии неврологов, рекомендовано использование окскарбазепина как препарата первого выбора при лечении вновь диагностированной, а также фармакорезистентной эпилепсии с фокальными припадками (с/без вторичной генерализации) в качестве монотерапии и в комбинации с другими ПЭП [9-11, 17, 18].
В странах Евросоюза окскарбазепин отнесен к лекарственным средствам первого выбора при лечении эпилепсии с парциальными и генерализованными тонико-клоническими припадками у взрослых и детей, начиная с двухлетнего возраста.
Препарат окскарбазепин при лечении эпилепсии имеет те же показания, что и карбамазепин: простые парциальные припадки, комплексные парциальные припадки, парциальные припадки с вторичной генерализацией, генерализованные тонико-клонические припадки. Необходимо отметить, что карбамазепин и окскарбазепин имеют сходные побочные эффекты, такие как сонливость, головная боль, головокружение, диплопия, тошнота, рвота, утомляемость, гипонатриемия, кожная сыпь, нарушения сердечного ритма и др.
При этом данные многочисленных исследований позволяют определить некоторые преимущества окскарбазепина перед карбамазепином:
• окскарбазепин не является столь мощным индуктором ферментов печени;
• окскарбазепин не образует карбоксиэпоксида – наиболее токсичного метаболита, приводящего к основным побочным реакциям;
• окскарбазепин вызывает более низкий процент аллергических реакций, кроме того, менее выражены нейротоксические побочные эффекты;
• 2/3 пациентов с непереносимостью карбамазепина с успехом лечатся окскарбазепином;
• возможность быстрой замены (в течение одного дня) карбамазепина в случае неэффективности или непереносимых побочных явлений;
• при назначении окскарбазепина нет необходимости титровать дозу;
• при назначении окскарбазепина нет необходимости мониторинга метаболитов в крови;
v• большой терапевтический диапазон окскарбазепина – 600-2400 мг/сут.
При замене карбамазепина на окскарбазепин следует помнить, что 200 мг карбамазепина соответствуют 300 мг
окскарбазепина. Уменьшение побочных эффектов наблюдается в 3/4 случаев. Переход с карбамазепина на
окскарбазепин может быть как постепенным, так и практически одномоментным. Быстрый так называемый переход за ночь (overnight switch) рекомендован пациентам, принимающим карбамазепин в дозе до 800 мг/сут.
В данном случае сначала полностью заменяется вечерняя доза препарата, а на следующее утро – утренняя и дневная. При переводе с карбамазепина, суточная доза которого превышает 800 мг, на окскарбазепин рекомендуется постепенная замена в течение 2-3 недель, при этом нет четкого алгоритма перехода с одного препарата на другой. Переход с карбамазепина на окскарбазепин в отдельных случаях сопровождается нормализацией нейро-физиологических показателей, что коррелирует с клинической эффективностью.
|
Применение генерических препаратов при эпилепсии значительно отличается от применения генериков при других заболеваниях, даже при длительно текущих хронических, требующих непрерывного приема лекарственных средств. Согласно требованиям к производству генерического препарата, его наиболее важный показатель – биоэквивалентность (соотвествие) – может колебаться в пределах от 80 до 125% в сравнении с оригинальным препаратом. Достаточно сложно поверить, что такой размах биодоступности в 45% не влияет на эффективность и переносимость даже качественного генерического ПЭП. Применение же некачественных генериков в эпилептологической практике имеет более серьезные негативные последствия, чем при других заболеваниях. Это обусловливает особые требования к генерикам ПЭП, которые, к сожалению, законодательство Украины не позволяет внедрить в клиническую практику. Поэтому, на наш взгляд, при эпилепсии возможно применение только таких генерических препаратов, которые могут считаться ими не по наименованию, а согласно требованиям международных регуляторных организаций.
При назначении генерического ПЭП клиницист должен четко представлять, насколько качественное лекарственное средство назначается больному. Преимуществом в назначении должна быть доказанная биоэквивалентность. При этом крайне желательно, чтобы клиницист по возможности сам был ознакомлен с кратким отчетом о проведении исследования на биоэквивалентность генерического ПЭП брендовому препарату.
В Украине окскарбазепин представлен препаратом оксапин® производства «Кусум Хелтхер ПВТ. ЛТД» в таблетках по 300 мг.
Для препарата оксапин® (окскарбазепин) и для его активного метаболита было проведено исследование биоэквивалентности. На рисунках 3 и 4 представлены данные об эквивалентности препарата оксапин® и оригинального лекарственного средства, а также о фармакокинетической эквивалентности активного МГП метаболита, которая составляет 90%.
Препарат оксапин® официально зарегистрирован в Украине (утверждено приказом МЗ Украины № 865 от 13.10.10, регистрационное свидетельство № UA/11096/01/01) и рекомендован к применению у больных эпилепсией с парциальными припадками с/без вторичной генерализации в качестве моно-терапии или в комбинации с другими ПЭП у пациентов старше 6 лет.
Литература
1. Зенков Л.Р. Роль окскарбазепина в лечении эпилепсии // Consilium medicum. – 2005. – 7 (8). – С. 710-714.
2. Дубенко А.Э. Оценка биоэквивалентности брендовых и генерических препаратов в практике эпилептолога // Здоровье Украины, Темат. номер «Неврология. Психиатрия». – 2010. –
№ 3 (14). – С. 44-46.
3. Albani F., Grassi B., Ferrara R. et al. and PRIMO Study Group. Immediate (overnight) switching from carbamazepine to oxcarbazepine monotherapy is equivalent to a progressive switch // Seizure. – 2004. – 13. – Р. 254-263.
4. Albani F., Baruzzi A. «PRIMO» Study Group Oxcarbazepine long–term treatment retention in patients switched over from carbamazepine // Neurol Sci. – 2006. – 27 (3). –Р. 173-175.
5. Barcs G., Walker E., Elger C. et al. Oxcarbazepine. Placebo-controlled, dose-ranging trial in refractory partial epilepsy // Epilepsia. – 2000. – 41 (12). – Р. 1597-1607.
6. Bang L.M., Goa K.L. Spotlight on oxcarbazepine in epilepsy // CNS Drugs. – 2004. – 18 (1). – Р. 57-61.
7. Beydoun A., Sachdeo R.C., Kutluay E. et al. Sustained Efficacy and Long-term Safety of Oxcarbazepine: one-year Open-label Extension of a Study in Refractory Partial Epilepsy // Epilepsia. – 2003. – 44. – 9. – С. 1160-1165.
8. Beydoun A., Sachdeo R.C., Rosenfeld W.E. et al. Oxcarbazepine monotherapy for partial-onset seizures // Neurology. – 2000. – 54. – Р. 2245-2251.
9. Bill P.A., Vigonius U., Pohlmann H. et al. A double-blind controlled clinical trial of oxcarbazepine versus phenytoin in adults with previously untreated epilepsy // Epilepsy Res. – 1997. – 27. –
Р. 195-204.
10. Chadwick D., Privitera M. Placebo-controlled studies in neurology: where do they stop? // Neurology. – 1999. – 52. –
Р. 682-685.
11. Chaemi S.N., Ko J.Y., Katzow J.J. Oxcarbazepine treatment of refractory bipolar disorder: a retrospective chart review // Bipolar Disorder. – 2002. – 4. – Р. 70-74.
12. Christe W., Kramer G., Vigonius U. et al. A double-blind controlled clinical trial: oxcarbazepine versus sodium valproate in adults with newly diagnosed epilepsy // Epilepsy Res. – 1997. –
26. – Р. 451-460.
13. Dam M., Ekberg R., Lшyning, Y. et al. A double-blind study comparing oxcarbazepine and carbamazepine in patients with newly diagnosed, previously untreated epilepsy // Epilepsy Res. – 1989. –
3. – Р. 70-76.
14. Eichelbaum M., Ekbom K., Bertillson L. et al. Plasma kinetics of carbamazepine and its epoxide metabolite in man after single and multiple doses // Eur J Clin Pharmacol. – 1975. – 8. – 5. – Р. 337-341.
15. Fattore C., Cipolla G., Gatti G. et al. Induction of ethylestradiol and levongestrel metabolism by oxcarbazepine in healthy women // Epilepsia. – 1999. – 40. – Р. 783-787.
Полный список литературы, включающий 39 пунктов, находится в редакции.
* * *