сховати меню

Мнение эксперта

beradzeti.jpg
Ведущая рубрики:
Тина Игоревна Берадзе – психиатр, психотерапевт, член правления, директор по международным связям Ассоциации психиатров Украины, член Ассоциации выпускников Медицинской школы Гарвардского Университета (США), член Всемирной федерации биологической психиатрии (WFSBP)

Адрес для корреспонденции:

Тревога и сердечно­сосудистые заболевания

В то время как взаимосвязь между клинической депрессией и сердечно­сосудистыми заболеваниями хорошо известна и достаточно изучена, мы очень мало знаем о том, как тревожные расстройства влияют на состояние и работу сердца.
Известно, что депрессия имеет прямое отрицательное воздейс­твие на сердце и сосуды, обеспечивающие его кровоснабжение. Среди здоровых людей депрессия удваивает риск внезапной смерти и увеличивает вероятность сердечного приступа на 60% и более. Это воздействие еще больше у людей, имеющих предрасположенность или ис­­торию сердечно­сосудистых заболеваний. Связь клинической де­прессии и сердечно­сосудистых заболеваний обусловлена, прежде всего, дисфункцией, которая возникает в двух важных гормональных системах: гипоталамо­гипофиз­над­по­чеч­ной оси и в ренин­ангиотензин­альдо­сте­ро­новой системе, которые влияют на деятельность сердечно­сосудистой системы.
Кроме того, у людей с депрессией ученые обнаружили активацию сигнальных молекул – провоспалительных цитокинов. Эти цитокины способствуют развитию атеросклероза и разрыву холестериновой бляшки, что может привести к блокировке кровотока сердечной мышцы. Связанное с депрессией расстройство автономной нервной системы может ослабить сердечный ритм и частоту. Депрессия также может способствовать увеличению свертываемости крови и формированию тромбов.
Изменения в поведении, вызванные депрессией, также могут влиять на состояние сердечно­сосудистой системы. Пациенту, страдающему депрессией, трудно осуществить контроль над регулярным приемом лекарств, в том числе сердечно­сосудистых, придерживаться необходимой диеты. Такие больные имеют тенденцию избегать семьи, друзей и других социальных взаимодействий, что может в дальнейшем повысить риск болезней сердца. Отсутствие физической активности и поведенческие факторы чаще всего указываются как главные причины взаимосвязи между депрессией и заболеваниями сердечно­сосудистой системы. Клиническая депрессия часто сопровождается тревожными расстройствами, влияние которых на заболевания сердца пока сложно оценить однозначно.
Наряду с этим, многочисленные исследования за последнее десятилетие показали, что от 24 до 31% пациентов, страдающих сердечно­сосудистыми заболеваниями, проявляли симптомы тревожных психических расстройств. К тому же острые тревожные расстройства, которые могут проявляться в виде панических атак, могут имитировать сердечный приступ. Анализ исследований, включавших людей, обращающихся за неотложной помощью с болями в области грудной клетки, показывает, что у 22% пациентов, которые были протестированы на предмет сердечного приступа, были обнаружены признаки тревоги, выраженные в панических приступах, а не сердечно­сосудистые заболевания.
И паническая атака, и сердечный приступ могут вызывать похожие симптомы, такие как учащенное дыхание (нехватка воздуха), потоотделение, головокружение и общая слабость. Часто их даже трудно различить по симптоматике. О более высокой вероятности панической атаки следует думать, когда наблюдаются: неожиданное проявление страха или ужаса совместно с учащенным или неровным сердцебиением и болью в области грудной клетки; боль и дискомфорт имеют тенденцию к локализации в центре грудной клетки; боли в груди и другие симптомы проходят самостоятельно в течение от 5 до 30 минут.
К симптомам более высокой вероятности сердечного приступа относятся: постепенное, нарастающее проявление симптомов (в течение нескольких минут), сопровождающееся болью, сдавливанием, тяжестью в области грудной клетки или всей верхней части тела; боль может быть локализована в центре грудной клетки, но может отдавать в верхнюю часть тела (руку, плечо, челюсть); симптомы проявляются не менее 15 минут и могут продолжаться до нескольких часов.
В любом случае при проявлении этих симптомов пациенту необходима неотложная медицинская помощь.
На современном этапе большинство исследований тревоги и заболеваний сердца имеют серьезные недостатки и оставляют желать лучшего, поскольку основываются на единичных случаях оценки и воспроизведении симптомов самими пациентами, а не на систематических научно структурированных наблюдениях и оценках. Многие исследования, проведенные до настоящего времени, не предусматривали контроля факторов, связанных с образом жизни и другими параметрами, которые могут влиять на риск развития сердечно­сосудистых заболеваний.
Два недавних исследования проводились с участием большого числа пациентов в течение длительного времени с целью лучше изучить взаимосвязь между заболеваниями сердца и одним из самых распространенных тревожных расстройств – генерализованным тревожным расстройством, характеризующимся постоянной и прогрессирующей тревогой даже по поводу банальных вещей и событий. Отличие и преимущество последних исследований в том, что в них контролировались такие сопутствующие факторы заболеваний сердца, как клиническая депрессия, которая часто сопровождает тревожные расстройства, а также демография и образ жизни, которые могут существенно влиять на риск возникновения сердечно­сосудистых заболеваний. В этих исследованиях предполагается, что тревожное расстройство действительно увеличивает риск сердечных приступов и других отрицательных проявлений для здоровья сердца.
В эпидемиологическом исследовании острых коронарных синдромов и патофизиологии эмоций наблюдали за 804 пациентами с сердечными заболеваниями в Монреале (Канада) в течение 2 лет. Ученые оценивали артериальное давление, основные жизненные показатели и другие данные, связанные с риском для сердца. Они диагностировали клиническую депрессию и генерализованное тревожное расстройство на базе структурированного клинического интервью в соответствии с критериями DSM­IV. По итогам двух лет наблюдения, 115 участников исследования перенесли неотложное коронарное хирургическое вмешательство или умерли. Когда исследователи контролировали такие факторы риска коронарных и сердечных заболеваний, как возраст, курение, диету и другие, то обнаружили, что генерализован­­ ное тревожное расстройство и клиническая депрессия в отдельности значительно увеличивали риск сердечных приступов и других кардиологических событий приблизительно в одинаковой пропорции.
Результаты другого независимого исследования оказались схожими. Было проведено исследование Heart and Soul Study, в рамках которого ученые наблюдали за 1015 пациентами со стабильными сердечными забо­леваниями в 12 клиниках Калифорнии (США). Иссле­до­ватели собрали данные о сердечно­сосудистом состоянии здоровья пациентов и диагностировали клиническую депрессию и генерализованное тревожное расстройство на базе структурированного клинического интервью в соответствии с критериями DSM­IV. Затем наблюдали за участниками исследования в течение 6 лет, отслеживая случаи инсульта, остановки сердца, сердечного приступа, ишемических приступов или смерти.
В течение периода наблюдения были зафиксированы 371 сердечный приступ и другие кардиологические проблемы. После того, как учли и отсеяли такие многочисленные переменные факторы риска для сердечных заболеваний, как курение, диета, возраст, пол, занятия спортом, вероятность сердечного приступа и других отрицательных кардиологических явлений среди пациентов с диагностированным генерализованным тревожным расстройством оказалась все еще выше на 74%.
Цели и структура последних исследований были направлены на то, чтобы определить прямые или косвенные влияния между тревожными расстройствами и сердечными заболеваниями, а не доказать причинно­следственные связи между ними. Поэтому на данном этапе выводы в отношении причин полученных результатов относительно того, почему тревожное расстройство может резко увеличивать риск сердечно­сосудистых заболеваний, носят спекулятивный характер.
Одно из возможных объяснений состоит в том, что тревожное расстройство может вызывать повышенный выброс кортизола и других гормонов стресса – химических веществ, ответственных за выживание в стрессовых или опасных для жизни ситуациях, и это может провоцировать сердечные приступы и другие негативные события для сердечно­сосудистой системы. Другая теория заключается в том, что у пациентов с симптомами тревоги зафиксирован низкий уровень жирных кислот омега­3 в организме, известных своими способностями защищать сердце, и этот фактор может вызывать повышенный риск заболеваний сердца. И, наконец, поскольку оба исследования контролировали наличие клинической депрессии, которая имеет много общих биологических и психических факторов с тревожным расстройством, вполне возможно, что основной причиной заболеваний сердца в большей степени была депрессия, а не тревожное расстройство.
С другой стороны, не следует упускать из виду, что проблемы с сердцем сами по себе могут вызывать стрессовое состояние психики, которое в свою очередь может оказаться влияющим фактором для возникновения и развития тревоги и связанных с ней психических и физиологических симптомов.
Несмотря на то что в теории «тревожного сердца» остается еще множество вопросов, пробелов и предметов для исследований, научно обоснованные данные однозначно указывают на взаимосвязь между тревожными расстройствами и заболеваниями сердечно сосудистой системы. Напрашивается вывод, что, как минимум, в клинических условиях специалисты в области кардиологии должны помнить об этом и оценивать состояние пациента с учетом вероятности наличия тревожных расстройств. Соответственно, специалисты в области психического здоровья, обнаруживая у пациентов симптомы тревожного расстройства, должны оценивать и объяснять пациентам риски, связанные с заболеваниями сердца, и при необходимости направлять пациентов к профильному специалисту для диагностирова­­ ния и исключения сердечных заболеваний.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2011 Рік

Зміст випуску 5-3, 2011

Зміст випуску 2-1, 2011

Зміст випуску 8 (35), 2011

Зміст випуску 7 (34), 2011

Зміст випуску 6 (33), 2011

Випуски поточного року

Зміст випуску 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,