сховати меню

Уважаемые коллеги!

marz.jpg

Уважаемые коллеги!

Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ), или гиперкинетическое расстройство (ГКР), в соответствии с диагностическими категориями МКБ­10 относится к числу наиболее распространенных психических расстройств детского возраста.
По­видимому, 5­10% детей имеют те или иные нарушения социального функционирования, связанные с рассеянностью или повышенной отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью, 2­4% нуждаются в специальной психофармакотерапии.
Симптомы расстройства могут сохраняться и во взрослом возрасте. Планируется, что диагностика РДВГ (ГКР) у взрослых будет предусмотрена диагностическими критериями DSM­V (МКБ­11), принятие которых состоится в 2012 г.
Развитие РДВГ принято связывать с генным полиморфизмом, ассоциирующимся с дефицитом нейротрансмиссии дофамина и норадреналина, что проявляется в невнимательности, отвлекаемости, слабости волевого контроля над своим поведением. Тем не менее, похоже, что существует связь между «генами РДВГ» и творческими способностями. Среди людей, страдавших РДВГ, было много выдающихся личностей: Марк Твен, Рихард Вагнер, Пабло Пикассо, Пегги Гуггенхайм, Курт Кобейн, Уилфред Тесайгер и сэр Уолтер Рэли.
Приказом МЗ Украины от 15.02.2010 г. № 108 был утвержден Клинический протокол «Программно­целевое обслуживание детей с гиперкинетическим расстройством».
Около года прошло с момента введения в детскую психиатрическую практику Украины метилфенидата и атомоксетина – препаратов, занимающих центральное место при фармакотерапии данного расстройства. На сегодняшний день концерта (пролонгированная форма метилфенидата) является единственной зарегистрированной формой препарата. У детских психиатров нашей страны отсутствует опыт применения всего спектра медикаментов, многие годы применяющихся в странах Европы и США при лечении расстройств из спектра РДВГ. В первую очередь речь идет о короткодействующем метилфенидате (ритолине), препаратах на основе амфетамина, прежде всего аддерале, пластыре дейтране, обеспечивающем трансдермальное введение метилфенидата, и фокалине, хорошо зарекомендовавшем себя у детей с повышенной чувствительностью к психостимуляторам.
Внедрение клинических протоколов было непростым и вызвало много дискуссионных вопросов.
Только в ряде регионов Украины – Львовской, Днепропетровской, Одесской, Донецкой, Ивано­Франковской областях – удалось добиться значимого прогресса.
Наибольшие сложности вызывают вопросы, связанные с диагностикой РДВГ и терапевтической стратегией в дошкольном возрасте. Целесообразно ли применение метилфенидата и атомоксетина у детей дошкольного возраста?
Возможно ли назначение этих лекарств детям младше 6 лет?
Какая терапевтическая стратегия должна применяться при тяжелых нарушениях активности и внимания у детей с расстройствами из спектра аутизма?
Также актуальной является проблема применения при РДВГ центральных a2­адреностимуляторов (клонидина и гуанфацина). Отсутствие опыта применения этих препаратов в Украине контрастирует с международной практикой. Беспокойство вызывает сохраняющаяся практика широкого назначения детям с РДВГ некоторыми детскими психиатрами тиоридазина (сонопакса), запрещенного к применению в странах Европы из­за риска кардиотоксических побочных эффектов.
Не меньше беспокоят специалистов вопросы модификации терапевтической стратегии при лечении РДВГ у школьников. Возможна ли диагностика РДВГ в подростковом возрасте, если критерии расстройства не диагностировались в дошкольном и раннем школьном возрасте?
Является ли невнимательность, обусловливающая школьную неуспеваемость, при отсутствии импульсивности и гиперактивности основанием для терапии метилфенидатом?
Какая терапевтическая стратегия должна применяться, если диагностика РДВГ у подростка не вызывает сомнений, а терапевтический эффект при назначении максимально рекомендуемых доз метилфенидата и атомоксетина достигнуть не удается?
В рамках специального проекта журнала «НейроNEWS» запланирована серия публикаций – консультаций. На вопросы детских психиатров Украины относительно оказания помощи детям с психическими расстройствами отвечают известные детские психиатры США.
Приглашаем специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи детям, к дискуссии на страницах журнала.

И.А. Марценковский,
главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «детская психиатрия»

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2011 Рік

Зміст випуску 5-3, 2011

Зміст випуску 2-1, 2011

Зміст випуску 8 (35), 2011

Зміст випуску 7 (34), 2011

Зміст випуску 6 (33), 2011

Випуски поточного року

Зміст випуску 5 (116), 2020

  1. Т. О. Скрипник

  2. Н.А.Науменко, В.И. Харитонов

  3. Ю. А. Крамар

  4. В.И.Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. Н.В. Чередниченко

  6. Ю.О. Сухоручкін

  7. Ю. А. Крамар

  8. Н. К. Свиридова, Т. В. Чередніченко, Н. В. Ханенко

  9. Є.О.Труфанов

  10. Ю.О. Сухоручкін

  11. О.О. Копчак

  12. Ю.А. Крамар

Зміст випуску 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 3 (114), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Бабкіна

  3. О.С. Чабан, О.О. Хаустова

  4. О. С. Чабан, О. О. Хаустова

  5. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 1, 2020

  1. А.Е. Дубенко

  2. Ю. А. Бабкина

  3. Ю.А. Крамар, К.А. Власова

  4. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 2 (113), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Л. А. Дзяк

  3. Ф. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравицька

  5. Ю. А. Крамар

  6. П. В. Кидонь

Зміст випуску 1 (112), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Крамар

  3. М.М. Орос, В.В. Грабар

  4. В.И. Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. L. Boschloo, E. Bekhuis, E.S. Weitz et al.