Но это – верхушка айсберга, вернее, тот взгляд на вещи, которому обычно учат в наших медицинских учебных учреждениях. Традиционно, по двум специальностям – неврологии и психиатрии – выпускник знает немного. В первую очередь изза сложности изучения: кажущихся замысловатыми и непривычными понятий, которыми оперируют эти две специальности. И эта проблема дополняется социальной стигматизацией: не дай Бог, чтобы «это» было у меня или моих близких! Любое отклонение в психической сфере жизнедеятельности воспринимается как некая «печать» ненормальности. Отсюда и естественная защитная реакция вытеснения, очень детская и непосредственная по сути, – если закрыть глаза, то источник моего страха исчезает, его уже нет! И нет проблем!
Если же представить, что все с нами происходящее, вся наша «соматическая» жизнь проходит через анализ в нервной системе, отбор, оценку и механизмы регуляции (лимбическая система), то взаимосвязь и взаимовлияние нервной и соматической систем становятся краеугольным постулатом для интерпретации любых явлений в здоровье и болезни. Любые симптомы и признаки, 95% из которых всего лишь компенсаторная реакция организма в ответ на патологию, включая не только патогенетические, но и саногенетические по своей сути механизмы, являются психосоматическими (или соматопсихическими). Это – «взгляд изнутри», попытка посмотреть на реакции организма пациента его же глазами и попробовать понять, как это может быть – с точки зрения органических причин или формирования тех же симптомов без очевидной органической основы. Понятия «органического» и «функционального» весьма условны. По правде говоря, чисто «функциональных» расстройств нет. За самыми легкими и «летучими» (например, периодические головные боли) стоят тонкие биохимические, рецепторноконформационные и электрические отклонения, пусть и временные, но относящиеся к органическим по своей сути. Уж поверьте, что все происходящее и преходящее оставляет свой след в памяти. И когданибудь этот след себя проявит – то ли в виде органического заболевания, то ли в виде психосоматического расстройства. Зависит от обстоятельств.
Это – довольно обширная и, как видите, спекулятивная тема. Но незнание тонкостей проблемы врачами широкого профиля губительно для пациентов (около 50% пациентов соматических поликлиник – лица с разнообразными психосоматическими расстройствами!). Исправить положение вещей возможно только одним путем – образованием. Административно – увеличением числа часов, выделяемых на изучение неврологии и психиатрии в ВУЗе, выделением циклов психосоматической медицины в структуре основных врачебных специальностей – терапии, хирургии и др. Чтобы будущий врач увидел все возможные интерпретации состояния больного (под руководством грамотного в этом отношении Учителя!) и понял, что большинство его пациентов страдают именно этим типом расстройств. Как говорил профессор А.М. Вейн, чтобы поставить диагноз какойлибо болезни, надо, по крайней мере, знать о ее существовании.
А вообще, в этом вопросе я полагаюсь главным образом на семейных медиков, близких для семьи людей, наблюдательных и мыслящих, заинтересованных в том, чтобы разобраться, а не «перевести стрелки». Потому что «этот поезд будет всегда возвращаться по расписанию»…
– Какие существуют для вас приоритеты в работе, с какими проблемами приходится сталкиваться?
– В настоящее время главные приоритеты – изменение качества диагностики в отечественной неврологии, расширение представлений о разнообразии неврологических расстройств и следование принятым в мире стандартам. Многие из них несовершенны, но не идут ни в какое сравнение с отечественной повседневной практикой. Многие диагнозы, которые мы используем (а это и наше представление о процессах, происходящих в организме наших пациентов!) подобны «затерянному миру»! Поэтому красной нитью через все, чем я занимаюсь, проходит собственная учеба, а также попытка передать накопленные знания своим коллегам.
Основные проблемы, с которыми приходится постоянно сталкиваться, – нехватка времени и отчасти собственная неорганизованность, изза чего я погрязаю в текущих делах, не уделяя достаточно, на мой взгляд, внимания вопросам стратегическим. Но это, наверное, у всех так …
… главные приоритеты – изменение качества диагностики в отечественной неврологии, расширение представлений о разнообразии неврологических расстройств и следование принятым в мире стандартам. |
– Сергей Петрович, что, повашему, является определяющим в формировании молодого врача как специалиста?
– Учитель! Небезразличный, требовательный учитель, готовый гордиться своим учеником.
– Люди приходят в медицину в силу различных причин: одни чувствуют призвание, других приводят определенные жизненные обстоятельства, для когото это просто случай. Что повлияло на ваш выбор стать врачом?
– Мои родители были врачами, замечательными врачами! И для меня это просто образ жизни, тип мышления, обычность в хорошем понимании этого слова, без излишней патетики. И мои дети стали врачами, неврологами. Это их выбор (или моя вина?). По прошествии более 30 лет в медицине уже както неловко говорить о выборе. Могу лишь сказать: не жалею!..
Подготовила Татьяна Ильницкая