Рассылка
Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail
Подписаться-
Венлафаксин в лечении депрессивных расстройств: от фармакологии – к фармакотерапии
-
Эффективность и безопасность габапентина в лечении алкогольной зависимости
-
Арипипразол – антипсихотик нового поколения
Арипипразол – антипсихотик нового поколения
З.Г. Самедова, Л.А. Гасан-заде,
Республиканская психиатрическая больница № 1 МЗ Азербайджанской Республики
Кантипсихотикам (АП) второго поколения в настоящее время относят следующие препараты: рисперидон, оланзапин, кветиапин, сертиндол, зипразидон, амисульприд. Спектр АП второго поколения постоянно расширяется. В последние годы синтезирован ряд новых лекарственных средств, обладающих свойствами атипичных нейролептиков, среди которых арипипразол, илоперидол и ряд других.
Преимущества АП последнего поколения очевидны. Это отсутствие экстрапирамидных побочных эффектов при лечении препаратами в низких и средних терапевтических дозах; побочные неврологические нарушения могут проявиться при их приеме в высоких дозах. Для этой группы препаратов также характерно тимоизолептическое действие. Так, они проявляют аффинность как к депрессивным, так и маниакальным нарушениям при лечении шизофрении и шизоаффективных расстройств. Тем не менее, при всех своих положительных свойствах АП нового поколения имеют и отрицательные стороны, связанные с побочными эффектами. Среди нежелательных проявлений наиболее значимы нейроэндокринные нарушения (гиперпролактинемия), особенно выраженные у рисперидона. Метаболические нарушения (повышение веса и, как следствие, увеличение предрасположенности к развитию сахарного диабета и артериальной гипертензии) наиболее свойственны для оланзапина. Возникновение агранулоцитоза может быть связано с терапией клозапином.
Арипипразол может рассматриваться в качестве прототипа АП третьего поколения. По механизму действия он является стабилизатором одновременно дофаминовой и серотониновой систем. В 2002 г. арипипразол был разрешен к применению для лечения шизофрении в США. Пока опыт его использования в клинической практике относительно небольшой, но, тем не менее, уже опубликовано более 10 рандомизированных контролируемых исследований, которые включали более 4125 лиц с шизофренией. В сравнении с плацебо арипипразол был эффективнее по целому ряду критериев, среди которых выделяют достоверное уменьшение числа обострений болезни и повышение комплаентности больных. Еще одним бесспорным преимуществом арипипразола является то, что ему не свойственна гиперпролактинемия, возможно, в связи с тем, что он обладает свойствами парциального агониста D2-рецепторов. Вследствие этого препарат был рекомендован в качестве АП первого выбора для пациентов с психотическими расстройствами при карциноме груди, нередко развивающейся на фоне повышенного уровня пролактина.
Материалы и методы исследования
На базе мужского отделения № 12 Республиканской психиатрической больницы № 1 МЗ Азербайджанской Республики с 13 января по 13 марта 2015 г. было проведено открытое контролируемое 8-недельное сравнительное исследование клинической эффективности и переносимости арипипразола и галоперидола с гибкими, индивидуально адекватными дозами у больных шизофренией.
Пациентов случайным образом рандомизировали в две группы, сопоставимые по полу, возрасту, диагнозам, клиническому полиморфизму и тяжести психических расстройств. Больные один раз в сутки ежедневно получали препараты сравнения галоперидол или арипипразол. Стартовая доза арипипразола и галоперидола составляла 2,5 мг. Дозировки титровались в зависимости от эффективности и переносимости в течение первого месяца исследования до терапевтического ответа, который заключался в редукции баллов по шкале оценки позитивных и негативных синдромов (PANSS) и шкале Монтгомери – Асберг для оценки депрессии (MADRS). Также проводились лабораторные исследования крови пациентов (общий анализ, уровень глюкозы и развернутая формула крови).
Терапия, назначаемая в процессе исследования, заключалась в назначении нейролептиков в индивидуально-адекватных гибких дозах, регулируемых врачом с учетом клинической эффективности и переносимости. Максимальная терапевтическая доза арипипразола составляла 30 мг, галоперидола – 15 мг. Группы сравнения были стандартизированы по количеству пациентов, продемонстрировавших терапевтический ответ на лечение (респондеров). При появлении экстрапирамидных побочных эффектов наращивание дозы прекращалось, кратковременно назначались корректоры. Применять последние зачастую приходилось в группе больных, получавших галоперидол; при терапии арипипразолом экстрапирамидные побочные эффекты наблюдались у одного пациента, после чего прием АП был приостановлен. Исследование завершили по 20 человек в группах сравнения.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно оценке по шкале MADRS, к концу исследования депрессивные нарушения у пациентов группы приема арипипразола редуцировались (рис. 1). У больных, получавших галоперидол, редукция данного показателя была незначительной (р > 0,05). Различия между группами оказались статистически значимыми (р < 0,001).
![]() |
На рисунке 2 представлена динамика баллов по шкале PANSS в группах сравнения. У пациентов, принимавших арипипразол, редукция психотической симптоматики была статистически достоверно большей, чем в группе сравнения (р < 0,001). Полученные данные свидетельствуют о том, что арипипразол в дозе 30 мг не менее эффективен, чем галоперидол по 15 мг при воздействии на продуктивную симптоматику. Негативная симптоматика при терапии арипипразолом редуцировалась в большей степени, чем при приеме галоперидола (р < 0,05). Различия в аффинности к лечению негативной симптоматики в группах сравнения могут быть обусловлены влиянием арипипразола на аффективные нарушения.
![]() |
Отличия в концентрациях глюкозы в крови пациентов в группах сравнения за восемь недель приема арипипразола и галоперидола были статистически достоверными (рис. 3). Так, при монотерапии арипипразолом уровень глюкозы на протяжении исследования снижался с 7,1 до 6,1 ммоль/л (р < 0,05), тогда как при лечении галоперидолом практически не изменялся (р > 0,05). Таким образом, полученные данные, возможно, можно трактовать как следствие менее выраженного влияния арипипразола на уровень пролактина, который оказывает стимулирующее действие на бета-клетки поджелудочной железы, вызывая резистентность к инсулину.
![]() |
Различия в изменениях общих анализов крови в группах сравнения представлены на рисунке 4. Количество лейкоцитов, эритроцитов и скорость оседания эритроцитов имели статистически недостоверную тенденцию к уменьшению при приеме ариапипразола и значимо не менялись при лечении галоперидолом. Концентрация гемоглобина в крови при использовании арипипразола также имела недостоверную тенденцию к снижению. Статистически значимых различий в группах сравнения не установлено.
![]() |
Изучение уровня лейкоцитов в крови позволило выявить недостоверную тенденцию к нормализации показателя в выборке пациентов, получавших арипипразол, в группе галоперидола – без изменений. Статистически значимых различий в группах сравнения не установлено.
Изменение массы тела в группах сравнения было статистически значимым. У больных, получавших арипипразол, в течение двух месяцев средние значения веса незначительно снизились с 70,3 до 69,1 кг (р > 0,05), тогда как в группе галоперидола они повысились – с 70,1 до 75,9 кг (р < 0,05). Различия между группами оказались статистически значимыми (р < 0,001).
Выводы
Результаты проведенного исследования и клинический опыт, полученный при сравнительном изучении галоперидола и арипипразола, позволяют рекомендовать арипипразол в качестве препарата первой линии выбора как у больных острой шизофренией, так и при хронической шизофрении с выраженной негативной симптоматикой. Арипипразол не уступает по эффективности галоперидолу при лечении шизофрении с галлюцинаторно-бредовой симптоматикой и демонстрирует более значительное влияние у пациентов с негативной и депрессивной симптоматикой. Кроме того, арипипразол обладает хорошей переносимостью, которая проявляется в низком риске развития как характерных для галоперидола неврологических побочных эффектов, так и нейроэндокринных и метаболических осложнений, в той или иной степени присущих атипичным АП. Также следует отметить, что изменений со стороны крови, свойственных клозапину и конвенционным нейролептикам, установлено не было.
Список литературы находится в редакции
Наш журнал
в соцсетях:
Мнения экспертов
Выпуски за 2015 Год
Содержание выпуска 2-2, 2015
-
Современное представление о роли ГАМК в коррекции нейрокардиальной патологии
-
Застосування окскарбазепіну (препарату Оксапін®) у початковій монотерапії парціальної епілепсії
-
Посттравматическое стрессовое расстройство у лиц пожилого возраста
-
Применение мемантина в комбинации с донепезилом у пациентов с болезнью Альцгеймера
-
Клиническая эффективность и безопасность мелоксикама при лечении болевых синдромов
-
Применение полиненасыщенных жирных кислот омега-3 в лечении РДВГ
Содержание выпуска 10 (74), 2015
-
Арт-терапія як ефективний метод реабілітації пацієнтів із захворюваннями психіки
-
Сравнительная характеристика пациентов, принимающих кветиапин XR и кветиапин IR
-
Механизм действия, эффективность и безопасность онаботулотоксина А в лечении хронической мигрени
-
Применение полиненасыщенных жирных кислот омега-3 при нарушениях внимания
Содержание выпуска 9 (73), 2015
Содержание выпуска 8 (72), 2015
-
Конфліктні ситуації у роботі лікаря як одна з причин професійного вигорання
-
Расстройства психики и поведения при эпилепсиях: клиническая типология и терапевтические стратегии
-
Роль кветиапина в фармакотерапии биполярного аффективного расстройства
-
Практическое руководство по ведению пациентов с тревожными расстройствами
Содержание выпуска 7 (71), 2015
Содержание выпуска 6 (70), 2015
-
Клинико-фармакологические критерии выбора препарата в стратегии лечения атипичными нейролептиками
-
Вопросы клиники и фармакологической терапии биполярного аффективного расстройства
-
Венлафаксин XR в лечении большого депрессивного расстройства
-
Клінічний поліморфізм первазивних порушень розвитку у підлітків та дорослих
Содержание выпуска 5 (69), 2015
Содержание выпуска 4 (68), 2015
-
Від надання психіатричної допомоги до охорони психічного здоров’я нації
-
Від безперервності психопатології до неперервного надання медичної допомоги
-
Целекоксиб, эторикоксиб, мелоксикам и нимесулид: достоинства и недостатки
-
Ламотриджин и его возможности в лечении биполярных аффективных расстройств
-
Оценка безопасности и переносимости прегабалина у пациентов с центральной нейропатической болью
-
Трансформации парциальных эпилептических припадков и их классификация у взрослых
-
Мемантин в лечении различных видов деменции у пациентов пожилого возраста
Содержание выпуска 3 (67), 2015
-
Технология психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в учебных заведениях
-
Нейробиология депрессии: от анатомо-функциональных до молекулярных механизмов
-
Новые возможности фармакотерапии генерализованного тревожного расстройства
-
Практическое руководство по лечению пациентов с болезнью Альцгеймера и другими деменциями
-
Тривожно-депресивні аспекти та якість життя пацієнтів при лікуванні аритмій
-
Прамипексол в современной тактике патогенетической терапии болезни Паркинсона
-
Вплив фосфатидилсерину на синдром дефіциту уваги та гіперактивності у дітей
-
Эффективность зипразидона у больных шизофренией с симптомами депрессии
-
Кошки художника Луиса Уэйна. Влияние шизофрении на творческий процесс
Содержание выпуска 2 (66), 2015
-
Тина Берадзе: «Мы должны разделять не политические, а человеческие принципы»
-
Современные тенденции в диагностике и лечении посттравматического стрессового расстройства
-
Возможности фармакотерапевтической коррекции тревожных и психосоматических расстройств при неврозах
-
Рациональное использование мемантина: обзор доказательной базы
-
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: выбор невролога
-
К вопросу о психическом здоровье Павла І, нелюбимого сына российской монархии
Содержание выпуска 1 (65), 2015
-
ПРОТОКОЛ НАДАННЯ ДОПОМОГИ хворим на депресією: новий погляд на проблему
-
Актуальні питання медико-психологічної та соціальної допомоги у надзвичайних ситуаціях
-
Діагностика та лікування доброякісного пароксизмального позиційного головокружіння
-
Клинические особенности и лечение недвигательных нарушений болезни Паркинсона
-
Клінічна ефективність та переносимість топірамату при лікуванні дітей з фокальною епілепсією
Выпуски текущего года
Содержание выпуска 5 (160), 2025
-
Поліпшення психологічного стану населення в умовах довготривалої війни
-
Ефективність поетапної програми психологічних втручань для мігрантів
-
Альтернативний підхід до терапії тривожних розладів: важливість правильного титрування дози
-
Аналіз ефективності фармакотерапії депресії у жінок дітородного віку
-
Модель поетапного лікування пацієнтів із ноцицептивним болем
Содержание выпуска 4 (159), 2025
-
Психіатрія способу життя: нові горизонти для психічного здоров’я
-
Поліпшення функціонування як ключова мета лікування пацієнтів із великим депресивним розладом
-
Розлади харчової поведінки: серйозність проблеми та сучасні підходи до її вирішення
-
Антидепресант із мультимодальною дією: можливості застосування міансерину в клінічній практиці
-
Сучасні підходи до діагностування та лікування пацієнтів із кататонією
-
Фармакологічне лікування пацієнтів із шизофренією та пов’язаними з нею психозами
Содержание выпуска 3 (158), 2025
-
Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи
-
Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії
-
Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам
-
Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії
-
Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку
-
Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах
-
Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь
Содержание выпуска 1, 2025
-
Когнітивні порушення судинного генезу: діагностування, профілактика та лікування
-
Лікування ажитації за деменції, спричиненої хворобою Альцгеймера
-
Постінсультні нейропсихіатричні ускладнення: типи, патогенез і терапевтичні втручання
-
Перспективи застосування препаратів на основі рослинних компонентів для лікування депресії
-
Застосування диклофенаку за неврологічних станів: перевірена ефективність і пошук нових підходів
-
Постінсультний емоціоналізм: патофізіологія, поширеність та лікування
Содержание выпуска 2 (157), 2025
-
Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи
-
Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів
-
Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення
-
Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості
Содержание выпуска 1 (156), 2025
-
Підтримка психічного здоров’я на первинній ланці надання медичної допомоги
-
Лікування депресії в літніх пацієнтів: вплив на патофізіологію розладу, ефективність та безпека
-
Нестероїдні протизапальні препарати: багаторічний досвід та особливості застосування
-
Фармакотерапія великого депресивного розладу: пошук антидепресантів з оптимальною ефективністю
Рассылка
Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail
Подписаться