Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться
  1. Лариса Рыбченко: «…мне хотелось бы видеть в нашей стране толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Антиконвульсанты нового поколения: критерии выбора

  5. Болезнь Шильдера

  6. Применение сертралина при аффективных и тревожных расстройствах

  7. Сосудистая деменция: подходы и перспективы фармакологического лечения

  8. Фармакологическое ведение пациентов с нейропатической болью

  9. Психопатологічні синдроми у пацієнтів з лакунарними інфарктами головного мозку

  10. Сравнение эффективности карбамазепина, прегабалина и α-липоевой кислоты у пациентов с диабетической нейропатией

  11. Клиническая эффективность и переносимость лечения препаратом Оксапин® (окскарбазепин) в качестве замены карбамазепина у пациентов с фокальными эпилепсиями

  12. «Матрасная могила» Генриха Гейне

Лариса Рыбченко: «…мне хотелось бы видеть в нашей стране толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества»

 

 

Аутизм – расстройство, о котором до недавнего времени мало кто слышал, все чаще становится ведущей темой общественного здравоохранения. Причина развития данного заболевания до конца не изучена, а лекарственное средство для его излечения не найдено. Тем не менее, проблема ранней диагностики аутизма и своевременной адекватной помощи в Украине по-прежнему актуальна. Одной из стран, которая на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в плане работы с особыми пациентами, является Израиль. Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Лариса Константиновна Рыбченко стала участницей международного курса «Творческое мышление в специальном образовании», который проходил в Израиле в феврале этого года. Лариса Константиновна привезла с собой много впечатлений относительно опыта страны в сфере образования детей с аутизмом и поделилась ими на страницах журнала «Аутизм сегодня» (Март, 2015), который любезно дал разрешение на повторную публикацию.

– Лариса Константиновна, что представляет собой израильская система образования для особенных детей?

– Все начинается с яслей для раннего вмешательства для малышей 2-3 лет. Затем они могут пойти в специальные сады для детей с аутизмом. Следующий этап – школа. В Израиле работают четыре специальные начальные школы для детей с этим расстройством. Они находятся в Иерусалиме, Ришон-ле-Ционе, Герцлии и Тель-Авиве. Месторасположение школ специально выбирали таким образом, чтобы дети из разных регионов могли без проблем в них добраться. В таком учреждении учатся ребята от 6 до 12 лет. Независимо от уровня развития ребенка его обязательно возят в школу и обратно. Никто не сидит дома за закрытыми дверями! После 12 лет ребята попадают в специальные старшие школы для детей с аутизмом, где учатся мальчики и девочки от 12 лет до 21 года. Здесь есть ученики с интеллектом среднего и ниже среднего уровня. В Израиле дети с особенностями в развитии получают среднее образование до 21 года, в обычных школах – до 18 лет. Несомненно, в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор. Этого специалиста оплачивают родители совместно с государством. Всего в инклюзии Израиля находятся 30% детей с аутизмом. Еще один этап обучения особенных детей – колледж. В нем учатся и обычные, и особенные ребята. Это тоже инклюзивное обучение.

Также в Израиле большое внимание уделяется обучению специалистов. Например, при Педагогическом колледже имени Давида Елина в Иерусалиме есть школа-сад для детей с особенностями в развитии, в том числе с аутизмом. Это позволяет молодым специалистам обучаться коррекции отклонений у таких ребят на практике.

Независимо от уровня развития ребенка его обязательно возят в школу и обратно. Никто не сидит дома за закрытыми дверями!

– Какой израильский проект запомнился Вам больше всего?

– Мне бы хотелось рассказать о квартирах поддерживаемого проживания, которыми людей обеспечивает общественная организация «Шекель». Она была создана в 1978 г. для того, чтобы помогать детям и взрослым с особыми потребностями жить и трудиться в непосредственной близости от своих семей. В «Шекеле» есть всего 60 квартир. В каждой живет по несколько человек, которые уже имеют какую-то профессию. К одной квартире прикреплены трое воспитателей, которые меняются по сменам. Их задача – присматривать за жильцами и поддерживать их. В квартире, которую нам показывали, обитают четыре человека с аутизмом. У каждого есть своя спальня, комната для воспитателя, кухня, студия-гостиная. Ребята каждый день ходят на работу. Если они задерживаются, им перезванивают и интересуются, все ли у них в порядке.

...в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор.

 – Удалось ли Вам пообщаться с самими людьми с аутизмом?

– Да, удалось, и некоторые из них поделились историями своей жизни. Больше всего мне запомнился рассказ парня по имени Брайан. Ему 27 лет. У него синдром Аспергера, и он очень талантлив. Так сложилось, что родители долгое время не замечали у мальчика аутизма, считая его просто замкнутым и странным. Примерно в 14 лет они все же решили показать сына специалистам. Расстройство выявили, но это не помогло добиться взаимопонимания в семье – Брайан не хотел жить с родителями. И тут парню повезло: мама узнала о «Шекеле», и его туда приняли. Брайан адаптировался в своем новом жилье и нашел друзей. Сейчас он работает в театре. Молодой человек на очень хорошем счету в организации, поэтому может уходить из квартиры даже на несколько дней. Свой путь он охарактеризовал так: «Я прошел через ад, чтобы научиться общаться, понимать и сопереживать».

В Израиле в процессе воспитания детей с аутизмом большое внимание уделяют личному пространству каждого человека.

– Каким аспектам воспитания детей с аутизмом в Израиле уделяют больше всего внимания?

– В Израиле в процессе воспитания детей с аутизмом большое внимание уделяют личному пространству каждого человека. С основами этой темы ознакамливают всех ребят, а детей с аутизмом – особенно. Им рассказывают о частях тела, объясняют, кто и при каких условиях может к ним прикасаться и т.д. Особое внимание обращают на сексуальное воспитание людей с аутизмом. Это очень важный элемент, потому что у особенных детей, как правило, сенсорные восприятия просыпаются позже, и до 12-13 лет разницу между мальчиком и девочкой они не ощущают вообще. Потом в теле человека отмечаются резкие изменения, которые их шокируют, ведь они не понимают, что происходит, и не знают, кого об этом спросить. Часто это вызывает депрессию и множество других проблем. Специалисты подчеркивают, что разговоры на сексуальную тематику с детьми с аутизмом следует начинать вести не позднее восьми лет. Это связано с тем, что базу особенным детям всегда необходимо закладывать раньше – до того, как они начнут интересоваться данным вопросом.

...разговоры на сексуальную тематику с детьми с аутизмом следует начинать вести не позднее восьми лет. Это связано с тем, что базу особенным детям всегда необходимо закладывать раньше...

– Скажите, пожалуйста, в Израиле люди с аутизмом работают?

– Да, конечно. Тот же «Шекель» предоставляет работу на закрытом специальном производстве, а также ищет вакансии на открытом рынке труда. В первом случае люди делают какую-то однообразную работу, например, изготавливают ручное мыло и свечи, раскладывают конфеты в коробки, строчат подарочные мешочки, передники, упаковывают товары пленкой и т.д. Во втором – трудятся в зависимости от образования, которое может быть и высшим. Многим нравится работа, связанная с компьютерными технологиями. Иногда бывают ситуации, когда у человека случается эмоциональный срыв. Тогда его могут отправить на закрытое предприятие или устранить раздражающий фактор. Нам рассказывали, что одну женщину раздражал зеленый цвет, и после того как его поменяли на желтый, все наладилось.

– Лариса Константиновна, что из израильского опыта Вы бы хотели видеть в Украине?

– Многое. Например, принятие специального закона об аутизме, большее количество нозологий (в Израиле их 13, а у нас – только 8), наличие специальных школ для особенных детей и тьюторов для ребенка в инклюзии. Но главное, что мне хотелось бы видеть в нашей стране – толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества.

Подготовила Ирина Выхованец

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2015 Год

Содержание выпуска 2-2, 2015

  1. Деменция – приоритет общественного здравоохранения

  2. Современное представление о роли ГАМК в коррекции нейрокардиальной патологии

  3. Аутоимунные заболевания в разделе двигательных расстройств

  4. Актуальные вопросы психиатрии пожилого возраста

  5. Застосування окскарбазепіну (препарату Оксапін®) у початковій монотерапії парціальної епілепсії

  6. Посттравматическое стрессовое расстройство у лиц пожилого возраста

  7. Эффективность прегабалина в лечении депрессивных симптомов при генерализованном тревожном расстройстве

  8. Применение мемантина в комбинации с донепезилом у пациентов с болезнью Альцгеймера

  9. Нейропсихіатричний опитувальник як валідний інструмент оцінювання психопатологічних порушень при деменціях та інших органічних ураженнях мозку

  10. Клиническая эффективность и безопасность мелоксикама при лечении болевых синдромов

  11. Блуждание у лиц с деменцией

  12. Эффективность и безопасность ингибиторов ЦОГ-2

  13. Применение полиненасыщенных жирных кислот омега-3 в лечении РДВГ

Содержание выпуска 10 (74), 2015

  1. Арт-терапія як ефективний метод реабілітації пацієнтів із захворюваннями психіки

  2. Перспективи розвитку дитячої судової психіатрії

  3. Порівняльний аналіз атипових нейролептиків

  4. Новые возможности патогенетической терапии боли в спине

  5. Новое в эпилептологии

  6. Лечение болезни Паркинсона с позиций доказательной медицины

  7. Биполярное аффективное расстройство в детском возрасте

  8. Диагностика и лечение эпилепсий у взрослых

  9. Сравнительная характеристика пациентов, принимающих кветиапин XR и кветиапин IR

  10. Регуляция сердечного ритма и изменения на электроэнцефалограмме у детей с расстройством аутистического спектра

  11. Механизм действия, эффективность и безопасность онаботулотоксина А в лечении хронической мигрени

  12. Применение полиненасыщенных жирных кислот омега-3 при нарушениях внимания

  13. Современные возможности лечения мигрени

Содержание выпуска 6 (70), 2015

  1. Актуальные вопросы диагностики и лечения РДВГ

  2. Актуальные вопросы детской психиатрии

  3. Лечение РДВГ и полиненасыщенные жирные кислоты

  4. От РДВГ у детей к РДВГ у взрослых

  5. Нетримання сечі неорганічної природи: етіологія, патогенез, клінічна типологія та стратегії лікування

  6. Психологічне консультування матерів у системі надання медичної допомоги дітям з ускладненнями у розвитку

  7. Клинико-фармакологические критерии выбора препарата в стратегии лечения атипичными нейролептиками

  8. Роль глутаматергических средств в лечении деменций

  9. Вопросы клиники и фармакологической терапии биполярного аффективного расстройства

  10. Венлафаксин XR в лечении большого депрессивного расстройства

  11. От синдрома ESSENCE к синдрому MUS

  12. Практическое руководство по ведению пациентов с РДВГ

  13. Клінічний поліморфізм первазивних порушень розвитку у підлітків та дорослих

  14. Новые возможности местного лечения дорсопатий

  15. Розлади аутистичного спектра (розлади загального розвитку)

Содержание выпуска 5 (69), 2015

  1. Лариса Рыбченко: «…мне хотелось бы видеть в нашей стране толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Антиконвульсанты нового поколения: критерии выбора

  5. Болезнь Шильдера

  6. Применение сертралина при аффективных и тревожных расстройствах

  7. Сосудистая деменция: подходы и перспективы фармакологического лечения

  8. Фармакологическое ведение пациентов с нейропатической болью

  9. Психопатологічні синдроми у пацієнтів з лакунарними інфарктами головного мозку

  10. Сравнение эффективности карбамазепина, прегабалина и α-липоевой кислоты у пациентов с диабетической нейропатией

  11. Клиническая эффективность и переносимость лечения препаратом Оксапин® (окскарбазепин) в качестве замены карбамазепина у пациентов с фокальными эпилепсиями

  12. «Матрасная могила» Генриха Гейне

Содержание выпуска 4 (68), 2015

  1. Некролог

  2. Від надання психіатричної допомоги до охорони психічного здоров’я нації

  3. Від безперервності психопатології до неперервного надання медичної допомоги

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Целекоксиб, эторикоксиб, мелоксикам и нимесулид: достоинства и недостатки

  7. Пcихогенные двигательные расстройства

  8. Ламотриджин и его возможности в лечении биполярных аффективных расстройств

  9. Оценка безопасности и переносимости прегабалина у пациентов с центральной нейропатической болью

  10. Немоторные симптомы при болезни Паркинсона

  11. Выбор терапевтических стратегий при депрессии: переход на венлафаксин или другой СИОЗС после неэффективного лечения

  12. Трансформации парциальных эпилептических припадков и их классификация у взрослых

  13. Мемантин в лечении различных видов деменции у пациентов пожилого возраста

  14. Соната сердца Константинаса Чюрлениса

Содержание выпуска 3 (67), 2015

  1. Дарья Сапон: «…травма практически всегда изолирует человека от общества, поэтому при терапии ПТСР пациенту важно показывать, что он является частью социума...»

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Технология психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в учебных заведениях

  5. Нейробиология депрессии: от анатомо-функциональных до молекулярных механизмов

  6. Новые возможности фармакотерапии генерализованного тревожного расстройства

  7. Практическое руководство по лечению пациентов с болезнью Альцгеймера и другими деменциями

  8. Тривожно-депресивні аспекти та якість життя пацієнтів при лікуванні аритмій

  9. Прамипексол в современной тактике патогенетической терапии болезни Паркинсона

  10. Вплив фосфатидилсерину на синдром дефіциту уваги та гіперактивності у дітей

  11. Эффективность зипразидона у больных шизофренией с симптомами депрессии

  12. Кошки художника Луиса Уэйна. Влияние шизофрении на творческий процесс

Содержание выпуска 1 (65), 2015

  1. ПРОТОКОЛ НАДАННЯ ДОПОМОГИ хворим на депресією: новий погляд на проблему

  2. Вплив психосоціальних факторів на психічне здоров’я

  3. Актуальні питання медико-психологічної та соціальної допомоги у надзвичайних ситуаціях

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Новые мишени в лекарственной терапии тревожных расстройств: обзор преимуществ и недостатков прегабалина

  7. Поведенческий подход к развитию речи у детей с аутизмом: концепция анализа вербального поведения Скиннера

  8. Діагностика та лікування доброякісного пароксизмального позиційного головокружіння

  9. Клинические особенности и лечение недвигательных нарушений болезни Паркинсона

  10. Практическое клиническое определение эпилепсии

  11. Клінічна ефективність та переносимість топірамату при лікуванні дітей з фокальною епілепсією

  12. Розповсюдженість шизоафективного розладу в Україні

  13. Штрихи к патографии Петра І

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Содержание выпуска 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Архив рекомендаций