Рассылка
Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail
Подписаться- 
                        
Лариса Рыбченко: «…мне хотелось бы видеть в нашей стране толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества» 
- 
                        
Применение сертралина при аффективных и тревожных расстройствах 
- 
                        
Сосудистая деменция: подходы и перспективы фармакологического лечения 
- 
                        
Психопатологічні синдроми у пацієнтів з лакунарними інфарктами головного мозку 
Лариса Рыбченко: «…мне хотелось бы видеть в нашей стране толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества»
	 Аутизм – расстройство, о котором до недавнего времени мало кто слышал, все чаще становится ведущей темой общественного здравоохранения. Причина развития данного заболевания до конца не изучена, а лекарственное средство для его излечения не найдено. Тем не менее, проблема ранней диагностики аутизма и своевременной адекватной помощи в Украине по-прежнему актуальна. Одной из стран, которая на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в плане работы с особыми пациентами, является Израиль. Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Лариса Константиновна Рыбченко стала участницей международного курса «Творческое мышление в специальном образовании», который проходил в Израиле в феврале этого года. Лариса Константиновна привезла с собой много впечатлений относительно опыта страны в сфере образования детей с аутизмом и поделилась ими на страницах журнала «Аутизм сегодня» (Март, 2015), который любезно дал разрешение на повторную публикацию.
Аутизм – расстройство, о котором до недавнего времени мало кто слышал, все чаще становится ведущей темой общественного здравоохранения. Причина развития данного заболевания до конца не изучена, а лекарственное средство для его излечения не найдено. Тем не менее, проблема ранней диагностики аутизма и своевременной адекватной помощи в Украине по-прежнему актуальна. Одной из стран, которая на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в плане работы с особыми пациентами, является Израиль. Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Лариса Константиновна Рыбченко стала участницей международного курса «Творческое мышление в специальном образовании», который проходил в Израиле в феврале этого года. Лариса Константиновна привезла с собой много впечатлений относительно опыта страны в сфере образования детей с аутизмом и поделилась ими на страницах журнала «Аутизм сегодня» (Март, 2015), который любезно дал разрешение на повторную публикацию.
– Лариса Константиновна, что представляет собой израильская система образования для особенных детей?
– Все начинается с яслей для раннего вмешательства для малышей 2-3 лет. Затем они могут пойти в специальные сады для детей с аутизмом. Следующий этап – школа. В Израиле работают четыре специальные начальные школы для детей с этим расстройством. Они находятся в Иерусалиме, Ришон-ле-Ционе, Герцлии и Тель-Авиве. Месторасположение школ специально выбирали таким образом, чтобы дети из разных регионов могли без проблем в них добраться. В таком учреждении учатся ребята от 6 до 12 лет. Независимо от уровня развития ребенка его обязательно возят в школу и обратно. Никто не сидит дома за закрытыми дверями! После 12 лет ребята попадают в специальные старшие школы для детей с аутизмом, где учатся мальчики и девочки от 12 лет до 21 года. Здесь есть ученики с интеллектом среднего и ниже среднего уровня. В Израиле дети с особенностями в развитии получают среднее образование до 21 года, в обычных школах – до 18 лет. Несомненно, в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор. Этого специалиста оплачивают родители совместно с государством. Всего в инклюзии Израиля находятся 30% детей с аутизмом. Еще один этап обучения особенных детей – колледж. В нем учатся и обычные, и особенные ребята. Это тоже инклюзивное обучение.
Также в Израиле большое внимание уделяется обучению специалистов. Например, при Педагогическом колледже имени Давида Елина в Иерусалиме есть школа-сад для детей с особенностями в развитии, в том числе с аутизмом. Это позволяет молодым специалистам обучаться коррекции отклонений у таких ребят на практике.
| Независимо от уровня развития ребенка его обязательно возят в школу и обратно. Никто не сидит дома за закрытыми дверями! | 
– Какой израильский проект запомнился Вам больше всего?
– Мне бы хотелось рассказать о квартирах поддерживаемого проживания, которыми людей обеспечивает общественная организация «Шекель». Она была создана в 1978 г. для того, чтобы помогать детям и взрослым с особыми потребностями жить и трудиться в непосредственной близости от своих семей. В «Шекеле» есть всего 60 квартир. В каждой живет по несколько человек, которые уже имеют какую-то профессию. К одной квартире прикреплены трое воспитателей, которые меняются по сменам. Их задача – присматривать за жильцами и поддерживать их. В квартире, которую нам показывали, обитают четыре человека с аутизмом. У каждого есть своя спальня, комната для воспитателя, кухня, студия-гостиная. Ребята каждый день ходят на работу. Если они задерживаются, им перезванивают и интересуются, все ли у них в порядке.
| ...в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор. | 
– Удалось ли Вам пообщаться с самими людьми с аутизмом?
– Да, удалось, и некоторые из них поделились историями своей жизни. Больше всего мне запомнился рассказ парня по имени Брайан. Ему 27 лет. У него синдром Аспергера, и он очень талантлив. Так сложилось, что родители долгое время не замечали у мальчика аутизма, считая его просто замкнутым и странным. Примерно в 14 лет они все же решили показать сына специалистам. Расстройство выявили, но это не помогло добиться взаимопонимания в семье – Брайан не хотел жить с родителями. И тут парню повезло: мама узнала о «Шекеле», и его туда приняли. Брайан адаптировался в своем новом жилье и нашел друзей. Сейчас он работает в театре. Молодой человек на очень хорошем счету в организации, поэтому может уходить из квартиры даже на несколько дней. Свой путь он охарактеризовал так: «Я прошел через ад, чтобы научиться общаться, понимать и сопереживать».
| В Израиле в процессе воспитания детей с аутизмом большое внимание уделяют личному пространству каждого человека. | 
– Каким аспектам воспитания детей с аутизмом в Израиле уделяют больше всего внимания?
– В Израиле в процессе воспитания детей с аутизмом большое внимание уделяют личному пространству каждого человека. С основами этой темы ознакамливают всех ребят, а детей с аутизмом – особенно. Им рассказывают о частях тела, объясняют, кто и при каких условиях может к ним прикасаться и т.д. Особое внимание обращают на сексуальное воспитание людей с аутизмом. Это очень важный элемент, потому что у особенных детей, как правило, сенсорные восприятия просыпаются позже, и до 12-13 лет разницу между мальчиком и девочкой они не ощущают вообще. Потом в теле человека отмечаются резкие изменения, которые их шокируют, ведь они не понимают, что происходит, и не знают, кого об этом спросить. Часто это вызывает депрессию и множество других проблем. Специалисты подчеркивают, что разговоры на сексуальную тематику с детьми с аутизмом следует начинать вести не позднее восьми лет. Это связано с тем, что базу особенным детям всегда необходимо закладывать раньше – до того, как они начнут интересоваться данным вопросом.
| ...разговоры на сексуальную тематику с детьми с аутизмом следует начинать вести не позднее восьми лет. Это связано с тем, что базу особенным детям всегда необходимо закладывать раньше... | 
– Скажите, пожалуйста, в Израиле люди с аутизмом работают?
– Да, конечно. Тот же «Шекель» предоставляет работу на закрытом специальном производстве, а также ищет вакансии на открытом рынке труда. В первом случае люди делают какую-то однообразную работу, например, изготавливают ручное мыло и свечи, раскладывают конфеты в коробки, строчат подарочные мешочки, передники, упаковывают товары пленкой и т.д. Во втором – трудятся в зависимости от образования, которое может быть и высшим. Многим нравится работа, связанная с компьютерными технологиями. Иногда бывают ситуации, когда у человека случается эмоциональный срыв. Тогда его могут отправить на закрытое предприятие или устранить раздражающий фактор. Нам рассказывали, что одну женщину раздражал зеленый цвет, и после того как его поменяли на желтый, все наладилось.
– Лариса Константиновна, что из израильского опыта Вы бы хотели видеть в Украине?
– Многое. Например, принятие специального закона об аутизме, большее количество нозологий (в Израиле их 13, а у нас – только 8), наличие специальных школ для особенных детей и тьюторов для ребенка в инклюзии. Но главное, что мне хотелось бы видеть в нашей стране – толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества.
Подготовила Ирина Выхованец
Наш журнал
 в соцсетях:
Мнения экспертов
Выпуски за 2015 Год
Содержание выпуска 2-2, 2015
- 
                    
Современное представление о роли ГАМК в коррекции нейрокардиальной патологии 
- 
                    
Застосування окскарбазепіну (препарату Оксапін®) у початковій монотерапії парціальної епілепсії 
- 
                    
Посттравматическое стрессовое расстройство у лиц пожилого возраста 
- 
                    
Применение мемантина в комбинации с донепезилом у пациентов с болезнью Альцгеймера 
- 
                    
Клиническая эффективность и безопасность мелоксикама при лечении болевых синдромов 
- 
                    
Применение полиненасыщенных жирных кислот омега-3 в лечении РДВГ 
Содержание выпуска 10 (74), 2015
- 
                    
Арт-терапія як ефективний метод реабілітації пацієнтів із захворюваннями психіки 
- 
                    
Сравнительная характеристика пациентов, принимающих кветиапин XR и кветиапин IR 
- 
                    
Механизм действия, эффективность и безопасность онаботулотоксина А в лечении хронической мигрени 
- 
                    
Применение полиненасыщенных жирных кислот омега-3 при нарушениях внимания 
Содержание выпуска 9 (73), 2015
Содержание выпуска 8 (72), 2015
- 
                    
Конфліктні ситуації у роботі лікаря як одна з причин професійного вигорання 
- 
                    
Расстройства психики и поведения при эпилепсиях: клиническая типология и терапевтические стратегии 
- 
                    
Роль кветиапина в фармакотерапии биполярного аффективного расстройства 
- 
                    
Практическое руководство по ведению пациентов с тревожными расстройствами 
Содержание выпуска 7 (71), 2015
Содержание выпуска 6 (70), 2015
- 
                    
Клинико-фармакологические критерии выбора препарата в стратегии лечения атипичными нейролептиками 
- 
                    
Вопросы клиники и фармакологической терапии биполярного аффективного расстройства 
- 
                    
Венлафаксин XR в лечении большого депрессивного расстройства 
- 
                    
Клінічний поліморфізм первазивних порушень розвитку у підлітків та дорослих 
Содержание выпуска 5 (69), 2015
Содержание выпуска 4 (68), 2015
- 
                    
Від надання психіатричної допомоги до охорони психічного здоров’я нації 
- 
                    
Від безперервності психопатології до неперервного надання медичної допомоги 
- 
                    
Целекоксиб, эторикоксиб, мелоксикам и нимесулид: достоинства и недостатки 
- 
                    
Ламотриджин и его возможности в лечении биполярных аффективных расстройств 
- 
                    
Оценка безопасности и переносимости прегабалина у пациентов с центральной нейропатической болью 
- 
                    
Трансформации парциальных эпилептических припадков и их классификация у взрослых 
- 
                    
Мемантин в лечении различных видов деменции у пациентов пожилого возраста 
Содержание выпуска 3 (67), 2015
- 
                    
Технология психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в учебных заведениях 
- 
                    
Нейробиология депрессии: от анатомо-функциональных до молекулярных механизмов 
- 
                    
Новые возможности фармакотерапии генерализованного тревожного расстройства 
- 
                    
Практическое руководство по лечению пациентов с болезнью Альцгеймера и другими деменциями 
- 
                    
Тривожно-депресивні аспекти та якість життя пацієнтів при лікуванні аритмій 
- 
                    
Прамипексол в современной тактике патогенетической терапии болезни Паркинсона 
- 
                    
Вплив фосфатидилсерину на синдром дефіциту уваги та гіперактивності у дітей 
- 
                    
Эффективность зипразидона у больных шизофренией с симптомами депрессии 
- 
                    
Кошки художника Луиса Уэйна. Влияние шизофрении на творческий процесс 
Содержание выпуска 2 (66), 2015
- 
                    
Тина Берадзе: «Мы должны разделять не политические, а человеческие принципы» 
- 
                    
Современные тенденции в диагностике и лечении посттравматического стрессового расстройства 
- 
                    
Возможности фармакотерапевтической коррекции тревожных и психосоматических расстройств при неврозах 
- 
                    
Рациональное использование мемантина: обзор доказательной базы 
- 
                    
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: выбор невролога 
- 
                    
К вопросу о психическом здоровье Павла І, нелюбимого сына российской монархии 
Содержание выпуска 1 (65), 2015
- 
                    
ПРОТОКОЛ НАДАННЯ ДОПОМОГИ хворим на депресією: новий погляд на проблему 
- 
                    
Актуальні питання медико-психологічної та соціальної допомоги у надзвичайних ситуаціях 
- 
                    
Діагностика та лікування доброякісного пароксизмального позиційного головокружіння 
- 
                    
Клинические особенности и лечение недвигательных нарушений болезни Паркинсона 
- 
                    
Клінічна ефективність та переносимість топірамату при лікуванні дітей з фокальною епілепсією 
Выпуски текущего года
Содержание выпуска 7 (162), 2025
- 
                    
Минуле та сьогодення Української протиепілептичної ліги: тридцять років складного та успішного шляху 
- 
                    
Можливості фармакотерапії за уражень мозку, що супроводжуються порушенням свідомості 
- 
                    
Застосування високих доз оланзапіну в лікуванні пацієнтів із резистентними формами шизофренії 
- 
                    
Лікування пацієнтів із нейропатичним болем на первинній ланці допомоги 
Содержание выпуска 6 (161), 2025
- 
                    
Вплив соціальних мереж на психічне здоров’я дітей і підлітків 
- 
                    
П’ять порад батькам, як знизити вплив соціальних мереж на дитину / підлітка 
- 
                    
Минуле та сьогодення Української протиепілептичної ліги: тридцять років складного та успішного шляху 
- 
                    
Діагностична цінність клінічного оцінювання когнітивних функцій 
- 
                    
Вплив війни на психічне здоров’я молоді: роль резилієнсу та психологічних інтервенцій 
- 
                    
Фармакотерапія пацієнтів із деменцією: первинна ланка медичної допомоги 
- 
                    
Методичні рекомендації щодо профілактики професійного вигоряння медичних працівників 
Содержание выпуска 5 (160), 2025
- 
                    
Поліпшення психологічного стану населення в умовах довготривалої війни 
- 
                    
Ефективність поетапної програми психологічних втручань для мігрантів 
- 
                    
Альтернативний підхід до терапії тривожних розладів: важливість правильного титрування дози 
- 
                    
Аналіз ефективності фармакотерапії депресії у жінок дітородного віку 
- 
                    
Модель поетапного лікування пацієнтів із ноцицептивним болем 
Содержание выпуска 4 (159), 2025
- 
                    
Психіатрія способу життя: нові горизонти для психічного здоров’я 
- 
                    
Поліпшення функціонування як ключова мета лікування пацієнтів із великим депресивним розладом 
- 
                    
Розлади харчової поведінки: серйозність проблеми та сучасні підходи до її вирішення 
- 
                    
Антидепресант із мультимодальною дією: можливості застосування міансерину в клінічній практиці 
- 
                    
Сучасні підходи до діагностування та лікування пацієнтів із кататонією 
- 
                    
Фармакологічне лікування пацієнтів із шизофренією та пов’язаними з нею психозами 
Содержание выпуска 3 (158), 2025
- 
                    
Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи 
- 
                    
Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії 
- 
                    
Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам 
- 
                    
Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії 
- 
                    
Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку 
- 
                    
Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах 
- 
                    
Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь 
Содержание выпуска 1, 2025
- 
                    
Когнітивні порушення судинного генезу: діагностування, профілактика та лікування 
- 
                    
Лікування ажитації за деменції, спричиненої хворобою Альцгеймера 
- 
                    
Постінсультні нейропсихіатричні ускладнення: типи, патогенез і терапевтичні втручання 
- 
                    
Перспективи застосування препаратів на основі рослинних компонентів для лікування депресії 
- 
                    
Застосування диклофенаку за неврологічних станів: перевірена ефективність і пошук нових підходів 
- 
                    
Постінсультний емоціоналізм: патофізіологія, поширеність та лікування 
Содержание выпуска 2 (157), 2025
- 
                    
Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи 
- 
                    
Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів 
- 
                    
Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення 
- 
                    
Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості 
Содержание выпуска 1 (156), 2025
- 
                    
Підтримка психічного здоров’я на первинній ланці надання медичної допомоги 
- 
                    
Лікування депресії в літніх пацієнтів: вплив на патофізіологію розладу, ефективність та безпека 
- 
                    
Нестероїдні протизапальні препарати: багаторічний досвід та особливості застосування 
- 
                    
Фармакотерапія великого депресивного розладу: пошук антидепресантів з оптимальною ефективністю 
Рассылка
Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail
Подписаться 
                     
             
             
             
                 
                 
                 
                     
                    /thumbs/widget_no2015_10-74_fed7f55d2d79e406d7c6a0803fc6f707.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_9-73_043a93cbfaf0efb493009cf8bef4c446.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_8-72_a7d07a2afeea703b58d05e6bb4ef8575.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_7-71_f4c08b4674e7e977d92aff5100800a20.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_6-70_7c97a9935f0fa424949988d25eaa7e9b.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_5-69_068f8a08dcf8736fb573a37096ad7d33.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_4-68_60b5414c298e75531d6a52c118a043b2.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_3-67_41ab3180ff4aaacb4070c206af07a13a.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_2-66_26ae7383fe8c3cb765d078d42672f420.jpg) 
                    /thumbs/widget_no2015_1-65_4370341f119b57595cbb0071e4af3a1c.jpg) 
                    /thumbs/widget_nn25_7-162_titul-1.jpg) 
                    /thumbs/widget_nn25_6-161_titul.jpg) 
                    /thumbs/widget_nn25_5-160_titul.jpg) 
                    /thumbs/widget_nn25_4-159_titul-1.jpg) 
                    /thumbs/widget_nn25_3-158_titul.jpg) 
                     
                    /thumbs/widget_nn25_2-157_titul-1.jpg) 
                    /thumbs/widget_nn25_1-156_titul-1.jpg) 
                     
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                