скрыть меню

Ирина Пинчук: «Необходимо полностью переориентировать модель психиатрической службы с оказания помощи людям с психическими расстройствами на охрану психического здоровья населения…»

 

 

pic-1889723795.jpgСистема оказания психиатрической помощи в Украине остро нуждается в реформировании. И это должна быть не только оптимизация определенных направлений, но и создание принципиально новой модели, ориентированной на охрану психического здоровья населения, а не только оказание психиатрической помощи. Однако для достижения поставленных задач важен комплексный и системный подход. В первую очередь необходимо принять соответствующие нормативные документы и наладить активное межведомственное взаимодействие. Также в изменениях нуждается сама структура психиатрических учреждений с переносом акцента на амбулаторную помощь и реабилитацию. Все эти процессы требуют времени, значительных финансовых затрат и понимания со стороны различных специалистов. К тому же, в связи со сложившейся в Украине ситуацией необходимо учесть потребности времени и общества.

С вопросами о том, что уже сделано и какие шаги стоит предпринять для усовершенствования системы оказания психиатрической помощи в Украине, мы обратились к главному внештатному специалисту МЗ Украины по специальности «Психиатрия. Наркология», д.м.н., с.н.с., директору Украинского научно‑исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии Ирине Яковлевне Пинчук. 

– Ирина Яковлевна, в чем заключается основная идея реформирования системы оказания психиатрической помощи?

– Идея состоит в том, что психиатрическая служба должна быть интегрирована в соматическую медицину. В центре внимания должен быть пациент. Необходимо полностью переориентировать модель психиатрической службы с оказания помощи людям с психическими расстройствами на охрану психического здоровья населения, а не просто откорректировать определенные погрешности.

Государство должно признать важность проблем в сфере психического здоровья и, как следствие, утвердить Национальную государственную программу, ориентированную на решение данных проблем. При этом подход должен быть комплексным, с привлечением специалистов из различных министерств и ведомств. Наряду с этим обществу нужно быть готовым принять людей с расстройствами психики и постараться понять, что их следует не изолировать, а социализировать. Но все эти изменения влекут за собой необходимость ряда изменений в смежных ведомствах, нормативно-правовой базе, эффективного межведомственного взаимодействия. Также в изменениях нуждается сама структура психиатрических учреждений с усилением амбулаторной и реабилитационной составляющей.

В связи со сложившейся в Украине ситуацией процесс реформирования системы оказания психиатрической помощи в течение последнего года принял несколько иное направление. Возникшие сложности заставили нас взглянуть на всю систему психиатрии под другим углом. Так, на первый план вышла потребность в психологической помощи и решении проблем, связанных с военными действиями, в контексте психиатрии. Вследствие этого были пересмотрены некоторые приоритетные программы и сформированы новые актуальные задачи. Таким образом, возникла острая необходимость в создании целостной системы охраны психического здоровья, что предполагает изменение парадигмы от оказания психической помощи до охраны психического здоровья населения Украины, в частности в условиях боевых действий и временной оккупации части территорий.

...возникла острая необходимость в создании целостной системы охраны психического здоровья, что предполагает изменения парадигмы от оказания психической помощи до охраны психического здоровья населения Украины, в частности в условия боевых действий и временной оккупации части территорий.

– На каком этапе сейчас находится процесс реформирования психиатрической службы?

– Еще в конце 2013 г. был создан межведомственный координационный совет по охране психического здоровья, в который вошли представители всех министерств и ведомств, где присутствует психиатрическая составляющая. Уже на первом заседании была рассмотрена структура и роль психиатрической службы в каждом ведомстве, а также концепция государственной программы охраны психического здоровья. Также на заседании присутствовала представитель ВР по правам человека и уполномоченный Президента по правам ребенка. В ходе дискуссии были внесены предложения и дополнения в программу реформирования, и, по плану, к концу 2014 г. предполагалось провести два заседания координационного совета.

В начале августа 2014 г. с визитом в Украину приехали наши немецкие коллеги, с которыми мы очень длительное время сотрудничаем в контексте реформирования психиатрической службы. В ходе встречи были намечены планы, цели и задачи. Одним из важнейших моментов является тот факт, что в процессе обсуждения участники встречи пришли к выводу: реформирование психиатрической отрасли стоит начинать с позиции защиты прав пациента.

У нас уже есть значительные наработки и концепции модернизации психиатрической службы в Украине. Рабочая группа посетила несколько европейских стран и ознакомилась с особенностями оказания психиатрической помощи. На сегодняшний день мы четко понимаем, что реформировать надо абсолютно всю отрасль.

Не может не радовать тот факт, что, несмотря на сложную обстановку в стране, некоторые регионы не прекращают работу по реформированию системы оказания психиатрической помощи. Самым прогрессивным регионом в этом плане, на мой взгляд, является Ивано-Франковская область. Учитывая, что руководители психиатрических учреждений области проводят реформы в соответствии с европейскими стандартами, Ивано-Франковская область вполне может быть пилотным регионом, при условии, что будет предложено и поддержано изменение принципов финансирования. То есть если будет создана новая европейская модель финансирования, при которой будут оплачивать не койко-место, а пациента или услугу. В данном регионе достаточно широко применяют весь опыт, полученный в результате сотрудничества с польскими и немецкими коллегами. Сегодня уже введено в практику достаточно инновационных подходов. Сейчас речь идет о том, чтобы модернизировать ряд нормативных документов, которые значительно ограничивают работу психиатрических учреждений.

Также хочется остановиться на Донецком, а именно Славянском регионе. К сожалению, в силу сложившейся ситуации в настоящее время материально-техническая база психиатрической службы там полностью разрушена. Но потребность в оказании психиатрической помощи, естественно, сохраняется. С одной стороны, в регионе сложилась катастрофическая ситуация, но с другой – появилась возможность создать абсолютно новую модель оказания психиатрической помощи, которая соответствует европейским стандартам. Тем более что Донецкий регион участвовал в пилотном проекте реформирования, и уже есть подготовленные специалисты и определенные наработки. В данном направлении сейчас ведется активная работа, найдены подходящие помещения.

Сложившаяся в нашей стране ситуация привела к формулированию новых целей и задач. Так, на сегодняшний день остро стал вопрос об оказании психологической и психиатрической помощи людям с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также изучении влияния на психику людей происходящих военных событий. Возникла необходимость в создании кризовой службы для оказания помощи этой категории людей.

Отдельно стоит вопрос подготовки и образования специалистов, задействованных в оказании помощи пострадавшим. К тому же появились новые участники этого процесса – волонтеры, социальные работники. Им требуются информация, знания о первичной психологической помощи, и мы должны быть готовы ответить на их вопросы.

Государство должно признать важность проблем в сфере психического здоровья и, как следствие, утвердить Национальную государственную программу, ориентированную на решение данных проблем.

– Ирина Яковлевна, что еще необходимо предпринять для эффективного реформирования?

– Для эффективного реформирования необходимо провести глубокий анализ нашей системы здравоохранения, проанализировать опыт зарубежных государств и поэтапно внедрять наши наработки. Нам предстоит проделать огромную работу. Ведь в реформировании нуждается вся отрасль. Так, например, судебная психиатрия основана еще на советских нормах и представлениях и уже давно не соответствует потребностям времени. На данный момент мы сделали сравнительный анализ организационной структуры и нормативно-правовой базы 5 стран: Голландии, Германии, Литвы, Украины и России. Ближе всего мы оказались к немецкой модели. В наших концепциях много общего, и можно взять за основу их опыт.

Также нам стоит уделить серьезное внимание оптимизации оказания психиатрической помощи детям и подросткам. И некоторые шаги уже сделаны: подготовлен и утвержден клинический протокол по оказанию помощи пациентам с расстройствами аутистического спектра, в котором мы попытались учесть все современные данные доказательной медицины.

Что касается оказания помощи пожилым людям, то у нас также уже имеются свои наработки и некоторый опыт. Важно менять как принципы оказания помощи, так и цели. Так, например, уход за такими пациентами должен осуществляться на дому, а не в психиатрическом стационаре. В этом направлении нам предстоит сделать еще очень многое.

К тому же, необходимо привести в соответствие с Европейскими стандартами перечень специальностей психиатрической отрасли, нормативно-правовую базу, а также стандарты оказания медико-социальных услуг путем создания государственной комплексной программы охраны психического здоровья населения Украины. И все эти начинания нам предстоит подкрепить на законодательном уровне. Мы пытаемся создать европейскую модель оказания помощи, но упираемся еще в советские нормативные акты.

Учитывая, что война внесла свои коррективы в нашу жизнь, акценты несколько сместились. При этом не может не радовать тот факт, что при работе над военно-медицинской доктриной рассматривался вопрос о национальной охране психического здоровья. Таким образом, мы постепенно переходим от оказания психической помощи к охране психического здоровья. На мой взгляд, это факт политической поддержки и понимания необходимости реформирования всей отрасли, который свидетельствует о том, что государство осознало важность данного процесса.

На сегодняшний день в этом направлении уже многое делается, и я обязательно поделюсь с вами новой информацией в следующем материале.

Для эффективного реформирования необходимо провести глубокий анализ нашей системы здравоохранения, проанализировать опыт зарубежных государств и поэтапно внедрять наши наработки.

Подготовила Татьяна Ильницкая

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2015 Год

Содержание выпуска 2-2, 2015

Содержание выпуска 10 (74), 2015

Содержание выпуска 6 (70), 2015

Содержание выпуска 5 (69), 2015

Содержание выпуска 4 (68), 2015

Содержание выпуска 3 (67), 2015

Содержание выпуска 1 (65), 2015

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 7 (118), 2020

  1. Герхард Дамманн, Вікторія Поліщук

  2. М. М. Орос, О. О. Орлицький, О. С. Вансович, С. Р. Козак, В. В. Білей

  3. С. Г. Бурчинський

  4. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 6 (117), 2020

  1. Ю.А. Бабкіна

  2. Д. А. Мангуби

  3. А. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. В. І. Коростій, І. Ю. Блажіна, В. М. Кобевка

  5. Т. О. Студеняк, М. М. Орос

  6. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 5 (116), 2020

  1. Т. О. Скрипник

  2. Н.А.Науменко, В.И. Харитонов

  3. Ю. А. Крамар

  4. В.И.Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. Н.В. Чередниченко

  6. Ю.О. Сухоручкін

  7. Ю. А. Крамар

  8. Н. К. Свиридова, Т. В. Чередніченко, Н. В. Ханенко

  9. Є.О.Труфанов

  10. Ю.О. Сухоручкін

  11. О.О. Копчак

  12. Ю.А. Крамар

Содержание выпуска 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 3 (114), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Бабкіна

  3. О.С. Чабан, О.О. Хаустова

  4. О. С. Чабан, О. О. Хаустова

  5. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 1, 2020

  1. А.Е. Дубенко

  2. Ю. А. Бабкина

  3. Ю.А. Крамар, К.А. Власова

  4. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 2 (113), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Л. А. Дзяк

  3. Ф. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравицька

  5. Ю. А. Крамар

  6. П. В. Кидонь

Содержание выпуска 1 (112), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Крамар

  3. М.М. Орос, В.В. Грабар

  4. В.И. Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. L. Boschloo, E. Bekhuis, E.S. Weitz et al.