сховати меню

Лариса Рыбченко: «…мне хотелось бы видеть в нашей стране толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества»

 

 

Аутизм – расстройство, о котором до недавнего времени мало кто слышал, все чаще становится ведущей темой общественного здравоохранения. Причина развития данного заболевания до конца не изучена, а лекарственное средство для его излечения не найдено. Тем не менее, проблема ранней диагностики аутизма и своевременной адекватной помощи в Украине по-прежнему актуальна. Одной из стран, которая на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в плане работы с особыми пациентами, является Израиль. Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Лариса Константиновна Рыбченко стала участницей международного курса «Творческое мышление в специальном образовании», который проходил в Израиле в феврале этого года. Лариса Константиновна привезла с собой много впечатлений относительно опыта страны в сфере образования детей с аутизмом и поделилась ими на страницах журнала «Аутизм сегодня» (Март, 2015), который любезно дал разрешение на повторную публикацию.

– Лариса Константиновна, что представляет собой израильская система образования для особенных детей?

– Все начинается с яслей для раннего вмешательства для малышей 2-3 лет. Затем они могут пойти в специальные сады для детей с аутизмом. Следующий этап – школа. В Израиле работают четыре специальные начальные школы для детей с этим расстройством. Они находятся в Иерусалиме, Ришон-ле-Ционе, Герцлии и Тель-Авиве. Месторасположение школ специально выбирали таким образом, чтобы дети из разных регионов могли без проблем в них добраться. В таком учреждении учатся ребята от 6 до 12 лет. Независимо от уровня развития ребенка его обязательно возят в школу и обратно. Никто не сидит дома за закрытыми дверями! После 12 лет ребята попадают в специальные старшие школы для детей с аутизмом, где учатся мальчики и девочки от 12 лет до 21 года. Здесь есть ученики с интеллектом среднего и ниже среднего уровня. В Израиле дети с особенностями в развитии получают среднее образование до 21 года, в обычных школах – до 18 лет. Несомненно, в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор. Этого специалиста оплачивают родители совместно с государством. Всего в инклюзии Израиля находятся 30% детей с аутизмом. Еще один этап обучения особенных детей – колледж. В нем учатся и обычные, и особенные ребята. Это тоже инклюзивное обучение.

Также в Израиле большое внимание уделяется обучению специалистов. Например, при Педагогическом колледже имени Давида Елина в Иерусалиме есть школа-сад для детей с особенностями в развитии, в том числе с аутизмом. Это позволяет молодым специалистам обучаться коррекции отклонений у таких ребят на практике.

Независимо от уровня развития ребенка его обязательно возят в школу и обратно. Никто не сидит дома за закрытыми дверями!

– Какой израильский проект запомнился Вам больше всего?

– Мне бы хотелось рассказать о квартирах поддерживаемого проживания, которыми людей обеспечивает общественная организация «Шекель». Она была создана в 1978 г. для того, чтобы помогать детям и взрослым с особыми потребностями жить и трудиться в непосредственной близости от своих семей. В «Шекеле» есть всего 60 квартир. В каждой живет по несколько человек, которые уже имеют какую-то профессию. К одной квартире прикреплены трое воспитателей, которые меняются по сменам. Их задача – присматривать за жильцами и поддерживать их. В квартире, которую нам показывали, обитают четыре человека с аутизмом. У каждого есть своя спальня, комната для воспитателя, кухня, студия-гостиная. Ребята каждый день ходят на работу. Если они задерживаются, им перезванивают и интересуются, все ли у них в порядке.

...в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор.

 – Удалось ли Вам пообщаться с самими людьми с аутизмом?

– Да, удалось, и некоторые из них поделились историями своей жизни. Больше всего мне запомнился рассказ парня по имени Брайан. Ему 27 лет. У него синдром Аспергера, и он очень талантлив. Так сложилось, что родители долгое время не замечали у мальчика аутизма, считая его просто замкнутым и странным. Примерно в 14 лет они все же решили показать сына специалистам. Расстройство выявили, но это не помогло добиться взаимопонимания в семье – Брайан не хотел жить с родителями. И тут парню повезло: мама узнала о «Шекеле», и его туда приняли. Брайан адаптировался в своем новом жилье и нашел друзей. Сейчас он работает в театре. Молодой человек на очень хорошем счету в организации, поэтому может уходить из квартиры даже на несколько дней. Свой путь он охарактеризовал так: «Я прошел через ад, чтобы научиться общаться, понимать и сопереживать».

В Израиле в процессе воспитания детей с аутизмом большое внимание уделяют личному пространству каждого человека.

– Каким аспектам воспитания детей с аутизмом в Израиле уделяют больше всего внимания?

– В Израиле в процессе воспитания детей с аутизмом большое внимание уделяют личному пространству каждого человека. С основами этой темы ознакамливают всех ребят, а детей с аутизмом – особенно. Им рассказывают о частях тела, объясняют, кто и при каких условиях может к ним прикасаться и т.д. Особое внимание обращают на сексуальное воспитание людей с аутизмом. Это очень важный элемент, потому что у особенных детей, как правило, сенсорные восприятия просыпаются позже, и до 12-13 лет разницу между мальчиком и девочкой они не ощущают вообще. Потом в теле человека отмечаются резкие изменения, которые их шокируют, ведь они не понимают, что происходит, и не знают, кого об этом спросить. Часто это вызывает депрессию и множество других проблем. Специалисты подчеркивают, что разговоры на сексуальную тематику с детьми с аутизмом следует начинать вести не позднее восьми лет. Это связано с тем, что базу особенным детям всегда необходимо закладывать раньше – до того, как они начнут интересоваться данным вопросом.

...разговоры на сексуальную тематику с детьми с аутизмом следует начинать вести не позднее восьми лет. Это связано с тем, что базу особенным детям всегда необходимо закладывать раньше...

– Скажите, пожалуйста, в Израиле люди с аутизмом работают?

– Да, конечно. Тот же «Шекель» предоставляет работу на закрытом специальном производстве, а также ищет вакансии на открытом рынке труда. В первом случае люди делают какую-то однообразную работу, например, изготавливают ручное мыло и свечи, раскладывают конфеты в коробки, строчат подарочные мешочки, передники, упаковывают товары пленкой и т.д. Во втором – трудятся в зависимости от образования, которое может быть и высшим. Многим нравится работа, связанная с компьютерными технологиями. Иногда бывают ситуации, когда у человека случается эмоциональный срыв. Тогда его могут отправить на закрытое предприятие или устранить раздражающий фактор. Нам рассказывали, что одну женщину раздражал зеленый цвет, и после того как его поменяли на желтый, все наладилось.

– Лариса Константиновна, что из израильского опыта Вы бы хотели видеть в Украине?

– Многое. Например, принятие специального закона об аутизме, большее количество нозологий (в Израиле их 13, а у нас – только 8), наличие специальных школ для особенных детей и тьюторов для ребенка в инклюзии. Но главное, что мне хотелось бы видеть в нашей стране – толерантность, которая поможет всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества.

Подготовила Ирина Выхованец

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2015 Рік

Зміст випуску 2-2, 2015

Зміст випуску 10 (74), 2015

Зміст випуску 6 (70), 2015

Зміст випуску 5 (69), 2015

Зміст випуску 4 (68), 2015

Зміст випуску 3 (67), 2015

Зміст випуску 1 (65), 2015

Випуски поточного року