скрыть меню

Прогностическая ценность субклинических признаков аутизма у детей

Расстройства аутистического спектра (РАС) – заболевания, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся значительными сложностями в социальном взаимодействии и невербальной коммуникации, а также ограниченными, повторяющимися и стереотипными моделями поведения, интересов и действий. Помимо симптоматики РАС, у пациентов могут проявляться субклинические признаки аутизма (СПА), к которым относятся симптомы, сходные с аутизмом, хотя и с меньшей выраженностью и/или численностью, что не позволяет поставить диагноз РАС. Статья E. Moricke и S.H.N. Swinkels et al. «Predictive value of subclinical autistic traits at age 14­15 months for behavioural and cognitive problems at age 3­5 years», опубликованная в журнале European Child and Adolescent Psychiatry (2010; 19 (8): 659­668), посвящена изучению взаимосвязи между ранними СПА у детей в возрасте 14­15 месяцев и наличием поведенческих и когнитивных нарушений у таковых в 3­5 лет.

Методы и результаты исследования
Дизайн и методология испытания
СПА в общей популяции детей в возрасте 14­15 месяцев оценивали с помощью опросника раннего скрининга аутистических черт (ESAT). Признаки аутизма, наличие когнитивных и поведенческих проблем определяли при использовании ESAT, опросника социальной коммуникации (SCQ), скринингового опросника Утрехта (USQ), адаптированного варианта опросника для диагностики аутизма (ADI­R), стандартной шкалы наблюдения для диагностики аутизма (ADOS­G), регистрационного листа детского поведения 1,5­5 лет (CBCL 1,5­5), невербального теста интеллекта Снайдерса­Оомена для детей в возрасте 2,5­7 лет (SON­R 2,5­7), тестов языкового восприятия Рейнелла (RTB) и воспроизведения речи Шлихтинга (STP).

Участники исследования
Суммарное количество детей, включенных в исследование, составило 103 человека: 39,8% пациентов, набравших низкую сумму баллов по ESAT (n = 41, из них 26 мальчиков и 15 девочек), 35,0% – среднюю (n = 36, из них 20 мальчиков и 16 девочек), 25,2% – высокую (n = 26, из них 15 мальчиков и 11 девочек).
Возраст участников в начале исследования составил 14­15 месяцев (средний возраст – 14,5 месяца, стандартное отклонение – 1,9 ме­сяца). В последующем обследовали детей в возрасте 3 лет (средний возраст – 37,8 месяца, стандартное отклонение – 3,5 месяца) и 4­5 лет (средний возраст – 53,0 месяца, стандартное отклонение – 5,0 месяца).
Средний общий балл детей всех групп по USQ, включая группу набравших высокую сумму баллов по ESAT, составил 33,42 балла, без учета результатов данной группы – 29,46.

Определение признаков и симптомов аутизма
При оценивании корреляции суммы баллов по ESAT в возрасте 14­15 месяцев с общим по SCQ в 4­5 лет на межгрупповом уровне были зафиксированы низкие значения коэффициента корреляции Пирсона (r = 0,21). Однако выявлена закономерность, согласно которой дети, набравшие большое общее количество баллов по ESAT, испытывали более серьезные затруднения в установлении зрительного контакта (коэффициент Кохена: da = 0,78, db = 0,78) и чаще проявляли необычные сенсорные реакции (db = 0,78) при сравнении с таковыми с низкой суммой баллов.

Определение поведенческих проблем
Для оценки поведенческих проблем у детей в возрасте 14­15 месяцев использовали USQ. Ответы оценивали по трехзначной шкале Ликерта (0­1­2). Суммарный балл был прямо пропорционален наличию поведенческих проблем.
Поведенческие проблемы у пациентов в возрасте 3 лет определяли с помощью датской версии CBCL 1,5­5. Интерпретацию полученных результатов проводили с применением коэффициента Кохена для оценки величины эффекта (значения d 0,20, 0,50 и 0,80 свидетельствовали о малом, среднем и высоком эффекте). После обработки результатов CBCL 1,5­5 с применением одномерного анализа были выявлены сущес­твенные межгрупповые различия не только в суммарных оценках – общего числа проблем (da = 0,79, db = 0,69), внутренних/субъективных (da = 0,63, db = 0,60) и внешних/объективных проблем (da = 0,79, db = 0,62), но и по таким эмпирическим шкалам, как «эмоциональная реактивность» (da = 0,71, db = 0,55), «тревожность/депрессия» (da = 0,61, db = 0,56), «отчужденность» (db = 0,69), «нарушение внимания» (da = 0,50), «агрессивное поведение» (da = 0,72, db = 0,60) и «другие проблемы» (da = 0,86, db = 0,72).
С учетом поправки Бонферрони был сделан вывод о более высоком уровне поведенческих проблем у детей в группе набравших высокий балл по ESAT в сравнении с таковыми других групп.

Оценка когнитивных способностей
Уровень невербального интеллекта у детей в возрасте 4­5 лет определяли с помощью теста SON­R 2,5­7, который позволяет оценить развитие творческих и логических способностей.
Развитие речевых навыков у пациентов 4­5 лет оценивали при помощи двух датских языковых тестов – RTB для определения пассивного речевого восприятия и STP для оценки активного воспроизведения речи.
После обработки результатов SON­R 2,5­7 с применением одномерного анализа не зафиксированы межгрупповые различия величин суммарного балла и таковые по шкалам творческого и логического мышления. Однако были выявлены существенные различия по результатам прохождения подтеста на ситуативное мышление. Так, дети с большим общим количеством баллов по ESAT, испытывали значительные затруднения в интерпретации ситуации и набирали меньше баллов по сравнению с участниками других групп.
С учетом поправки Бонферрони выявлено, что после прохождения RTB общий балл у детей с высоким суммарным баллом по ESAT был гораздо меньше, чем у пациентов других групп (da = ­0,59, db = ­0,78). Относительно результатов STP, общий балл у детей в группе с высоким баллом по ESAT был намного ниже, чем у пациентов в группе с низким по ESAT (db = ­0,87). То же было справедливо и для суммы баллов по подтестам на «составление слов» (db = ­0,76) и «составление предложений» (db = ­0,86). Таким образом, можно говорить о более высокой частоте развития проблем по восприятию и воспроизведению речи у детей, набравших высокий общий балл по ESAT.

Клиническая значимость результатов
Клинические исходы определяли путем анализа полученных результатов по трем показателям: наличию признаков аутизма и поведенческих проблем, уровню когнитивных способностей.
Согласно результатам оценивания по ADI­R и ADOS­G, никто из детей не набрал сумму баллов, соответствующую диагнозу РАС. В общей сложности клинически значимых величин по одному и более показателям достигли 20 из 103 детей (19,4%); большинство из них (n = 15) набрали необходимую сумму баллов по одному показателю, некоторые (n = 5) – по двум. Никто из детей не достиг клинически значимых величин по всем трем показателям одновременно. Что касается межгруппового разделения, клинически значимых результатов достигли 14 из 26 детей (53,8%), входивших в группу с высокой суммой баллов по ESAT, 5 из 36 (13,9%) – со средней и 1 из 41 (2,4%) – с низкой; статистическую обработку результатов проводили с применением критерия хи­квадрат (c2 = 27,953, df = 2; p < 0,001).

Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Показано, что затруднение в выражении эмоций в возрасте 14­15 месяцев может свидетельствовать о наличии поведенческих проблем в трехлетнем возрасте, а трудности в установлении зрительного контакта в 14­15 месяцев – о задержке речевого развития в возрасте 4­5 лет.
2. Не выявлена гомотипическая корреляция СПА в возрасте 14­15 месяцев с развитием РАС в 4­5 лет.
3. Определена гетеротипическая корреляция СПА с развитием внешних и внутренних поведенческих проблем в старшем возрасте. Следовательно, СПА можно рассматривать в качестве предшественников развития серьезных поведенческих проблем в старшем возрасте.
4. Показана корреляция наличия СПА в возрасте 14­15 месяцев со снижением когнитивных способностей и речевых навыков в 4­5 лет. Поскольку тестирование по ESAT не содержит в себе вопросов, позволяющих оценить речевое развитие ребенка, подобная корреляция отображает тесную взаимосвязь между ранними социальными и коммуникативными навыками и развитием речевых и когнитивных способностей.

Подготовила Екатерина Андрианова

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2010 Год

Содержание выпуска 5-2, 2010

Содержание выпуска 2-1, 2010

Содержание выпуска 8 (27), 2010

Содержание выпуска 7 (26), 2010

Содержание выпуска 6 (25), 2010

Содержание выпуска 5 (24), 2010

Содержание выпуска 4 (23), 2010

Содержание выпуска 3 (22), 2010

Содержание выпуска 2 (21), 2010

Содержание выпуска 1 (20), 2010

Выпуски текущего года