11. Утомляемость – больной уходит от выполнения или пытается бросить работу над заданием.
Исполнительные функции. Исполнительная дисфункция при пвФТД включает нарушения абстрагирования, планирования, внимания, перемещения фокуса внимания, последовательности действий и подавления импульсов [71]. В различных тестах, основанных на правилах сортировки (Wisconsin Card Sorting Test, Weigl`s Colour-Form Sorting Test), выявляют большое количество персевераций. В тестах на вербальную скорость ответы могут содержать персеверации, конкретные ответы (например, пациент называет имя своего кота, вместо того, чтобы называть виды животных), и/или пациент нарушает правила теста (называет слова, относящиеся к одной категории, вместо того, чтобы называть их на заданную букву и пр.). В задании на рисование фигур, состоящих из четырех линий, больной может начать рисовать только одинаковые прямоугольники (персеверации) или рисует фигуры, состоящие из другого числа линий (игнорирование правил), или рисует какую-то одну фигуру (конкретный ответ). В тесте на выбор картинок больные могут проявлять недостаточные усилия, нарушать установленный порядок выбора и не осознавать свои ошибки. Они могут классифицировать картинки не по абстрактному содержанию или повествовательной их части.
В настоящее время отрицают наличие одного «наилучшего теста» для выявления ФТД, а предлагают использовать несколько из них, обращая особое внимание на «лобные характеристики выполнения» заданий (см. выше) [71].
Западные нейропсихологии отмечают высокий диагностический потенциал моторных тестов А.Р. Лурия для выявления дисфункции лобных отделов мозга у пациентов с ФТД [38]. В этом плане полезными будут тесты на перемежающиеся движения рук (пробы Озерецкого, «кулак – ребро – ладонь»), графические пробы с копированием простых повторяющихся паттернов, пробы на реверсивное постукивание [71].
Память. Родственники часто отмечают нарушения памяти как один из центральных симптомов пвФТД. В то же время данные пациенты редко имеют тяжелые амнестические расстройства. Они обычно правильно ориентированы. В разговоре удается выявить интересную для пациента информацию, которую он хорошо запомнил в недавнем прошлом (счет игры любимой команды, ее место в турнирной таблице и т. д.). При когнитивном тестировании нарушения памяти имеют «лобные» характеристики. Выполнение заданий особенно нарушено при проведении тестов с активным припоминанием, например воспроизведение рассказа. В этом случае улучшения показателей удается достичь при использовании подсказок и узнавании из множества ответов, что говорит об относительно хорошем сохранении запоминаемой информации. В ряде случаев у пациента имеются существенные нарушения припоминания и в ответ на предоставление нескольких вариантов ответа. Это бывает при тяжелых исполнительных нарушениях, таких как грубые расстройства внимания, патологическая отвлекаемость, импульсивные ответы без проверки, персеверативные ответы и отсутствие целенаправленности в действиях (пациент выбирает ответ не потому, что он встречал его ранее и запомнил, а потому, что он ему больше нравится) [71].
Речь. При пвФТД характерно снижение речевой продукции. Больные редко бывают инициаторами разговора, а их ответы коротки и не продуманы. Речь может быть гипофоничной и диспросодичной. Могут иметь место «дежурные фразы»/персеверации, склонность к эхолалии, когда вопрос экзаменатора инкорпорируется в ответ с соответствующими изменениями грамматики. Часты ответы «я не знаю». При более значительном поражении височной доли встречаются семантические ошибки.
Понимание, как устное, так и письменное, обычно не нарушено на уровне отдельных слов, но страдает при выполнении пациентом сложных синтаксических или многокомпонентных команд. Чтение повествовательных текстов показывает слабость абстрактной и синтетической стороны. Интерпретации метафор и поговорок конкретны [71].
Пространственные и конструктивные навыки. При пвФТД пространственные и конструктивные навыки сохранны, поэтому выполнение пространственных тестов, например Visual Object and Space Perception battery, обычно хорошее. Ошибки возможны, тем не менее, из-за невнимательности, импульсивности и недостаточности проверочных операций [71]. В конструктивных заданиях пациенты с пвФТД могут осваивать характерные стратегии, например копирование внутренних деталей фигуры в первую очередь, а затем общие внешние линии. Результаты часто дезорганизованы и неаккуратны. Могут иметь место персеверации элементов. Тем не менее, в целом пространственная конфигурация и пространственные взаимоотношения элементов сохранены, в отличие от выполнения таких же заданий при БА. Даже на тяжелых стадиях заболевания, когда исследование когниций уже невозможно, наблюдение за пациентами свидетельствует об отсутствии пространственных нарушений. Они правильно локализуют, достают необходимые объекты, хорошо ориентируются в пространстве. Больные могут демонстрировать стереотипные формы поведения (сворачивание бумаги, складывание предметов и пр.), во время которых также определяются сохраненные пространственные навыки.
Социальные когниции и распознавание эмоций. У больных пвФТД выявляют специфические нарушения, касающиеся понимания социальных стимулов и распознавания эмоций [1, 78]. Например, данные нарушения были выявлены у больных пвФТД при использовании теста на определение эмоций по лицам (Facial Expression of Emotion: Stimuli and Tests). Изучение навыков, имеющих социальный базис, особенно важно для пвФТД, так как именно они являются отличительной чертой данного варианта болезни.
Семантическая деменция
К СД относят те случаи ФТД, при которых у пациентов прогрессивно теряются концептуальные знания и понимание окружающего мира [71]. При СД нарушается способность понимать значение слов и невербальных звуков, узнавать лица и объекты, узнавать запахи, вкус и тактильные стимулы. Она ассоциируется с выраженной атрофией височной коры, особенно нижней и средней височной извилин. У большинства лиц с СД больше поражена левая височная доля, нежели правая.
Клинические критерии СД
Клинические критерии СД следующие:
• незаметное начало и постепенное прогрессирование;
• расстройства речи (при сохранности спонтанности и плавности), характеризующиеся утратой понимания значения слов, манифестирующие нарушениями называния и понимания, семантическими парафазиями;
• расстройства узнавания, характеризующиеся прозопагнозией (нарушением идентификации принадлежности лиц) и/или ассоциативной агнозией (нарушение распознавания идентичности объекта);
• сохранность перцептивного выбора воспроизведения рисунка;
• сохранность повторения отдельных слов;
• сохранность способности читать вслух и писать под диктовку орфографически правильные слова [48].
В пользу диагноза СД свидетельствуют: сохранение речевого потока; использование «специальных» слов; поверхностная дислексия и дисграфия; отсутствие фонемических парафазий; сохранность счетных операций; сниженная способность к симпатии и эмпатии; сужение круга занятий; жадность, экономность; нейропсихологические данные о наличии выраженных семантических нарушений, манифестирующих расстройствами понимания и называния слов и/или нарушений узнавания лиц и объектов; сохранность фонологии, синтаксиса, элементарной перцепции, пространственных навыков и запоминания событий повседневной жизни; изменения височной доли при нейровизуализации.
Когнитивные симптомы СД
К инициальным проявлениям СД относятся типичные жалобы на «невозможность вспомнить предметы», «не знание предметов» или «невозможность вспомнить слова». В то же время исследование показывает, что данные нарушения не являются следствием проблем с памятью в общепринятом смысле. Пациент хорошо вспоминает последовательность событий своей жизни, повседневные дела, ориентируется во времени и окружающей обстановке. Трудности больше касаются воспоминаний имен людей или названий объектов, значений слов, о принадлежности окружающих людей к той или иной профессии, разряду родственных отношений, предназначений предметов. Другими словами, имеет место нарушение семантической памяти, а не классическая амнезия [71].
Зачастую наиболее яркие симптомы проявляются в вербальном домене. Родственники указывают, что пациент имеет проблемы с называнием и употребляет неверные слова («собака» вместо «лошадь», «банан» вместо «яблоко») или злоупотребляет обобщающими терминами («контейнер» для обозначения коробки, чашки, корзины, ведра, конверта или сумки). Больные могут иметь набор слов или фраз, которые они стереотипно используют. Окружающие указывают на утрату способности пациентом понимать значение слов (например, на вопрос: «Передайте, пожалуйста, соль» следует ответ: «А что такое соль?»). Важным нюансом является то, что артикуляционных или фонологических трудностей нет. Кроме того, в анамнезе имеются сведения, что семантические нарушения выходят за рамки вербальной сферы. Так, больные теряют осведомленность о видах продуктов в супермаркете, могут не по назначению использовать предметы обихода (например, выдавливают зубную пасту на расческу). При этом они используют пространственные ориентиры для компенсации трудностей распознавания объектов (например, вспоминают расположение продуктов на полке и т. д.). Сохранность пространственных навыков помогает разграничить СД от БА, при которой данные функции страдают существенно. Дополнительным дискриминативным признаком является относительная сохранность счетных операций при СД.
Поведенческие симптомы СД
Когнитивные симптомы обычно сопровождаются нарушениями поведения, хотя они выражены в значительно меньшей степени, нежели при пвФТД. Пациентов с СД часто считают эгоцентричными и бескомпромиссными. Они привержены к порядку и любят делать одни и те же вещи в строго определенное время дня. У таких больных сужается круг интересов, однако оставшиеся часто становятся чрезмерными. Такие интересы могут включать рисование, вязание, вышивку, разгадывание кроссвордов и головоломок, просмотры телевикторин. Лица с СД могут начинать употреблять какие-то определенные продукты, чаще всего отдавая предпочтение сладкому. Пациенты часто игнорируют опасности для их жизни, что, прежде всего, связано с утратой представлений об угрозе [71].
Исследование когнитивных функций при СД
Анамнез заболевания дает возможность заподозрить наличие семантических нарушений. В то же время только анамнестические сведения часто приводят к мисдиагностике семантических расстройств и традиционной амнезии. Поэтому при СД, как ни при каких нейродегенеративных заболеваниях, нейропсихологическое исследование приобретает критически важное значение для установления правильного диагноза. Тем не менее, существует одно серьезное замечание, которое следует иметь в виду, интерпретируя результаты тестирования. Так же как и исполнительная дисфункция, семантические нарушения могут быть вторичными. Поэтому профиль выполнения тестов во всех когнитивных доменах и качественные характеристики этого выполнения играют существенную роль [71].
Речевые функции. Пациенты с СД говорят свободно без фонологических и артикуляционных ошибок. Они не прилагают усилий в подборе слов. Могут иметь место следующие характеристики речи при СД:
• уменьшение набора тем для разговора, которые обычно сосредоточиваются на личной жизни пациента;
• повышенное использование некоторых «дежурных» слов и фраз, семантические ошибки;
• могут наблюдаться повышенная словоохотливость и трудности в прерывании высказывания;
При тестировании выявляют тяжелые нарушения называния предметов, которые сильно контрастируют с легкостью разговорной речи. Называние при СД не улучшается при фонемических подсказках.
Чтобы получить доказательства семантических нарушений, необходимо проводить оценку правильности не только называния предметов, но и понимания слов. Так, в тесте выбора картинок на заданное слово выбор картинки жирафа в ответ на слово «гусь» будет свидетельствовать о наличии концептуального непонимания, а не способности извлекать слово из памяти. В то же время следует помнить, что распад представлений не происходит по закону «все или ничего», а имеет стадийное течение. Больной может сохранять частичное знание о предмете, что позволит ему сделать правильный выбор в ситуации с ограниченным выбором. Например, пациент правильно отыщет картинку в ответ на слово «тигр», если среди них больше не будет других животных, в то же время он будет иметь затруднения при наличии картинок льва, жирафа и прочих. Включение в исследование имен собственных также помогает установлению семантических нарушений, так как эти знания неуклонно распадаются при СД.
Пациенты с СД обычно хорошо выполняют тесты на понимание грамматических конструкций, такие как Test of Reception Grammar, что контрастирует с глубокими нарушениями называния и отличает от пациентов с БА. Однако такие нарушения могут появляться на развернутых стадиях заболевания, когда они становятся вторичными относительно нарушения понимания слов, входящих в эти грамматические конструкции.
Больные СД могут правильно повторять слова, которые они не понимают. Они также могут читать и писать, делая при письме так называемые «регуляризационные» ошибки: пишут слова так, как они воспринимаются на слух.
Восприятие. При СД нет нарушений общей чувствительности, зрения, слуха, обоняния и вкуса, о чем свидетельствуют дискриминационные тесты на соответствующие виды ощущений. При этом нарушено понимание значения воспринимаемых объектов. У таких больных в значительной мере поражаются знания об уникальных сущностях, таких как известные лица, здания, памятники [71]. Включение фотографий таких объектов в исследование может быть очень полезным.
Пространственные навыки. Пространственные тесты, такие как Visual Object and Spatial Perception battery, весьма полезны для разграничения пациентов с СД, поскольку их выполнение не нарушается. Особое значение они имеют для дифференциальной диагностики СД и БА.
Память. Пациенты с СД способны хорошо описывать виды своей повседневной активности, недавние автобиографические события в пределах, ограниченных сохранившимся словарным запасом. Они обычно очень хорошо ориентированы во времени и в общем разговоре редко выявляют признаки классической амнезии. Однако в мнестических тестах, требующих семантических знаний, наблюдаются нарушения. Это отчетливо видно в вербальных тестах, например при запоминании списка слов или пересказе текста. Бессмысленные слова плохо запоминаются. Мнестические тесты с принудительным выбором запоминаемого визуального объекта имеют в данном случае особую важность и показывают сохранность запоминания. Оценка памяти требует также вопросов, относящихся к ориентировке в собственной личности и автобиографических событиях [71].
Счетные операции. Арифметические навыки обычно сохранены до последних стадий заболевания, в отличие от БА [10, 27]. Если трудности и возникают, то они скорее относятся к нарушению понимания инструкции или интерпретации арифметических знаков. Подробное объяснение задания обычно позволяет преодолеть имеющиеся затруднения. Перемещение арифметического задания в плоскость персонального контекста улучшает выполнение заданий [26].
Исследование поведенческих нарушений при СД
Как указывалось выше, подробный сбор анамнеза от надежного информанта позволяет выявить поведенческие нарушения. В этом также могут помочь специально разработанные описания и полуструктурированные интервью для пациентов с СД [69]. Показано, что при СД, в отличие от пвФТД, чаще встречаются компульсивные формы поведения. Наблюдение за поведением больных во время интервьюирования и нейропсихологического обследования также дает полезную информацию о поведенческих нарушениях, так как оно качественно отличается от расторможенного, не соответствующего социальным нормам поведения лиц с пвФТД, а также от сдержанного и тревожного поведения пациентов с БА.
Типичные характеристики поведения при СД приведены ниже.
1. Пациенты с СД обычно вежливы и учтивы.
2. Поведение в большинстве случаев соответствует контексту ситуации. Тем не менее, больные имеют тенденцию задавать личные вопросы исследователю, касающиеся его возраста, семейного положения и прочее.
3. Больные могут быть несколько несдержанны, например, хвалят убранство комнаты, тестовые материалы, исследователя или чрезмерно демонстративны (целуют доктора на прощание).
4. Пациенты стараются хорошо выполнять задание, могут казаться излишне педантичными, сконцентрированными на аккуратности (например, хотят использовать линейку при копировании фигуры с прямыми линиями).
5. Больные демонстрируют понимание проблем, но преуменьшают их значение и мало расстраиваются.
6. Пациенты могут давать повышенную реакцию на сенсорные стимулы (например, на свет, включающийся при исследовании).
Дифференциальная диагностика СД и БА
Ключевым отличием СД являются описанные выше тяжелые семантические нарушения. Пациенты с БА обычно имеют смешанный когнитивный дефицит, который может включать проблемы построения предложений, оперативной памяти, счетных операций, перцепции и пространственных навыков. Хотя семантические нарушения могут присутствовать и при БА, они обычно менее тяжелы и рассматриваются как следствие классической амнезии [71].
Прогрессирующая афазия с нарушениями плавности речи
ПАНПР изначально была описана как одна из форм ФТД, при которой в отличие от СД наблюдались расстройства речи, сопровождавшиеся нарушением ее плавности, требующей усилий, и в итоге заканчивающияся мутизмом [71].
Клинические критерии ПАНПР
Клинические критерии ПАНПР:
• незаметное начало и медленное прогрессирование;
• нарушение плавности разговорной речи, как минимум, с одним из следующих расстройств: аграмматизм, фонетические ошибки, аномия [48].
В пользу диагноза свидетельствуют: запинки и оральная апраксия; нарушение повторения слов; алексия и аграфия; сохранность понимания слов в начале болезни; мутизм на поздней стадии болезни; длительная сохранность социальных навыков; поведенческие расстройства, сходные с пвФТД на поздних стадиях заболевания; оживление примитивных рефлексов, акинезия, ригидность и тремор на поздних стадиях болезни; отсутствие тяжелой амнезии и оптико-пространственных нарушений; нормальная ЭЭГ или минимальное замедление; нейровизуализационные изменения в виде ассиметричной атрофии преимущественно доминантного полушария мозга.
Когнитивные симптомы ПАНПР
В целом клинические проявления ПАНПР заключаются в незаметном и неуклонном прогрессирующем распаде экспрессивной речи [71]. Затруднение проявляется в нарушении подбора необходимых для высказывания слов (пациент точно знает, что он хочет сказать, но необходимое слово не приходит на ум) или в их произношении (больной правильно подбирает слово, но выговаривает его неправильно). Больные могут жаловаться на нарушение чтения и письма. Страдающие ПАНПР лица отдают отчет своему расстройству коммуникации, расстраиваются и испытывают смущение.
Обычно симптомы ограничиваются сферой экспрессивной речи. Люди с ПАНПР не испытывают трудностей в распознавании лиц и объектов, хорошо ориентируются в пространстве, обычно сохраняют функциональную независимость, например продолжают водить автомобиль и играть в гольф. Если имеют место нарушения памяти, то они ограничиваются вербальным доменом.
Поведенческие симптомы ПАНПР
У большинства пациентов с ПАНПР не наблюдается фундаментальных изменений поведения, и они воспринимаются родственниками и близкими такими же, как и раньше [71]. Изменения, если таковые имеются, являются логичным следствием расстройств коммуникации: фрустрация, раздражительность, утрата доверия, воздержание от социализации. В то же время, у тех пациентов, у которых на поздних стадиях заболевания имеет место вовлечение лобных долей мозга, могут наблюдаться поведенческие нарушения, характерные для пвФТД. В этом случае они выражены существенно мягче.
Исследование когнитивных функций при ПАНПР
В отличие от СД, имеющей относительно гомогенную структуру нейропсихологических нарушений, презентация ПАНПР довольно разнообразна [71]. Некоторые пациенты имеют проблемы с артикуляцией и делают многочисленные фонологические ошибки. Такие расстройства относятся преимущественно к экспрессивному уровню речи. Другие больные совсем не делают фонологических ошибок, а редукция плавности речевого акта происходит вследствие нарушения подбора нужных слов. Они имеют более «центральные» проблемы включения слов. У некоторых пациентов отмечаются существенные аграмматизмы, у других – нет. Ряд больных страдают одновременным поражением устной и письменной речи, а у других имеется диссоциация этих нарушений. Так описаны избирательные нарушения чтения и написания слов.
Речь. Нарушения разговорной речи проявляются затруднениями ее плавности, фонологическими ошибками, утратой или снижением грамматического строя и аномией. Нарушения называния качественно отличаются от таковых при СД. Лица с ПАНПР четко осведомлены о словах, которые не приходят на ум или не могут быть произнесены. Им может помогать небольшая подсказка. В формальных тестах на называние типичны фонологические ошибки, пропуски, парафазии. При совершении семантических ошибок пациенты часто самостоятельно их исправляют, что указывает на понимание ими неправильного употребления слов. Понимание предложений нарушено. В отличие от этого, понимание отдельных слов преимущественно сохранено. Для точного установления речевого нейропсихологического дефицита предложены специальные тесты, среди которых Psycholinguistic Assessments of Language Processing in Aphasia [28].
Праксис: использование поз. ПАНПР – расстройство коммуникации. Оно может поражать не только возможности обмена информацией в устном и письменно формате, но и способность общения с помощью поз [71]. У некоторых больных ПАНПР описана так называемая речевая апраксия. Это расстройство ассоциируется с атрофией фронтальных регионов и таупатией [25]. Многие больные не демонстрируют попыток компенсировать речевой дефицит невербальными средствами, что может свидетельствовать о наличии апраксии конечностей. В настоящее время считается, что исследование праксиса конечностей и буккофациального праксиса необходимо включать в нейропсихологическое тестирование пациентов с ПАНПР [71].
Дифференциальная диагностика ПАНПР и БА
На протяжении последнего десятилетия описана редкая форма БА, проявляющаяся селективным нарушением речи и ассоциированная с преимущественным поражением левой гемисферы мозга [19, 75]. Речь при БА не является типично затрудненной или апрактичной по своей природе, как это имеет место при ПАНПР. В то же время, чаще всего дифференциальный диагноз удается провести только по мере прогрессирования, когда при БА к афатическим нарушениям присоединяются амнестические, оптико-пространственные и конструктивные расстройства [71].
Нейровизуализация
Общим характерным признаком ФТД является атрофия лобной и передней височной коры по данным структурной МРТ. У ряда пациентов она сочетается с атрофическим процессом в области базальных ядер [83]. На коронарных срезах выявляют атрофию медиальной фронтальной, орбито-фронтальной коры и передних отделов островка (рисунок) [14, 65]. Ряд авторов отмечают, что на ранних этапах болезни, особенно при поведенческом ее варианте, изменений на рутинной МРТ может и не быть [51].
 |
Развитие новых визуализационных техник, в частности трехмерной волюметрии и картирования толщины кортикальных слоев, дало возможность измерять локальные изменения тех или иных регионов мозга, что позволило выявить визуализационные корреляты некоторых вариантов ФТД. Так, уже на ранних стадиях пвФТД отмечают атрофию передней поясной коры и фронтальной части коры островка [5, 15, 62, 65]. Для других вариантов ФТД данный вид локальной атрофии не характерен. Передний фронтальный цингулярно-островковый комплекс содержит уникальную популяцию нейронов, клетки фон Экономо, которые играют ключевую роль в развитии и поддержании социальных когниций. Данные аутопсии показывают, что именно эти клетки преимущественно страдают у пациентов с пвФТД [64, 65].
Параллельно с атрофией корковых полей отмечают и редукцию подлежащего белого вещества [11]. Наибольшая атрофия белого вещества лобных долей отмечается при пвФТД, в отличие от других ее вариантов [12]. Диффузно-взвешенные методики МРТ (упрощенно называемые трактографией) позволили выявить преимущественное поражение fasciculus longitudinalis superior, fasciculus uncinatus, цингулярных трактов, путей преимущественно лобных частей мозолистого тела у этих больных [85].
Методы функциональной МРТ отражают существенные нарушения функциональных связей атрофичных областей с другими регионами мозга при ФТД, в отличие от здоровых пациентов и других деменций [66, 86].
Радиологическая визуализация мозга (PET и SPECT) для диагностики ФТД в настоящее время используется реже. Область ее применения ограничивается преимущественно дифференциальной диагностикой ФТД и БА. При БА, в отличие от ФТД, выявляют зоны сниженного метаболизма в височно-теменных регионах (PET с флюородезоксиглюкозой) или накопление b-амилоида (PET с [11C]-Pittsburghcompound B) [17, 61].
Функциональные нарушения в повседневной жизни при ФТД
Нарушения повседневного функционирования при ФТД изучены в ряде работ [44, 59, 84]. Из всех форм ФТД наибольшей выраженности они достигают при поведенческом варианте, превосходя показатели пациентов с БА.
Течение и прогноз
В настоящее время доказано, что течение ФТД более быстрое, чем БА. Наиболее неблагоприятной в этом отношении считается пвФТД. Медиана выживаемости таких пациентов находится в пределах 3,0-4,5 лет [20, 54, 57]. К факторам, уменьшающим продолжительность жизни лиц с ФТД, относят коморбидность с болезнью мотонейрона [20].
Терапевтические воздействия при ФТД
В настоящее время не существует специфических для ФТД лечебных воздействий. Соответственно подходы к лечению, как фармакологические так и немедикаментозные, направлены на уменьшение симптомов, причиняющих наибольшее страдание [7]. Роль медикаментозного лечения остается неясной. Исследования высокого качества, в которых оценивали эффективность терапии ФТД, проводились в небольшом количестве, на малых выборках больных, а их результаты зачастую противоречивы. Изучался эффект селективных ингибиторов обратного захвата серотонина для лечения расторможенности у пациентов с ФТД, однако к однозначному заключению об их эффективности исследователи не пришли [16, 45]. Атипичные нейролептики, в частности оланзапин, используются в клинической практике для купирования выраженной ажитации, агрессивного поведения или психотических нарушений [46]. Единичны исследования ингибиторов ацетилхолинэстеразы. Было показано уменьшение
поведенческих нарушений при назначении ривастигмина [47]. В то же время в открытом исследовании донепезила было отмечено ухудшение поведенческих нарушений и отсутствие улучшения когнитивных функций [42]. Ведутся разработки лекарственных средств, воздействующих на ряд фундаментальных патологических процессов при ФТД, в частности на агрегацию тау-протеина и TDP-43 [41].
Значительное место в современных исследованиях уделяется нарушениям здоровья лиц, ухаживающих за пациентами с ФТД. Дистресс, связанный с уходом за больными ФТД, выше такового при БА [6, 43, 56].
Отмечено, что дистресс у оказывающих уход лиц больше зависит от выраженности поведенческих нарушений при ФТД, нежели от тяжести когнитивного снижения [6]. Наиболее частым расстройством среди ухаживающих за данным контингентом лиц является депрессия. Частота ее составляет около 58% [43]. В основу коррекционных подходов в отношении дистресса в настоящее время положены образовательные подходы: обучение лиц, оказывающих уход, пониманию поведенческих и других нарушений ФТД и формирование навыков работы с ними [51].
Выводы
Знания о клинических проявлениях ФТД, патологических процессах, лежащих в ее основе, в последние
20 лет существенно расширились. Разработаны валидные диагностические подходы. В первую очередь следует отметить нейропсихологический инструментарий, занимающий ведущие позиции в диагностике деменций и ФТД в частности, а также современную нейровизуализацию. Текущие исследования сосредоточены на создании биологических маркеров заболевания, которые имели бы высокую сенситивность и специфичность в дифференциальной диагностике. Не менее важным вызовом является создание болезнь-модифицирующих лечебных стратегий, основанных на расшифрованных этиопатогенетических механизмах данного заболевания.
Литература
1. Andrenzato M., Cavallo M., Enrico I. Theory of mind ability in the behavioral variant of frontotemporal dementia: an analysis of neural, cognitive and social levels // Neuropsychologia. – 2010. – 48. – Р. 2-12.
2. Bathgate D., Snowden J.S., Varma A. et al. Behavior in frontotemporal dementia: a comparison with Alzheimer`s disease and vascular dementia // Acta Neurol Scand. – 2001. – 103. – Р. 367-378.
3. Benajiba L., Le Ber I., Camuzat A. Et al. TARDBP mutations in motoneuron disease with frontotemporal lobar degeneration // Ann Neurol. – 2009. – 65. – Р. 470-473.
4. Blair I.P., Williams K.L., Warraich S.T. et al. FUS mutations in amyotrophic lateral sclerosis: clinical, pathological, neurophysiological and genetic analysis // J Neurol Neurosurg Psychiatry. – 2010. – 81. – Р. 639-645.
Полный список литературы, включающий 86 пунктов, находится в редакции.