Meta Pixel

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Когда дети с аутизмом взрослеют…

 

 

F.R. Volkmar, J.M. Wolf 1

Аутизм и смежные с ним состояния описывались с 1940-х гг., однако официального признания они не получали вплоть до 1980 гг., когда было опубликовано руководство DSM-III. Первоначальное замешательство было связано с валидностью этого состояния, а именно возможностью рассматривать его отдельно от детской шизофрении, которое затем устранили путем работы в областях клинической феноменологии и генетики этих двух состояний. В частности, установили различия в клинических проявлениях, аутизм был отмечен глубокими нарушениями в социальной сфере и более ранним началом по сравнению с шизо­френией. Также стало очевидно, что аутизм является строго генетически обусловленным расстройством, отличным от шизофрении.

Первоначально было установлено, что аутизм имеет довольно неблагоприятный исход. Это было обусловлено результатами наиболее ранних исследований, которые продемонстрировали, что около двух третей индивидов с этим расстройством, достигнув взрослого возраста, нуждаются в стационарной помощи [1, 2]. Ранние подходы к лечению центрировались на психотерапии (часто в детско-родительском формате), однако впоследствии произошло постепенное смещение, поскольку практика показала, что структурированные поведенческие и образовательные подходы приводили к лучшим исходам, равно как ранняя диагностика и вмешательство.

Все более очевидно, что внимание со стороны общественности, раннее вмешательство и выбор наиболее эффективного способа ведения имеют наибольшее влияние на исход этого состояния [1].

Исходы аутизма

Существуют доказательные данные в пользу того, что ядерные симптомы аутизма в некоторой степени ослабевают к подростковому и раннему взрослому возрасту, что наиболее часто проявляется улучшением коммуникативных навыков [3]. Нарушения в социальной сфере и повторяющиеся формы поведения имеют тенденцию к сохранению во взрослом возрасте. Более того, улучшения наблюдаются не у всех индивидов. Большой редкостью является ситуация, когда эти улучшения достигают степени, при которой состояние перестает удовлетворять диагностическим критериям расстройств аутистического спектра [1-3].

Что касается нейропсихологического функционирования, коэффициент интеллекта (IQ) с течением времени обычно остается неизменным. Взрослые, страдающие аутизмом, как правило, имеют широкий круг нейропсихологических проблем, включая трудности в сфере социального познания, памяти, исполнительных функций и координации движений, что может оказывать влияние на их способность справляться со всеми сложностями, связанными с независимостью взрослого человека [4].

В плане функциональных исходов и повседневной жизни ранние исследования индивидов, рожденных в 1970-х гг. и ранее, последовательно указывали на крайне неблагоприятный исход во взрослом возрасте у большинства обследованных [3, 5, 6]. Лишь небольшая часть взрослых жили отдельно, большинство же оставались зависимыми от семьи. Аналогичным образом, меньшая часть были трудоустроены или посещали колледж. Доля взрослых с аутизмом, чей исход был благоприятным, составляла от 15 до 44% в разных исследованиях [3, 5]. Было установлено, что ранние коммуникативные навыки и уровень когнитивного функционирования являются наиболее сильными предикторами исхода, и те люди, чей IQ был выше 70, имели наибольшую вероятность отдельного проживания. Существуют некоторые данные о том, что исход сопряжен с количеством социальной поддержки, доступной индивиду [7].

Более поздние исследования продемонстрировали менее мрачную картину. Farley et al. установили, что исходы по сравнению с более ранними оценками улучшились, поскольку половина выборки имела «хорошие» и «очень хорошие» общие результаты [8]. Аналогично, Eaves и Ho показали, что около половины представителей выборки имели «удовлетворительный» или «хороший» исход, при том что в другой половине отмечался «неудовлетворительный» [9]. Ни у кого из обследованных результаты не был расценены как «крайне неудовлетворительные». Авторы связывают это улучшение с прогрессом ранней диагностики и вмешательства в последние годы. Тем не менее, учитывая, что 50% индивидов с аутизмом все-таки имеют неудовлетворительный исход, очевидно, дополнительные поддерживающие мероприятия и вмешательства необходимы для дальнейшего улучшения качества жизни взрослых людей с аутизмом.

Исходы с учетом социального функционирования показывают, что сложности формирования и поддержания дружеских отношений сохраняются у таких пациентов и во взрослом возрасте. Было установлено, что не более 25% взрослых с расстройствами аутистического спектра имеют настоящие дружеские взаимоотношения [6, 10]. К предикторам участия в социальных формах активности во взрослом возрасте относятся более высокая степень независимости в повседневной жизни, более развитые навыки социализации и большие объемы получаемой помощи.

Преследование со стороны сверстников может также сохранять актуальность у взрослых с расстройствами аутистического спектра [11]. Несмотря на нормальное развитие сексуального функционирования, социальные аспекты управления половыми отношениями и понимания правильного сексуального поведения представляют проблему для многих из них в раннем взрослом возрасте. Нарушения в сфере социального познания и склонность к ригидности в поведении или к навязчивым интересам могут также приводить к правовым проблемам (например, неспособность считаться с авторитетами, неподобающее поведение он-лайн, сталкинг). Детальное обучение молодежи этим аспектам является важным для понимания ими последствий своих действий. Образовательная работа со службами немедленного реагирования – также чрезвычайно важный момент, обеспечивающий правильное понимание подобного поведения.

Выявление аутизма и тяжелой социальной уязвимости среди более когнитивно сохранных индивидов было отражено путем включения синдрома Аспергера в DSM-IV и МКБ-10. Все больше индивидов как с синдромом Аспергера, так и с высокофункциональным аутизмом стремятся к более высокому уровню образования и профессиональной подготовки, хотя социальная и обучающая поддержка часто является недостаточной. Разные страны существенно отличаются между собой по уровню возможностей адаптации людей с такими нарушениями, как при аутизме.

Вопросы диагноза и коморбидности

Наиболее ранние подходы к диагностике фокусировались на аутизме у маленьких детей. Со временем стала очевидной потребность в подходе, подразумевающем взгляд с перспективы развития на всем протяжении жизни, что нашло отражение, например, в DSM-III-R и особенно в МКБ-10 и DSM-IV. Более широкое понимание фенотипа аутизма, а также интеллектуально сохранных индивидов с тяжелыми затруднениями социального функционирования (например, с синдромом Аспергера), привело к постановке важных диагностических вопросов, которые остаются темой для дискуссии и в настоящее время представлены в подходе, предлагаемом DSM-V. Время покажет, каким образом это повлияет на диагностику.

Кроме того, наличие такого хронического состояния, как аутизм, может предрасполагать к другим проблемам [11]. Доступная в настоящее время литература позволяет говорить о повышении частоты возникновения ряда клинических проблем взрослого возраста, в том числе тревоги и депрессии (каждая из которых может отвечать на разные средства терапевтического воздействия). Недостаточное количество литературы по терапии в этой возрастной группе, а также исследований аутизма в подростковом и взрослом возрасте остается существенным препятствием на пути к пониманию того, какие вмешательства являются наилучшими.

Выводы

За последние несколько десятилетий исход при аутизме значительно улучшился, что, по-видимому, является отражением множества факторов, включая ранние вмешательства и успехи терапии. В то же время, многие взрослые люди, даже проживая отдельно, нуждаются в некоторой поддержке, а недостаток исследований терапевтических вмешательств и доступных служб ограничивает знания об этой популяции.

Часто имеет место значительный разрыв между когнитивными возможностями и способностью к их применению в условиях «реального мира». Этот разрыв между интеллектуальной функцией и адаптивными навыками может быть весьма существенным и являться одним из факторов, предрасполагающих пациентов к другим психическим нарушениям. Многие индивиды в настоящее время посещают колледж или профессиональные училища, но могут страдать от социальной изоляции и коммуникативных проблем, которые также повышают риск тревоги и депрессии. Исследования и обеспечение помощи в этой сфере остаются крайне приоритетным направлением [11].

Литература

  1. Volkmar F., Wiesner L. A practical guide to autism. Hoboken: Wiley, 2009.
  2. Howlin P., Goode S., Hutton J. et al. Adult outcome for children with autism // J Child Psychol Psychiatry Allied Discipl. – 2004. – 45. – Р. 212-229.
  3. Seltzer M.M., Shattuck P., Abbeduto L. et al. Trajectory of development in adolescents and adults with autism // Ment Retard Dev Disabil Res Rev. – 2004. – 10. – Р. 234-247.
  4. Brereton A.V., Tonge B.J. Autism and related disorders in adults // Curr Opin Psychiatry. – 2002. – 15. – Р. 483-487.
  5. Howlin P. Outcome in adult life for more able individuals with autism or Asperger syndrome // Autism. – 2000. – 4. – Р. 63-83.
  6. Renty J.O., Roeyers H. Quality of life in high-functioning adults with autism spectrum disorder: the predictive value of disability and support characteristics // Autism. – 2006. – 10. – Р. 511-524.
  7. Farley M.A., McMahon W.M., Fombonne E. et al. Twenty-year outcome for individuals with autism and average or nearaverage cognitive abilities // Autism Res. – 2009. – 2. – Р. 109-118.
  8. Eaves L.C. Young adult outcome of autism spectrum disorders // J Autism Dev Disord. – 2008. – 38. – Р. 739.
  9. Orsmond G., Krauss M., Seltzer M. Peer relationships and social and recreational activities among adolescents and adults with autism // J Autism Dev Disord. – 2004. – 34. – Р. 245-256.
  10. Shtayermman O. Peer victimization in adolescents and young adults diagnosed with Asperger’s syndrome: a link to depressive symptomatology, anxiety symptomatology and suicidal ideation // Issues Compr Pediatr Nurs. – 2007. – 30. – Р. 87-107.
  11. Rutter M. Child psychiatric diagnosis and classification: concepts, findings, challenges and potential // J Child Psychol Psychiatry Allied Discipl. – 2011. – 52. – Р. 647-660.

Перевод подготовил А.А. Курсаков

World Psyhiatry. – 2013. – 12 (1). – P. 76-77.


1 Child Study Center, Yale University, New Haven, USA.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2013 Рік

Зміст випуску 6-2, 2013

  1. Вдосконалення порядку надання психіатричної допомоги дітям

  2. Школьная дезадаптация: взгляд на проблему с позиции детской психиатрии

  3. Актуальные вопросы детской психиатрии

  4. Тактика лечения раннего детского аутизма

  5. Обзор доказательств эффективности АЭП для начальной монотерапии эпилептических припадков и синдромов

  6. Тяжко неповносправна дитина з ДЦП – чи варто переглянути акценти вітчизняної системи реабілітації?

  7. Использование нейропротекции в лечении новорожденных детей с задержкой функционального развития ЦНС

  8. Біопсихосоціальна модель допомоги: основні принципи діагностики та лікування

  9. Стереотипные движения и повторяющееся поведение как симптомы расстройств аутистического спектра

  10. Диагностика и лечение психозов и шизофрении в детской популяции

  11. Топирамат как инструмент профилактической фармакотерапии мигрени: возможности и перспективы

  12. Дифференциальный диагноз биполярного расстройства у детей и подростков

  13. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков

  14. Новые подходы к лечению головной боли напряжения

Зміст випуску 10 (55), 2013

  1. Инна Сергиенко: «Я уверена, что это будет интересно всем специалистам без исключения, которые задействованы в оказании помощи детям с аутизмом…»

  2. Доказова освіта в україні: майбутнє осіб з особливими потребами - чи недосяжний Західний обрій?

  3. Кукольный театр как метод психосоциальной реабилитации в психиатрической практике

  4. Львівські психіатричні зустрічі

  5. Новое в психиатрии

  6. Новое в эпилептологии

  7. К вопросу о нормотимических возможностях карбамазепина

  8. Коморбидные психические расстройства при первазивных нарушениях развития у подростков и взрослых

  9. Портрет українського психіатра двадцять років тому

  10. Ремиссия большого депрессивного расстройства без побочных эффектов терапии: сравнение эсциталопрама с СИОЗСН

  11. Методические рекомендации по лечению поведенческих и психотических симптомов деменции

  12. Руководство по головокружениям и нарушениям пространственной ориентации

Зміст випуску 5 (50), 2013

  1. ТИНА БЕРАДЗЕ: «Человек стремится с помощью еды заполнить одиночество и неудовлетворенность, формируя замкнутый круг…»

  2. Новые перспективы в диагностике и терапии психических расстройств

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Фіброміалгія: аспекти діагностики та особливості лікування

  6. Оптимизация терапии пожилых больных с коморбидностью депрессии и психоорганических нарушений сосудистого генеза

  7. Селективный мутизм: диагностические процедуры и терапевтические стратегии

  8. Розлади спектру аутизму як нова проблема психіатричної допомоги дорослим

  9. Рекомендации по лечению пациентов с расстройствами пищевого поведения

  10. Эффективность препарата неокардил у больных дисциркуляторной энцефалопатией атеросклеротического генеза

  11. Мультимодальное влияние вазопро на функциональное состояние мозга

  12. Редкие синдромы в психиатрической практике

Зміст випуску 4 (49), 2013

  1. Стратегии реформирования психиатрической службы в Украине

  2. Новое в психиатрии

  3. Новое в эпилептологии

  4. Приверженность терапии и полноценное социальное функционирование – основные цели лечения шизофрении

  5. Влияние нейрорубина на динамику клинических и электрофизиологических показателей при полинейропатии

  6. Вальпроаты в лечении биполярных расстройств: от фармакологии к фармакотерапии

  7. Рассеянный склероз: актуальные вопросы эпидемиологии и этиопатогенеза

  8. Руководство по фармакологическому лечению тревожных, обсессивно-компульсивного и посттравматического стрессового расстройств

  9. Клиническая эффективность и переносимость леветирацетама при лечении детей с фокальной эпилепсией

  10. Эффективность и безопасность гамалате B<sub>6</sub> в лечении поведенческих расстройств у детей с умственной отсталостью

  11. Боль в спине: эпидемиология, факторы риска, классификация, диагностика и лечение (окончание)

  12. Темные миры Франсиско Гойи

Зміст випуску 3 (48), 2013

  1. Сергей Маляров: «Развитие консультативной психиатрии должно способствовать внедрению новых организационных форм взаимодействия психиатров и врачей общесоматической практики…»

  2. Новое в эпилептологии

  3. Новое в психиатрии

  4. Рациональная политерапия: максимальная эффективность при минимальных лекарственных взаимодействиях и побочных эффектах

  5. Расстройства спектра аутизма: вопросы диагностики и терапии

  6. Расстройства адаптации: современные подходы к диагностике и терапии

  7. Противоэпилептические препараты нового поколения в лечении фокальной эпилепсии

  8. Депрессия и деменция у пациентов пожилого возраста

  9. Рекомендации по ведению пациентов с болезнью Паркинсона

  10. Карбамазепин - ингибитор АПФ: взаимосвязь с патогенезом височной эпилепсии

  11. Эффективность, переносимость и фармакокинетические свойства окскарбазепина у пациентов с эпилепсией

  12. Боль в спине: эпидемиология, факторы риска, классификация, диагностика и лечение

  13. Медицинская история Древнего Рима: к вопросу о наследственной патологии в императорской династии Юлиев - Клавдиев

Зміст випуску 1 (46), 2013

  1. Взгляд на МКБ через призму времени: актуальность пересмотра

  2. Погляд на Проблему психіатричної та соціальної допомоги хворим на аутизм у дорослому віці

  3. Переоценка роли атипичных антипсихотиков длительного действия

  4. Ефективність дісгрену у хворих, що перенесли ішемічний інсульт

  5. Новое в психиатрии

  6. Новое в эпилептологии

  7. Леветирацетам в лечении эпилепсии: эффективность и безопасность

  8. Расстройства спектра аутизма: вопросы ранней диагностики

  9. Эффективность эсциталопрама в лечении большого депрессивного расстройства

  10. Эффективность неспецифического цитопротектора милдроната при хронической цереброваскулярной недостаточности

  11. Досвід застосування нових протиепілептичних препаратів у дітей, хворих на епілепсію

  12. Головная боль: этиология, диагностика, лечение

  13. Жанна д’Арк: испытание Духом

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Зміст випуску 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Архів рекомендацій