В данном систематическом обзоре проанализированы исследования, в которых методом совокупного анализа или метаанализа изучали сравнительную эффективность эсциталопрама. В связи с разными критериями включения и статистической методологией испытаний прямые сравнения представляются затруднительными. Кроме того, регулярно проводятся новые исследования.
В целом, согласно результатам обобщенного анализа исследований и сетевого метаанализа, можно сделать вывод о преимуществе эсциталопрама перед другими препаратами сравнения, хотя в одном модифицированном сетевом метаанализе эти данные не подтвердились (Kennedy et al., 2009; Cipriani et al., 2009; Gartlehner
et al., 2008). Несмотря на это, существуют достоверные доказательства того, что эсциталопрам обладает более высокой эффективностью, чем другие препараты группы СИОЗС. По данным обобщенного анализа и метаанализа испытаний, эсциталопрам статистически достоверно превосходил циталопрам по эффективности (1,73 и 1,13 балла по MADRS соответственно), доле пациентов, ответивших на терапию (8,3 и 7,0%), и показателю достижения ремиссии (17,6 и 5,1%). В ходе проведения объединенного анализа двух исследований с применением пароксетина также выявлено превосходство эсциталопрама по этим показателям. Подобным образом в обобщенном сравнении эсциталопрама со всеми СИОЗС (12 исследований) наблюдались существенные отличия в пользу эсциталопрама, хотя они были менее выраженными.
Эффективность эсциталопрама по сравнению с СИОЗСН и другими препаратами менее изучена. В объединенных исследованиях показано значительное преимущество эсциталопрама перед дулоксетином и отсутствие различий по сравнению с венлафаксином, однако в двух метаанализах никакой разницы между эсциталопрамом и этими двумя препаратами не выявлено (Lam et al., 2008; Montgomery, Andersen, 2006; Cipriani et al., 2009; Gartlehner et al., 2008). Еще в одном объединенном анализе отмечали превосходство эсциталопрама над двумя СИОЗСН, а по данным метаанализа таковое не отмечалось (Kornstein et al., 2009; Kennedy et al., 2009). Причиной подобного расхождения результатов может быть малое количество доступных РКИ, а также то, что совокупный анализ данных пациентов позволяет с большей точностью выявлять различия по сравнению с метаанализом. Интересным является тот факт, что при сравнении эсциталопрама с бупропионом (совокупный анализ двух исследований) не отмечали различий. Однако в этом анализе группы бупропиона и плацебо в достижении первичной конечной точки существенно не отличались, тогда как в группе эсциталопрама были отмечены различия по этому показателю (Clayton et al., 2006).
Несмотря на имеющиеся доказательства относительно превосходства эсциталопрама над СИОЗН, до сих пор ведутся дискуссии о клинической значимости этих различий. Например, результаты объединенных и метааналитических исследований эффективности циталопрама схожи, но не все авторы рассматривают их как клинически значимые. Один из основных вопросов – отсутствие единого мнения в отношении определения минимального клинически значимого различия (MCID) между изучаемым препаратом и плацебо. Одним из предлагаемых критериев MCID для АД является разница по MADRS в 2 балла или в показателе ответа в 10%. Кроме того, неясно, следует ли применять одинаковые критерии MCID при сравнении активных препаратов и с плацебо. Если так, то для того чтобы рассматриваться как более эффективный, изучаемый АД должен на 2 балла по MADRS превосходить препарат сравнения или на 4 балла – плацебо; подобный неадекватно высокий порог представляется труднодостижимым. Поэтому некоторые исследователи предположили, что MCID между двумя активными средствами должно составлять половину от MCID для сравнения препарата с плацебо, то есть минимум 1 балл по MADRS или 5% разницы в ответе. Если использовать эти критерии MCID, то превосходство эсциталопрама над другими СИОЗС рассматривалось бы как клинически значимое.
В связи с высоким ответом на плацебо в клинических исследованиях, некоторые исследователи предложили применять методы повышения чувствительности анализа с целью выявления клинически значимых различий между АД. Одним из таких методов является анализ подгрупп пациентов с более тяжелыми исходными симптомами. Таких больных обычно определяют при наличии 30 баллов MADRS или 25 по HAM-D; они могут лучше отвечать на лечение препаратом и/или в меньшей степени – на плацебо, что упрощает выявление специфических эффектов активных медикаментов. В данной работе изучали подгруппы лиц с тяжелой депрессией; были выявлены значимые различия в эффективности в пользу эсциталопрама с показателем взвешенного среднего отличия в диапазоне от 1,4 до 3,8 балла по MADRS и разницей в ответе от 6,6 до 19,1%. Эти результаты согласуются с данными совокупных анализов, согласно которым сравнительная эффективность эсциталопрама растет по мере повышения исходной степени тяжести состояния (Kennedy et al., 2009; Kilts et al., 2009; Lam et al., 2006). Также они согласуются с результатами прямых сравнений препаратов в рамках РКИ, в которые перспективно включали пациентов с тяжелой депрессией (Boulenger et al., 2006; Moore et al., 2005). Обобщенные данные этих работ позволяют в некоторой мере подтвердить клиническую значимость отдельных различий в эффективности эсциталопрама.
Тот факт, что эсциталопрам, вероятно, обладает более высокой эффективностью по сравнению с другими СИОЗС, можно объяснить тем, что по данным биохимических исследований существует два различных сайта связывания серотонина на поверхности белка-транспортера: сайт первичного связывания с высоким сродством, который опосредует ингибирование обратного захвата серотонина, и с низким сродством, который аллостерически модулирует сродство лигандов с первичным сайтом. Эсциталопрам уникальным образом связывается с обоими сайтами, что приводит к усилению серотонинергической нейротрансмиссии и вытекающих из этого нисходящих влияний на процессы синаптической пластичности и нейрогенеза.
В проведенном систематическом обзоре также получены доказательства того, что среди пациентов, принимающих эсциталопрам, частота прекращения терапии в связи с побочными эффектами ниже по сравнению с СИОЗН, но не ниже, чем при приеме других СИОЗС. Кроме того, по данным сетевого метаанализа сообщалось, что эсциталопрам наряду с бупропионом, циталопрамом и сертралином обладает хорошей переносимостью (на основании информации обо всех причинах отмены лечения) (Cipriani
et al., 2009). Эти сведения также согласуются с результатами обобщенного анализа клинической базы данных более чем 4 тыс. пациентов, согласно которым эсциталопрам характеризуется очень хорошей безопасностью и переносимостью при лечении лиц с БДР и тревожными расстройствами (Baldwin et al., 2007). Как и другие СИОЗС, эсциталопрам может вызывать нарушения половых функций, частота которых, по данным обобщенного анализа исследований, превышает таковую для бупропиона (Clayton et al., 2006). Тем не менее, по данным метаанализа исследований с применением специфических опросников для оценки полового функционирования, эсциталопрам вызывает подобные нарушения реже, чем другие СИОЗС (Serretti et al., 2009).
Следует остановиться на ограничениях этого систематического обзора. Метаанализы и объединенные исследования включали РКИ, подавляющее большинство которых не превышало по своей продолжительности 8 недель. Вполне возможно, что различия в эффективности эсциталопрама по сравнению с другими препаратами уменьшатся со временем. Также есть вероятность, что дозы в исследованиях не были оптимизированы, и результаты РКИ не всегда обобщаемы и применимы в более реальных условиях. Объединение препаратов в классы (например, «все СИОЗС» и «все СИОЗН») не всегда приемлемо, особенно в связи с наличием данных о большей эффективности некоторых средств в рамках одного класса. Наконец, общее число сравнительных РКИ с применением эсциталопрама при БДР (23 исследования по состоянию на ноябрь 2010 г.) по-прежнему остается относительно низким.
Выводы
Таким образом, в результате проведенного систематического обзора, который включает как обобщенные анализы, так и метааналитические исследования, показано, что эсциталопрам обладает более высокой эффективностью по сравнению с циталопрамом и препаратами группы СИОЗС, и хотя различия в эффективности небольшие, но они клинически значимые, особенно у пациентов с тяжелой депрессией. Кроме того, эсциталопрам столь же эффективен, как и препараты группы СИОЗН и бупропион. В ходе нескольких сетевых метаанализов эсциталопрам выступал в роли одного из четырех АД нового поколения с доказательным превосходством по сравнению с другими средствами. Выявленные различия в эффективности эсциталопрама могут быть обусловлены его двойным механизмом действия на первичном и аллостерическом сайтах связывания на белке-транспортере серотонина. Многие клинические факторы, в том числе эффективность, побочные эффекты, лекарственные взаимодействия, профилактика рецидивов, простота использования и экономическая эффективность, должны учитываться при принятии клинического решения при первом выборе АД. Данный систематический обзор эффективности эсциталопрама может помочь клиницистам в этом.
Подготовила Ирина Сидоренко