Медико-социальная помощь лицам пожилого возраста с психическими расстройствами

И.Я. Пинчук, Городская психоневрологическая больница № 2, г. Донецк
На современном этапе в Украине отмечается выраженное постарение населения. Отрицательный естественный прирост населения сделал реальными прогнозы демографов о том, что в начале ХХI века каждый пятый житель Украины будет пожилым человеком.
На сегодняшний день в Украине организационная структура по оказанию медицинской помощи пожилым людям с психическими расстройствами не является образцовой, а необходимые социальные услуги отсутствует вообще. Отсутствуют навыки социальной работы с этим контингентом пациентов, впрочем, как и вообще с лицами с психическими расстройствами, с наркозависимыми, ВИЧ­инфицированными, онкологическими больными и людьми, страдающими хроническими заболеваниями. Кто может обеспечить этих людей правовой консультацией, добиться их социальной защиты и получения ими соответствующих льгот? До сих пор подобной службы не существует, однако возникла острая необходимость ее организации.
В перспективе значительную роль в оказании медицинской помощи лицам пожилого возраста вообще и психиатрической помощи в частности следует отводить интегральной медицине, высшей формой которой является семейная медицина. Семейный врач должен стать главной фигурой в процессе ведения гериатрических больных, так как он первым контактирует с лицами пожилого и старческого возраста и определяет дальнейшую тактику их ведения. В практике семейных врачей люди старше 60 лет составляют четвертую часть всех пациентов. Среди посещаемых на дому 90% составляют лица пожилого возраста. В возрасте 60­69 лет помощью на дому пользуется каждый десятый больной, а в возрасте 80 лет и старше – каждый второй.
Медицинская помощь должна быть максимально приближена к населению старшего возраста, что может быть достигнуто путем совершенствования и развития амбулаторно­поликлинических учреждений, организацией геронтопсихиатрических кабинетов при городских консультативных и территориальных поликлиниках. Рациональным видится введение в состав кадров поликлиник специально подготовленных социальных работников, которые действовали бы под наблюдением и контролем со стороны семейных врачей. Важное место в оказании медико­социальной помощи населению пожилого возраста с психическими расстройствами должна занимать также и психологическая помощь. Сегодня для оказания медико­социальной помощи пожилым людям с психическими расстройствами необходимо участие всех заинтересованных министерств и ведомств: систем здравоохранения и социального обеспечения, пенсионного фонда, фонда социальной защиты населения, общества Красного Креста, волонтеров и других организаций.
Лица пожилого возраста вообще и пожилые пациенты с психическими расстройствами в частности в большей степени подвержены резким изменениям окружающей среды, чем молодые. Эти люди более чувствительны к холоду, чаще живут в худших жилищных условиях, с неадекватным отоплением, получают медицинскую помощь более низкого качества. В связи с резким уменьшением реального материального дохода пенсионеров престарелые люди реже стали посещать лечебные учреждения, расположенные в других населенных пунктах (из­за подорожания стоимости проезда, сокращения транспорта хозяйств и т. д.). Резкое подорожание лекарственных средств делает их малодоступными для большинства сельского населения пожилого возраста. Более половины выписанных рецептов так и не поступает в аптеки... Поликлиникам не выгодны пожилые люди, так как они чаще, чем молодые, требуют госпитализации и скорой помощи, за что расплачиваются поликлиники. Стационарам престарелые пациенты тоже в тягость, поскольку экономический эффект достигается при росте оборота коек, а госпитализация больных пожилого возраста приводит к увеличению средней длительности пребывания на больничной койке и сокращению ее оборота.
Организация ухода за престарелыми людьми затрагивает более широкий круг работников, чем даже уход за детьми. В каждой стране должно быть принято решение, кто будет нести ответственность за удовлетворение потребностей в оказании медицинской помощи и решении социальных нужд лиц пожилого возраста с психическими расстройствами: родственники на собственные средства, государство на общественные средства или и те и другие. У пожилых людей повышается необходимость в медицинской помощи, социальном обслуживании и альтернативных вариантах решения жилищного вопроса, основными причинами чего является то, что у лиц старше 75 лет уровень ограничений дееспособности возрастает, что приводит к снижению их способности к активной деятельности в повседневной жизни и уменьшению независимости.
Для успешного решения разнообразных практических задач по удовлетворению специфических физических и духовных нужд людей старческого возраста с психическими расстройствами потребуется, очевидно, значительное усиление специальной подготовки медицинских и социальных работников, призванных обеспечить эти нужды.
В настоящее время идет поиск универсальной модели организации оказания первичной медико­социальной помощи пожилым пациентам с психическими расстройствами. Одной из причин отсутствия такой модели являются недостаточное знание содержания, потребности и объема помощи этой части населения, а также ограниченные возможности их удовлетворения при ухудшающихся условиях жизни общества в целом.
Социальная работа имеет пять аспектов, которые, хотя и могут анализироваться отдельно, составляют часть одного целого.
1.Географический аспект: вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона.
2.Политический аспект: каждая страна имеет свою политическую систему, которая определяет условия осуществления практической деятельности, независимо от того, является она либеральной или репрессивной, социалистической, социал­демократической или капиталистической.
3.Социально­экономический аспект: основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и образования и, по возможности, к системам социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
4.Культурный аспект: традиции, убеждения, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран должны уважаться, хотя и без ущерба развитию определенных традиций и убеждений. Без этого будет сохраняться дискриминация, наносящая разрушительный ущерб обществу.
5.Духовный аспект: в любом обществе, где проводится социальная работа, существует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы, работы с человеком, а также для развития системы ценностей самих социальных работников, чрезвычайно важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем работают социальные работники.
Учет географических, политических, социально­экономических, культурных и духовных аспектов обеспечивает целенаправленность социальной работы и ее неразрывную связь с правами человека. Особенно это важно, когда речь идет о лицах пожилого возраста с психическими расстройствами. Этот контингент является самым незащищенным в нашем обществе, именно этим людям сегодня часто приходится сталкиваться с нарушением их прав.
Права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой­либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого­либо лица или группы могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
Тот факт, что основной задачей социальных работников является удовлетворение потребностей человека, лишний раз свидетельствует о том, что фундаментальный характер этих потребностей требует, чтобы их удовлетворение было не второстепенным вопросом, а обязательным элементом обеспечения самой элементарной справедливости. Таким образом, обеспечение защиты прав человека является еще одним организационным принципом социальной работы. Переход от определения потребностей к подтверждению прав был необходим для обеспечения удовлетворения реальных базовых потребностей. Базовой потребности соответствует позитивное эквивалентное право, реализацию которого можно требовать от государства.
Социальная работа связана с защитой интересов отдельных лиц и групп. Зачастую социальные работники вынуждены выступать в качестве посредников между людьми и государством или другими органами, отстаивать справедливость и обеспечивать защиту в случаях, когда принятые государством меры в интересах всего общества угрожают правам и свободам отдельных лиц или групп. Например, при помещении пациентов пожилого возраста с психическими расстройствами в соответствующие учреждения, решении вопроса об их дееспособности, или при решении различных жилищных конфликтов, которые часто возникают у пожилых лиц.
Будучи своего рода посредниками, работники социальной сферы должны иметь четкое представление о своей роли и обладать большими знаниями, причем не только в области прав человека, что необходимо для урегулирования многих конфликтных ситуаций, с которыми они сталкиваются в своей практике. С одной стороны, деятельность социальных работников может способствовать осуществлению прав лиц, которым они оказывают услуги, а ошибочное суждение может привести к ограничению этих прав. Знание глобальных вопросов в области прав человека служит большим подспорьем в социальной работе, обеспечивая тем самым чувство единства и солидарности и не позволяя упускать из виду местные условия и потребности, с учетом которых должны работать социальные работники.
В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос о развитии геронтопсихиатрической службы, где весомую роль будут иметь социальные работники. Как никому другому, пожилому человеку с психическими расстройствами, именно в наших социальных и экономических условиях, необходима социальная помощь и защита. Поскольку с увеличением возраста резко обостряются физические, психологические и, особенно, социальные аспекты ухода за лицами пожилого возраста с психическими расстройствами, требуется более многосторонний и интенсивный уход за ними. Вследствие чего необходимо создание модели организации первичной медицинской помощи с обязательным взаимодействием с учреждениями социальной защиты населения.
На сегодняшний день традиционно сложились три основных направления деятельности органов социальной защиты населения по обеспечению социальной защищенности пожилых людей: пенсионное обеспечение, предоставление льгот и преимуществ, социальное обслуживание в стационарных и нестационарных условиях. В приоритетном порядке социальная помощь должна оказываться гражданам пожилого возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации, характеризующейся их неспособностью к самообслуживанию в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья (возрастные изменения, болезнь, инвалидность), усугубляемой одиночеством и малой обеспеченностью.
Исходя из вышесказанного, необходимо провести полный учет лиц пожилого возраста с психическими расстройствами и определить их потребности в медико­социальных услугах, на основе чего организовать адекватную помощь, не нарушая и не ущемляя права и свободы этих людей. Важно также определить затраты правительства на содержание в стационарах пациентов пожилого возраста с психическими расстройствами и сравнить эти показатели с затратами при оказании помощи в амбулаторных условиях и на дому. Все это сможет способствовать реорганизации оказания медико­социальной помощи пожилым людям с психическими расстройствами в виде создания геронтопсихиатрических служб на дому, в амбулаторных условиях, а также специальных домов сестринского ухода.
Поделиться с друзьями:

Партнеры

ЛоготипЛоготипЛоготипЛоготипЛоготип