сховати меню

Когнитивные и поведенческие нарушения у детей с эпилептическим статусом медленного сна

сторінки: 34-36

Н.А. Науменко, В.И. Харитонов, ТМО «ПСИХИАТРИЯ» в городе Киеве

Первое упоминание о «субклиническом электрическом эпилептическом статусе у ­детей, вызванного сном» было опубликовано в 1971 г., когда G. ­Pat­ry etal. описали необычный электроэнцефалографи­ческий ­паттерн, наблюдавшийся практически ­постоянно во ­время сна у шес­ти детей и характеризующийся «­суб­клиническим» паттерном — продленная активность комплексов «спайк-вол­на», длящаяся от нескольких ­месяцев до нескольких лет [1].

Впоследствии был введен ­термин «электрический эпилептический ­статус во время сна» (SES или ESES), а также предположена связь между электро­энцефалографическим паттерном и клиническими симптомами когнитивных нару­шений [2]. Термин «продленная спайк-волновая активность во время медленного сна» (CSWS) ­появился в 1989 году, когда данный синдром внесли в группу синдромов неутонченного происхождения. Сегодня оба термина (CSWS и ESES) используются как синонимы. Некоторые авторы предлагают использовать ESES для обозначения электроэнцефалографических (ЭЭГ) изменений, а CSWS-синдром — для электро­клинического ­состояния [3].

C. A. Tassinari etal. (1992), описывая особенности ­данного синдрома, выделяли ухудшение нейропсихологического развития, моторные нарушения, эпилепсию, а также типичные ЭЭГ-изменения, обозначаемые как эпилептический статус, наблюдающийся на протяжении как минимум 85 % медленного сна и присутствующий на трех и более записях в течение месяца. Однако в настоящее время с целью удобства диагностики принята менее ­жесткая пропорция — 50 % — и во время сна долж­на наблю­даться выраженная эпилептиформная активность в сочетании с ухудшением функционирования [4].

Это состояние сочетается с различными типами припадков: фокальных, генерализованных, наблюдающихся обычно во сне; атипичных абсансов во время бодрствования. Критерием исключения являются тонические приступы. ЭЭГ паттерн состоит из продленной диффузной спайк-­волновой активности, наблюдающейся в медленные фазы сна, появляющейся после дебюта припадков (рис. 1).

nn19_7_3437_r1.jpg

Рисунок 1. Электроэнцефалограмма, демонстрирующая продленную диффузную спайк-волновую активность

Длительность течения синдрома варьирует от нескольких месяцев до нескольких лет. Особенности данного синдро­ма, ведущие к нарушению когнитивных функций, вызывают большой интерес у специалистов, поскольку выраженность этих нарушений ­несколько отличается от описанных в психиатрической ­литературе ­проявлений, сопровождающих становление «эпилептической» личности.

В период с 2011 по 2019 гг. в отделении № 11 ТМО «ПСИХИАТРИЯ» наблюдались восемь детей в ­возрасте от 6 до 11 лет с электрическим эпилептическим статусом медлен­ного сна. При исследовании интеллектуальных ­возможностей детей с эпилептическим статусом медленного сна, ­кото­рое проводилось с помощью детского варианта теста Векслера (WISC), выявлено недораз­витие вербального интеллекта по сравнению с невербальным — ­­разница составляла от 15 до 23 единиц (таблица).

nn19_7_3437_t.jpg

Таблица. Результаты исследования с помощью детского варианта теста Векслера (WISC) интеллектуальных возможностей детей с эпилептическим статусом медленного сна (данные авторов)

Детям, относящимся к этой категории, было сложно выражать свои мысли, вербально проводить обобщение и дифференцирование понятий. Они часто обращались за помощью к родителям («я плохо умею объяснять», «мама, лучше ты расскажи, я не умею» и т. п.).

Когнитивные функции детей, относящихся к данной категории, характеризовались также следующими особен­ностями:

  • неустойчивостью и истощаемостью внимания;
  • трудностями запоминания информации;
  • недостаточностью пространственного восприятия;
  • нарушениями школьных навыков.

Помимо этого, у них были несколько замедлены процессы ­мышления, как, впрочем, и темп сенсомоторных реакций. У одно­го из детей (мальчик 7 лет) отмечались проявления атаксии.

Эмоционально-регуляторная сфера детей с эпилептическим статусом медленного сна характеризовалась не­зрелостью, о чем свидетельствовали более ­инфантильные реакции и суждения, чем это свойственно для данной возрастной группы. При этом, по данным ­проективных тестов и направленной беседы, у части детей ­выявлено наличие целого комплекса переживаний, связанных с ощущением своей несостоятельности в сравнении со сверстниками. Отражалось это как в поведении (несамостоятельность, частое обращение к родителям за под­держкой и т. п.), так и в характере выполнения ­заданий (торопливость, неуверен­ность, частые обращения к взрослым за оценкой правильности выполнения).

Наряду с этим для одного ребенка из представленной выборки (девочка 6 лет с аффективно-респираторными приступами в анамнезе) были характерны более выраженные аффективные реакции — психопатоподобное ­поведение с резкими сменами настроения, раздражительностью, капризностью.

В графической деятельности этой ­категории ­детей ­отмечались признаки так называемого ­органического графического симптомокомплекса, включающего выра­жен­ный наклон изображаемых ­фигур (в среднем на ­15-20° от вертикали), дрожащие, несовпадающие линии, нерав­но­мерный характер нажима.

Характер изображений в целом был достаточно прими­тивным, низкодетализированным. При использовании методики «Пиктограммы» Л. С. Выготского и А. Р. ­Лурия («The icons» of Vygotsky — Luria) отмечались ­признаки микрографии, большое количество стереотипных, персеве­ративных элементов. Среди представленных обра­зов было много персонифицированных индивидуально значимых, наличие которых свидетельствует о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивиду­ального опыта, эгоцентрическом восприятии (рис. 2).

nn19_7_3437_r2.jpg

Рисунок 2. Признаки «органического графического симптомокомплекса» в рисунках детей с электрическим эпилептическим статусом медленного сна: А — Алиса (5 лет 8 мес.); Б — Богдан (11 лет 6 мес.); В — Максим (8 лет 6 мес.); Г — Илья (9 лет)

Таким образом, среди наиболее значимых ­особенностей, характеризующих развитие детей с эпилептическим стату­сом медленного сна, можно выделить следующие:

  • пограничный (субнормальный) уровень ­вербального интеллекта;
  • застреваемость, трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
  • замедленный темп сенсомоторных реакций;
  • заниженная либо неустойчивая самооценка.

Полученные данные требуют дальнейшего уточнения и анализа, а самое главное — привлечения большего коли­чества пациентов для достоверности результатов.

Литература

1. Patry G., Lyagoubi S., Tassinari C. A. Subclinical ‘electrical status epilepsticus’ induced by sleep in children. Arch Neurol. 1971.Vol. 24. P. 242-252.

2. Dalla Bernardina B., Tassinari C. A., Dravet C. et al. Benign focal epilepsy and «electrical status epilepticus» during sleep. Rev Electro­encephalogr Neurophysiol Clin. 1978. Vol. 8. P. 350-353.

3. Galanopolou A. S., Bojko A., Lado F. et al. The spectrum of neuro­psychiatric abnormalities associated with electrical status epilepticus in sleep. Brain Dev. 2000. Vol. 22. P. 279-295.

4. Tassinari C. A., Bureau M., Dravet C. et al. Epilepsy with conti­nuous spikes and waves during slow sleep-otherwise described as ESES (epilepsy with electrical status epilepticus during slow sleep). In: Roger J, Bureau M, Dravet C, et al., eds. Epileptic Syndromes in Infancy, Childhood and Adolescence. 2nd ed. London: John Libbey, 1992. P. 245-256.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2019 Рік

Зміст випуску 10 (111), 2019

  1. Ю.А. Бабкина

  2. В.Я. Пішель, Т.Ю. Ільницька, М.Ю. Полив’яна

  3. М.М. Орос, О.В. Тодавчич

  4. Т. Матіяш, А. Бондарчук

Зміст випуску 9 (110), 2019

  1. Ю.А. Бабкина

  2. С.Г. Бурчинский

  3. С.Г. Бурчинский

Зміст випуску 8 (109), 2019

  1. Ю.А. Бабкина

  2. А. Г. Кириченко, А. Ф. Нечай, Н. О. Смульська, Т. І. Стеценко

Зміст випуску 7 (108), 2019

  1. Ю.А. Бабкина

  2. А.Е. Дубенко, И.В. Реминяк, Ю.А. Бабкина, Ю.К. Реминяк

  3. Н.А. Науменко, В.И. Харитонов

  4. М.О. Матусова, І.А. Марценковський

Зміст випуску 6 (107), 2019

  1. Т.О. Скрипник

  2. Ю.А. Бабкина

  3. Ю.А. Бабкіна

  4. А.Е. Дубенко, И.В. Реминяк, Ю.А. Бабкина

  5. Т.В. Руда

  6. А.А. Криштафор

Зміст випуску 5 (106), 2019

  1. И.А.Марценковский, А.В.Каптильцева

  2. В.Ю.Паробій

  3. Ю.А. Крамар

  4. В.И. Харитонов, Ю.М. Винник

  5. В.И. Харитонов, Ю.М. Винник

  6. В.И.Харитонов, Ю.М. Винник, Г.И. Селюков

  7. Т.А. Зайцева, О.А. Борисенко, П.П. Зайцев,

  8. Н.А. Максименко

  9. И.И. Марценковская, М.В. Нестеренко, Ю.А. Войтенко, Д.И. Марценковский, К.В. Дубовик, О.С.Ващенко

  10. Д.В. Иванов

  11. М.М. Орос, Р.Ю. Яцинин

  12. Н.К. Свиридова, Т.В. Чередніченко

  13. С.Г. Бурчинский

Зміст випуску 4 (105), 2019

  1. Т.О. Скрипник

  2. Ю.А. Бабкина

  3. Ю.А. Бабкина

  4. Л. Шаттенбург, Я. Кульчинський

  5. Є.І. Суковський

Зміст випуску 3 (104), 2019

  1. Ю.А. Бабкина

  2. К.В. Дубовик, І.А. Марценковський

Зміст випуску 1 (102), 2019

  1. Ю.А. Бабкина

  2. М.В. Шейко

  3. В.Ю. Мартинюк

  4. І.А. Марценковський, І.І. Марценковська

  5. А.Е. Дубенко, Ю.А. Бабкина

  6. Ю.А. Крамар

Випуски поточного року

Зміст випуску 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 3 (114), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Бабкіна

  3. О.С. Чабан, О.О. Хаустова

  4. О. С. Чабан, О. О. Хаустова

  5. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 1, 2020

  1. А.Е. Дубенко

  2. Ю. А. Бабкина

  3. Ю.А. Крамар, К.А. Власова

  4. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 2 (113), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Л. А. Дзяк

  3. Ф. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравицька

  5. Ю. А. Крамар

  6. П. В. Кидонь

Зміст випуску 1 (112), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Крамар

  3. М.М. Орос, В.В. Грабар

  4. В.И. Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. L. Boschloo, E. Bekhuis, E.S. Weitz et al.