скрыть меню

Кукольный театр как метод психосоциальной реабилитации в психиатрической практике

 

 

Л.А. Гасан-заде, И.Р. Эфендиев,
республиканская психиатрическая больница № 1 МЗ Азербайджанской Республики

pic-9688625195.jpgВ докладе Всемирной организации здравоохранения, посвященном состоянию психического здоровья (2001), представлено следующее определение: «Психосоциальная реабилитация – это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе».

В настоящее время существует множество моделей психосоциальной реабилитации и взглядов на методы ее проведения. Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция психически нездоровых людей в общество.

Методы и формы работы с пациентами

Под психосоциальной реабилитацией понимают восстановление (формирование в случае изначальной недостаточности) когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности, включая навыки, знания,умения взаимодействовать, решать проблемы и пр., у психически больных с изъянами социальной адаптации, которые обеспечивают их интеграцию в общество. С этой целью используется комплекс психосоциальных воздействий – различных форм и методов, получивших распространение в последние десятилетия, которые направлены на восстановление потенциала самого пациента. ?Специалисты, занимающиеся реабилитацией, и ранее подчеркивали важную, если не решающую, роль активного участия больного в реабилитационном процессе, однако методы непосредственного психосоциального воздействия тогда были ограниченны. Скорее, они носили опосредованный, косвенный характер.

В процессе рассмотрения такого понятия, как «терапевтическое сообщество», становится очевидным, что функция непосредственного психосоциального воздействия в реабилитационных мероприятиях преобладает все больше. В настоящее время психосоциальным воздействиям придают самостоятельное значение – это многочисленные формы работы, ориентированные на пациента, которые основаны на различных многочисленных программах и включают ближайшее социальное окружение. Такими программами являются тренинги социальных навыков – общения, самоуважения, уверенного поведения, независимого проживания, а также психообразовательные программы, обучение стратегии совладания с остаточными психотическими симптомами, семейная терапия с использованием проблемно-решающей, поведенческой, психообразовательной техник и пр.

Процесс психосоциальной реабилитации может быть начат на любом этапе оказания психиатрической помощи, вне острых состоянии (обострений). Возможно и более раннее начало, сразу после купирования острых проявлений психического расстройства. Очевидно, что чем раньше по отношению к началу заболевания начинаются психосоциальные мероприятия (так же как и биологическая терапия), тем скорее можно рассчитывать на более благоприятный прогноз.

Другой целью психосоциальной работы является предупреждение повторных обострений и госпитализаций.?

Важная роль в отношении повторных обострений, как установлено во многих исследованиях, присуща ряду форм психосоциальных воздействий, которые часто используются в работе с пациентами, относящимися к «проблемной группе». Таким больным оказывают непропорционально большую часть общей психиатрической помощи в связи с частыми госпитализациями. Следующая задача связана со значительным числом пациентов с длительным, иногда многолетним пребыванием в стационарах. Как правило, эта категория больных нуждается в психосоциальной работе с ними, в частности на основе модели независимого (самостоятельного) проживания.

Выбор формы вмешательства для конкретного больного должен осуществляться в соответствии с особенностями его психосоциального дефицита (социальной дезадаптации). Учитывая этот факт, каждое психиатрическое учреждение должно располагать несколькими постоянно работающими и выполняющими разные задачи группами. Программа работы такой группы включает занятия, связанные с преодолением конкретных проблем участвующих в группе пациентов (например, у одного – проблема общения, у другого – формирование навыков уверенного поведения и др.).

Творческий подход к проблеме

Групповая терапия имеет многочисленные направления, среди которых можно выделить драматерапию, начавшую свое существование с лозунга: творчество – довольно существенный лечебный фактор.

Драматерапия – это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. При ее проведении используется такой широко распространенный технический прием, как драматизация, то есть разыгрывание какого-либо сюжета. И хотя данный метод носит название «драматерапии», в ее основе лежит искусство театра, а не драматургия. В драматерапии в рамках терапевтического процесса используется сила искусства. В творческом самовыражении пациента отражается как причина, так и природа психического расстройства. Оно способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной психики. Драматерапия фокусирует внимание на том, каким образом люди взаимодействуют друг с другом. При этом подразумевается, что только во взаимодействии, а именно в диалоге с другими людьми, человек может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на окружающих.

Драма – это преобразование действий людей в некое значимое событие. Благодаря вовлечению в специально сконструированный «мир игры», в котором межличностное взаимодействие проявлено наиболее зримо и встроено в определенную сценарную форму, драма помогает людям установить более тесную связь с обыденной реальностью. Драма имитирует реальность взаимоотношений, вовлекая в процесс возможности воображения и интеллекта участников. Помимо этого, искусственно создаются жизненные ситуации, из которых впоследствии пациенты будут заведомо знать выход. Вырабатывается своего рода гибкость в психосоциальном смысле, развивается способность к публичному действию, появляется возможность взглянуть на жизнь с позиции активного участника и тем самым преодолеть восприятие себя как «жертвы обстоятельств». Также человек получает опыт, рождаемый не в разговорах и мыслях, а в активном действии и взаимодействии, что гораздо быстрее приводит к изменению мироощущения и отношения к жизни.

Кроме того, драматерапия, в отличие от театра, концентрируется не столько на окончательном продукте (театральная постановка), сколько на процессе (создание продукта). И, конечно же, высокие требования к уровню актерского мастерства участников не предъявляются.

Средствами драматерапии являются ролевые игры, актерский тренинг, драматические этюды, сценические постановки, техники импровизации.

Более узкое направление драматерапии – терапия кукольным театром. Кукла издавна ассоциируется с различными древними символами и во многих культурах является своеобразным идолом или амулетом. Люди неосознанно наделяют кукол собственными мыслями, чувствами, желаниями. Куклы могут быть добрыми и жестокими, честными и лицемерными, красивыми и не очень, как и сами люди. Каждый из нас может вспомнить свою любимую куклу.

Наиболее часто куклы используются в игровой деятельности в педагогическом процессе и игре. В психотерапевтической работе кукольный театр применяют в структуре арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии и психодрамы. При работе с куклами необходимо учитывать характер проблем пациентов, их возраст, личностные особенности и уровень развития. Кукольный театр подразумевает в первую очередь групповую работу с больными. Желательно привлечение пациентов с различными проблемами и разного пола, количество участников при этом чаще всего ограничивается 7-9. Первоначально совместно с больными определяется сюжет постановки (как правило, сказки), в котором обязательно должны быть положительные и отрицательные персонажи, трудности и преграды и, в конце концов, торжество добра и справедливости. В соответствии с выбранными ролями составляется сценарий, каждый участник запоминает свой текст, что способствует развитию памяти и внимания. В процессе игры пациенты эмоционально вовлекаются в проигрываемое ими, а иногда на короткое время перевоплощаются в героев сказки, что позволяет им раскрыть свои творческие способности и потребность в самовыражении. Больные являются активными участниками терапевтического процесса, у них развивается воображение, уменьшается потребность в зависимости и, конечно же, повышается вера в себя.

Для создания терапевтического кукольного театра необходимо иметь универсальный набор надевающихся на руку или манипулируемых кукол и ширму. Интересен и сам процесс изготовления кукол пациентами, при котором они могут не только показать свои художественные навыки, но и добавить свое мироощущение и представление о персонаже в черты лица и одежду куклы. Психологический аспект взаимодействия куклы и ее «хозяина» раскрывает теория компенсации К.Г. Юнга, согласно которой «бессознательное, либо дополняя, либо компенсируя сознание, всегда стремится к сбалансированности». Кукла, созданная человеком, является символической проекцией его состояния, личностных особенностей и межличностных взаимодействий.?Символ же является в свою очередь проекцией бессознательного и всегда действует как компенсирующий или комплиментарный элемент по отношению к сознательной области психики в конкретный момент жизни. Вытесненный аспект жизни старается привлечь к себе внимание сознания компенсирующим символом, проявляющимся в сновидении, фантазии или рисунке, тем самым стимулируя изменение в сознании.

Работа над кукольным театром также научит пациентов работать сообща, делает их более уверенными и раскрепощенными, развивает речь и учит навыкам социального взаимодействия. Помимо этого, главной отличительной чертой терапии кукольным театром от остальных методов драматерапии является то, что актеры скрыты от зрителей ширмой. Это обусловливает возможность использования кукольных представлений в психотерапевтических целях для того, чтобы помочь пациентам преодолеть собственные страхи и в дальнейшем, полностью реабилитировавшись, интегрировать в общество. В целом, противопоказания для работы с куклами отсутствуют.

Выводы

Учитывая прогресс в медикаментозном лечении психически больных, необходимость в интеграции в общество пациентов со стойкой ремиссией непрерывно растет. В мире уже давно признан положительный эффект этого метода на детей с различного рода психическими отклонениями. Драматерапевтическая работа успешно выполняет задачи социальной реабилитации и интеграции психически нездоровых людей в общество, позволяет реализовать творческий потенциал личности. Значительное преимущество драматерапии в том, что она позволяет прикоснуться к подсознанию самым естественным образом – игрой, метафорами, сказками. Более внимательное отношение к творческой деятельности лиц с ограниченными возможностями позволяет создать новый механизм их внеэкономической поддержки.

Литература

  1. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка / Пер. с англ. – СПб: Деметра, 2003.
  2. Лэндрем Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М: Международная педагогическая академия, 1997.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция / Учебное пособие. – М: СФЕРА, 2002. – С. 243.
  4. Весь мир — театр: психодрама и XX век; www.kursovih.ru.
  5. Лейтс Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – Изд-во: Когито-центр, 2007. – С. 2.
  6. Киппер Д.А. Основы психодрамы: понятие и принципы // Иностранная психология. – 1994. – № 3; www.ifkik.ru.
  7. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. – М: Независимая фирма «Класс». – 1998. – С. 7, 10-11.
  8. Солохина Т.А. Психосоциальная реабилитация: современный подход, 2010; www.familymh.ru.
  9. Лиманкин О.В. Психотерапия и психосоциальная реабилитация в системе современной психиатрической помощи, 2011.
  10. Актуальные вопросы творческой реабилитации в системе оказания психиатрической помощи / Научно-практическая конференция. – Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Психоневрологический диспансер № 5», 2012.
  11. Берегулина Л.Н. Применение клинической системной арт-терапии в отделении принудительного лечения специализированного типа психиатрической больницы // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. – 2012. – Т. 15. – № 2. – С. 4-26.?
  12. Гаврилов В.В. Арт-терапия и экспо-терапия / Искусство аутсайдеров: путеводитель (под ред. В.В. Гаврилова). – Ярославль: Иные. – С. 76-80.?
  13. Ееман Р. «Живой музей» Нью-Йорка // Арт-терапия в эпоху постмодерна (под ред. А.И. Копытина). – СПб: Речь-Скифия, 2002. – С. 70-84.
  14. Ионов О.А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. мед. наук. – М: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. – 28 с.
  15. А.И. Копытин. К пониманию и терпимости – через искусство. Роль творческого самовыражения и арт-терапии в социальной интеграции психически больных людей. – СПб: Скифия, 2007. – 68 с.
  16. Копытин А.И. Работа с психиатрическими пациентами на базе дневного стационара психоневрологического диспансера // Практикум по арт-терапии. – СПб: Питер, 2001. – С. 265-297.?
  17. Копытин А.И. «Диалог» с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации // Журнал неврологии и психиатрии. – 2007. – Т. 107. – № 12. – С.71-77.?
  18. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. – СПб: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева. Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора мед. наук. – 2010. – 52 с.
  19. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. – СПб: Речь, 2011. – 368 с.
  20. Лебедев А.А. Применение групповой интерактивной арт-терапии в психотерапевтическом отделении госпиталя ветеранов войн / Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг (под ред. А.И. Копытина).– М.: Когито-Центр, 2008. – С.105-132.?
  21. Луззатто П. Краткосрочная арт-терапия в остром психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). – СПб.: Питер, 2001. – С. 231-247.
  22. Adamson E. Art as healing. – London: Coventure, 1984.?
  23. Allen P. Coyote comes in from the cold: the evolution of the open studio concept // Art Therapy: The Journal of the American Art Therapy Association. – 1995. – Vol. 12, № 3, P. 161-166.?
  24. Filip C.A. The value inherent in a single session of art therapy // American Journal of Art Therapy. – 1994. – Vol. 33. – P. 12-25.?
  25. Hill A. Art versus illness. – London: Allen and Unwin, 1945.?
  26. Killick K. Unintegration and containment in acute psychosis // British Journal of Psychotherapy. – 1996. – Vol. 13. – № 2. – P. 232-242.?
  27. Lydiatt E.M. Spontaneous painting and modeling. – London: Constable, 1971.
  28. McClelland S. Brief art therapy in acute states: a process-oriented approach // Art therapy: a handbook (eds. D. Waller and A. Gilroy). – Buckingham: Open University Press, 1992. – P. 123-136.?
  29. Thomashoff H.O., Kopytin A., Sukhanova E. How to overcome psychiatric stigma through art / Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). – Athens: BETA Medical Publishers, 2009 – P. 223-236.?
  30. Puppets and Therapy. Compiled and edited by A.R. Philpott. – Plays, INK, Boston, 1997.

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2013 Год

Содержание выпуска 6-2, 2013

Содержание выпуска 10 (55), 2013

Содержание выпуска 5 (50), 2013

Содержание выпуска 4 (49), 2013

Содержание выпуска 3 (48), 2013

Содержание выпуска 1 (46), 2013

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 7 (118), 2020

  1. Герхард Дамманн, Вікторія Поліщук

  2. М. М. Орос, О. О. Орлицький, О. С. Вансович, С. Р. Козак, В. В. Білей

  3. С. Г. Бурчинський

  4. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 6 (117), 2020

  1. Ю.А. Бабкіна

  2. Д. А. Мангуби

  3. А. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. В. І. Коростій, І. Ю. Блажіна, В. М. Кобевка

  5. Т. О. Студеняк, М. М. Орос

  6. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 5 (116), 2020

  1. Т. О. Скрипник

  2. Н.А.Науменко, В.И. Харитонов

  3. Ю. А. Крамар

  4. В.И.Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. Н.В. Чередниченко

  6. Ю.О. Сухоручкін

  7. Ю. А. Крамар

  8. Н. К. Свиридова, Т. В. Чередніченко, Н. В. Ханенко

  9. Є.О.Труфанов

  10. Ю.О. Сухоручкін

  11. О.О. Копчак

  12. Ю.А. Крамар

Содержание выпуска 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 3 (114), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Бабкіна

  3. О.С. Чабан, О.О. Хаустова

  4. О. С. Чабан, О. О. Хаустова

  5. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 1, 2020

  1. А.Е. Дубенко

  2. Ю. А. Бабкина

  3. Ю.А. Крамар, К.А. Власова

  4. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 2 (113), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Л. А. Дзяк

  3. Ф. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравицька

  5. Ю. А. Крамар

  6. П. В. Кидонь

Содержание выпуска 1 (112), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Крамар

  3. М.М. Орос, В.В. Грабар

  4. В.И. Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. L. Boschloo, E. Bekhuis, E.S. Weitz et al.