И он был не один, его сопровождали ангелы небесные». Спустя несколько дней видение повторилось, но было уже более отчетливым – она идентифицировала фигуры как архистратига Михаила, святую Маргариту и святую Екатерину. Архистратиг Михаил дал ей новое послание: «Жанна, ты должна переменить свой образ жизни и совершить важные деяния, так как Небесный Царь избрал тебя для спасения Франции, на помощь и поддержку королю Карлу, изгнанному из своих владений. Ты облечешься в мужскую одежду, возьмешь оружие и будешь предводительствовать войсками – ты будешь управлять всем…». С тех пор галлюцинаторные переживания стали систематическими. Чаще это были слуховые галлюцинации, видения же были реже, но всегда одни и те же –
крылатые ангелы с сиянием над головой, от которых исходил свет и чудесное благоухание. Она их видела, слышала, прикасалась к ним, говорила с ними (соответственно, галлюцинации Жанны имели комплексный характер – помимо слуховых, у нее были также кинестетические и обонятельные). Иногда у Орлеанской Девы бывали односторонние слуховые галлюцинации, когда голос исходил только с правой стороны, а временами она слышала голоса во время звона колоколов. В последнем случае можно предположить слуховые иллюзии, намеренно вызванные, возможно, при содействии активного фантазирования. Примечательно, что ей являлись только архангел Михаил и святые Маргарита и Екатерина, что можно подвергнуть символической трактовке – архангел Михаил во времена Жанны являлся покровителем Франции, а Маргарита и Екатерина, статуи которых девочка могла неоднократно видеть в приходской церкви, почитались как охранительницы девичьей чистоты. Жанна называла их «мои сестры из рая».
Голоса настойчиво твердили Жанне о спасении Франции и ее избранности. «Голос сказал мне, что нельзя оставаться, а надо идти и снять осаду с города Орлеан» – заявляла она на суде. В 17 лет Жанна покидает отцовский дом и отправляется в город Вокулер, где обращается к капитану Бодрикуру с просьбой проводить ее к королю: «Если бы у меня было сто отцов и сто матерей и все они были бы короли и королевы, я и тогда бы ушла. Конечно, мне лучше было бы сидеть за прялкой у матери, но надо идти. Надо идти, потому что без меня никто не спасет королевства, и я пойду, хотя бы мне пришлось дойти на коленях». Сила веры наивной девушки не смогла убедить капитана, и Жанна была высмеяна, но она подействовала на народ, среди которого ходило поверье, что «жена (женщина, то есть королева Изабелла) погубила Францию, а девственница ее спасет». Жанна своими пылкими речами смогла завоевать доверие людей, и через год она с прежней настойчивостью снова едет к Бодрикуру. Капитан был сражен, снабдил ее свитой, выдал коня и мужской костюм, который она больше предпочитала не снимать, объясняя это тем, что не хотела привлекать к себе лишние взгляды солдатов и отличаться от них, и отправил к дофину. При дворе Карла VIІ к девушке отнеслись с понятным недоверием и подвергли различным испытаниям. Прежде всего, придворными дамами было проведено освидетельствование девственности Жанны. Кроме того, согласно еще одной легенде, ей удалось узнать намеренно переодетого дофина среди толпы и проявить дар провидения, сумев развеять неуверенность Карла в своем королевском происхождении. Однако прежде чем выдвигать версии о реальных предпосылках, заставивших дофина признать Деву и доверить ей армию, необходимо отметить его личностные качества – Карл отличался слабодушием, безвольностью, и был мало способен к тому, чтобы исправить военные неудачи собственного отца. Видя веру народа в Жанну и его готовность идти за ней в бой, Карл был вынужден признать высшую миссию Девы.
Военные победы Жанны д’Арк, и прежде всего снятие осады Орлеана 8 мая 1429 г., можно приписать не столько силе и численности армии арманьяков или стратегическому таланту неопытной девушки, сколько психологическому влиянию ее личности на сознание народа, уверовавшего в предсказание о Деве-избавительнице. Моральный дух армии креп, Жанна строго предупреждала пьянство и кутежи среди солдат, запретила им нецензурно выражаться, очистила лагерь от продажных женщин. Поход Девы на Орлеан можно сравнить с «крестовым». Жанна смело шла вперед и вела за собой остальное войско. Получив ранение в плечо, она поначалу очень испугалась и заплакала, но когда увидела, что ее войско стушевалась, собственноручно вырвала стрелу из раны и бросилась на приступ вражеского бастиона. В глазах французов она была святая, в глазах англичан – колдунья. Английские солдаты придавали значение даже созвучию ее фамилии с английским словом «дарк», обозначающим все темное и потустороннее. Город был освобожден спустя 10 дней боев. Однако цель Девы, отныне именуемой Орлеанской, не была достигнута. Она во что бы то ни стало стремилась к возведению дофина на трон. Так, 29 июня 1429 г., после еще нескольких военных побед, начался «бескровный поход» в сторону Реймса, традиционного места коронации французских монархов. Города без боя открывали ворота перед армией Жанны, и 17 июля Карл VIІ был торжественно миропомазан в Реймском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что еще более подняло национальный дух французского народа.
Орлеанская Дева стала народной героиней. Казалось бы, миссия Жанны была выполнена, однако король не спешил отпускать девушку домой, ведь она была нужна ему для устрашения вражеской армии. Дева принимает решение идти на Париж, который оставался в руках бургундцев, однако Карл не решается ее поддержать, и его приказом осада города была прекращена, а армия распущена. Жанна осталась без поддержки короля с небольшим отрядом единомышленников. Весной 1430 г. при взятии Компьена Жанна была ранена и взята в плен бургундцами, которые продали ее англичанам. Ее перевозят в Руан, содержат как военнопленную и готовят инквизиционный процесс, который длился с февраля по май 1431 г. Англичан не могла удовлетворить казнь Жанны как военнопленной – чрезвычайно важно было признать Деву еретичкой и посланницей дьявола, заставить отречься от своего божественного предназначения, чтобы народ потерял веру в нее. Процесс Жанны происходил в «лучших» традициях священной инквизиции – отсутствовал лишь один важный элемент – физические пытки. Судьи всеми силами пытались сломить волю девушки – солдаты унижали и глумились над ней, духовенство испытывало приемы психологического давления, запугивания и всячески манипулировало несчастной. Жанна стояла до конца – во время процесса, отвечая на вопросы судей о голосах, она утверждала: «Я их видела глазами моего тела так же ясно, как вижу вас теперь» и «Я так уверена в том, что их видела, как уверена в бытии Бога». В конце концов, епископ Кошон, возглавлявший процесс, прибег к подлой инсценировке – привел Жанну к костру, якобы приготовленному для ее казни, где пообещал заменить сожжение на пожизненное заключение в тюрьме с лучшими условиями в обмен на отречение от ересей и клятву в послушании Церкви. При подписи Жанны священники подменили зачитанный текст на документ, где речь шла о полном отречении от всех своих «заблуждений». Вскоре Жанна поняла, что ее обманули.
Она заявила судьям: «Мои святые сильно упрекали меня за малодушие, достойное гнева Божьего и вечной погибели». Через несколько дней под предлогом того, что Жанна вновь надела мужскую одежду и «впала в прежние заблуждения», трибунал приговорил ее к смерти, и 31 мая 1431 г. Орлеанскую Деву сожгли на костре. Такова краткая история жизни Жанны д’Арк. Дева не освободила Францию, но подарила ей надежду. Столетняя война продолжалась еще 20 лет, но англичане так и не смогли полностью оправиться от нанесенного им удара, и преимущество до конца войны оставалось в руках у французов.
|
Как метко отметил В.А. Гиляровский в своей монографии «Учение о галлюцинациях», у психиатров нет достаточных данных, чтобы дать точную квалификацию галлюцинаторных явлений, которые имели место у Жанны д’Арк. Были ли ее голоса и видения спровоцированными психозом, и каким, в таком случае, эндогенным, экзогенным, психогенным (истерическим), или же эти феномены следует рассматривать как порождение личностного своеобразия героини и наложенного на него отпечатка коллективного бессознательного?
Если бы Жанна прожила дольше, то, возможно, ее жизнь оставила бы более определенные ответы на заданные вопросы. Вполне вероятно, что предполагаемое психическое заболевание выступило бы отчетливее. Ведь она до конца жизни оставалась человеком, адаптированным к тому обществу, в котором находилась. Трезвость суждений, живость эмоциональных реакций, которые она демонстрировала во время судебного процесса, не позволяли никому из присутствующих на нем заподозрить, что эта девушка безумна. Единственной тонкой нитью, связывающей галлюцинации Жанны с диагнозом параноидной шизофрении, является альтернативная версия ее происхождения, согласно которой она была «королевской принцессой», сестрой Карла VII, которую втайне готовили к высшей миссии. Ведь удивительно, что неграмотная крестьянка досконально владела оружием, мастерски держалась в седле, изъяснялась вполне грамотной речью. Доказательство ее королевского происхождения – это еще и доказательство наследственности, которая указывает на психическое заболевание у ее предполагаемого отца – Карла VI.
Еще одним вероятностным диагнозом, объясняющим галлюцинации Жанны, выступает парциальная эпилепсия травматического либо инфекционного генеза. Возможно, это была легкая темпоральная (височная) очаговая эпилепсия, проявляющаяся только в аурах, которые интерпретировались легковерной фантазеркой как визиты святых.
Бернард Шоу в своем предисловии к «Святой Иоанне» довольно непосредственно высказывается об этом вопросе: «Если Жанна была безумна, то безумен и весь христианский мир, ибо люди, свято верующие в реальность божественных персонажей, ничуть не менее безумны, чем те, кто воображает, будто видит их». Картина мира, целиком определявшая менталитет средневекового человека, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Учитывая подверженность жителя средневековой Европы мистическим идеям, предрассудкам и
суевериям, несформированность его личности в культурно-психологическом плане, отсутствие персональной ответственности за собственную жизнь, которая полностью вверялась воле Бога, те феномены, которые в современной психиатрии рассматриваются как болезненные состояния (к примеру, массовые истерические психозы), в XV веке были обыденным явлением. Переживания Орлеанской Девы, вполне возможно возникавшие на почве физического и психического истощения, вызванного постом и строгими молитвами, не оторваны от реальности, они завершают теистическое, иррациональное миросозерцание, типичное для культуры средневековья.
|
Жанна д’Арк – женщина или мужчина?
Довольно интересным медицинским дополнением, частично объясняющим некоторые особенности поведения Жанны д’Арк, является гипотеза В.П. Эфроимсона, советского ученого-генетика, который в своих исследованиях природы человеческой гениальности предположил, что у Орлеанской Девы был
синдром Морриса (синдром нечувствительности к андрогенам, синдром тестикулярной феминизации). Данная наследственная аномалия характеризуется нечувствительностью периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, и в результате пренатальное и постнатальное развитие организма, обладающего мужским набором хромосом (46/XY) и семенниками, идет по женскому направлению. Частота заболеваемости – примерно 1-5 на 100 тыс. новорожденных.
Индивид с завершенным синдромом обладает женской внешностью, сформировавшейся грудью и развитыми наружными половыми органами по женскому типу, несмотря на кариотип 46XY и неопустившиеся яички. Матка, яичники и маточные трубы отсутствуют, имеется короткое слепое влагалище. Достоверно известно, что у Жанны была первичная аменорея, у нее никогда не наблюдались месячные. Кроме того,
по некоторым данным, во время проведенных осмотров, удостоверявших ее девственность, было обнаружено аномальное строение ее половых органов, которое препятствовало ведению половой жизни. Обычно половое влечение у людей с синдромом Морриса снижено. При этом наблюдаются физическая привлекательность и стройное тело-сложение, высокий рост, повышенная физическая сила и выносливость, а также высокий интеллект и определенные психологические качества – активность и энергичность, эмоциональная устойчивость, развитая воля, склонность к риску, что связано с накоплением андрогенов, оказывающих стимулирующее действие на нервную систему, в тканях организма.
Подробности истории Жанны д’Арк разнятся, как разнится и сам образ этой культовой исторической личности. Все источники сходятся лишь в одном: Жанна д’Арк стала символом своей эпохи, олицетворением духа французского народа. Романтизированный образ народной героини Франции воспет многими поэтами и писателями, вдохновленными ее мужеством, стойкостью и смелостью. Первые произведения о Жанне д’Арк появились еще при ее жизни – например поэма средневековой писательницы Кристины Пизанской «Слово о Жанне д’Арк». Сочинения,
посвященные Жанне, создавали Вольтер, Шиллер, А. Франс, П. Клодель, Ж. Ануй, М. Твен, Б. Шоу и многие другие писатели с мировыми именами.
Что почитать:
Вольтер «Орлеанская девственница»
– ироничная поэма Вольтера, долгое время пребывавшая под запретом цензуры во Франции и других католических странах, произведение вольнодумное и сатирическое, обличающее институт религии, духовенство и буржуазное французское общество. «Орлеанская девственница» в значительной степени отличается от всех произведений, воспевающих Жанну д’Арк. Вольтер изображает Жанну наивной и простодушной деревенской девушкой, лишенной героизма и святости, но искренне любящей свой народ и страну.
|
|
|
Марк Твен «Жанна д’Арк»
(«Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря») – Пожалуй, лучшим рефреном для этого романа выдающегося американского писателя будут его же слова: «Из всех моих книг я больше всего люблю «Жанну д’Арк»; это лучшая из них; я это прекрасно знаю. А кроме того, она доставила мне в семь раз больше удовольствия, чем все остальные; двенадцать лет я ее готовил и два года писал. Для других подготовки не требовалось…».
|
Бернард Шоу «Святая Иоанна»
– пьесахроника, названная так самим Шоу, написана с такой же прямотой и иронией, как и другие работы драматурга. «Святая Иоанна» – последнее произведение, написанное Бернардом Шоу перед получением Нобелевской премии в 1925 г.
|
|
|
Среди ученыхмедиевистов, изучающих период Столетней войны, также немало специалистов, посвятивших свои исследования исторической фигуре Жанны д’Арк.
Р. Перну, М.В. Клэн «Жанна д’Арк».
Французские историки МариВероник Клэн и Режин Перну из Центра Жанны д’Арк в Орлеане считаются наиболее авторитетными исследователями жизни и деяний Девы.
А. Левандовский и В. Райцес –
советские ученые, своими произведениями, внесшие весомый вклад в реконструкцию личности и жизнеописание Жанны д’Арк. В частности, Райцес выступал научным консультантов при съемках исторических эпизодов фильма Глеба Панфилова «Начало».
|
Что посмотреть:
К образу Жанны д’Арк не остался равнодушным и кинематограф. Первый фильм, посвященный ей, вышел в 1899 г. C тех пор число экранизаций ее жизни и подвига превысило 70, а режиссерами фильмов о Жанне в разное время были Карл Теодор Дрейер («Страсти Жанны д’Арк», 1928), Виктор Флеминг («Жанна д’Арк», 1948), Роберто Росселлини («Жанна д’Арк на костре», 1954), Отто Премингер (Святая Иоанна, 1957), Робер Брессон («Процесс Жанны д’Арк», 1962), Глеб Панфилов («Начало», 1970), Жак Риветт («ЖаннаДева», 1994), Люк Бессон («Жанна д’Арк», 1999) Кристиан Дюгей («Жанна д’Арк», телесериал, 1999).
«Страсти Жанны д’Арк» (Франция, 1928 г., режиссер – Карл Теодор Дрейер, в главной роли – Рене Мария Фальконетти) – фильм датского кинорежиссера К.Т. Дрейера, повествующий о процессе над Жанной, – общепризнанная жемчужина немого кинематографа. Оригинальный негатив фильма сгорел при пожаре, и фильм считался утраченным более полувека, пока в 1981 г. не была обнаружена в психиатрической клинике в Осло хорошо сохранившаяся копия фильма. Роль Жанны оказалась последней в кинематографической карьере актрисы Фальконетти – методы, использованные режиссером, отразились на ее психологическом состоянии и привели к длительной депрессии. Большая часть картины состоит из крупных планов лица актрисы, которую в процессе съемок не гримировали, ее волосы были действительно полностью острижены в кадре, а сама она до такой степени вживалась в роль, что понастоящему падала в обморок во время инсценированных пыток.
|
|
|
«Начало» (СССР, 1970 г., режиссер – Глеб Панфилов, в главной роли – Инна Чурикова) – эта кинолента, в которой во всей полноте раскрылся актерский талант молодой Инны Чуриковой, снята в своеобразной манере «фильма в фильме» – провинциальная актриса неожиданно для себя получает предложение сняться в главной роли в образе Жанны д’Арк.
|
«Жанна д’Арк» (Франция, 1999 г., режиссер – Люк Бессон, в главной роли – Мила Йовович) – исторический блокбастер с участием плеяды голливудских актеров, одна их последних биографических лент о Жанне д’Арк. Действие картины происходит во Франции во время Столетней войны. Страну спасает только чудо, явившееся в образе молодой девушки Жанны родом из Домрери.
|
|
Что посетить:
|
Дом Жанны д’Арк в Домреми. Дом, в котором родилась и выросла Жанна, попрежнему стоит в деревне Домреми в Лотарингии. Внешний вид его оставался нетронутым с 1412 г., хотя внутреннее убранство не сохранилось. В 1840 г. дом был превращен в музей и объявлен национальным достоянием.
|
Дом Жанны д’Арк в Орлеане. В доме, в котором в апрелемае 1429 г. во время осады Орлеана жила Жанна д’Арк, ныне открыт ее музей и Культурный центр с богатой библиотекой, в которой можно найти исторические книги, картины, документы и множество других материалов, посвященных Орлеанской Деве. На центральной площади города стоит памятник Жанне, а витражи Орлеанского собора Священного Креста полностью посвящены истории ее героической жизни.
|
|
|
Музей Жанны д’Арк в Руане. В Руане, историческом центре Нормандии, расположенном на севере Франции, происходил суд над Девой. Здесь она отбывала свое заточение и была сожжена на рыночной площади, где впоследствии был возведен собор Святой Жанны д’Арк. Недалеко от места казни находится Музей Жанны д’Арк с коллекцией сцен из жизни Девы, созданных с помощью восковых фигур.
|
Подготовила Ольга Устименко