Meta Pixel

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися
  1. Семен Глузман: «Смысл нашей работы заключается в том, чтобы помочь человеку жить полноценной жизнью…»

  2. Психологические тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

  3. Дискуссионные вопросы терапии бокового амиотрофического склероза

  4. Фармакотерапия хронического болевого синдрома неракового происхождения

  5. Болезнь Паркинсона: достижения фармакотерапии

  6. Первая линия терапии ювенильной миоклонической эпилепсии у девочек: вальпроаты или новые агенты?

  7. Обзор дополнений к практическому руководству по лечению острого и посттравматического стрессовых расстройств (2009)

  8. Метаболический синдром у лиц, страдающих шизофренией

  9. Аутизм у дошкольников: откровенный разговор

  10. Миотоническая дистрофия

  11. Вертеброгенные головокружения: причины, диагностика, профилактика и лечение

  12. Коморбидность и биполярность: биполярное расстройство через призму доказательной медицины

Психологические тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

Для того, чтобы лучше понять ситуацию, сложившуюся с психологическим тестированием в нынешней Украине, нужно хотя бы ненадолго заглянуть в историю становления и развития психодиагностики. Как известно, научная психодиагностика берет свое начало от трудов Френсиса Гальтона и Джеймса Кэттелла, поставивших задачу измерения ума человека. Происходит это в конце ХIХ столетия. Первые попытки измерения ума, несмотря на широкую известность и популярность гальтоновско-кэттелловских тестов, оказались несостоятельными. Простые сенсомоторные тесты, разработанные основоположниками психодиагностики, мало что могли сказать об уме. Однако эти тесты стали стимулом для создания тех, которые базировались на новых теоретических представлениях, рассматривающих ум человека в неразрывной связи с высшими психическими функциями. Увидевшую свет в 1905 г. шкалу Альфреда Бине можно считать прообразом современных тестов для определения уровня интеллектуального развития. Начавшись с измерения ума, психодиагностика вскоре обращается и к оценке разнообразных личностных особенностей.

В дореволюционной России все существовавшие в то время тесты были хорошо известны, также разрабатывались и оригинальные отечественные, порой во многом превосходящие зарубежные. В качестве примера можно назвать знаменитые «Психологические профили», созданные Г. Россолимо в 1909 г. В советский период, особенно в 20-30-е годы прошлого века, тестирование в образовании (педология), профессиональном отборе, консультировании, рационализации труда (психотехника) было очень широко распространено. Переводились зарубежные методики, создавались новые тесты, появилось множество тестологических изданий. Психотехнические лаборатории на производстве и кабинеты педологии в школах проводили активную работу, основанную, прежде всего, на применении психологических тестов. После принятия ЦК ВКП (б) печально известного постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936), в котором была подвергнута резкой критике практика тестирования, основанная на якобы ненаучных, буржуазных идеях, педология и психотехника перестали существовать как научные направления, многочисленные научные учреждения и лаборатории были ликвидированы. О тестах надолго забывают, самое упоминание термина «психологический тест» возможно только в критике «маразмирующей буржуазной психологии». Вновь о тестах заговорили только в конце 60-х – начале 70-х годов. Было официально признано, что необходимо развивать советскую психодиагностику, базирующуюся на марксистских позициях и призванную обслуживать интересы социалистического общества. В 70-е годы проходят первые конференции, посвященные инструментам измерения индивидуальных различий, в дискуссиях высказываются как противники, так и сторонники тестов. При этом тогдашняя советская академическая психология продолжает крайне сдержанно относиться к тестам. Ведущие психологи того времени высказывают либо негативное отношение к ним, либо публикуют обтекаемые статьи, из которых можно понять только то, что тесты имеют как слабые, так и сильные стороны, а самое главное, соответствуют позиции марксистской психологии. Несмотря на формируемое академической психологией нейтрально-негативное отношение к тестам, их начинают использовать в практике психологической оценки. В первую очередь тесты проникают в клинику, и применяются для решения задач индивидуальной диагностики при психических заболеваниях. Впоследствии начинается все более широкое применение зарубежных тестов, делаются робкие попытки разработки отечественных методик. Однако несколько десятилетий длившийся отказ от тестов как инструментов психологического исследования не прошел даром. В 80-е годы лишь незначительная часть советских психологов понимает, что означают, применительно к тестам, термины «валидность» и «надежность», единицы знают о том, как их можно определить. Публикуются самодеятельные тесты, которые могли вызвать в лучшем случае только грустную улыбку у специалистов. Многочисленные зарубежные тесты наскоро переводятся с языка оригинала, публикуются в широкой печати даже без намека на соблюдение авторских прав и предлагаются для использования в решении разнообразных диагностических задач в клинике, профотборе, обучении и т. д. Даже многим психологам тех лет, не говоря уже о непрофессионалах, которых всегда было много в психологии, казалось, что нет ничего проще, чем разработка нового опросника, например, для измерения агрессивности. В конце 80-х ситуация меняется в лучшую сторону. Наряду с продолжающимися изданиями того, что можно назвать квазитестами, появляются, пусть немногочисленные, монографии и учебные пособия, в которых раскрываются история психодиагностики, особенности разработки тестов, описываются предъявляемые к ним психометрические требования.

Распад СССР в начале 90-х годов и последующие затем без малого 17 лет почти не меняют ситуацию в развитии психодиагностики, по крайней мере, в Украине и России. Психодиагностика продолжает подпитываться нелегально используемыми зарубежными методиками, оставляющими без ответа вопросы об их соответствии психометрическим требованиям. Пользователям тестов предлагаются известные зарубежные методики, якобы прошедшие полную адаптацию на отечественных выборках. Покупай и работай! В действительности же пользователи получали (и получают до сих пор) не полноценный продукт – научно обоснованный и проверенный тест, а суррогат, только в красивой упаковке. Издатели таких тестов не имели и не имеют прав на их тиражирование и продажу, ведь тем самым ущемляются не только интересы авторов, но и отсутствует авторский надзор, что приводит к многочисленным ошибкам и погрешностям. К тому же многие тесты, издаваемые в России и в Украине, давно и безнадежно устарели, поскольку за рубежом разработаны их новые версии, в которых использованы современные достижения психологической науки. За примерами далеко ходить не надо. Хорошо известное психологам своими нелегальными публикациями зарубежных тестов питерское издательство «ИМАТОН» предлагает покупать шкалу Векслера для измерения уровня интеллекта взрослых в редакции 1955 г. Права на это издание «ИМАТОН» не имел и не имеет, это, конечно, очень плохо, но еще хуже то, что психологам предлагают давно устаревший тест, да еще и с ошибками, не говоря уже о сомнительных данных по его стандартизации. Напомним, что сегодня имеется 3-я редакция этой шкалы (1997), существенно отличающаяся от ранних версий. Украина не отстает от России в распространении тестов, на которые не имеет авторских прав. Впрочем, речь идет чаще всего не о тестах, а просто-напросто о переводах зарубежных тестов. Достаточно посмотреть в Интернете сайт информационно-тренингового центра «Развитие», предлагающего, почему-то бесплатно, многие зарубежные методики, об адаптации которых ничего неизвестно, а авторские права… об этой мелочи просто забыли.

К чему приводит применение квазитестов в работе психолога? Я уже неоднократно писал и говорил об этом. Скажу кратко еще раз, поскольку фактически ничего не меняется. Диссертации, курсовые и магистерские работы, в которых фигурируют данные, полученные с помощью непонятно откуда взятых опросников Кэттелла, тестов Роршаха и Люшера, MMPI и т. д., будем надеяться, никому вреда не принесут, хотя эти работы, несомненно, подрывают авторитет психологической науки, способствуют укоренению в широких слоях населения мнения о том, что наш инструментарий нечто среднее между гаданием на кофейной гуще и астрологией. Гораздо опаснее практическое применение квазитестов. Заключения, которые делает на основе использования этих «тестов» психолог, работающий в области профессионального отбора, в образовании или в клинике, могут нанести реальный ущерб личности, негативно повлиять на ее дальнейшую судьбу. Возможно, так и происходит, только кто и когда отслеживал пагубное влияние такого рода оценок личности в условиях отсутствия какой-либо нормативно-правовой основы деятельности психолога-диагноста?

Наконец, формируется профессиональный нигилизм по отношению к методикам и тестам, ведь можно использовать что угодно и никем это не контролируется, кроме совести исследователя. Развитию профессионального нигилизма в сфере психологического измерения среди психологов способствует и их подготовка в области психодиагностики, которую они получают на студенческой скамье. Обязательный для изучения будущими психологами курс психодиагностики, за исключением двух-трех университетов Украины, читается преподавателями, которые не работают в этой области, не имеют соответствующих публикаций, а следовательно, и необходимой квалификации. О психологических тестах студенты получают сведения из того же Интернета (кстати, там предлагаются и пользующиеся спросом рефераты по разным проблемам психодиагностики) или по-прежнему многочисленных изданий, в которых повторяются одни те же устаревшие методики, с помощью которых можно измерить, скорее всего, уровень психологической безграмотности пользователя. Ни в одном высшем учебном заведении Украины, занимающемся подготовкой психологов, я не видел того, что есть в любом вузе Европы и США – тестотеки. Напомню, что речь идет о библиотеке тестов, эти библиотеки обычно насчитывают многие сотни методик, с которыми студенты могут познакомиться и поработать. Впрочем, из каких методик мы можем сегодня создать тестотеку? Из незаконно используемых зарубежных или из не сертифицированных самодеятельных тестов? Дипломаты, в случае появления таких вопросов, обычно говорят: «Нет комментариев».

Вероятно, у читателя возникает вполне закономерный вопрос о том, почему ситуация с психологическими тестами, которая, разумеется, не тайна для многих психологов, не меняется в лучшую сторону в течение столь долгого времени. Попробуем ответить и на этот вопрос. Первая и основная причина заключается в том, что многие десятилетия в советской психологии, преемниками которой, что бы там не говорили, мы являемся, формировалось негативное отношение к тестам. Это отношение в известном смысле «наследуется» и психологами, которые живут, учатся и работают в другое время, в иных политических, научных и культурных условиях. Именно поэтому невозможно найти финансирования для столь «второстепенных» в психологической науке проблем, связанных с тестами. Адаптация зарубежного теста требует значительных интеллектуальных и финансовых затрат. Не говоря о том, что нужно платить праводержателю, подчеркнем, что работа по адаптации, стандартизации теста в новых условиях равна той работе, которую проделал его создатель, за исключением собственно идеи или теории, положенной в основу методики. Сегодня потребность психологов в тестах удовлетворяется за счет публикации их суррогатов, что создает иллюзию наличия и доступности диагностического инструментария. Кстати сказать, недорогого, в сравнении с мировыми ценами, инструментария, поскольку нет нужды платить автору и за трудоемкий процесс адаптации.

Из уже написанного ясно, что сохранение статус-кво в области психологического тестирования чревато серьезными последствиями не только для психодиагностики, но и психологической науки в целом. В первую очередь это касается процесса интеграции отечественной психологии в мировую науку о человеке. Сегодня вряд ли кто-либо рискнет спорить с тем, что будущее украинской психологии зависит не только от идей и теорий, создаваемых и развиваемых нашими учеными, результатов их исследований, но и от того, насколько они известны и восприняты в мировом научном сообществе. Отношение к тестам должно в корне измениться, в противном случае мы не сможем остаться даже в обозе мировой психологии, нам уготовано место на обочине.

Вот и подошло время задать сакраментальный вопрос: «Что делать?». Прежде всего, необходимо создать тестовую инфраструктуру, что подразумевает появление не только сертифицированных пользователей и тестов, но и соответствующих издательств, несущих полную ответственность за выпускаемую продукцию и действующих согласно законам об авторских правах. Несомненно, в этой инфраструктуре должна найти место и система последипломного специализированного обучения психологов, поскольку нельзя научиться профессиональной работе с тестами, опираясь только на вузовский курс психодиагностики. Заботу обо всем этом на себя должно взять не государство, а профессиональное сообщество психологов, которое пока остается в стороне от решения этих насущных проблем психологической науки. Наши российские коллеги уже начали эту работу, приняв в прошлом году постановление, касающееся сертификации психологических тестов и их пользователей (приложение 1), а Всероссийская научная конференция «Современная психодиагностика в изменяющейся России» (Челябинск, сентябрь, 2008) в своих рекомендациях конкретизировала основные задачи развития этой области знания (приложение 2). Наконец, недавно на страницах московского периодического издания «Психология. Журнал высшей школы экономики» завершилась дискуссия между ведущими специалистами о сертификации и издании тестов. Насколько известно, в скором времени материалы этого форума будут размещены в Интернете. В Украине пока нет специальных постановлений и решений, касающихся стандартизации тестов и соблюдения прав их авторов, а также сертификации пользователей. Тем не менее, начало положено изданием первых в нашей стране психологических тестов, соответствующих всем международным требованиям.

Приложение 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Российского психологического общества
от 04.07.2008

На основании решений Международной комиссии по психологическим тестам и в соответствии с нормами Этических кодексов психологов большинства стран Президиум Российского психологического общества (РПО) принял решение обратиться с рекомендацией:

1. Всем авторам и издательствам, выпускающим профессиональную (научную и научно-методическую) литературу по психологии (журналы, книги, пособия, брошюры), воздержаться от опубликования в свободно-распространяемых изданиях полных текстов профессиональных психодиагностических методик (то есть, методик, предназначенных для оказания профессиональных психодиагностических услуг), ключей для обработки результатов и норм для их интерпретации, поскольку это ведет к несанкционированному и непрофессиональному использованию методик, приводит к неадекватным результатам (в связи с рассекречиванием методик для потенциальных испытуемых), нарушает права человека, может нанести вред здоровью и психическому благополучию обследуемых. Исключение составляют публикации открытых и развлекательных методик, авторы (или издатели) которых в примечании к самой публикации заявляют, что данные методики ориентированы исключительно на самопознание испытуемых и не могут использоваться в качестве инструментов оказания профессиональных психодиагностических услуг.

2. Всем фирмам и организациям, издающим психодиагностические методики (тесты), рекомендуется приступить к созданию системы персональной регистрации покупателей данных методик, которые в соответствии с международными нормами в ближайшем будущем должны распространяться в России только среди профессионально-подготовленных пользователей – по принципу «персональных продаж» (с ведением либо архива лицензионных соглашений, как это принято при распространении компьютерных программ, либо реестра заказчиков). В будущем – после создания, апробации и введения Системы сертификации в области психодиагностики – методики должны продаваться (или передаваться безвозмездно) только психологам или уже сертифицированным соответствующими органами сертификации РПО пользователям, или работающим под руководством (в режиме научно-методической опеки – «супервизии») сертифицированных психологов. Временно (до конца 2009 года – до развертывания системы сертификации) методики рекомендуется продавать и несертифицированным пользователям, но имеющим психологическое образование. Каждый факт продажи крайне желательно фиксировать в специальном журнале с указанием Ф.И.О., номера диплома и названия ВУЗа или номера сертификата психодиагноста-пользователя. До выхода соответствующего дополнения в нормативно-правовой базе издательской деятельности в РФ, РПО обращается пока с этими рекомендациями лишь к организациям, которые возглавляют профессиональные психологи, члены РПО.

3. Всем членам РПО, являющимся разработчиками психодиагностических методик, рекомендуется не передавать для публикации тестовые материалы, ключи для обработки результатов и нормы для их интерпретации в открытых (в том числе и в специализированных) психологических изданиях. Допустимо публиковать лишь образцы тестовых заданий, а также образцы интерпретации результатов.

4. Всем издателям литературы и профессиональных психодиагностических методик в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. Закона «Об охране интеллектуальной собственности» (Закон РФ о введении в действие IV части Гражданского кодекса РФ), рекомендуется запросить официальное разрешение (или заключить лицензионное соглашение) у зарубежных и отечественных правообладателей, их наследников или разрешение фирмы-издателя, обладающей соответствующими правами на выполнение работ по адаптации и стандартизации тестов и дальнейшее их распространение на территории России (Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Соглашение Всемирной торговой организации о торговых аспектах права интеллектуальной собственности, вошедшие в IV часть ГК РФ).

В будущем к нарушителям профессионально-этических норм Президиумом РПО планируется предпринимать санкции, лежащие в рамках полномочий РПО как профессионального союза психологов в РФ и находящиеся в полном соответствии с международными нормами:
• публиковать списки нарушителей в издаваемых РПО журналах, на специальных разделах официального сайта РПО, на сайтах Экспертного совета РПО и Национального института сертификации психологов;
• прекращать рассматривать просьбы издательств-нарушителей о присвоении грифа учебно-методического объединения (УМО) учебникам и учебным пособиям, планируемым или готовым к изданию;
• отказывать авторам-разработчикам психодиагностических методик, нарушающих данное Постановление, в сертификации их методик в органах сертификации РПО;
• отказывать в прохождении сертификации пользователям профессиональных психодиагностических методик, работающих с методиками, опубликованными с нарушением правил, описанных в настоящем Постановлении.

После 2009 г. в органах сертификации для подтверждения Сертификата будут приниматься лишь заявления от психологов, способных предъявить персональное лицензионное соглашение – либо собственное, либо супервизора – на право пользования определенной методикой от разработчика и/или распространителя (издателя) методики. Комиссии по психодиагностике Экспертного совета РПО необходимо разработать и предложить на утверждение Президиума «Профессионально-этический стандарт психодиагноста», а также «Меморандум фирм-изготовителей психодиагностических методик».

Приложение 2

Рекомендации
Всероссийской научной конференции
«Современная психодиагностика в изменяющейся России»
(Челябинск, 9-10 сентября 2008 г.)

1. В целях повышения уровня подготовки высококвалифицированных специалистов в области психодиагностики просить УМО университетов:
• включить учебную дисциплину «Основы психодиагностики» в базовую часть общепрофессионального цикла разрабатываемого федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (бакалавриат);
• поручить Комиссии по психодиагностике Экспертного совета РПО подготовить примерную программу курса «Основы психодиагностики»;
• рекомендовать факультетам психологии университетов ввести в вариативную часть общепрофессионального цикла (определяемую ВУЗом) учебные курсы по «Современной психодиагностике» для подготовки к работе в различных сферах практической деятельности (образование, бизнес, клиническая психология) с учетом профиля подготовки бакалавров (магистров) в ВУЗе;
• рассмотреть вопрос о включении программы «Психодиагностика» в число основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 030300 «Психология»;
• обратить внимание научных руководителей курсовых, бакалаврских и магистерских работ, а также диссертаций в области психологии на то, что в инструментарий исследования должны входить только проверенные на надежность и валидность психодиагностические методики (с обязательным указанием в тексте работы ссылок на опубликованные результаты такой проверки), а в случае отсутствия сведений рекомендовать проводить их самостоятельную предварительную проверку, при этом считать одним из достоинств работы то, что ее автор уделяет особое внимание перепроверке сведений о валидности и надежности;
• подготовить обращение в Министерство образования и науки и Высшую аттестационную комиссию РФ о введении аспирантуры и восстановлении в числе научных специальностей специальности «Дифференциальная психология и психодиагностика».

2. В целях обеспечения соответствия отечественной психодиагностики международным стандартам просить Президиум РПО:
• регулярно публиковать и обновлять перечень отечественных психодиагностических методик, отвечающих требованиям международных стандартов, прошедших Сертификацию, и рекомендуемых Экспертным советом РПО для использования в прикладных и исследовательских целях;
• регулярно публиковать и обновлять перечень зарубежных психодиагностических методик, на которые российские научные и научно-практические организации получили юридически оформленные права (лицензионные соглашения) и провели адаптацию и стандартизацию в соответствии с правилами, разработанными Международной комиссией по тестированию и Европейской федерацией ассоциации психологов;
• внести в Этический кодекс РПО правила корректного использования психодиагностических методик для достижения международных «стандартов хорошего тестирования» (Code of Fair Testing);
• используя контакты РПО с международными и национальными психологическими ассоциациями, приглашать зарубежных специалистов по психодиагностике и психометрике для проведения семинаров, мастер-классов и лекций.

3. Обратиться к издателям психодиагностических методик в России с предложением о добровольном вхождении в «сообщество научно-добросовестных издателей» – круг организаций, соблюдающих правила издания и распространения методик в соответствии с Постановлением Президиума РПО от 04.07.2008, и подписать «Меморандум фирм-изготовителей психодиагностических методик».

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2009 Рік

Зміст випуску 7 (18), 2009

  1. Сергей Маляров: «Психическая болезнь – это болезнь не только головного мозга, а и всего организма в целом»

  2. Соматическая помощь лицам с тяжелыми психическими расстройствами: общественное здоровье и этический приоритет

  3. Новое в психиатрии

  4. Взаимодействие специалистов – перспектива в диагностике и терапии психических расстройств

  5. Дискуссионные вопросы бокового амиотрофического склероза

  6. Применение танакана в терапии когнитивных нарушений у постинсультных больных

  7. Новое в эпилептологии

  8. Руководящие принципы использования антидепрессантов второй генерации для лечения депрессивных расстройств

  9. Значение алекситимии при психических расстройствах у кардиологических пациентов

  10. Когда терапия эпилепсии неэффективна

  11. Мигрень и эпилепсия: дифференциальная диагностика, коморбидность и сочетанная терапия

  12. Об эффективности сочетанного применения антиоксидантной и клеточной терапии в реабилитации постинсультных больных с синдромом «motor-neglect»

  13. Современные подходы к консервативной коррекции позы и ходьбы у больных ДЦП со спастической диплегией

Зміст випуску 6 (17), 2009

  1. Семен Глузман: «Смысл нашей работы заключается в том, чтобы помочь человеку жить полноценной жизнью…»

  2. Психологические тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

  3. Дискуссионные вопросы терапии бокового амиотрофического склероза

  4. Фармакотерапия хронического болевого синдрома неракового происхождения

  5. Болезнь Паркинсона: достижения фармакотерапии

  6. Первая линия терапии ювенильной миоклонической эпилепсии у девочек: вальпроаты или новые агенты?

  7. Обзор дополнений к практическому руководству по лечению острого и посттравматического стрессовых расстройств (2009)

  8. Метаболический синдром у лиц, страдающих шизофренией

  9. Аутизм у дошкольников: откровенный разговор

  10. Миотоническая дистрофия

  11. Вертеброгенные головокружения: причины, диагностика, профилактика и лечение

  12. Коморбидность и биполярность: биполярное расстройство через призму доказательной медицины

Зміст випуску 5 (16), 2009

  1. Украинское лицо судебной психиатрии

  2. Новое в эпилептологии

  3. Нейробіологічне походження та психологічні моделі аутизму

  4. Практические и концептуальные подходы к лечению эпилепсии у детей

  5. Каким образом выявляют пациентов с паркинсонизмом?

  6. Немає суспільного благополуччя без здоров'я психічного Про охорону психічного здоров'я в Республіці Польща

  7. Детский аутизм и рецептивные расстройства речи

  8. Обсервационное исследование наступления симптоматической ремиссии у больных шизофренией в ходе амбулаторного лечения кветиапином

  9. О взаимозаменяемости препаратов вальпроевой кислоты в терапии эпилепсии

  10. Эффективность препарата рексетин у больных с генерализованным тревожным расстройством

  11. Оптимізація терапії вегетативних розладів

  12. Протокол надання медичної допомоги хворим з діабетичною нейропатією

Зміст випуску 3 (14), 2009

  1. Дайниус Пурас: «Новое поколение не будет надеяться на чудо или ждать пока государство решит его проблемы, оно будет способно самостоятельно контролировать свою жизнь»

  2. Премия имени М. Танцюры – «За достойное поведение в недостойной ситуации»

  3. Более высокие потребности при ограниченном доступе Медико-санитарная помощь людям с психическими расстройствами

  4. Новое в эпилептологии

  5. Применение антипсихотиков для лечения поведенческих и психологических симптомов при деменции

  6. Оптимістичний погляд на проблему шизофренії

  7. Диагностическая оценка и лечение невралгии тройничного нерва

  8. Фармакотерапия фибромиалгии

  9. Особенности течения у детей острого рассеянного энцефаломиелита

  10. Терапевтичні можливості рисперидону в комплексному лікуванні дітей із розладами зі спектру аутизму

  11. Сравнительный анализ улучшения моторных функций при использовании комбинированных препаратов у пациентов с болезнью Паркинсона

  12. Вопрос - ответ

  13. Практическое руководство по лечению пациентов с паническим расстройством (Часть 1.)

  14. Практическое руководство по лечению пациентов с паническим расстройством (Часть 2.)

Зміст випуску 2 (13), 2009

  1. Украина не стоит в стороне от цивилизационного выбора

  2. Маттис Муйджен: «Необходимым условием достижения успеха является политическая воля к проведению реформ»

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Проблемы оказания помощи больным c первым психотическим эпизодом

  6. Прамипексол: результаты клинических исследований

  7. Фармакотерапия шизофрении

  8. Практические рекомендации по диагностике и лечению постинфарктной депрессии

  9. Фармакотерапия невропатической боли

  10. ГРДУ: від розуміння нейробіології до усвідомлення соціального значення проблеми Чому Петрик П'яточкін став проблемою № 1 дитячої психіатрії?

  11. Семейная психотерапия при алкоголизме

  12. Кветиапин (сероквель) и биопсихосоциальный подход при шизофрении

  13. Безопасность, переносимость и реакция на лечение палиперидоном ER у пациентов с шизофренией в стадии обострения

Зміст випуску 1 (12), 2009

  1. Майбутнє України – охорона психічного здоров'я дітей

  2. Социальная психиатрия как возможность изменения системы предоставления психиатрических услуг

  3. Существует ли возможность замедлить прогрессирование болезни Паркинсона?

  4. Современные возможности фармакотерапии деменции

  5. Сосудистые когнитивные расстройства – современные возможности лечения

  6. Лечение шизофрении: сократить разрыв между теорией и практикой

  7. Эффективность и безопасность антидепрессантов при лечении биполярной депрессии

  8. Рациональный подход к терапии шизофрении и шизоаффективных расстройств

  9. Новое в эпилептологии

  10. Топирамат: обзор применения в лечении эпилепсии

  11. Демиелинизирующие заболевания ЦНС

  12. Современные взгляды на диагностику и лечение миастении

  13. Некоторые особенности дифференциальной диагностики и лечения биполярного аффективного расстройства в педиатрической практике

  14. Корекція порушеньцеребральної гемодинаміки та когнітивних порушень у хворих з легкою черепно-мозковою травмою

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Зміст випуску 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Архів рекомендацій