сховати меню

Аутизм: сломай границы стереотипов, открой свое сердце особенным


сторінки: 15-19

nn18-8_1419_f-300x139.jpg

Пресс-кон ференция швейцарской фармацевтической ком па нии Acino в Украине

В информационном агентстве «Интерфакс-Украина» (Киев) 2 октября 2018 г. состоялась пресс-кон­ференция швейцарской фармацевтической ком­па­нии Acino в Украине, посвященная социальному проекту «Твiй безмежний свiт», целью которой ­является помощь людям с расстройствами аутистического ­спектра (РАС), их интег­рации в общество и улучшение качества жизни, а также содействие распространению информации ­­об аутизме ­среди медицинских работников, педагогов и родителей.

Что такое аутизм?

вверх

Аутизм — это нарушение развития, проявляющееся в течение первых лет жизни ребенка как следствие невро­логического расстройства, и ­сказывается на функционировании мозга. С этим нарушением человек рождается, живет и доживает до старости.

Люди с аутиз­мом очень разные. У некоторых из них встречаются не­ординарные способности и фантасти­ческая память, у других — выраженные трудности с общением и обучением.

В последние годы средства массовой информации (СМИ) активно рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей весь мир: черты расстройства аутисти­ческого ­спектра регистрируют, по разным данным, у одного из 100 или 1 тыс. детей. В различных ­странах статистики фиксируют разную частоту выявления данной патологии, в то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям.

Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют следующие:

1) это расширение понятия «аутизм» до «расстройства ­аутистического спектра», в которое ­могут входить как незначительные, но характерные ­признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспер­гера и класси­ческий симптомокомплекс аутиз­ма;

2) рас­пространение информации о болез­ни. Те ­формы заболева­ния, которые ранее ­относили к «странностям ­ребенка», застенчивости, замкнутости, ­интроверсии, а ­порой и к шизо­френическим состояниям, сейчас ­ре­гистрируются, как расстройствами аутистического ­спектра.

Поэтому можно сказать, что так называемая ­эпидемия аутизма — это следствие уточнения ­симптомов заболевания и информированности населения.

Оказание медицинской и социальной помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра

В настоящее время оказание медицинской и социальной помощи детям и взрослым с РАС является тяжелым экономическим бременем для государств. К примеру, в США расходы на протяжении жизни одного пациента с диагнозом РАС и интеллектуальной недостаточностью составляют в среднем 2,2 млн долларов, в Великобритании — 1,5 млн фунтов.

Так, на одного пациента с РАС без умственной отста­лости в США тратится около 1,4 млн долларов, в Вели­кобритании — 0,92 млн фунтов. В структуре расходов 25 % приходится на специальное образование в детском воз­расте, 12 % — на поддержку в связи с потерей производительности труда родителей, 58 % — на потерю социальной производительности индивидов с РАС во взрослом возрасте.

Косвенные немедицинские расходы и экономи­ческие последствия аутизма во взрослом возрасте ­превы­шают затраты на медико-педагогическое сопровождение в ­детском возрасте. В Германии расходы на веде­ние пациентов с РАС составляют 70 %, в сравнении с Великобри­танией при подобных структурах затрат в разных возрастных категориях.

Существует необходимость усиления национального потенциала в уходе за детьми, подростками и ­взрослыми, страда­ющими РАС и другими нарушениями развития нервной системы. Учитывая драматический рост ­числа детей ­с аутизмом как в Украине, так и во всем мире, ­активная деятельность, направленная на улучшение ­данной ситуации, является значимой социальной иници­ативой в под­держке общества.

Именно по этой причине была организована пресс-­конференция, целью которой было привлечь внимание общественности к указанной проблеме, собрать за одним столом представителей из различных сфер: медицины, политики, бизнеса, а также, что немаловажно, людей, непо­средственно столкнувшихся с данным диагнозом, — родителей детей с аутизмом.

Спикерами, поддержавшими инициативу проекта, высту­пили:

  • Игорь Анатольевич Марценковский — ­детский психиатр, к.мед.н., заведующий отделением психи­ческих расстройств детей и подростков ­Украинского научно-­исследовательского института ­социальной и судебной психиатрии и нарко­логии (Киев);
  • Юрий Романович ­Мирошниченко — народный ­депутат Украины, ­заслуженный юрист Украины, к.полит.н., д.ю.н.;
  • Инна ­Сергиенко — основательница благотворительного фонда «Дитина з майбутнім» для детей с расстройством аутистического спектра, консул «Аутизм Европа» и мама ребенка с аутизмом;
  • Евгений Заика — к.мед.н., региональный директор в странах СНГ Acino (Швейцария), Генеральный ­директор ООО «Фарма Старт» (Украина);
  • Штеффен Салтофте — Генеральный директор ­Acino (Швейцария).

С постановки диагноза все только начинается

вверх

Игорь Анатольевич отметил, что показатель заболевае­мости РАС в Украине растет с 2006 года. Так, до 2017 года количество впервые диагностированных случаев ­данного ­заболевания увеличилось в 8,5 раз (на конец 2017 г. состав­ляло 998 пациентов). Показатель ­распространенности РАС также стабильно рос: к концу 2017 он достиг 27,8 случаев заболевания РАС на 100 тыс. детского ­населения в Украине. Количество пациентов с РАС, состоящих на учете, ­выросло с 662 человек — в 2005 году до 7 тыс. 630 пациентов — в 2017 году.

В связи с явным ростом заболеваемости аутизмом в Украине перед ­специалистами из различных сфер общества на сегодня приоритетными задачами являются:

1) повышение осведомленности населения, врачей первич­ного звена, врачей общей ­практики, работников дошкольных образовательных учреждений о РАС;

2) раннее выявление и диагностика РАС, способствовать как можно более раннему получению ­детьми доступа к специализированной помощи;

3) обеспечение детям с РАС доступа к лечению ­методами, ­основанными на доказательной базе, в частности прикладного поведен­ческого анализа (АBA-­терапии), флюртайм-терапии, TEACCH-терапии, путем дополнительного обучения ­родителей, учителей и клини­цистов;

4) доступ детей с РАС и коморбидными расстройствами психики к современным лекарственным средствам на основании принципов доказательной медицины;

5) нераспростране­ние псевдонаучных шарлатанских практик, которые формируют новые риски для здоровья лиц с РАС и становятся тяжелым финансовым бременем для их ­семей;

6) ­упрощение ­лицам, страдающим РАС и наруше­ниями развития нервной системы, доступа в учреждения дошкольного и ­школьного образования, к ресурсам для ­отдыха, занятий спортом с целью устранения дискрими­нации и обеспечения социальной инклюзии;

7) социальная поддержка семей, имеющих ­больного РАС на уровне общества;

8) поощрение проведения высоко­качественных национальных и мультицентровых ­научных исследований и наблюдений за здоровьем, чтобы ­получить полную и точную картину проблем, с ­которыми мы сталкиваемся при диагностике, лечении, социальной помощи лицам с РАС.

Важнейшей проблемой профилактики глубоких нарушений социального взаимодействия ­ребенка с ­ранним детским аутизмом (РДА) является ранняя ­диагностика, но на практике в Украине организация медико-­социальной помощи ­детям с РДА не соответствует стандартам, принятым в мире.

Диагностика расстройства ­производится ­поздно (пре­имущественно после 5 лет, часто даже в 6 или 7 лет), ­несмотря на то что диагноз РДА ­может и ­должен быть поставлен в первые 24 ­месяца. В ­настоящее ­время врачи общей практики (педиат­ры, ­неврологи) ­обычно не принимают участия в раннем выявлении забо­левания по причине недостаточности знаний об ­основных ранних симптомах аутизма, а ведь именно эти специалисты ­должны первоначально заметить отклонения в нарушении развития ребенка, так как ­основные жалобы большинства родителей практически ­точно ­соответствуют критериям РДА по Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11).

Несвоевременная диагностика утяжеляет течение основ­ного заболевания и увеличивает риск ­формирования коморбидных расстройств. В дальнейшем сопровождение ребёнка с аутизмом требует серьёзных материальных, ­медицинских и социальных ресурсов со стороны как государства, так и семьи.

Раннее обнаружение таких расстройств даёт возможность для эффективного профессионального «вмешательства», что заметно поможет минимизировать аутисти­ческие проявления в поведении. Существует корреляция начала терапии между возрастом и тяжестью прояв­ления симптомов РДА и поведенческими нарушениями во взрослом ­возрасте. Клинический опыт свидетельствует, что около 20 % детей с РДА, терапия которых была начата в возрасте 2–3 лет, в школьном возрасте смогли заниматься по програм­ме обще­образовательной школы, 60 % — по программе коррекционной школы.

Для 80 % детей со свое­временно диагностированным аутизмом были доступны интеграционные формы ­обучения. Из числа ­пациентов, которым диагноз аутизм был выставлен ­после достижения 6-летнего возраста, коррекционную школу посещали с целью социальной адаптации только 25 % детей. Большинство поздно диагностированных детей вынужде­ны заниматься по индивидуальным ­программам вне ­школы.

Постановка диагноза — один из ключевых ­моментов для своевременной реабилитации пациентов с РАС и обеспечения им надлежащего качества ­жизни. ­Однако с данного этапа все только начинается: кропотливая сов­местная работа родителей, психо­логов, педагогов, логопедов, медицинских работников. «Лекарства» от аутизма не ­существует, но ­раннее выявление и квалифицированная помощь, ­основанная на поведенческой терапии, много­кратно увеличивают вероятность того, что ребенок с расстройством аутистического спектра сможет ­учиться в школе, закончит её, затем поступит в институт, получит профессию и будет жить как совершенно полно­ценный член общества, ­будет налогоплательщиком, будет профессионалом.

­Приезжая в другую европейскую страну, мы с удивлением ­замечаем: на улицах довольно много людей с инва­лидностью. Это не значит, что их там больше, просто в ­Европе эти люди живут полноценной жизнью и пол­ностью интегрированы в общество. Советская ­система пыталась ­решать проб­лему путем ее игнорирования и ограничения. ­

Таким образом создавались специализированные школы-­интернаты для инвалидов, в лучшем понимании — специ­ализированные классы. Главный ­недостаток такой ограни­ченной системы обучения — отсутствие контактов со сверстниками и необратимые психологические измене­ния в сознании ребенка, насаждение принципа вторичности. ­

Наряду с этим весь западный мир уже длительное ­время продвигает идею всесторонней интеграции ­людей с инвалидностью в обычный мир. Отсюда возникает ­термин ­«инклюзия» (включение, интеграция). Соответственно, инклюзивное образование — предоставление равного доступа к учебному процессу людям с особыми потребностями.

В 2017 году был принят Закон «Об инклюзивном обра­зовании» («О внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к обра­зовательным услугам»). Данным законом ­закрепляется ­право на образование лиц с особыми потребностями и предоставляется им возможность получать ­образование во всех учебных заведениях, в том числе бесплатно в государственных и коммунальных, независимо от «установле­ния инвалидности».

В частности:

  • предусматривается введе­ние дистанционной ­и инди­видуальной формы ­обуче­ния;
  • определяются понятия «лицо с ­особыми ­образо­вательными потребностями», «инклюзивное ­обучение»; ­
  • предоставляется возможность людям с ­особыми ­образовательными ­по­требностями получить ­психолого-­педагогическую и коррекционно-­развивающуюся ­помощь, создать для ­таких лиц ­инклюзивные и специальные ­группы (классы) в обще­образовательных учебных заведениях.

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в обще­образовательной школе не гарантирует эффективного обуче­ния академическим навыкам. Но созда­ние специальных условий (ресурсный класс, адаптиро­ванная программа, помощь тьютора, который ­обеспечивает разработку индивидуальных образовательных ­программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуа­лизации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве ­модели для подражания и среды для общения помогает ­ребенку с РАС быть более успешным в освоении ­школьной программы, способствует формированию ­коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с расстройством аутис­тического спектра предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в ­школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ­ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ ­учеными разных стран, где эта практика существует уже ­долгие годы. Например, доказано, что выпускники ­инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образо­вательные условия, дает педагогам уникальный опыт.

Педагог, понимающий непростые особенности ­ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычных детей, а если этого недостаточно, может ­воспользоваться ­помощью специалистов ресурсного ­класса, поэтому в конечном итоге ­выигрывают все.

Расстройства аутистического спектра представляют ­собой серьезную социально-психолого-­педагогическую ­пробле­му (большинство педагогов не владеют специ­аль­ными технологиями воспитания и обучения детей с диагнозом «аутизм», в вузах не готовят специа­листов к работе с детьми указанной категории, практико-ориенти­рованные курсы повышения квалификации, ­обеспеченные опытными, квали­фицированными специалистами, единичны и т. п.).

Разрешение данных противо­речий ­лежит в ­системной под­готовке педагогов дошкольного воспитания к коррекционно-образовательной и воспитательной работе с ­детьми с диагнозом «ранний ­детский ­аутизм» в ­условиях инклюзивного образования. Но даже не ­диагностика ­аутизма и не школьное образование вызывают больше ­всего разногласий, ­споров и нареканий — труднее всего бороться с непринятием общества.

Фактически наш социум в большинстве своем ­отторгает «не таких», поэтому у нас нет пандусов и свето­форов для слепых, поэтому люди считают кричащего в магазине ребен­ка невоспитанным, а его маму — потакающей прихотям и капризам своего чада. Поскольку нам в детстве не объяснили, что такое аутизм и что это не так ­страшно. Что нет понятия «нормальности». И быть другим — значит не ­обязательно быть хуже.

Коммуникация пациентов с аутизмом

вверх

Инна Сергиенко обозначила одну из актуальных проб­лем пациентов с аутизмом — сложности в коммуникации с членами общества. Люди с признаками аутизма иначе воспринимают окружающий мир. Человек с аутизмом испытывает трудности в общении и социальном взаимодействии, они отстранены от общественной жизни и предпочитают оставаться в одиночестве. Они могут выполнять раз за разом одни и те же действия или движения. К тому же люди с аутизмом болезненно воспринимают все новое, склонны к ритуализации, неохотно отвлекаются от своего занятия, но порой могут делать что-то неожиданное — к примеру, начать петь в транспорте; часто любят расставлять вещи только в определенном ­порядке или совершать какие-то действия согласно четкому алгоритму. Иногда у них могут случаться припадки, и они ­могут нанести себе повреждения.

Говорят, они живут в своем мире. Они не живут, они там прячутся от безумного пронизывающего страха, ­боязни этого огромного, яркого, шумного, враждебного мира! Ужас заполоняет их мозг, глаза, уши, руки, рот. Страх загоняет их внутрь себя. Представьте себя в мире, где вокруг вас незнакомые люди, они говорят на невозможном для понимания и повторения языке, они непредсказуемы и вы не знаете, чего от них ожидать. Вы живете в мире, где ваш мозг постоянно пронизывает невыносимый скрежет камня по стеклу, где в глаза бьет свет софитов, и вы ничего не видите, у вас нет кожи, и все, что дотрагивается до вашего тела, причиняет боль. У вас постоянно болит голова и живот.

Жизнь настолько невыносима, что вы спасаетесь от нее в одиночестве. Только так вы можете выдержать этот мир. Добро пожаловать в мир аутиста! Каждый ребенок нуждается в ­любви, принятии и поддержке. Дети с аутизмом нуж­даются в этом как никто другой!

Им страшно — помогите им, им страшно — поймите их, им страшно — примите их! ­Такими, как они есть! Эти дети хотят общаться! Помогите им почувствовать любовь и под­держку в таком тревожном для них мире! ­Защитите их от боли, страха и ­дискомфорта! Дайте им возможность поверить в себя! Научите их ­всему, что даст им спо­койствие и уверенность в дальнейшей жизни! Научите их доверять окружающему миру, и они будут общаться! ­Просто ЛЮБИТЕ ИХ!

Препятствием для успешного внедрения пациентов с аутизмом в общество ­является отсутствие общей концепции, системного подхода в оказании помощи таким людям. Как уже было сказано выше, для достижения указанной цели национальные эксперты должны решить задачи в различных сферах.

Чужих детей не бывает...

вверх

Юрий Романович Мирошниченко прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом. Дети — это наше будущее. Обязанность родителей, парламентариев, глав государства и общества в целом создать условия, обеспечить надлежащее качество образования и сделать все возможное, чтобы не было никакой дискриминации для развития тех, кто имеет такие же права на образование и достойный уровень жизни, как и любой из нас.

Учитывая неутешительную статистику по количеству людей с аутизмом в Украине, которая перешла далеко за 100 тыс., об этом стоит говорить не один раз в год. Мною была организована Национальная платформа «Україна дружня до аутизму» — площадка для консоли­дации ­усилий тех, кто так или иначе столкнулся с проб­ле­мой аутизма. Пленарные заседания и деятельность ее рабочих групп — это основные формы работы ­Платформы, кото­рые проходят с периодичностью один раз в два месяца.

На сегодняшний день активными ее участниками ­является не только родители и их ­родные, но и педагоги, психологи, специалисты по ­инклюзивному образованию, представители министерств, обще­ственных организаций и государственных учреждений. Рабочие группы, которые формируются после каждого такого засе­дания, работают уже над конкретной проблематикой с профильными инстан­циями: министерствами, Фондом занятости, ­институтами, специалистами по ­инклюзивному образованию и т. д.

Частный бизнес также не остается в стороне от проб­лемы аутизма

Асино как социально ответственная компания инициировала долгосрочный масштабный ­проект «Твій безмежний світ».

Целями данного проекта ­стали:

  • улучшение навыков ранней диагностики аутизма у педиатров, семейных врачей, детских невро­логов и психиатров;
  • информационная и психологическая поддержка семьям, столкнувшимся с этим диагнозом;
  • помощь в социализации и реабилитации пациентов.

Базовой платформой функционирования проекта ­является информационно-образовательный веб-сайт www.autist.world.

Что делает человек, ребенку которого поставили диагноз аутизм? Что делает врач, у которого на ­участке появился такой пациент, а у него недостаточно знаний о пато­логии? Что делает педагог, у которого в классе появился ученик с аутизмом? Конечно, ищут ­информацию в Интернете. Именно поэтому мы разработали ­концепцию сайта, который максимально будет отвечать запросам ­таких пользователей. Сайт имеет два раздела:

  • для родителей пациентов (и самих пациентов);
  • для специалистов здраво­охранения.

Для родителей пациентов на сайте создана интер­активная карта Украины, где по каждой ­области и ­региону можно найти контакты специалистов здраво­­охранения, которые узко занимаются данным заболеванием, ­адреса и другую информацию о медицинских, реабилитационных и образовательных центрах, куда можно будет обратиться за помощью. Наряду с этим для ­специалистов здраво­охранения планируются статьи о патологии, диагностические шкалы, международные протоколы лече­ния, фото- и видео­отчеты о ­проведенных ­конференциях, анонсы мероприятий, посвященных ­заболеванию.

Одной из самых весомых ­функций сайта ­будет ­он­лайн-обучение докторов ранней ­диагностике расстройств аутис­тического спектра, записаны видео­лекции ­профессора И. А. Марценковского с ­подробной ­информацией для педи­атров и семейных ­врачей о ­новейших ­шкалах диагностики аутизма и их ­правильном использовании в ежеднев­ной ­практике.

Также на ­сайте размещены уроки ­родительского ­менеджмента, ­созданные Ю. А. Стратовичем, которые помогут лучше взаимо­действовать с ­такими детьми ­внутри семьи, способствовать их реабилитации и улучшению ­качества ­жиз­ни. На сайте запланирован форум для паци­ентов и их родственников, на котором они смогут получить ответы на свои ­вопросы от ­детского психи­атра, педа­гога, психолога, а также от мам детей-­аутистов, которые могут поделиться своим опытом и оказать эмоци­ональную поддержку другим родителям. Кроме создания сайта, ­проект включает множество активностей: проведение учебных мероприятий для ­врачей, издание методических ­пособий для сотрудников здравоохранения, школ, родителей, под­держка реабилитационных центров для ­детей с ­аутизмом, включая ­открытие ­сенсорных ­комнат и приобретение ­необходимого ­оборудования.

«Acino в Украине ежегодно инвестирует в социальные, гуманитарные и благотворительные проекты значительные средства, направленные на улучшение качества жизни украинской нации. Учитывая стремительный рост числа детей с аутизмом как в Украине, так и во всем мире, активная деятельность, направленная на решение данной проблемы, является значимой социальной инициативой в под­держке общества.

Важно, чтобы усилия, направленные на интеграцию в общество таких лиц, правильную медицинскую тактику, корректную социальную реабилитацию, ­находили поддержку как со стороны социума, так­и со стороны государства», — отметил Евгений ­Заика, к.мед.н., ­региональный директор в странах СНГ ­Acino ­(Швейцария), Генеральный директор ООО «Фарма Старт» (Украина).

«Компания Acino с удовольствием поддерживает эту важную инициативу в Украине. ­Нашей целью ­является не только производство качественных лекарственных средств, а также и улучшение ­здоровья сообществ и пациентов. Мы очень рады поделиться нашим опытом, временем и оказать поддержку в рамках проекта «Твій безмежний світ». Я желаю всем, кто участвует в этой социальной деятельности, больших успехов», — прокомментировал Генеральный ­директор Acino Штеффен Салтофте.

Одной из первых инициатив стал выпуск книг в со­трудничестве с Фондом «Дитина з майбутнім». Методи­ческие пособия «­Путівник для батьків» и «Путівник для вчителів» созданы для того, чтобы помочь ­родителям и учителям лучше найти общий язык с особенным ­ребенком.

Компания Acino в рамках проекта помогает спортивной команде Kids Autism Games в их стремлении к развитию и самосовершенствованию. Это команда замечательных детей с расстройствами аутистического спектра, которые каждую неделю занимаются легкой атлетикой с профессиональными тренерами, а также принимают участие в различных марафонах и других спортивных ­событиях, которые своим примером доказывают, что эта болезнь не является приговором, что все проблемы ­можно с успехом преодолеть.

Так, 3-го июня 2018 года дети с РАС при поддержке сотрудников компании Acino приняли участие в благо­творительном «Пробеге под каштанами», где традици­онно деньги от участия направляются на приобретение ­необходимого оборудования, расходных материалов ­для Центра детской кардиологии и кардиохирургии МЗ Украины.

Проект «Твій безмежний світ» имеет еще множество интересных идей, которые обязательно будут осуществлены ради будущего наших детей. Надеемся и на вашу поддержку и активное участие! Только объединив наши усилия, мы сможем построить социально ответственное и неравнодушное общество и сделать мир ­людей с особен­ными потребностями легче и ярче.

Большие изменения начинаются с маленьких шагов каждого из нас.

Подготовила Юлия Сульская

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2018 Рік

Зміст випуску 1, 2018

  1. Ю.А. Бабкина

  2. А.Є. Дубенко, С.О. Сазонов, Ю.А. Бабкіна, В.І. Смоланка, М.М. Орос, В.В. Грабар

  3. И.Н. Карабань, Н.В. Карасевич

  4. Т.Н. Слободин

  5. О.М. Мишаківська

  6. О.В. Прохорова

  7. І.В. Калугін, О.О. Хаустова, О.С. Осуховська

Зміст випуску 6 (98), 2018

  1. Ю.А. Бабкина

  2. М.Е. Черненко, В.И. Вовк

  3. С.Г. Бурчинский

  4. С.А. Мацкевич, М.И. Бельская

  5. О.А. Козерацька

  6. О.А. Борисенко, Т.А. Зайцева, А.В. Шапошникова, С.Г. Кудинова

Зміст випуску 4-5 (97), 2018

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Тріщинська М.А.

  3. Павленко Т.-М.

  4. Бурчинский С.Г.

  5. Левада О.А., Троян О.С.

  6. В’юн В.В.

Зміст випуску 3 (96), 2018

  1. Ю.А. Бабкина

  2. В.О. Бедлінський

  3. В.Г. Безшейко

  4. T. Сошенко, A. Габінська

Зміст випуску 2 (95), 2018

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Н.А. Марута

  3. А.Г. Бондарчук, Р.В. Бальоха

  4. С.А. Мацкевич, М.И. Бельская

  5. В.О. Климчук, В.В. Горбунова

  6. Ю.А. Крамар

  7. Т.А. Зайцева, О.А. Борисенко, П.П. Зайцев

Випуски поточного року

Зміст випуску 6 (117), 2020

  1. Ю.А. Бабкіна

  2. Д. А. Мангуби

  3. А. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. В. І. Коростій, І. Ю. Блажіна, В. М. Кобевка

  5. Т. О. Студеняк, М. М. Орос

  6. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 5 (116), 2020

  1. Т. О. Скрипник

  2. Н.А.Науменко, В.И. Харитонов

  3. Ю. А. Крамар

  4. В.И.Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. Н.В. Чередниченко

  6. Ю.О. Сухоручкін

  7. Ю. А. Крамар

  8. Н. К. Свиридова, Т. В. Чередніченко, Н. В. Ханенко

  9. Є.О.Труфанов

  10. Ю.О. Сухоручкін

  11. О.О. Копчак

  12. Ю.А. Крамар

Зміст випуску 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 3 (114), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Бабкіна

  3. О.С. Чабан, О.О. Хаустова

  4. О. С. Чабан, О. О. Хаустова

  5. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 1, 2020

  1. А.Е. Дубенко

  2. Ю. А. Бабкина

  3. Ю.А. Крамар, К.А. Власова

  4. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 2 (113), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Л. А. Дзяк

  3. Ф. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравицька

  5. Ю. А. Крамар

  6. П. В. Кидонь

Зміст випуску 1 (112), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Крамар

  3. М.М. Орос, В.В. Грабар

  4. В.И. Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. L. Boschloo, E. Bekhuis, E.S. Weitz et al.