Meta Pixel

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Насилие как одна из форм агрессивного поведения

 

 

pic-7289037830.jpgПо данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно вследствие насильственной смерти умирают около 1,4 млн людей, что соответствует более чем 3800 смертельным случаям в день. Так, более половины совершают самоубийства, 36% умирают из-за травм, преднамеренно нанесенных другим человеком, и 6% – при обстоятельствах, связанных с военными действиями или какой-либо иной формой коллективного насилия. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Серьезными, порой пожизненными последствиями становятся проблемы с психическим и физическим здоровьем, а также отмечается нарушение социальных связей.

Как правило, более высокие показатели летальности в результате насилия наблюдаются в странах с более высоким уровнем экономического неравенства. Что же касается ситуации непосредственно внутри стран, наибольший уровень смертности отмечается среди людей, живущих в самых бедных сообществах. Согласно данным ВОЗ, 90% случаев смерти в результате насилия происходят в странах с низким и средним уровнем дохода. Насилию зачастую подвергаются молодые, экономически продуктивные люди. Так, среди мужчин в возрасте 15-44 лет убийства и самоубийства «вносят значительный вклад» в глобальные показатели летальности в данной возрастной группе. При этом на каждый смертельный эпизод приходится 20-40 случаев получения травм, при которых требуется стационарная помощь. Суицид же достаточно давно представляет собой общемировую проблему для здравоохранения. Как отмечалось выше, в результате самоубийств в мире умирает больше людей, чем вследствие войн и насильственных убийств, вместе взятых. Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что общее количество смертей от суицида приближается к 1 млн в год. Тенденции таковы, что к 2020 г. число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза. Кроме того, в возрастной группе до 25 лет на каждое самоубийство приходится 100 попыток суицида.

Такими являются показатели мировой статистики, а какова же ситуация в Украине? Согласно информации, предоставляемой ВОЗ, в 2009 г. наша страна занимала четвертое место в Европе по уровню летальности вследствие убийства или умышленной травмы среди лиц до 64 лет (6,3 случая смерти на 100 тыс. населения). По последним данным Государственной службы статистики Украины, в среднем ежегодно на 100 тыс. человек происходит 22-25 суицидов. Сведения Министерства внутренних дел Украины указывают на то, что на учете за совершение насилия в семье находятся около 85 тыс. человек. Физическое и психологическое насилие являются наиболее распространенными видами (95% случаев). Статистические данные, приведенные ВОЗ, довольно таки не оптимистичны, учитывая высокие показатели уровня насилия как в странах с низким экономическим уровнем, так и с хорошо развитой экономикой. По всей видимости, причины насилия обусловлены не только финансовым благополучием, а и биологическими и иными личностными факторами предрасположенности человека к агрессии, которые взаимодействуют с семейными, общинными, культурными и прочими факторами внешнего характера и таким образом создают ситуацию, в которой возникает насилие.

По определению ВОЗ, насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, иного лица, группы лиц или общины, следствием которого являются (либо имеется высокая степень вероятности) телесные повреждения, психологическаятравма, отклонения в развитии, различного рода ущерб или смерть. Данное понятие соединяет преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата. Тот факт, что в определение «насилие» входит словосочетание «использование власти», расширяет традиционное понимание природы насильственного акта тем, что в это понятие включены действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание. По природе насилие делится на следующие типы: физическое, сексуальное, психологическое, нанесение ущерба или отсутствие заботы. Насилие – одна из форм агрессивного поведения или способ направления агрессии. Наиболее ярким проявлением агрессии является убийство, а самой распространенной формой аутоагрессии можно считать суицид.

Что же стимулирует рост насилия? Почему у человека возникает деструктивное и агрессивное поведение как по отношению к себе, так и к окружающим?

Несколько лет назад Академией Федерального бюро расследований США было сделано довольно таки смелое заявление: «Убийство нельзя назвать поступком нормального, здравомыслящего человека». Возможно, высказывание звучит достаточно категорично, однако не согласиться с ним сложно, поскольку мышление людей, совершающих бессмысленные преступления, нельзя назвать «нормальным». Скорее всего, что-то повлияло на логику таких людей, раз они готовы пойти на такой поступок.

К сожалению, невозможно объяснить все разнообразие актов бессмысленного насилия какой-то одной причиной. Часто мотив преступления трудно понять из-за отсутствия в нем рационального зерна. Например, что побуждает кого-то подойти на улице к совершенно незнакомому человеку и нанести ему ножевые ранения или стрелять в незнакомых людей?

Многие ученые солидарны в том, что насилие было присуще людям всегда, однако наряду с его всплесками человек обладает множеством природных механизмов, направленных на сдерживание агрессии и мирное разрешение конфликтов, и эти механизмы столь же естественны, как и агрессивные наклонности (Kirwil, 1992; Rawell-Huesmann et al., 1993).

Склонность к агрессии и насилию может проявляться и в раннем возрасте. Уже в дошкольном возрасте дети часто демонстрируют образцы агрессивного поведения, а в юношеском агрессивность становится относительно устойчивым свойством личности. Однако необходимо помнить, что это длительный процесс, который обусловлен многими факторами, в том числе темпераментом ребенка, характером неформальной группы сверстников, особенностями отношений в семье и школе, образцами поведения, предлагаемыми или даже навязываемыми телевидением и другими СМИ. Особое внимание следует уделять детям, которые стали жертвами насилия. При отсутствии адекватной помощи в такой популяции велика вероятность злоупотребления алкоголем, никотином, приема наркотиков, беспорядочных сексуальных связей, что в свою очередь может привести к агрессивному и аутоагрессивному поведению уже с их стороны.

В какой-то степени насильственные причины смертности, наиболее тяжелые из которых убийство и самоубийство, скорее всего, имеют социальную основу и являются индикаторами психологического здоровья людей, а также показателями их межличностного взаимодействия и степени толерантности по отношению друг к другу. Это может повлечь за собой целый комплекс проблем демографического и экономического характера. Именно поэтому очень важно найти ответы на следующие вопросы: что же все-таки стимулирует рост насилия, что лежит в основе и каким образом предотвратить его губительные последствия как для индивида, так и для общества в целом?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить психиатра, психотерапевта, члена ассоциации выпускников медицинской школы Гарвардского университета (США) и Всемирной федерации биологической психиатрии Тину Игоревну Берадзе.

 

«...насилие остается насилием, даже если
оно не физическое
и «окрашено
в правильный цвет»

pic-7175352503.jpg– К моему большому сожалению, данные относительно распространенности насилия на самом деле являются мрачными и печальными. Статистические показатели, которые доступны широкому кругу людей, не отражают той опасности, к которой может привести продолжающийся рост актов насилия.

На мой взгляд, из определяющих факторов возникновения насилия важнейшими являются наследственность и «культуральный феномен», который включает социальные, материальные и духовные ценности индивидуума, совершающего акт насилия.

Отдельную группу составляют люди с психическими расстройствами, но это совсем другая история.?Важно помнить, что заранее поставить диагнозы всем потенциальным индивидам, которые совершат акты насилия впоследствии, невозможно. Определить форму и тяжесть заболевания можно только по факту судебно-психиатрической экспертизы.

Однако я все же считаю необходимым учить детей распознавать признаки насилия. Дети воспитываются в микросоциуме, которым для них является семья. Соответственно, они знают только ту форму общения, которая есть в их семье. Если дети подвергаются насилию, они зачастую принимают такое обращение за «норму» и так же ведут себя вне дома. В связи с этим очень важны внимание и помощь со стороны государства. Во многих развитых странах существуют специальные службы для выявления таких случаев и помощи детям, для того чтобы они имели представление о своих правах, а также знали, куда можно обратиться с проблемой. Да, эти меры не способны защитить полностью, психические расстройства нельзя «предугадать», но я уверена, что без них ситуация была бы гораздо хуже.

Акты психологического насилия, на мой взгляд, имеют более печальные результаты, чем физического, потому как последствия физического насилия более заметны, на них быстрее реагируют. Лишение человека его личностных атрибутов поражает глубоко и надолго и характеризуется нарастающим отсутствием у людей выбора, потерей смысла существования, «ампутацией» системы ценностей, изуродованной самооценкой.

При психологическом насилии последствия хоть и отдаленные во времени, но не менее трагичны как для объекта жестокого обращения, так и для тех, на которых «жертва» будет проецировать свои неразрешенные проблемы, которые останутся с ним навсегда. Чаще всего насилие совершают индивиды, подвергшиеся именно психологическому насилию, и если не по отношению к другим, то над собой. Это может иметь место при авторитарном стиле воспитания, даже если родители создают детям на первый взгляд очень благоприятные условия для жизни. Так, тяжелой формой насилия я считаю гипертрофированную любовь одного из родителей, которая чаще проявляется со стороны матери к сыну. Зачастую все начинается со слов «я желаю тебе только добра» и переходит в принуждение и давление на человека, что негативно влияет на его психологическое состояние.

История знает много примеров, когда подвергшиеся психологическому насилию люди впоследствии совершали акты насилия массового характера. Ярким примером может послужить каждый из диктаторов. Однако я считаю, что мы сами «создаем» таких монстров отсутствием сопротивления, в первую очередь психологического. Им нужно подкармливаться повиновением, бездумным послушанием, бесконечным терпением, необоснованными надеждами.

Мы часто слышим, что не каждый может быть личностью, что это удел избранных, и только они могут иметь выбор, проявлять волю и совершать поступки. И, как не прискорбно, многие следуют этим убеждениям. Но, по моему мнению, любой человек – это личность, духовная независимая единица. Другой вопрос – насколько она полноценна. Вот это то, над чем надо работать. Наши действия определяются нашим мировоззрением, которое в свою очередь базируется на системе ценностей. Любое насилие над психикой человека неизменно приводит к насилию физическому. Поэтому важно помнить, что каждый человек начинается со своего «я». И если мы сохраним в себе это начало, то не имеет значения, на каком языке мы говорим, в какую церковь ходим, какой партии симпатизируем. Нам не будет стыдно ни перед окружающими, ни, что самое главное, перед самими собой.

Мы должны научиться распознавать психологическое насилие над нашей личностной составляющей, потому как насилие остается насилием, даже если оно не физическое и «окрашено в правильный цвет».

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы снизить уровень насилия? Самое малое, что можно сделать – это создать «горячие линии» оказания помощи. При этом информация об этих службах должна быть доступна широкому кругу людей, то есть номера телефонов «горячих линий» следует разместить у всех на виду (поликлиники, школы, магазины). Сотрудники таких служб должны четко понимать, что и в каких ситуациях необходимо предпринять, чем незамедлительно помочь обратившемуся человеку. В свою очередь все члены общества должны знать не только о своих правах, но и об ответственности, которую они могут нести за свои поступки. Кроме того, следует с умом воспринимать и фильтровать информацию, которая предоставляется нам в СМИ и в Интернете.

И самое важное – давайте не будем равнодушными друг к другу, ведь именно с молчаливого согласия равнодушных совершаются все акты насилия на Земле.

Подготовила Татьяна Ильницкая

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2014 Год

Содержание выпуска 2-1, 2014

  1. Ірина Пінчук: «…основною метою паліативної допомоги є пролонгація життя, підтримка нормального функціонування, вирішення психологічних, соціальних і духовних проблем пацієнтів та їх родин»

  2. Особенности клинического течения и медикаментозной терапии болезни Паркинсона на поздних стадиях заболевания

  3. Депресивні розлади у пацієнтів похилого віку: проблеми діагностики і терапії

  4. Депрессия и деменция: коморбидность, дифференциальная диагностика и тактика ведения пациентов

  5. Прамипексол в терапии идиопатической болезни Паркинсона

  6. Положительное влияние церебролизина на восстановление мозга после ишемии

  7. Епідеміологічні аспекти судинної деменції: стан проблеми за останні 5 років

  8. Современные подходы к патогенетической терапии болезни Альцгеймера

  9. Развитие и лечение синдрома Корсакова

  10. Фармакологическое ведение пациентов с нейропатической болью в неспециализированных условиях

  11. Проблемы и перспективы коррекции промежуточного метаболизма у больных с сосудистой коморбидностью

Содержание выпуска 9-10 (64), 2014

  1. Всемирный день психического здоровья: жизнь с шизофренией

  2. Десять мифов о происхождении и лечении зависимостей от психоактивных веществ

  3. Новое в психиатрии

  4. Эффективность и безопасность глутаматергической терапии при деменции

  5. Новое в эпилептологии

  6. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии

  7. Прегабалин в лечении генерализованного тревожного расстройства

  8. Влияние скорости титрования ламотриджина на переносимость и частоту развития побочных эффектов

  9. Особенности течения и терапии рассеянного склероза в педиатрической практике

  10. Эффективность новой формы флупиртина (Катадолона форте) в лечении острой боли в спине

  11. Оценка безопасности применения комбинированной формы диклофенака у геронтологических пациентов с синдромом хронической боли

  12. Применение эсциталопрама для лечения больных шизофренией и обсессивно-компульсивным расстройством: открытое проспективное исследование

  13. Воздушные замки Людвига Баварского

Содержание выпуска 7 (62), 2014

  1. Тина Берадзе: «…мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети»

  2. Вдосконалення системи охорони психічного здоров’я в Україні

  3. Новые возможности в диагностике и терапии болезни Альцгеймера

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Роль витаминов группы В в профилактике когнитивных нарушений

  7. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии

  8. Диагностика и ведение большого депрессивного расстройства у взрослых

  9. Рекомендации по лечению синдрома беспокойных ног и синдрома периодических движений конечностей

  10. Эффективность эсциталопрама в лечении депрессии у лиц пожилого возраста

  11. Эффективность препарата Летиум у больных артериальной гипертензией

  12. Эффективность мельдония в уменьшении электрической нестабильности сердца у пациентов с ишемическим инсультом

  13. Болезнь короля Эрика XIV – шведского «Ивана Грозного»

Содержание выпуска 6 (61), 2014

  1. Денис Угрин: «Наиболее эффективный способ оказания помощи ребенку с симптомами тревожного расстройства – это признание проблемы без осуждения и предоставление полной поддержки»

  2. Новые сведения о патогенезе болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний: пересмотр диагностических критериев

  3. Актуальные вопросы детской психиатрии

  4. Бетагистин – признанный стандарт в лечении вестибулярных головокружений

  5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра: системный поход

  6. Дифференцированный подход к применению антидепрессантов

  7. Тяжелый депрессивный эпизод у подростка: в поисках баланса между психофармакотерапией и психотерапией

  8. Рекомендации по лечению хронической боли

  9. Расстройства сна у детей и подростков в психиатрической практике

  10. Эффективность вальпроевой кислоты в комбинации с ламотриджином, топираматом или леветирацетамом у детей с резистентной фокальной эпилепсией

  11. «Кратал для дітей» у монотерапії синдрому вегетативної дисфункції

  12. Тривожно-депресивні розлади у пацієнтів з кардіальною патологією

  13. Епілепсії у дітей

Содержание выпуска 5 (60), 2014

  1. ТИНА БЕРАДЗЕ: «…человеческий организм представляет собой огромную биохимическую лабораторию, нарушения в которой напрямую связаны с нашим состоянием и влияют на отношение как к себе, так и к окружающим»

  2. Функциональная оценка, определение причин проблемного поведения и выбор методов коррекции

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Коморбидность хронической боли и депрессии у неврологических больных

  6. Применение агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона: фокус на прамипексол

  7. Диагностика и лечение синдрома PANDAS

  8. Рекомендации по ведению пациентов с деменцией

  9. Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством

  10. DISCOVERY-NEURO: депрессия и ее соматические проявления в неврологической практике

  11. Применение неэрготаминовых агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона

  12. Эффективность и безопасность рисперидона при первом психотическом эпизоде

  13. Пурпурная болезнь Георга ІІІ

Содержание выпуска 4 (59), 2014

  1. Лікування мистецтвом у реабілітаційній роботі з пацієнтами, які мають вади психічного здоров’я

  2. Как убеждать политиков в приоритетности сферы психического здоровья

  3. Нейропсихофармакологія психічних розладів у дитячому та підлітковому віці

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Комбинированная терапия болезни Альцгеймера

  7. Эсциталопрам и улучшение когнитивных функций после инсульта

  8. Сравнительная оценка эффективности, безопасности и влияния на когнитивные нарушения амисульприда и оланзапина

  9. Роль патогенетической терапии болезни Альцгеймера в снижении нагрузки на лиц, ухаживающих за пациентами

  10. Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством

  11. Применение прамипексола у пациентов на ранней стадии болезни Паркинсона

  12. Купирующая терапия атипичными антипсихотиками больных с впервые возникшими психотическими состояниями

  13. Болезни Короля-Синей Бороды, Генриха XVIII Тюдора

Содержание выпуска 3 (58), 2014

  1. Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона

  2. Новое в психиатрии

  3. Аспекты клинической фармакологии эсциталопрама при лечении депрессии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Эпилепсия у женщин

  6. Актуальні питання надання психіатричної допомоги хворим на деменцію

  7. Психопатологія депресії похилого віку: клініка, лікування

  8. Роль антипсихотических препаратов в лечении обсессивно-компульсивного расстройства: перспективы использования рисперидона

  9. Топирамат и его возможности в современной эпилептологии

  10. Оптимизации психофармакотерапии эндогенных депрессий с помощью препарата церебролизин

  11. Эффективность и безопасность препарата мезакар в лечении эпилепсии у детей раннего возраста

  12. Эффективность и переносимость прамипексола в лечении первичного синдрома беспокойных ног

  13. Генетический закат империи испанских Габсбургов

Содержание выпуска 1 (56), 2014

  1. Джеймс Димер: «Самое важное, что мы можем сделать для родителей и их детей – выслушать, понять, поддержать, обнадежить и быть с ними»

  2. Сравнительный анализ эффективности и приемлемости 12 новых антидепрессантов

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Атипичные антипсихотики при шизофрении: эффективность, безопасность, стратегии лечения

  6. Современные принципы терапии биполярных расстройств

  7. Протиепілептичні препарати та інші засоби лікування епілепсій у дітей із розладами спектра аутизму

  8. Эффективное лечение деменции – от теории к практике

  9. Сонапакс®: новый взгляд на свойства препарата

  10. Аномалии развития ЦНС: фокальная корковая дисплазия с шизэнцефалией и билатеральным перисильвиарным синдромом

  11. Рекомендации по фармакологическому лечению болезни Паркинсона

  12. Розлади спектра аутизму у підлітків та дорослих

  13. Руководство по головокружениям и нарушениям пространственной ориентации

  14. Европейские монархи: болезни и судьбы Карл VI – Возлюбленный и Безумный король

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Содержание выпуска 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Архив рекомендаций