скрыть меню

Тина Берадзе: «…мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети»

 

 

pic-5632731849.jpgВ эпоху научно-технического прогресса современные дети столкнулись с множеством проблем, о которых их родители даже не слышали. Огромное количество информации, изменение устоев и базовых принципов негативно влияют на развитие ребенка и диктуют свои правила поведения. Взрослые не всегда оказывают адекватную поддержку детям и часто провоцируют усугубление имеющихся трудностей. Конечно же, на сегодняшний день доступно немало различных рекомендаций, однако они в одних случаях неэффективны, а в других родители в силу тех или иных причин не готовы их применять. Не готовыми к новым формам проблем оказались и профильные специалисты.С вопросом как помочь своим детям разобраться с возникшими трудностями, какую позицию занять родителям, а также о роли врачей в формировании здорового общества мы обратились к Тине Берадзе, психиатру, психотерапевту, члену ассоциации выпускников медицинской школы Гарвардского университета (США) и Всемирной федерации биологической психиатрии.

– Тина Игоревна, как Вы считаете, действительно ли изменились проблемы современных детей и родителей, и с чем это связано?

– Несомненно. Я бы даже сказала, что проблемы идут в ногу со временем. Не отстают, так сказать. Ведь мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети. В первую очередь, в современном обществе изменилась роль женщины, которая из хранительницы очага превратилась в добытчика наравне с мужчиной. Дети и семья отошли на второй план, пропуская вперед карьеру. Однако не все папы принимают новые правила, по-прежнему возлагая все заботы по дому и семье на женщину. Во-вторых, дети сейчас катастрофически перегружены информацией, которая, к сожалению, не всегда позитивная. Они впитывают ее как губка, но при этом не всегда способны проанализировать и сделать правильные выводы. Насилие и жестокость очень часто навязываются как норма, и дети, воспринимая их соответствующим образом, сами начинают так поступать. Ведь часто рядом нет человека, который бы объяснил, что так поступать нельзя. В-третьих, в силу сложившихся устоев и потребностей современного общества, родители перекладывают заботу о детях на посторонних людей или же оставляют их наедине с собой и своими проблемами. Однако не всегда чужой человек способен обеспечить должное внимание и правильно расставить приоритеты. Нередко дети находят собеседников в Интернете, но, к сожалению, такое общение не всегда позитивное. Со временем социальные сети вытесняют живое общение, и детям становится неинтересно слушать учителя или общаться друг с другом. Постепенно теряются естественные навыки коммуникации, возникают трудности в формировании мыслей, появляется страх перед живым общением и новыми знакомствами, и, как результат, нарастает социальная изоляция. В-четвертых, образованность общества на сегодняшний день достаточно низкая. Многие проблемы замалчиваются, и социум, в принципе, не знает об их существовании, а уж что с ними делать – и подавно. Мало кто говорит о таких проблемах, как анорексия или булимия у детей и подростков, психологической агрессии в семье, компьютерной и игровой зависимости. А сексуальное воспитание детей – это вообще табу!

Конечно же, некоторые родители пытаются компенсировать недостаток ребенку внимания – кто-то нанимает няню, кто-то покупает дорогие подарки и записывает на всевозможные секции. В результате, завалив свое дитя различными гаджетами и расписав каждую минуту его жизни, мама и папа искренне удивляются его неблагодарностью и отсутствием интереса.

Взрослые отказываются принимать точку зрения ребенка и учитывать его увлечения, которые несколько отличаются от их собственных интересов в детстве, навязывая свои взгляды, приоритеты и принципы, а также провоцируя развитие замкнутости и негативизма.

– Как можно сформулировать основную жалобу, с которой к Вам чаще всего обращаются родители?

– В последнее время все чаще родители обращаются с жалобой, которая звучит как «ребенок ничего не хочет». Но при подробном описании того, что делает или чего не делает ребенок, в основном я слышу «он не делает то, что я ему говорю». Зачастую смысл этой фразы сводится к тому, что детям просто не интересно то, что навязывают родители. Взрослые отказываются принимать точку зрения ребенка и учитывать его увлечения, которые несколько отличаются от их собственных интересов в детстве, навязывая свои взгляды, приоритеты и принципы, а также провоцируя развитие замкнутости и негативизма. Очень часто результатом является развитие депрессии, которая у детей и подростков протекает очень тяжело и плохо поддается лечению. С другой стороны, гиперопека, которая часто в последующем трансформируется в тревожные расстройства, также лишает детей возможности выбирать и принимать решения. То есть, ребенок, не имея возможности приобретать опыт, может даже и не осознать, что сделал ошибку, поскольку за него все уже сделали или решили родители.

Правильная модель воспитания заключается в поддержке и понимании, а также в постоянном участии родителей в жизни ребенка. Мамы и папы не должны пренебрегать своими обязанностями, откупаться от детей подарками или перекладывать заботу на кого-то другого.

– Какую же выбрать модель воспитания для своего ребенка?

– Правильная модель воспитания заключается в поддержке и понимании, а также в постоянном участии родителей в жизни ребенка. Мамы и папы не должны пренебрегать своими обязанностями, откупаться от детей подарками или перекладывать заботу на кого-то другого. Сегодня почему-то стало очень модно воспитывать детей по какой-то мо-дели. Например, использовать японский или китайский стиль воспитания, вернее, те моменты, которые показались «интересными». Родители «выхватывают» какие-то фразы, принципы из других культур. Однако нельзя забывать, что каждый индивидуум в первую очередь имеет принадлежность к определенной религии и культуре, и их смешивание ничего хорошего не даст. Ведь ребенок рождается в стране со своими обычаями и устоями, не следует забывать и о генетической памяти. При этом в каждой семье свой микроклимат, свои привычки. Нельзя просто взять часть чьей-то культуры и с легкостью соединить со своей. Как-никак дети в Китае или Японии живут совсем в других условиях – у них другая культура, другие традиции, другой менталитет. Кроме того, родители в первую очередь являются для детей примером. Они с раннего возраста прививают детям уважение к старшим, покорность и сдержанность, и с учетом этих культуральных особенностей и выработали свои принципы воспитания. У нас же получается, что живем мы по нашим законам, а детей воспитываем по чужим.

Выбирая какую-то модель воспитания, следует помнить, что причина большинства проблем в детском и подростковом возрасте – нежелание родителей слышать своего ребенка и воспринимать его как личность. Очень часто мама и папа поступают так, как удобно им. Одни воплощают свои несостоявшиеся мечты и амбиции, заполняя жизнь ре-бенка ненужными кружками и секциями, другие пытаются откупиться подарками. Однако родители забывают о главном – основное, в чем дети нуждаются, – это внимание и понимание! Так уж сложилось, что современные родители постоянно чем-то заняты, куда-то бегут, спешат. При этом они думают, что если запишут ребенка на десяток кружков или подарят дорогую игрушку, то «все пойдет по плану». К сожалению, так не бывает. Если уж отец с матерью хотят чему-то научить ребенка, то должны участвовать во всех сферах его жизни постоянно, а не только когда им этого хочется.

Выбирая какую-то модель воспитания, следует помнить, что причина большинства проблем в детском и подростковом возрасте – нежелание родителей слышать своего ребенка и воспринимать его как личность.

– Тина Игоревна, что Вы порекомендуете родителям, которые не могут справиться с возникшими проблемами?

– Первое, что должны сделать родители – это признать наличие проблемы! Почему-то до сих пор люди боятся, что окружающие узнают об их «неидеальной семье». Проблемы есть во всех семьях, главное не допустить, чтобы они имели серьезные негативные последствия. Во-вторых, не нужно бояться обратиться к специалисту, потому как в последнее время участились случаи детской и подростковой депрессии, которая влечет за собой очень плохие последствия. Помимо этого, появляется очень много симптомов тревожных расстройств, которые часто остаются без должного внимания и помощи. Зачастую первые признаки не всегда рассматриваются родителями как симптомы заболевания. Даже специалисту они рассказывают о проблемах с акцентом на конфликт или неповиновение, упуская при этом важные моменты. В первую очередь взрослым следует обратить внимание на такие проявления, как расстройство сна, страхи, подавленность, отсутствие интереса к происходящему, невнимательность, неуспеваемость и конфликтность.

Если уж отец с матерью хотят чему-то научить ребенка, то должны участвовать во всех сферах его жизни постоянно, а не только когда им этого хочется.

– К специалисту какого профиля лучше обращаться за помощью?

– Желательно, чтобы это был квалифицированный психиатр или психотерапевт. Однако это очень существенная проблема. К сожалению, в нашей стране немного по-настоящему хороших специалистов, возможно, потому что отсутствует какая-то единая система для их подготовки. Особенно тревожит тот факт, что в последнее время так модно и легко стало пройти двухмесячные курсы непонятной «психо-вуду»-специализации, получить сомнительную корочку и бесстрашно лечить всех подряд, раздавая с умным видом советы на телевиденье. А ведь люди потом пытаются применить эти советы в повседневной жизни. Но эффекта нет и быть не может. Конфликт же при этом обрастает новыми проблемами, а в некоторых случаях трансформируется в болезнь. Поэтому очень важно найти хорошего специалиста, обладающего медицинским образованием, соответствующей квалификацией и опытом.

Первое, что должны сделать родители – это признать наличие проблемы! Почему-то до сих пор люди боятся, что окружающие узнают об их «неидеальной семье».

– Как, на Ваш взгляд, можно решить эту проблему?

– Для этого должны быть созданы соответствующие эффективные программы обучения и повышения квалификации. Эти программы должны идти в ногу со временем и соответствовать возникшим проблемам и потребностям. Здесь, наверное, должны проявить инициативу соответствующие государственные институты. Тем более, на сегодняшний день очень остро встала проблема оказания помощи детям, пережившим тяжелейшие потрясения. Появился новый тип проблемы, о котором мы до недавнего времени в лучшем случае читали только в книжках. Однако одно дело прочитать о методиках, а другое – применить их на практике. Также хочется отметить еще один аспект – это мотивация врачей. У человека очень быстро пропадает энтузиазм, если за свой труд он не получает адекватной оплаты. Если же учесть еще и все бюрократические и нелепые статистические составляющие работы врача, у многих напрочь отпадает желание что-либо делать. Я уверена, что у нас есть очень много врачей, которые бы с удовольствием восприняли новую информацию, освоили новые навыки и с радостью помогали бы окружающим. Но у них нет материальной возможности посещать зарубежные семинары, доступ практически ко всем иностранным авторитетным изданиям платный. В идеале, необходимы кардинальные изменения в целом – системы образования и повышения квалификации врачей, оказания помощи и, конечно же, оплаты труда.

Особенно тревожит тот факт, что в последнее время так модно и легко стало пройти двухмесячные курсы непонятной «психо‑вуду»-специализации, получить сомнительную корочку и бесстрашно лечить всех подряд, раздавая с умным видом советы на телевиденье.

– Тина Игоревна, готовы ли Вы делиться опытом?

– С радостью! К счастью, у меня есть возможность посещать зарубежные конференции, участвовать в семинарах и мастер-классах. Я готова принимать участие в образовательных мероприятиях, делиться опытом, идеями и знаниями. Я буду очень рада, если в нашей стране появятся профессионалы, которые смогут оказывать качественную помощь и будут получать удовольствие от своей работы.

...у нас есть очень много врачей, которые бы с удовольствием восприняли новую информацию, освоили новые навыки и с радостью помогали бы окружающим.

Подготовила Татьяна Ильницкая

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2014 Год

Содержание выпуска 2-1, 2014

Содержание выпуска 9-10 (64), 2014

Содержание выпуска 7 (62), 2014

Содержание выпуска 6 (61), 2014

Содержание выпуска 5 (60), 2014

Содержание выпуска 4 (59), 2014

Содержание выпуска 3 (58), 2014

Содержание выпуска 1 (56), 2014

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 7 (118), 2020

  1. Герхард Дамманн, Вікторія Поліщук

  2. М. М. Орос, О. О. Орлицький, О. С. Вансович, С. Р. Козак, В. В. Білей

  3. С. Г. Бурчинський

  4. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 6 (117), 2020

  1. Ю.А. Бабкіна

  2. Д. А. Мангуби

  3. А. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. В. І. Коростій, І. Ю. Блажіна, В. М. Кобевка

  5. Т. О. Студеняк, М. М. Орос

  6. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 5 (116), 2020

  1. Т. О. Скрипник

  2. Н.А.Науменко, В.И. Харитонов

  3. Ю. А. Крамар

  4. В.И.Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. Н.В. Чередниченко

  6. Ю.О. Сухоручкін

  7. Ю. А. Крамар

  8. Н. К. Свиридова, Т. В. Чередніченко, Н. В. Ханенко

  9. Є.О.Труфанов

  10. Ю.О. Сухоручкін

  11. О.О. Копчак

  12. Ю.А. Крамар

Содержание выпуска 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 3 (114), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Бабкіна

  3. О.С. Чабан, О.О. Хаустова

  4. О. С. Чабан, О. О. Хаустова

  5. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 1, 2020

  1. А.Е. Дубенко

  2. Ю. А. Бабкина

  3. Ю.А. Крамар, К.А. Власова

  4. Ю. О. Сухоручкін

Содержание выпуска 2 (113), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Л. А. Дзяк

  3. Ф. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравицька

  5. Ю. А. Крамар

  6. П. В. Кидонь

Содержание выпуска 1 (112), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Крамар

  3. М.М. Орос, В.В. Грабар

  4. В.И. Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. L. Boschloo, E. Bekhuis, E.S. Weitz et al.