Тина Берадзе: «…мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети»
В эпоху научно-технического прогресса современные дети столкнулись с множеством проблем, о которых их родители даже не слышали. Огромное количество информации, изменение устоев и базовых принципов негативно влияют на развитие ребенка и диктуют свои правила поведения. Взрослые не всегда оказывают адекватную поддержку детям и часто провоцируют усугубление имеющихся трудностей. Конечно же, на сегодняшний день доступно немало различных рекомендаций, однако они в одних случаях неэффективны, а в других родители в силу тех или иных причин не готовы их применять. Не готовыми к новым формам проблем оказались и профильные специалисты.С вопросом как помочь своим детям разобраться с возникшими трудностями, какую позицию занять родителям, а также о роли врачей в формировании здорового общества мы обратились к Тине Берадзе, психиатру, психотерапевту, члену ассоциации выпускников медицинской школы Гарвардского университета (США) и Всемирной федерации биологической психиатрии.
– Тина Игоревна, как Вы считаете, действительно ли изменились проблемы современных детей и родителей, и с чем это связано?
– Несомненно. Я бы даже сказала, что проблемы идут в ногу со временем. Не отстают, так сказать. Ведь мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети. В первую очередь, в современном обществе изменилась роль женщины, которая из хранительницы очага превратилась в добытчика наравне с мужчиной. Дети и семья отошли на второй план, пропуская вперед карьеру. Однако не все папы принимают новые правила, по-прежнему возлагая все заботы по дому и семье на женщину. Во-вторых, дети сейчас катастрофически перегружены информацией, которая, к сожалению, не всегда позитивная. Они впитывают ее как губка, но при этом не всегда способны проанализировать и сделать правильные выводы. Насилие и жестокость очень часто навязываются как норма, и дети, воспринимая их соответствующим образом, сами начинают так поступать. Ведь часто рядом нет человека, который бы объяснил, что так поступать нельзя. В-третьих, в силу сложившихся устоев и потребностей современного общества, родители перекладывают заботу о детях на посторонних людей или же оставляют их наедине с собой и своими проблемами. Однако не всегда чужой человек способен обеспечить должное внимание и правильно расставить приоритеты. Нередко дети находят собеседников в Интернете, но, к сожалению, такое общение не всегда позитивное. Со временем социальные сети вытесняют живое общение, и детям становится неинтересно слушать учителя или общаться друг с другом. Постепенно теряются естественные навыки коммуникации, возникают трудности в формировании мыслей, появляется страх перед живым общением и новыми знакомствами, и, как результат, нарастает социальная изоляция. В-четвертых, образованность общества на сегодняшний день достаточно низкая. Многие проблемы замалчиваются, и социум, в принципе, не знает об их существовании, а уж что с ними делать – и подавно. Мало кто говорит о таких проблемах, как анорексия или булимия у детей и подростков, психологической агрессии в семье, компьютерной и игровой зависимости. А сексуальное воспитание детей – это вообще табу!
Конечно же, некоторые родители пытаются компенсировать недостаток ребенку внимания – кто-то нанимает няню, кто-то покупает дорогие подарки и записывает на всевозможные секции. В результате, завалив свое дитя различными гаджетами и расписав каждую минуту его жизни, мама и папа искренне удивляются его неблагодарностью и отсутствием интереса.
Взрослые отказываются принимать точку зрения ребенка и учитывать его увлечения, которые несколько отличаются от их собственных интересов в детстве, навязывая свои взгляды, приоритеты и принципы, а также провоцируя развитие замкнутости и негативизма. |
– Как можно сформулировать основную жалобу, с которой к Вам чаще всего обращаются родители?
– В последнее время все чаще родители обращаются с жалобой, которая звучит как «ребенок ничего не хочет». Но при подробном описании того, что делает или чего не делает ребенок, в основном я слышу «он не делает то, что я ему говорю». Зачастую смысл этой фразы сводится к тому, что детям просто не интересно то, что навязывают родители. Взрослые отказываются принимать точку зрения ребенка и учитывать его увлечения, которые несколько отличаются от их собственных интересов в детстве, навязывая свои взгляды, приоритеты и принципы, а также провоцируя развитие замкнутости и негативизма. Очень часто результатом является развитие депрессии, которая у детей и подростков протекает очень тяжело и плохо поддается лечению. С другой стороны, гиперопека, которая часто в последующем трансформируется в тревожные расстройства, также лишает детей возможности выбирать и принимать решения. То есть, ребенок, не имея возможности приобретать опыт, может даже и не осознать, что сделал ошибку, поскольку за него все уже сделали или решили родители.
Правильная модель воспитания заключается в поддержке и понимании, а также в постоянном участии родителей в жизни ребенка. Мамы и папы не должны пренебрегать своими обязанностями, откупаться от детей подарками или перекладывать заботу на кого-то другого. |
– Какую же выбрать модель воспитания для своего ребенка?
– Правильная модель воспитания заключается в поддержке и понимании, а также в постоянном участии родителей в жизни ребенка. Мамы и папы не должны пренебрегать своими обязанностями, откупаться от детей подарками или перекладывать заботу на кого-то другого. Сегодня почему-то стало очень модно воспитывать детей по какой-то мо-дели. Например, использовать японский или китайский стиль воспитания, вернее, те моменты, которые показались «интересными». Родители «выхватывают» какие-то фразы, принципы из других культур. Однако нельзя забывать, что каждый индивидуум в первую очередь имеет принадлежность к определенной религии и культуре, и их смешивание ничего хорошего не даст. Ведь ребенок рождается в стране со своими обычаями и устоями, не следует забывать и о генетической памяти. При этом в каждой семье свой микроклимат, свои привычки. Нельзя просто взять часть чьей-то культуры и с легкостью соединить со своей. Как-никак дети в Китае или Японии живут совсем в других условиях – у них другая культура, другие традиции, другой менталитет. Кроме того, родители в первую очередь являются для детей примером. Они с раннего возраста прививают детям уважение к старшим, покорность и сдержанность, и с учетом этих культуральных особенностей и выработали свои принципы воспитания. У нас же получается, что живем мы по нашим законам, а детей воспитываем по чужим.
Выбирая какую-то модель воспитания, следует помнить, что причина большинства проблем в детском и подростковом возрасте – нежелание родителей слышать своего ребенка и воспринимать его как личность. Очень часто мама и папа поступают так, как удобно им. Одни воплощают свои несостоявшиеся мечты и амбиции, заполняя жизнь ре-бенка ненужными кружками и секциями, другие пытаются откупиться подарками. Однако родители забывают о главном – основное, в чем дети нуждаются, – это внимание и понимание! Так уж сложилось, что современные родители постоянно чем-то заняты, куда-то бегут, спешат. При этом они думают, что если запишут ребенка на десяток кружков или подарят дорогую игрушку, то «все пойдет по плану». К сожалению, так не бывает. Если уж отец с матерью хотят чему-то научить ребенка, то должны участвовать во всех сферах его жизни постоянно, а не только когда им этого хочется.
Выбирая какую-то модель воспитания, следует помнить, что причина большинства проблем в детском и подростковом возрасте – нежелание родителей слышать своего ребенка и воспринимать его как личность. |
– Тина Игоревна, что Вы порекомендуете родителям, которые не могут справиться с возникшими проблемами?
– Первое, что должны сделать родители – это признать наличие проблемы! Почему-то до сих пор люди боятся, что окружающие узнают об их «неидеальной семье». Проблемы есть во всех семьях, главное не допустить, чтобы они имели серьезные негативные последствия. Во-вторых, не нужно бояться обратиться к специалисту, потому как в последнее время участились случаи детской и подростковой депрессии, которая влечет за собой очень плохие последствия. Помимо этого, появляется очень много симптомов тревожных расстройств, которые часто остаются без должного внимания и помощи. Зачастую первые признаки не всегда рассматриваются родителями как симптомы заболевания. Даже специалисту они рассказывают о проблемах с акцентом на конфликт или неповиновение, упуская при этом важные моменты. В первую очередь взрослым следует обратить внимание на такие проявления, как расстройство сна, страхи, подавленность, отсутствие интереса к происходящему, невнимательность, неуспеваемость и конфликтность.
Если уж отец с матерью хотят чему-то научить ребенка, то должны участвовать во всех сферах его жизни постоянно, а не только когда им этого хочется. |
– К специалисту какого профиля лучше обращаться за помощью?
– Желательно, чтобы это был квалифицированный психиатр или психотерапевт. Однако это очень существенная проблема. К сожалению, в нашей стране немного по-настоящему хороших специалистов, возможно, потому что отсутствует какая-то единая система для их подготовки. Особенно тревожит тот факт, что в последнее время так модно и легко стало пройти двухмесячные курсы непонятной «психо-вуду»-специализации, получить сомнительную корочку и бесстрашно лечить всех подряд, раздавая с умным видом советы на телевиденье. А ведь люди потом пытаются применить эти советы в повседневной жизни. Но эффекта нет и быть не может. Конфликт же при этом обрастает новыми проблемами, а в некоторых случаях трансформируется в болезнь. Поэтому очень важно найти хорошего специалиста, обладающего медицинским образованием, соответствующей квалификацией и опытом.
Первое, что должны сделать родители – это признать наличие проблемы! Почему-то до сих пор люди боятся, что окружающие узнают об их «неидеальной семье». |
– Как, на Ваш взгляд, можно решить эту проблему?
– Для этого должны быть созданы соответствующие эффективные программы обучения и повышения квалификации. Эти программы должны идти в ногу со временем и соответствовать возникшим проблемам и потребностям. Здесь, наверное, должны проявить инициативу соответствующие государственные институты. Тем более, на сегодняшний день очень остро встала проблема оказания помощи детям, пережившим тяжелейшие потрясения. Появился новый тип проблемы, о котором мы до недавнего времени в лучшем случае читали только в книжках. Однако одно дело прочитать о методиках, а другое – применить их на практике. Также хочется отметить еще один аспект – это мотивация врачей. У человека очень быстро пропадает энтузиазм, если за свой труд он не получает адекватной оплаты. Если же учесть еще и все бюрократические и нелепые статистические составляющие работы врача, у многих напрочь отпадает желание что-либо делать. Я уверена, что у нас есть очень много врачей, которые бы с удовольствием восприняли новую информацию, освоили новые навыки и с радостью помогали бы окружающим. Но у них нет материальной возможности посещать зарубежные семинары, доступ практически ко всем иностранным авторитетным изданиям платный. В идеале, необходимы кардинальные изменения в целом – системы образования и повышения квалификации врачей, оказания помощи и, конечно же, оплаты труда.
Особенно тревожит тот факт, что в последнее время так модно и легко стало пройти двухмесячные курсы непонятной «психо‑вуду»-специализации, получить сомнительную корочку и бесстрашно лечить всех подряд, раздавая с умным видом советы на телевиденье. |
– Тина Игоревна, готовы ли Вы делиться опытом?
– С радостью! К счастью, у меня есть возможность посещать зарубежные конференции, участвовать в семинарах и мастер-классах. Я готова принимать участие в образовательных мероприятиях, делиться опытом, идеями и знаниями. Я буду очень рада, если в нашей стране появятся профессионалы, которые смогут оказывать качественную помощь и будут получать удовольствие от своей работы.
...у нас есть очень много врачей, которые бы с удовольствием восприняли новую информацию, освоили новые навыки и с радостью помогали бы окружающим. |
Подготовила Татьяна Ильницкая