Meta Pixel

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися
  1. Сергій Шум: «Я дуже сподіваюсь, що найближчим часом законодавство України не буде обмежувати права людини з вадами психічного здоров’я, а допомагатиме у їх реалізації»

  2. Роль та місце психіатричної допомоги у структурі госпітальних округів

  3. Сомнамбулізм у дітей

  4. Нейропсихофармакология психических расстройств в детском и подростковом возрасте

  5. Новое в эпилептологии

  6. Ламотриджин в лечении эпилепсий

  7. Буллинг как разновидность школьного насилия

  8. Расстройства аутистического спектра

  9. Гипомеланоз Ито

  10. Покрокова десенсибілізація та фізична підтримка в корекції поведінки протесту у підлітка із розладом аутистичного спектра

  11. Эсциталопрам в лечении социального тревожного расстройства

  12. Эффективность комбинированной терапии деменции альцгеймеровского типа мемантином и донепезилом

  13. Ефективність та безпека метилкобаламіну у хворих із хронічним болем у попереку

  14. Траумель С: патогенетические биорегуляционные возможности в неврологии

Буллинг как разновидность школьного насилия

Впоследние 10-15 лет проблема детского насилия в школах становится все более актуальной. Согласно данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики США (CDC), от 70 до 80 % подростков в возрасте 14-15 лет в той или иной форме становятся жертвами или участниками буллинга.

Несмотря на то что первые упоминания о буллинге встречаются в художественных произведениях, написанных более 100 лет назад, эмпирические исследования на эту тему начали проводиться относительно недавно. Одно из самых первых было проведено в Скандинавии в 1970-х годах (Dan Olweus, 1978). Тем не менее реальное внимание к проблеме школьного насилия сформировалось в 1990-х годах, после ряда трагических суицидов среди подростков. С того момента проблема буллинга получила беспрецедентное внимание со стороны средств массовой информации и стала предметом активных научных исследований (Jimerson et al., 2010; Swearer et al., 2010; Rose, Espelage, 2012).

Что такое буллинг?

Согласно определению CDC, буллинг – это любое нежелательное агрессивное поведение одного человека или группы молодых людей, не являющихся сиблингами или родственниками жертвы, повторяющееся неоднократно или имеющее очевидные предпосылки для повторения. Выделяют физический, вербальный, скрытый и кибербуллинг:

• К физическому относятся удары, подножки, щипки, а также порча имущества. Этот вариант школьного насилия наиболее характерен для мальчиков, которые в большей мере склонны к проявлению физической агрессии.

• К вербальному относятся оскорбления, обзывания, расистские и религиозные высказывания.

• К скрытому относятся формы буллинга, которые не всегда легко распознать, например распространение сплетен, ложь либо обвинения, направленные на то, чтобы унизить или пошатнуть социальное положение жертвы. Этот вид буллинга более характерен для девочек. Считается, что они оценивают социальные взаимоотношения как приоритетные, поэтому их агрессия в большей мере направлена на разрушение социальной жизни жертвы.

• К кибербуллингу относятся картинки, аудио- или видеозаписи, направленные на унижение жертвы; имитирование чужих профилей в социальных сетях, что наносит вред чужой репутации или социальному статусу.

Несмотря на разнообразие форм буллинга, все они имеют общие характерные черты:

• преднамеренность и агрессивность направленных против жертвы действий;

• дисбаланс статусов обидчика и жертвы, который может проявляться в различии социальных положений, физических, физиологических, финансовых возможностей, стигматизирующей религиозной или расовой принадлежности;

• понимание как жертвой, так и обидчиком вероятности повторения таких ситуаций.

Вопреки наличию четких критериев, диагностика и выявление буллинга продолжает оставаться значительной проблемой во всем мире. Относительно наилучшего метода оценки буллинга и виктимизации ведутся дискуссии. Большинство исследователей сходятся в том, что методы оценки являются «ахиллесовой пятой» исследований (Cornell et al., 2006). Комплексная оценка при помощи опроса свидетелей, родителей и учителей в силу влияния множества факторов не может быть «золотым стандартом» по точности оценивания буллинга, поэтому в большинстве случаев полагаются на данные самоотчетов, несмотря на опасения по поводу их предвзятости, связанной с социальной желательностью, самопрезентацией и/или страхом возмездия (Pellegrini, 2001).

Причины возникновения буллинга

В исследовании Olweus (1978), целью которого было определение частоты буллинга в популяции и выявление предрасполагающих факторов для роли жертвы или участника буллинга, было рандомизировано более 1000 мальчиков в возрасте от 12 до 16 лет. Это было одно из первых контролируемых исследований в череде подобных по всему миру.

Было установлено, что буллеров характеризовал высокий уровень общей агрессивности. Тем или иным образом они проявляли свою агрессию не только к жертвам, но и к учителям, родителям, сиблингам. Проводимые в дальнейшем исследования показали, что зачинщики буллинга имели низкие уровни эмпатии, как правило, отказывались от сотрудничества (Siobhan, Smith, 1999).

Согласно данным, полученным из самоотчетов, было установлено, что участники буллинга чаще воспитывались в неблагополучных семьях с низким уровнем заботы и любви. Была установлена четкая корреляция между чрезмерно строгим воспитанием, насилием в семье (физическими наказаниями, избиениями со стороны родителей) и буллингом (Rigby, Slee, 1999; Junger-Tas, Kesteren, 1999).

Как было показано в одном из нидерландских исследований, наиболее частым видом наказания детей в семьях (76,5 % включенных в исследование) было направление их в свою комнату, которое подразумевало временную изоляцию, «чтобы дать им возможность остыть и подумать о том, что они сделали неправильно». Эта мера наказания не оказывала значимого влияния на возможность стать буллером или жертвой буллинга. В то время как более строгие виды наказания – телесные или словесные оскорбления – увеличивали вероятность стать источником буллинга практически в 2 раза (p = 29,5 vs p = 47,5), при этом наиболее сильная корреляционная связь была установлена со словесными оскорблениями (Junger-Tas, Kesteren, 1999).

Около 80 % детей в Украине к 15-летнему возрасту в той или иной форме становятся участниками буллинга (Martsenkovskyi, 2014). Они могут быть жертвами, сами быть вовлечены в буллинг или быть посторонними наблюдателями. В то время как большая часть детей встречаются с буллингом однократно, около 8 % детей школьного возраста являются хроническими жертвами и подвергаются буллингу по несколько раз в неделю. Наши данные согласуются со статистическими данными PACER Национального центра превенции буллинга США, в соответствии с которыми от 6 до 8 % детей регулярно подвергаются школьному насилию.

Что же является основной причиной буллинга? Среди детей проводился опрос относительно того, что вызывает неприязнь к своим сверстникам, в каком случае она может стать причиной агрессии и третирования, в каких формах они могут ее проявлять. Около 60 % включенных в исследование учащихся упомянули банальное желание показать, кто является «главным»; 35 % – ссылались на раздражающие характерологические особенности сверстников, их стигматизирующие физические или поведенческие особенности; более 20 % детей не осознавали, что таким образом причиняют вред своим сверстникам.

Согласно данным, полученным при обследовании популяции киевских школьников, наибольшая вероятность стать жертвой или участником буллинга отмечается в периоды перехода из начальной в среднюю и из средней в старшую школу. В этот период в классы приходят новые ученики, сталкивающиеся с давлением уже сплотившейся группы сверстников, которые учились вместе на протяжении нескольких лет.

Ситуация изменилась после начала антитеррористической операции на Донбассе и появления в Киеве большого количества семей, временно перемещенных из Донецкой и Луганской областей. Стигматизированное поведение, недостаточная поддержка со стороны семьи, связанные с травматическим опытом нарушения эмоциональной регуляции, активности и внимания сделали этих детей повышенно чувствительными к вторичной травматизации в школьном коллективе. Дети-переселенцы характеризовались повышенным риском стать жертвой буллинга и быть вовлеченными в травлю других стигматизированных учащихся.

Другой причиной буллинга, согласно нашим исследованиям, является недостаточный уход со стороны родителей. Если дети приходили в школу неопрятными или в грязной одежде, это вызывало насмешки со стороны сверстников. В то же время дети, воспитывающиеся в неполных семьях или с недостаточным уровнем опеки, часто становились буллерами, так как имели недостаточные социальные навыки и таким образом пытались компенсировать ощущение отсутствия контроля над своей жизнью. Это в полной степени применимо к семьям беженцев. В этих семьях отцы нередко продолжали оставаться на оккупированных территориях, имело место снижение уровня поддержки детей со стороны травмированных матерей.

Психические и характерологические особенности детей также существенно увеличивали риск стать жертвой буллинга. Нами было обследовано 58 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, родители которых обратились за медицинской помощью в связи с буллингом. Пятеро детей стали жертвами сексуального насилия.

Все жертвы буллинга были обследованы с применением родительского полуструктурированного диагностического интервью аутизма (ADI-R), полуструктурированного инструментария для оценки аутистических проявлений актуального поведения ребенка (ADOS), опросников для выявления суицидального риска (C-SSRS) и шкалы для оценки проявлений буллинга и виктимного поведения (BVS). Уровень адаптивного поведения учащихся, ставших жертвами школьного насилия, оценивали при помощи шкалы адаптивного поведения (Vineland).

Среди детей, ставших жертвами буллинга, аутизм был диагностирован у 6 подростков, расстройства аутистического спектра – у 16. У 14 детей установлены нарушения социальной реципрокности (домен А по ADI-R), эти дети также отвечали критериям DSM-V для определения расстройства с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ). Суицидальные мысли среди подростков с первазивными расстройствами развития встречались чаще, чем у детей с РДВГ.

Непосредственные и отдаленные эффекты буллинга

В ряде ретроспективных исследований (O’Brennan et al., 2009; Bond et al., 2001) описаны непосредственные и отдаленные эффекты школьного насилия. Среди непосредственных эффектов описаны тревога, бессонница, сложности с концентрацией внимания; дети, подвергавшиеся буллингу, чаще, чем сверстники, бросали школу, были склонны к депрессиям и суицидальному поведению. Среди отдаленных эффектов буллинга выделяют потерю уверенности, сложности в общении и интимных взаимоотношениях с противоположным полом, формирование социальной и генерализованной тревоги.

В британском исследовании (Siobhan, Peter, 1999) для оценки проявлений виктимного поведения использовали специально разработанное полуструктурированное интервью. В исследовании приняли участие 1050 человек с расстройствами речи, которые, предположительно, могли подвергаться буллингу в детском и подростковом возрасте. После заполнения интервью и применения критериев исключения были рандомизированы 276 респондентов в возрасте от 15 до 66 лет (MD = 38,2). Из них 83 % подтвердили, что были жертвами буллинга, при этом 71 % указали, что подвергались буллингу не реже 1 раза в неделю. Более 80 % участников наиболее частой формой буллинга отметили обидные прозвища, 50 % – подверглись запугиванию, 40 % – физическому насилию.

Интервью включало вопрос со свободным ответом относительно последствий буллинга. Полученные результаты были распределены по категориям «персональные эффекты» (включавшие потерю уверенности, усиление тревоги, нервозности, застенчивости, появление чувства стыда и депрессии, а также наличие сложности в построении отношений, k = 0,96), «речевые нарушения» (кратковременные эффекты, k = 0,55; долговременные эффекты, к которым относили усиление нарушений речи со временем, страх говорить с определенными группами людей (например, с теми, кто проявляет агрессию), выступать на публике, k = 0,81), «другие эффекты» (кратковременные – в виде нарушений внимания, академических трудностей; долговременные – в виде низких карьерных результатов, сложности открыться другому человеку).

Согласно другому исследованию, проведенному в Финляндии, у мальчиков, подвергавшихся буллингу, уровень умеренных и тяжелых депрессий был в 5 раз выше, и они в 4 раза чаще демонстрировали суицидальное поведение по сравнению с теми, кто не был жертвой буллинга, в то время как девочки были в 3 раза чаще склонны к депрессиям и в 8 раз чаще – к суицидальному поведению (Kaltiala-Heino et al., 1999).

Однако буллинг представляет собой опасность не только для жертв, но и для самих буллеров. Специализированные исследования показали, что антисоциальное поведение буллеров ограничивается не только школой, но и наблюдается за ее пределами. Такие дети чаще, чем сверстники, начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Около 60 % мальчиков, которые были определены исследователями как буллеры, совершили хотя бы одно правонарушение к возрасту 24 лет по сравнению с 23 %, не являющимися буллерами. Кроме того, 40 % буллеров в сравнении с 10 %, которые не являлись таковыми, к 24 годам имели уже более 3 обвинительных приговоров (Olweus et al., 1999).

Выводы

Проблема профилактики буллинга должна рассматриваться как важный вопрос охраны психического здоровья детей. Увеличению риска виктимного поведения школьников способствуют следующие факторы: нарушение семейных отношений, формирование детско-материнской привязанности, недостаточная поддержка ребенка со стороны группы первичной поддержки; травматизация ребенка в раннем детском возрасте, психологическое и физическое насилие в семье; первазивные нарушения развития (нарушения социальной реципрокности и коммуникации при высокофункциональных расстройствах аутистического спектра, нарушения концентрационной функции внимания, гиперактивность и импульсивность при гиперкинетическом расстройстве, стигматизирующие нарушения развития речи). Вовлечение в буллинг в учебном заведении коррелирует с антисоциальным поведением за его стенами. Жертвы школьного насилия в зависимости от типологии личности могут демонстрировать пассивно оборонительные (побеги из школы, суицидальные мысли и действия) и активно оборонительные (преследование обидчиков за пределами школы, агрессия, разрушительное поведение в школе) действия.

Результаты нашего исследования свидетельствуют об игнорировании расстройств психики и поведения при оценке и расследовании случаев школьного насилия, как у вовлеченных в буллинг детей, так и у его жертв. Инструмент судебно-психиатрической экспертной оценки психического здоровья проводится редко, как правило без участия детских психиатров.

Литература

  1. Gladden RM, Vivolo-Kantor AM, Hamburger ME, Lumpkin CD.Bullying Surveillance Among Youths: Uniform Definitions for Public Health and Recommended Data Elements, Version 1.0. Atlanta, GA; National Center for Injury Prevention and Control, Centers for Disease Control and Prevention and U.S. Department of Education; 2013.
  2. Handbook of Bullying in Schools. An International Perspective / Edited by Shane R. Jimerson, Susan M. Swearer, Dorothy L. Espelage, 2010: Routledge. – 614 p.
  3. Swearer S., Espelague D.L., Vaillancourt T. & Hymel S. What can be done about school bullying? Linking research to educational practice // Educational Researcher.  – 2010. – Vol. 39 (1). – P. 38-47.
  4. Rose C.A. & Espelage D.L. Risk and protective factors associated with the bullying involvement of students with emotional and behavioral disorders // Behavioral Disorders. – 2012. – Vol. 37 (3). – P. 133-148.
  5. O’Brennan L.M., Bradshaw C.P., Sawyer A.L. Examining developmental diferences in the social-emotional problems among frequent bullies, victims, and bully/victims // Psychology in the Schools. – 2009. – Vol. 6. – № 2. – P. 100-115.
  6. Bond L., Carlin J.B., Homas L., Rubin K., and Patton G. Does bullying cause emotional problems? A prospective study of young teenagers // British Medical Journal. – 2001. – Vol. 323. – № 7311. – P. 80-88.
  7. Siobhan Hugh-Jones, Peter K. Smith. Self‐reports of short‐ and long‐term effects of bullying on children who stammer Goldsmiths, University of London, Londinium, England, United Kingdom // British Journal of Educational Psychology. – 1999. – Vol. 69 (2). – P. 141-158.
  8. Hymel S., Swearer S.M. Four decades of research on school bullying: An introduction //Am Psychol. – 2015. – Vol. 70 (4). – P. 293-299.
  9. Sampson Rana. Bullying in schools. Problemoriented guides for police, Problem-oriented guide series, guide 12. — U.S. Department of Justice, Office of Community Oriented Policing Services, 2008.
  10. Pellegrini A.D. Sampling instances of victimization in mile school: A methodological comparison. In J. Juvonen & S. Graham (Eds.), Peer harassment in school: The plight of the vulnerable and victimized, NY: Guilford Press, 2001. – P. 125-144.
  11. Cornell D.G., Sheras P.L., & Cole, J.C. Assessment of bullying. In S. Jimerson & M. Furlong (Eds.) // Handbook of school violence and school safety: From research to practice, Mahwah, NJ: Erlbaum, 2006. – P. 191-210.
  12. Rigby K., Slee P. Australia. In P. Smith, Y. Morita, J. Junger-Tas, D. Olweus, R. Catalano, and P. Slee (eds.), The Nature of School Bullying: A Cross-National Perspective., 1999, London and New York: Routledge.
  13. Junger-Tas J., Kesteren J. Van. Bullying and Delinquency in a Dutch School Population, 1999, The Hague (Netherlands): Kugler Publications. – 354 p.
  14. D. Martsenkovskyi. High functional autism as predictor of bullying and suicidal risk in ukrainian schools // European Psychiatry: Abstracts of the 22nd European Congress of Psychiatry, 2014. – Vol. 29, Suppl. 1. – P. 237 -238.
  15. D. Olweus. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Oxford, England: Hemisphere xiii, 1978. – 218 p.
  16. Kaltiala-Heino R., Rimpela M., Marttunen M., Rimpela A., & Rantanen P. Bullying, depression, and suicidal ideation in Finnish adolescents: School survey, 1999.
  17. Olweus D., Limber S., & Mihalic S. Bullying prevention program. In D. S. Elliott (Series Ed.), 1999.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2016 Рік

Зміст випуску 2-1, 2016

  1. Олег Левада: «Эмоциональная реактивность и регулирование – это ключ к пониманию положительных аффективных изменений в пожилом возрасте»

  2. Психосоматична коморбідність і якість життя у пацієнтів похилого віку

  3. Психологічні особливості соціалізації та самореалізації людей похилого віку

  4. Клинические рекомендации по оказанию помощи пациентам с болезнью Альцгеймера и другими видами деменции

  5. Легкие когнитивные нарушения

  6. Применение мемантина гидрохлорида для лечения различных подтипов деменции

  7. Психосоматичний підхід до порушень вегетативної нервової системи у загальній лікарській практиці

  8. Тревожно-депрессивные расстройства при неврозах и проблема выбора лекарственного средства

  9. Алгоритм терапии Болезни Паркинсона

  10. Цереброваскулярные заболевания: патогенетические биорегуляционные возможности применения Церебрум композитум Н

  11. Розлади сну у осіб літнього віку

  12. Способность ницерголина повышать сывороточную концентрацию субстанции Р у пациентов с ишемическим инсультом

  13. Повреждение кишечной трубки нестероидными противовоспалительными препаратами: клиническое значение, патогенез, возможности профилактики

Зміст випуску 10 (84), 2016

  1. С 10-летним юбилеем, журнал «НейроNEWS!»

  2. Перша психологічна допомога для всіх

  3. Психическое здоровье в чрезвычайных ситуациях

  4. Сучасне бачення проблеми когнітивних порушень при депресії. Перспективи вивчення та лікування

  5. Ацетилсаліцилова кислота в профілактиці цереброваскулярних захворювань: ризики взаємодії з іншими нестероїдними протизапальними препаратами

  6. Новое в эпилептологии

  7. Эффективность кветиапина в качестве антидепрессанта: фармакокинетика, фармакодинамика. Данные клинических исследований

  8. Эффективность топирамата в профилактическом лечении мигрени

  9. Современные рекомендации по лечению абсансных припадков

  10. Лечение когнитивного дефицита при болезни Альцгеймера

  11. Рекомендации по фармакотерапии большого депрессивного расстройства

  12. Рекомендации по лечению болезни Паркинсона

  13. Сравнительная эффективность вальпроевой кислоты и ламотриджина в качестве первой линии терапии эпилепсии

Зміст випуску 8 (82), 2016

  1. Психічне здоров’я дітей та підлітків

  2. Перспективи вирішення проблеми когнітивних порушень

  3. Когнитивные нарушения у пациентов с психической и неврологической патологией

  4. Новое в эпилептологии

  5. Кветиапин XR: нейробиология и место в терапии психических расстройств

  6. Немоторные нарушения при болезни Паркинсона в аспекте клинических портретов пациентов. Терапевтический подход

  7. Використання атипових нейролептиків у практичній діяльності сімейного лікаря

  8. Руководство по лечению биполярного аффективного расстройства

  9. Досвід використання Ньюропентину для лікування нейропатичного компонента болю у пацієнтів з дорсалгією

  10. Возможности оптимизации терапии инсульта с помощью биорегуляционного подхода

  11. Деменція

Зміст випуску 7 (81), 2016

  1. Спільнотні служби охорони психічного здоров’я – неминуча реальність України

  2. Надання допомоги пацієнтам з депресією: труднощі імплементації клінічних настанов

  3. Основы методологии клинических исследований

  4. Новое в эпилептологии

  5. Принципи терапії та діагностики біполярного афективного розладу

  6. Применение антипсихотических препаратов: клинические рекомендации для врачей общей практики

  7. Застосування кветіапіну в комбінації з антидепресантами для лікування пацієнтів з депресією

  8. Проблемні питання психофармакотерапії посттравматичного стресового розладу

  9. Руководство по комбинированной терапии болезни Альцгеймера

  10. Церебрум композитум Н: патогенетические биорегуляционные возможности в детской неврологии

  11. Гендерна дисфорія

Зміст випуску 6 (80), 2016

  1. Сергій Шум: «Я дуже сподіваюсь, що найближчим часом законодавство України не буде обмежувати права людини з вадами психічного здоров’я, а допомагатиме у їх реалізації»

  2. Роль та місце психіатричної допомоги у структурі госпітальних округів

  3. Сомнамбулізм у дітей

  4. Нейропсихофармакология психических расстройств в детском и подростковом возрасте

  5. Новое в эпилептологии

  6. Ламотриджин в лечении эпилепсий

  7. Буллинг как разновидность школьного насилия

  8. Расстройства аутистического спектра

  9. Гипомеланоз Ито

  10. Покрокова десенсибілізація та фізична підтримка в корекції поведінки протесту у підлітка із розладом аутистичного спектра

  11. Эсциталопрам в лечении социального тревожного расстройства

  12. Эффективность комбинированной терапии деменции альцгеймеровского типа мемантином и донепезилом

  13. Ефективність та безпека метилкобаламіну у хворих із хронічним болем у попереку

  14. Траумель С: патогенетические биорегуляционные возможности в неврологии

Зміст випуску 5 (79), 2016

  1. Перспективи у галузі дитячої і підліткової психіатрії

  2. Современные реалии по оказанию помощи пациентам с депрессией: итоги первого года внедрения национального протокола

  3. Новое в эпилептологии

  4. Принципы применения психотропных лекарственных препаратов у детей и подростков

  5. Руководство по медикаментозному лечению мигрени

  6. Руководство по лечению эпилептического статуса у детей и взрослых

  7. Когнітивно-поведінкова терапія соціальної фобії

  8. Застосування методів часткового фізичного обмеження для зменшення проявів аутоагресивної поведінки у підлітка із розладом аутистичного спектра

  9. Долгосрочная эффективность и безопасность применения леветирацетама в лечении эпилепсий

  10. Особливості діагностики тривожно-депресивних розладів у хворих на фіброміалгію на тлі нейропатичного болю травматичного генезу

Зміст випуску 4 (78), 2016

  1. Від спеціалізованої психіатричної допомоги до системи охорони психічного здоров’я

  2. Новое в неврологии

  3. Современные возможности и достижения в профилактике и терапии инсульта

  4. Актуальные вопросы в неврологии

  5. Особенности лечения болевой формы диабетической полинейропатии

  6. Применение венлафаксина XR в лечении резистентного обсессивно-компульсивного расстройства: результаты клинических наблюдений

  7. Стратегия вазотропной фармакотерапии при цереброваскулярной патологии: фармакологические подходы и клинические возможности

  8. Стабилизаторы настроения в лечении биполярного аффективного расстройства

  9. Диагностика и тактика лечения генерализованного тревожного и панического расстройств у взрослых

  10. Эффективность кветиапина в лечении симптомов депрессии в рамках биполярного аффективного расстройства I и II типа

  11. Реакція на важкий стрес та розлади адаптації. Посттравматичний стресовий розлад

  12. Французская болезнь Ги де Мопассана

Зміст випуску 2 (76), 2016

  1. Юрій Гріненко: «Наша головна мета – створити заклад з комплексним безперервним підходом до процесу реабілітації»

  2. Границы профессиональной компетенции детского психиатра в Украине

  3. Сравнительная характеристика габапентина и прегабалина

  4. Новое в эпилептологии

  5. Венлафаксин XR в купировании болевого синдрома при депрессии

  6. Радикулопатії та безсимптомні грижі хребта: диференційна діагностика і лікування

  7. Психосоціальна реабілітація: проблеми і шляхи вирішення

  8. Остеохондроз: патогенетические биорегуляционные возможности применения Дискус композитум

  9. Риск сердечно-сосудистых событий у пациентов, принимающих целекоксиб

  10. Психосоматичні аспекти фібриляції передсердь

  11. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии у детей

  12. Применение прегабалина при генерализованном тревожном расстройстве у взрослых

  13. Місце епілепсій у структурі психічних та нервових хвороб серед населення України в 2014 році

  14. Дерево надежды стоит прямо. Медицинская история Фриды Кало

Зміст випуску 1 (75), 2016

  1. Реабілітація військовослужбовців

  2. Когнитивные нарушения у пациентов с большим депрессивным расстройством: современные подходы к диагностике и новые возможности лечения

  3. Новое в эпилептологии

  4. Эпилептический статус: эффективность и безопасность инъекционной формы вальпроата

  5. Роль цитиколина при когнитивных нарушениях

  6. Руководство по лечению депрессии у взрослых и пациентов пожилого возраста

  7. Рекомендации по лечению синдрома беспокойных ног и синдрома периодических движений конечностей

  8. Предикторы терапевтического ответа при лечении большого депрессивного расстройства кветиапином XR

  9. Ефективність та безпека протиепілептичних препаратів та інших засобів лікування епілепсії у дітей з розладами аутистичного спектра

  10. Влияние зипразидона на факторы риска развития метаболического синдрома

  11. Дерево надежды стоит прямо. Медицинская история Фриды Кало

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Зміст випуску 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Архів рекомендацій