Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися
  1. Денис Угрин: «Наиболее эффективный способ оказания помощи ребенку с симптомами тревожного расстройства – это признание проблемы без осуждения и предоставление полной поддержки»

  2. Новые сведения о патогенезе болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний: пересмотр диагностических критериев

  3. Актуальные вопросы детской психиатрии

  4. Бетагистин – признанный стандарт в лечении вестибулярных головокружений

  5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра: системный поход

  6. Дифференцированный подход к применению антидепрессантов

  7. Тяжелый депрессивный эпизод у подростка: в поисках баланса между психофармакотерапией и психотерапией

  8. Рекомендации по лечению хронической боли

  9. Расстройства сна у детей и подростков в психиатрической практике

  10. Эффективность вальпроевой кислоты в комбинации с ламотриджином, топираматом или леветирацетамом у детей с резистентной фокальной эпилепсией

  11. «Кратал для дітей» у монотерапії синдрому вегетативної дисфункції

  12. Тривожно-депресивні розлади у пацієнтів з кардіальною патологією

  13. Епілепсії у дітей

Денис Угрин: «Наиболее эффективный способ оказания помощи ребенку с симптомами тревожного расстройства – это признание проблемы без осуждения и предоставление полной поддержки»

 

 

pic-9714275207.jpgТревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных детских и подростковых психических заболеваний. В разные возрастные периоды от 10 до 15% детей имеют те или иные симптомы тревожных расстройств. Данные симптомы оказывают негативное влияние на социальное взаимодействие ребенка, ограничивая нормальную жизнедеятельность, что может привести к поведенческим нарушениям, и в ряде случаев стать причиной задержки развития. До недавнего времени ошибочно считалось, что эти симптомы не стоит принимать всерьез, и что они с возрастом исчезнут. Однако на сегодняшний день есть данные, которые свидетельствуют о возможной трансформации тревожных расстройств в детском возрасте в более серьезные заболевания в последующем. Именно поэтому очень важно обращать внимание на соответствующие жалобы у детей и оказывать им адекватную помощь. С просьбой прокомментировать актуальность данной проблемы и особенность оказания помощи детям с тревожными расстройствами мы обратились к врачу-консультанту клиники Модсли (Лондон), преподавателю кафедры детской психиатрии Института психиатрии королевского колледжа Лондона Денису Угрину.

– Доктор Угрин, расскажите, пожалуйста, какова природа тревоги и страхов у детей и подростков?

– Тревога является естественной человеческой реакцией и распространенной формой стресса, имеет физические и эмоциональные проявления, а также характеризуется нарушением в восприятии окружающего мира. Тревога связана с беспокойством о будущем, негативными событиями, которые могут произойти, в отличие от депрессии, когда дети часто живут воспоминаниями о пережитых событиях. В контексте этого справедливым является утверждение о том, что самые счастливые дети – это те, которые живут настоящим.

Существует ряд исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что тревожные расстройства являются наиболее распространенными психическими заболеваниями у детей и подростков и по распространенности могут соперничать только с оппозиционными. Чаще тревожные расстройства встречаются у девочек. Эта разница становится очевидной уже в возрасте 6 лет. По данным консервативных исследований, распространенность составляет около 10% (Fergusson et al., 1993). Тревожные расстройства, в отличие от физиологической тревоги, негативно влияют на все аспекты жизни ребенка, нарушая его нормальное функционирование как дома, так и в школе. Очень важно выявлять и наблюдать за детьми с тревожными расстройствами, поскольку у них очень часто отмечаются школьная неуспеваемость, трудности в взаимоотношениях со сверстниками, социальная дезадаптация, а также развитие различных зависимостей. Тревожные расстройства в детстве – серьезные предикторы тревожных и депрессивных расстройств в зрелом возрасте, которые в свою очередь являются ведущими причинами инвалидности.

Тревожные расстройства, в отличие от физиологической тревоги, негативно влияют на все аспекты жизни ребенка, нарушая его нормальное функционирование как дома, так и в школе.

– Каковы же основные причины тревожных расстройств?

– Причины тревожных расстройств можно разделить на две категории: генетические и экзогенные. Тревожные расстройства довольно часто являются наследственными с коэффициентом наследуемости от 0,25 до 0,6% в зависимости от популяции (Hettema et al., 2005). Несмотря на то, что неоспоримым является факт влияния генетических факторов, мало что было сделано для определения отвечающих за это специфических генов. Скорее всего, влияние оказывают несколько генов.

Среди экзогенных факторов развития тревожных расстройств достаточное воздействие оказывают стрессовые ситуации, а именно потеря близкого человека и большие жизненные перемены, такие как частая смена места проживания и школы. Кроме того, значение имеет микроклимат в семье. Наличие тревожных проявлений у членов семьи может сформировать у ребенка ложное представление об окружающем мире, который он будет воспринимать исключительно как «опасное место».

Наличие тревожных проявлений у членов семьи может сформировать у ребенка ложное представление об окружающем мире, который он будет воспринимать исключительно как «опасное место».

– Существуют ли какие-то наиболее опасные возрастные периоды возникновения тревоги и страхов у детей?

– Различные типы тревожных расстройств отличаются друг от друга возрастом дебюта. Специфические фобии (например, страх насекомых или боязнь темноты), как правило, начинаются в раннем детстве. Сепарационное тревожное расстройство развивается в детском возрасте и обычно ассоциировано с периодом начала посещения детского сада или школы. Генерализованное тревожное расстройство чаще развивается в конце детского или в начале подросткового периода. Социальное тревожное расстройство обычно наблюдается у подростков. Паническое расстройство (с/без агорафобии) не характерно для детей младших возрастных групп, поскольку у них еще не сформированы необходимые для развития истинных панических атак определенные когнитивные структуры. Достаточно часто у одного ребенка могут наблюдаться различные подтипы тревожных расстройств, которые доминируют в клинической картине в тот или иной период развития. Например, у маленького ребенка с симптомами сепарационного расстройства в более позднем возрасте может иметь место генерализация симптомов, и впоследствии оно приобретет черты социальной тревоги.

Посттравматическое стрессовое и обсессиво-компульсивное расстройства хотя и относятся к категории тревожных, в некоторых классификациях отнесены к расстройствам с иной нейробиологической основой.

Достаточно часто у одного ребенка могут наблюдаться различные подтипы тревожных расстройств, которые доминируют в клинической картине в тот или иной период развития.

– Доктор Угрин, а каковы основные симптомы тревожных расстройств у детей?

– Симптомы тревожных расстройств могут быть физические (в связи с выбросом адреналина и других гормонов стресса), такие как головокружение, повышенное потоотделение или дрожание конечностей, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, проблемы со сном в ночное время (особенно c засыпанием), беспокойство или усталость во время бодрствования, и когнитивные или психологические, а именно проблемы с концентрацией внимания, раздражительность, постоянное беспокойство и значительное преувеличение риска причинения вреда, которые могут произойти с ребенком или другими лицами.

Родители должны знать, что они играют ключевую роль в оказании помощи своему ребенку. Основная задача папы и мамы заключается в признании того, что их ребенок нуждается в профессиональной помощи.

– Что важно знать родителям и как реагировать на жалобы и переживания ребенка?

– Родители должны знать, что они играют ключевую роль в оказании помощи своему ребенку. Основная задача папы и мамы заключается в признании того, что их ребенок нуждается в профессиональной помощи. Зачастую это происходит тогда, когда симптомы тревоги уже мешают нормальному функционированию маленького пациента. Родители также должны знать, что некоторые дети избегают разговора о своих переживаниях, так как они опасаются быть неправильно понятыми, а их поведение взрослые могут расценивать как простое непослушание. Наиболее эффективный способ оказания помощи ребенку с симптомами тревожного расстройства – это признание проблемы без осуждения и предоставление полной поддержки. Замечательно, если родители могут открыто говорить с ребенком о симптомах, об их влиянии на повседневную жизнь. Можно рассказать ему о своих стрессовых ситуациях и о том, как удалось с ними справиться. Очень важно предоставить ребенку пространство для веселья и счастья, создать дружественную атмосферу. Наказание за ошибки или отсутствие прогресса только усугубят тревогу. Также для детей весьма полезно так называемое планирование трудных периодов (например, если подготовка к школе утром вызывает определенные трудности, необходимо выделять больше времени).

К методам оказания помощи ребенку в домашних условиях относятся следующие моменты.

1. Внимательность – родителям необходимо найти время, чтобы обратить внимание и выслушать своего ребенка.

2. Поддержка – ребенок не должен чувствовать себя одиноким в своей болезни; следует объяснить ему, что многие другие дети также имеют симптомы тревоги.

3. Образованность – необходимо донести до ребенка, что тревога может быть физиологической нормой, временным и безвредным явлением.

4. Мотивация к работе со страхами – родители должны обеспечить содействие и поддержку своему ребенку.

5. Похвала – необходимо хвалить ребенка за то, что он пытается справиться со своими страхами, хотя это и нелегко.

Родителям однако следует избегать чрезмерной поддержки, дети должны использовать свои методы борьбы со стрессом. К сожалению, очень часто родители невольно становятся виновниками усугубления тревоги и беспокойства у ребенка. Своими действиями они могут еще больше укреплять и оправдывать навязчивое поведение (например, стерилизуют посуду ребенка, который боится микробов) или же, наоборот, критикуют и наказывают за неудачи в борьбе с тревогой. В первом случае такая поддержка дает возможность детям чувствовать себя лучше непродолжительный период времени, однако может усугубить симптоматику в долгосрочной перспективе. Во втором случае тревога может нарастать, и у ребенка, который часто подвергается критике и наказаниям за неудачи в борьбе с тревогой, может присоединиться депрессивная симптоматика.

Многие дети, которые страдают тревожным расстройством, отказываются от посещения школы. Зачастую лучшей стратегией является позиция родителей, которые не способствуют усугублению проявлений тревоги и поддерживают как можно более быстрое возвращение ребенка в школу. Иногда, если быстрое возобновление занятий в школе невозможно в связи с тяжелой тревогой, приемлемо постепенное возвращение. Это требует совместных усилий родителей, учителей и психологов.

К наиболее важным мероприятиям, о которых родители и специалисты должны знать, относятся психотерапия, медикаментозное лечение и социальная поддержка.

– Какие методы лечения используются у детей с тревожным расстройством?

– Тревога у детей и подростков часто остается вне внимания родителей, не рассматривается как симптом заболевания и соответствующим образом не лечится, что может привести к хроническим и истощающим физическим и психическим расстройствам.

К наиболее важным мероприятиям, о которых родители и специалисты должны знать, относятся психотерапия, медикаментозное лечение и социальная поддержка.

Из всех психотерапевтических методов лечения наиболее эффективна длительная когнитивная поведенческая терапия (КПТ). Среди фармакологических средств препаратами первой линии выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (сертралин, флуоксетин или циталопрам). Социальные интервенции включают предоставление адекватной социальной помощи семье и адекватной образовательной поддержки ребенка.

На сегодняшний день существуют достоверные данные относительно эффективности комбинированной терапии тревожных расстройств у детей и подростков. Так, согласно результатам крупного рандомизированно-го контролируемого исследования Walkup et al. (2008), после 12 недель лечения детей и подростков с тревожными расстройствами улучшения наблюдались у 80,7% в группе комбинированной терапии, у 59,7% в группе КПТ и у 54,9% принимавших сертралин. Все методы лечения были эффективнее плацебо (23,7%).

При оказании помощи детям необходимо избегать использования тех методов лечения, которые не имеют доказательной базы или являются неэффективными. С этой целью перед началом терапии родителям необходимо задать специалисту ряд уточняющих вопросов: «Какая доказательная база предложенных методов лечения?», «Каковы шансы на успех?», «Какова ваша квалификация в предлагаемых методах?».

...тревожное расстройство считается достаточно распространенным и инвалидизирующим, но в большинстве случаев хорошо поддается лечению. Доступность и вера в эффективность терапии являются ключом к помощи таким детям.

В заключение хочется отметить, что тревожное расстройство считается достаточно распространенным и инвалидизирующим, но в большинстве случаев хорошо поддается лечению. Доступность и вера в эффективность терапии являются ключом к помощи таким детям.

Подготовила Татьяна Ильницкая

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2014 Рік

Зміст випуску 2-1, 2014

  1. Ірина Пінчук: «…основною метою паліативної допомоги є пролонгація життя, підтримка нормального функціонування, вирішення психологічних, соціальних і духовних проблем пацієнтів та їх родин»

  2. Особенности клинического течения и медикаментозной терапии болезни Паркинсона на поздних стадиях заболевания

  3. Депресивні розлади у пацієнтів похилого віку: проблеми діагностики і терапії

  4. Депрессия и деменция: коморбидность, дифференциальная диагностика и тактика ведения пациентов

  5. Прамипексол в терапии идиопатической болезни Паркинсона

  6. Положительное влияние церебролизина на восстановление мозга после ишемии

  7. Епідеміологічні аспекти судинної деменції: стан проблеми за останні 5 років

  8. Современные подходы к патогенетической терапии болезни Альцгеймера

  9. Развитие и лечение синдрома Корсакова

  10. Фармакологическое ведение пациентов с нейропатической болью в неспециализированных условиях

  11. Проблемы и перспективы коррекции промежуточного метаболизма у больных с сосудистой коморбидностью

Зміст випуску 9-10 (64), 2014

  1. Всемирный день психического здоровья: жизнь с шизофренией

  2. Десять мифов о происхождении и лечении зависимостей от психоактивных веществ

  3. Новое в психиатрии

  4. Эффективность и безопасность глутаматергической терапии при деменции

  5. Новое в эпилептологии

  6. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии

  7. Прегабалин в лечении генерализованного тревожного расстройства

  8. Влияние скорости титрования ламотриджина на переносимость и частоту развития побочных эффектов

  9. Особенности течения и терапии рассеянного склероза в педиатрической практике

  10. Эффективность новой формы флупиртина (Катадолона форте) в лечении острой боли в спине

  11. Оценка безопасности применения комбинированной формы диклофенака у геронтологических пациентов с синдромом хронической боли

  12. Применение эсциталопрама для лечения больных шизофренией и обсессивно-компульсивным расстройством: открытое проспективное исследование

  13. Воздушные замки Людвига Баварского

Зміст випуску 7 (62), 2014

  1. Тина Берадзе: «…мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети»

  2. Вдосконалення системи охорони психічного здоров’я в Україні

  3. Новые возможности в диагностике и терапии болезни Альцгеймера

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Роль витаминов группы В в профилактике когнитивных нарушений

  7. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии

  8. Диагностика и ведение большого депрессивного расстройства у взрослых

  9. Рекомендации по лечению синдрома беспокойных ног и синдрома периодических движений конечностей

  10. Эффективность эсциталопрама в лечении депрессии у лиц пожилого возраста

  11. Эффективность препарата Летиум у больных артериальной гипертензией

  12. Эффективность мельдония в уменьшении электрической нестабильности сердца у пациентов с ишемическим инсультом

  13. Болезнь короля Эрика XIV – шведского «Ивана Грозного»

Зміст випуску 6 (61), 2014

  1. Денис Угрин: «Наиболее эффективный способ оказания помощи ребенку с симптомами тревожного расстройства – это признание проблемы без осуждения и предоставление полной поддержки»

  2. Новые сведения о патогенезе болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний: пересмотр диагностических критериев

  3. Актуальные вопросы детской психиатрии

  4. Бетагистин – признанный стандарт в лечении вестибулярных головокружений

  5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра: системный поход

  6. Дифференцированный подход к применению антидепрессантов

  7. Тяжелый депрессивный эпизод у подростка: в поисках баланса между психофармакотерапией и психотерапией

  8. Рекомендации по лечению хронической боли

  9. Расстройства сна у детей и подростков в психиатрической практике

  10. Эффективность вальпроевой кислоты в комбинации с ламотриджином, топираматом или леветирацетамом у детей с резистентной фокальной эпилепсией

  11. «Кратал для дітей» у монотерапії синдрому вегетативної дисфункції

  12. Тривожно-депресивні розлади у пацієнтів з кардіальною патологією

  13. Епілепсії у дітей

Зміст випуску 5 (60), 2014

  1. ТИНА БЕРАДЗЕ: «…человеческий организм представляет собой огромную биохимическую лабораторию, нарушения в которой напрямую связаны с нашим состоянием и влияют на отношение как к себе, так и к окружающим»

  2. Функциональная оценка, определение причин проблемного поведения и выбор методов коррекции

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Коморбидность хронической боли и депрессии у неврологических больных

  6. Применение агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона: фокус на прамипексол

  7. Диагностика и лечение синдрома PANDAS

  8. Рекомендации по ведению пациентов с деменцией

  9. Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством

  10. DISCOVERY-NEURO: депрессия и ее соматические проявления в неврологической практике

  11. Применение неэрготаминовых агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона

  12. Эффективность и безопасность рисперидона при первом психотическом эпизоде

  13. Пурпурная болезнь Георга ІІІ

Зміст випуску 4 (59), 2014

  1. Лікування мистецтвом у реабілітаційній роботі з пацієнтами, які мають вади психічного здоров’я

  2. Как убеждать политиков в приоритетности сферы психического здоровья

  3. Нейропсихофармакологія психічних розладів у дитячому та підлітковому віці

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Комбинированная терапия болезни Альцгеймера

  7. Эсциталопрам и улучшение когнитивных функций после инсульта

  8. Сравнительная оценка эффективности, безопасности и влияния на когнитивные нарушения амисульприда и оланзапина

  9. Роль патогенетической терапии болезни Альцгеймера в снижении нагрузки на лиц, ухаживающих за пациентами

  10. Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством

  11. Применение прамипексола у пациентов на ранней стадии болезни Паркинсона

  12. Купирующая терапия атипичными антипсихотиками больных с впервые возникшими психотическими состояниями

  13. Болезни Короля-Синей Бороды, Генриха XVIII Тюдора

Зміст випуску 3 (58), 2014

  1. Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона

  2. Новое в психиатрии

  3. Аспекты клинической фармакологии эсциталопрама при лечении депрессии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Эпилепсия у женщин

  6. Актуальні питання надання психіатричної допомоги хворим на деменцію

  7. Психопатологія депресії похилого віку: клініка, лікування

  8. Роль антипсихотических препаратов в лечении обсессивно-компульсивного расстройства: перспективы использования рисперидона

  9. Топирамат и его возможности в современной эпилептологии

  10. Оптимизации психофармакотерапии эндогенных депрессий с помощью препарата церебролизин

  11. Эффективность и безопасность препарата мезакар в лечении эпилепсии у детей раннего возраста

  12. Эффективность и переносимость прамипексола в лечении первичного синдрома беспокойных ног

  13. Генетический закат империи испанских Габсбургов

Зміст випуску 1 (56), 2014

  1. Джеймс Димер: «Самое важное, что мы можем сделать для родителей и их детей – выслушать, понять, поддержать, обнадежить и быть с ними»

  2. Сравнительный анализ эффективности и приемлемости 12 новых антидепрессантов

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Атипичные антипсихотики при шизофрении: эффективность, безопасность, стратегии лечения

  6. Современные принципы терапии биполярных расстройств

  7. Протиепілептичні препарати та інші засоби лікування епілепсій у дітей із розладами спектра аутизму

  8. Эффективное лечение деменции – от теории к практике

  9. Сонапакс®: новый взгляд на свойства препарата

  10. Аномалии развития ЦНС: фокальная корковая дисплазия с шизэнцефалией и билатеральным перисильвиарным синдромом

  11. Рекомендации по фармакологическому лечению болезни Паркинсона

  12. Розлади спектра аутизму у підлітків та дорослих

  13. Руководство по головокружениям и нарушениям пространственной ориентации

  14. Европейские монархи: болезни и судьбы Карл VI – Возлюбленный и Безумный король

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Зміст випуску 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Архів рекомендацій